Автор: Тулаева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ
Населённый пункт: город Боровичи Новгородской области
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Организация воспитательного процесса в классном коллективе"
Раздел: начальное образование
Организация воспитательного процесса в классном коллективе
«Пусть педагог всегда спешит к де-
тям, радуется каждой встрече с
ними; тогда и дети будут спешить в
школу и от всего сердца радоваться
встрече со своим педагогом»!
«Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амона-
швили
Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социаль-
ном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни.
Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и
неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа определяет, в каком
направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном гру-
зом постоянных срывов и неудач.
Воспитание всегда на Руси было первично. Оно являло собой суть об-
разования личности, а душа была признана объектом педагогического влия-
ния.
Начальное общее образование - первая очень важная ступень общего
образования. Убеждена, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь
ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных си-
туациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различ-
ных социальных группах.
На сегодняшний момент- школа остается важнейшим звеном в системе
воспитания. Классное руководство, как традиционное школьное явление, по-
стоянно требует своего переосмысления и совершенствования.
Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к ре-
зультату образования. Не случайно Д.А.Медведев утвердил в 2010 году ини-
циативу «Наша новая школа», в которой четко озвучено следующее: «Основ-
ное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, ко-
торую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребен-
ка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и
создание условий для нормального духовного, умственного и физического
совершенствования». Качество формирования личности младшего школьника
зависит от учителя начальных классов, который является классным руководи-
телем. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в
современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлю-
щие в ребенке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные
возможности для их развития.
Исходя из вышесказанного, я, как классный руководитель, прогнози-
рую, организую и анализирую повседневную жизнь и деятельность учащихся
своего класса.
Целью воспитательной деятельности считаю создание благоприятных
условий для личностного развития учащихся; для сотрудничества педагогов,
родителей и учеников; для самореализации учащихся.
Важнейшим
принципом
воспитания
моих
учащихся
является
лич-
ностно-ориентированный
подход.
Личностно-ориентированная
педагогика
создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные ин-
тересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми
личный опыт.
Моя
деятельность
осуществляется
с
учетом
особенностей
развития
каждого ребенка, направлена на изучение качеств личности, её интересов,
склонностей. Эффективность этой работы зависит от моего педагогического
профессионализма и мастерства,
умения изучать личность и помнить при
этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических
и психологических особенностей, присущих только конкретному ребенку и
отличающих его от других детей. Учитывая их, я определяю методы и формы
воспитательного воздействия на личность каждого школьника.
В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы
с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой склады-
ваются
будни
и
праздники
жизни
детского
воспитательного
сообщества.
Необходимо отметить, что количество форм коллективной деятельности бес-
конечно. Классный руководитель является творцом интересных для детей и
разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм
работы с современным школьником.
В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими прин-
ципами:
Принцип
гуманных
взаимоотношений
(комфортная
атмосфера
для
благоприятного самочувствия);
Принцип интеллектуального фона (многообразие познавательных сти-
мулов определенного вида трудностей);
Принцип самоанализа и саморазвития (рефлексивный компонент как
завершающий этап любого вида деятельности);
Принцип системности и интеграции.
Всю работу в классе я организую через проведение КТД (коллективное
творческое дело, автор методики И.П.Иванов). Это предполагает широкое
участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных
дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, ха-
рактер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе
широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый
участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фанта-
зии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают на-
выки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими,
узнают друг о друге много нового.
Основу коллективной творческой деятельности составляет годовой круг
традиционных дел: «День знаний», «День матери», «Новогодний праздник»,
«Рыцарский турнир», конкурс «А, ну-ка, девочки!», «Веселые старты», «
День именинника», праздник «Мы стали на год взрослее», и другие.
Этапы коллективного творческого дела:
Планирование дела - руководитель детского коллектива "зажигает” детей ин-
тересным и полезным делом.
Распределение обязанностей - в микрогруппах планируется конкретное
КТД: Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет
участником? Кто и кому будет помогать?
Подготовка дела - создается специальный орган-Совет дела, в который вхо-
дят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует
только во время подготовки и проведения данного КТД.
Проведение дела - предваряется в жизнь все, что было задумано. Длитель-
ность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - созда-
ние психологического комфорта.
Подведение итогов - три ключевых момента: отметить все положительное,
обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении
дела, наметить перспективы позитивного развития каждой личности и дет-
ского коллектива. Главные вопросы: Кто как участвовал? Кто внес больший
вклад? Кто остался в стороне и по какой причине? Учим детей обосновывать
свое мнение.
Не могу не обратить ваше внимание на новизну к организации воспита-
тельного процесса в нашем коллективе, а речь идет о внутриклассной систе-
ме ДАР «Детство. Активность. Развитие.» Разработанная мною система поз-
воляет проводить образовательный мониторинг - комплексное отслеживание
по разным направлениям изучения уровня обученности и развития коллекти-
ва и моих учащихся:
1.Семья. Родители.
2.Динамика состояния здоровья учащихся.
3.Мониторинг уровня обученности и развития.
4.Межличностные отношения.
5.Внеурочная деятельность.
Динамика развития коллектива основана на продуманном перспективном
планировании, на коррективах, вносимых по ходу работы . Действует само-
управление. В результате включения детей в организационно-управленче-
скую деятельность в коллективе идет формирование личности ученика в си-
стеме школьного самоуправления.
А еще есть в нашем классе традиции, которые могут творить чудеса:
1.Это традиция,когда в конце четверти у моих воспитанников в дневнике по-
являются записи: «Так держать», «Горжусь твоими успехами» и т.д.
2.Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе
«Книги Рекордов Гиннесса», в которую вносят имена ребят и родителей по
самым различным номинациям.
3.Зто традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого бу-
дет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.
4.Это традиция, когда ребята вместе со мной вырабатывают нравственные за-
коны жизни коллектива и живут по этим законам
5.Это традиция, когда в классе существует «Праздник добрых пожеланий».
На областном конкурсе для классных руководителей «Сердце отдаю де-
тям» буду раскрывать «Кладовую своего педагогического мастерства» по
теме «Воспитательный потенциал школьных традиций». Для меня, как
классного руководителя, важно сохранение традиций, созданных моими рука-
ми и душой. Они не канули в прошлое, а подхвачены и внедряются в школь-
ную жизнь умелыми и неравнодушными педагогами нашей школы.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности
ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей. Воспитатель-
ную работу строю на принципе системности, используя богатый социально-
культурный потенциал города:
Центр внешкольной работы, где мои воспитанники посещают кружки по
интересам:
филиал городской библиотеки, где прививаем любовь к чтению, участвуем
в познавательных викторинах и мероприятиях;
Дом Народного Творчества, где занимаемся в клубе «Этикет», организо-
ванно посещаем кружки, выставки, спектакли;
В школьном бассейне осваиваем курс плавания и активно участвуем в
школьных соревнованиях;
в спортивно- оздоровительном комплексе «Олимп» еженедельно на спор-
тивном часе занимаемся спортивным плаванием , прививаем здоровый образ
жизни;
детскую школу искусств, где дети занимаются на отделении фортепиано,
хореографии, ИЗОдеятельности.
Весь спектр дополнительного образования работает на профилактику асо-
циального поведения моих воспитанников, о чем говорят результаты педаго-
гической деятельности за последние 5 лет, приведенные ниже в таблице.
Воспитание начинается с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы.
Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, форми-
руется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные
навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни.
Учитывая это, я в своей работе стараюсь применять педагогику сотрудниче-
ства: учитель – ученик – родитель.
Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы
проживаем одной дружной семьей: "школа = дети + родители + классный ру-
ководитель ".
Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда
находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ре-
бенка.
При активном участии и помощи родителей мои ученики становят-
ся участниками и победителями конкурсов, олимпиад, по итогам уча-
стия в которых получают огромное количество грамот, благодарностей,
дипломов.
№
П\П
Показатели результативности
педагогической деятельности
Результативность деятель-
ности
1
Отсутствие учащихся в классе, со-
вершивших преступления с 2009 по
2013 годы
Отсутствуют такие учащие-
ся
2
Отсутствие учащихся в классе, со-
стоящих на учете в ПДН с 2009 по
2013 годы
Отсутствуют такие учащие-
ся
3
Участие воспитанников в конкурсах
различного уровня ( от муниципаль-
ного до всероссийского) с 2009 по
Ежегодное участие в муни-
ципальном конкурсе «Хочу
все знать» ( фабрика интел-
2013 годы
лекта); конкурс
«Безопасность- дорога в бу-
дущее»;
ежегодное участие в муни-
ципальном конкурсе «Вре-
мя читать- время творить»,
«Безопасное колесо»; муни-
ципальный конкурс рисун-
ков «Дети против пожаров»;
муниципальный этап об-
ластного конкурса «Дорож-
ные картинки», областной
конкурс «Классное чтение»;
муниципальный конкурс
самодельной игрушки «Иг-
рушечные мастера»;
городской конкурс «Вареж-
ки Деда Мороза», «К исто-
кам традиций», «Жители
Цветочного города»; меж-
дународный конкурс «Ка-
лендарь Страны Мастеров»;
муниципальный конкурс
«Молочные реки, творож-
ные берега»; городской
конкурс ДПИ « В Берендее-
вом царстве»;
областной конкурс « Зеле-
ная планета глазами детей»;
муниципальный конкурс
учебно-исследовательских
работ младших школьников
«Юный исследователь».
4
Наличие призовых мест в конкурсах
различного уровня ( от муниципаль-
ного до всероссийского) с 2009 по
2013 годы
2009-2010 учебный год: 1
место- муниципальный кон-
курс «Безопасность- дорога
в будущее»; 2010-2011
учебный год: 3 место -в му-
ниципальном этапе об-
ластного конкурса « Дорож-
ные картинки»; 2 и 3 ме-
сто в муниципальном кон-
курсе «Жители Цветочного
города»( по произведениям
Н.Н.Носова);
1 место- муниципальный
конкурс «Безопасное коле-
со», победи-
тель областного конкурса
«Классное чтение» в номи-
нации «Классный верни-
саж»;
2011-2012 учебный год: 2
место в муниципальном
конкурсе «Игрушечные ма-
стера», 3
место в муниципальном
конкурсе «Молочные реки,
творожные берега»,
2 место в муниципальном
конкурсе «Варежки Деда
Мороза», 4 ме-
сто в международном кон-
курсе «Календарь Страны
Мастеров»,
2012-2013 учебный год: 3
место в городском конкурсе
ДПИ «В Берендеевом цар-
стве».
5
Распространение опыта воспита-
тельной работы на различных уров-
нях ( выступления с докладами на
семинарах, конференциях, статьи) с
2009 по 2013 годы
Публикация статей в газете
муниципального района
«Красная искра»: «Школь-
ный вернисаж», «Путеше-
ствие в прошлое», «Живое
слово», «Жемчужины Евро-
пы». Распространение опы-
та воспитательной деятель-
ности на семинаре классных
руководителей на школьном
уровне. Транслировала опыт
работы на областном уровне
в газете « Образование- info»
в №6, 2013. На всероссий-
ском уровне публикация
опыта работы в социальной
сети работников образова-
ния.
6
Участие в профессиональных кон-
курсах различного уровня ( от муни-
ципального до всероссийского) с
2009 по 2013 годы
Участие в муниципальном
конкурсе «Учитель года-
2012» в номинации
«Классный руководитель»,
участие в областном конкур-
се для классных руководи-
телей «Сердце отдаю детям»
в 2013 году, участие во Все-
российском конкурсе для
учителей « Я - классный ру-
ководитель».
7
Наличие призовых мест в профес-
сиональных конкурсах различного
уровня ( по классному руководству)
с 2009 по 2013 годы
1 место в муниципальном
конкурсе «Учитель года-
2012» в номинации
«Классный руководитель», в
областном конкурсе « Со-
трудничество: вчера, сего-
дня, завтра» в номинации
«Творческий прорыв» ( име-
ется диплом участника).
8
Иные показатели результативности в
течение последних пяти лет
2011год: мною разработаны
программы дополнительно-
го образования школьников
«Русская народная игра»,
«Город, в котором я живу»,
«Юный эколог». С 2008 года
я являюсь руководителем
скаутского отряда «Капель-
ки» при Боровичском отде-
лении Новгородской обла-
сти Российской скаутской
организации. За работу в
этом направлении отмечена
грамотой Российской скаут-
ской организации «За лич-
ный вклад в развитие Рос-
сийской скаутской органи-
зации».
Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды
становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижени-
ям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка. Приятно видеть,
когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи сво-
его ребенка.
Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончани-
ем начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят в
школу, рассказывают о своих успехах и неудачах, для моих маленьких учени-
ков они становятся старшими друзьями: помогают изготовить поделку, сло-
жить в портфель школьные принадлежности, участвуют в проведении вне-
классных мероприятий. Слезы радости и гордости за своих учеников высту-
пают у меня, когда я бываю на их "Последнем звонке" или "Выпускном вече-
ре".
Формирую у учащихся умения и навыки самоорганизации, самовыра-
жения и самовоспитания; развиваю мотивацию, стремление каждого к
саморазвитию. Анализируя результативность деятельности своих уча-
щихся, смело могу сказать, что мною созданы условия для личного и
профессионального самоопределения детей ( п.3 и п.4 данной табли-
цы).
Этому способствует проведение развивающих мероприятий: конкур-
сов, игр, диспутов, предметных недель для демонстрации интеллекту-
альных умений и навыков, защита авторских проектов.
Педагогика сотрудничества взрослого и ребенка предполагает умение
выслушивать ребенка. А детей я учу думать, размышлять, прислушиваться к
чужому мнению и доказывать свою точку зрения. Лишь при таком общении
ребенок сможет почувствовать себя раскрепощенно, сможет проявить свое
«Я».
Я использую мотивационные подкрепляющие элементы, стимулирую-
щие вклад каждого участника воспитательного процесса: вручение благодар-
ственных писем активным родителям, рубрики «спасибо», «наши чемпио-
ны», «поздравляем» в классном уголке. Развиваю инициативу и творчество
учащихся, изучаю индивидуальные интересы и потребностей учащихся во
внеурочной деятельности, помогаю в выборе кружков, клубов, секций; по-
стоянно демонстрирую достижения, результаты способностей учащихся во
внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
В нашем кабинете есть современная медиатехника (компьютер, интер-
активная доска , проектор).
Постоянно изучаю результаты воспитательного процесса, провожу
анкетирование детей и родителей, анализ проведенных мероприятий (что по-
лучилось, что можно было сделать лучше и эффективнее?).
Результаты анкетирования говорят сами за себя:
Удовлетворенность участников воспитательного процесса – 100%
Участие родителей в классных и школьных мероприятиях -100%
Самооценка активности в школьной жизни-90%
Комфортность самочувствия учащихся в классе-100%
Для обобщения и распространения опыта провожу открытые меро-
приятия, выступаю на методическом объединении учителей начальных
классов, участвую в конкурсах педагогического мастерства, делюсь опы-
том с молодыми коллегами.
Результат моей работы - создание программ «Город, в котором я
живу», «Юный эколог», «Русские народные игры», которые осуще-
ствляются во внеурочной деятельности Федерального государственного
образовательного стандарта.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обу-
чения в начальной школе является важным звеном в становлении лично-
сти младшего школьника. Поэтому каждый последующий год опирается
на результаты предыдущего года воспитания.Здесь уместно сказать и о
психологической поддержке, которую получают мои воспитанники в ми-
нутку радости и разочарований, у меня с детьми доверительный стиль
взаимоотношений, причем всегда использую индивидуальный подход к
каждому своему ребенку. Этих форм психолого - педагогической под-
держки в своей работе мне хватает.
Важным условием, способствующим эффективной воспитательной
деятельности, является обеспечение атмосферы комфортного состояния,
эмоционального благополучия моих воспитанников. Существует одна
простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда
ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в
классном коллективе хорошая атмосфера комфортного состояния крайне
необходима. А основными слагаемыми этого климата выступают взаимо-
отношения педагога с детьми, их настроение, удовлетворенность рабо-
той. При хорошем психологическом микроклимате у классного руководи-
теля всегда хорошее настроение, а это всегда в свою очередь отражается
на стиле его общения с коллегами и детьми, поддерживается в нем состо-
яние оптимизма и бодрости.
При этом главные мои качества в работе с классным коллективом:
умелая организация воспитательного процесса, глубокое уважение к
моим воспитанникам, умение поддерживать любую полезную инициати-
ву детей, личный пример оптимизма и уверенности в завтрашнем дне . А
девизом своей работы считаю «Научись радоваться успехам других и по-
беда обязательна придет и к тебе!» Этому и учу своих ребят.
"Учитель - профессия дальнего действия", - эти слова Р. Рождественско-
го я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о дости-
жениях моих учеников в учебе, спорте, творчестве, поскольку зернышки этих
успехов были посеяны мною еще в начальной школе. Я рада, что меня ценят
мои ученики и их родители, для меня это высшая оценка труда.
В своей работе следую словам из замечательной, доброй книги Ш. А.
Амонашвили “Улыбка моя, где ты?”
“Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыб-
ках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в
улыбках моих”.
Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это мое при-
звание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит призна-
ние у детей и их родителей.
Закончить свой рассказ хочу словами персидского мудреца, поэта, мыс-
лителя Саади. Написанные более 800 лет назад они современны и актуальны.
Покинут счастьем будет тот,
Кого ребенком плохо воспитали.
Побег зеленый выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит.
Саади