Напоминание

"Организация воспитательного процесса в классном коллективе"


Автор: Тулаева Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №8 с УИМ и АЯ
Населённый пункт: город Боровичи Новгородской области
Наименование материала: педагогический опыт
Тема: "Организация воспитательного процесса в классном коллективе"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация воспитательного процесса в классном коллективе

«Пусть педагог всегда спешит к де-

тям, радуется каждой встрече с

ними; тогда и дети будут спешить в

школу и от всего сердца радоваться

встрече со своим педагогом»!

«Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амона-

швили

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социаль-

ном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни.

Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и

неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа определяет, в каком

направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном гру-

зом постоянных срывов и неудач.

Воспитание всегда на Руси было первично. Оно являло собой суть об-

разования личности, а душа была признана объектом педагогического влия-

ния.

Начальное общее образование - первая очень важная ступень общего

образования. Убеждена, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь

ему научиться достойно жить, адаптироваться в меняющихся жизненных си-

туациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различ-

ных социальных группах.

На сегодняшний момент- школа остается важнейшим звеном в системе

воспитания. Классное руководство, как традиционное школьное явление, по-

стоянно требует своего переосмысления и совершенствования.

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к ре-

зультату образования. Не случайно Д.А.Медведев утвердил в 2010 году ини-

циативу «Наша новая школа», в которой четко озвучено следующее: «Основ-

ное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, ко-

торую ставит перед собой общество - максимальное развитие каждого ребен-

ка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и

создание условий для нормального духовного, умственного и физического

совершенствования». Качество формирования личности младшего школьника

зависит от учителя начальных классов, который является классным руководи-

телем. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в

современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлю-

щие в ребенке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные

возможности для их развития.

Исходя из вышесказанного, я, как классный руководитель, прогнози-

рую, организую и анализирую повседневную жизнь и деятельность учащихся

своего класса.

Целью воспитательной деятельности считаю создание благоприятных

условий для личностного развития учащихся; для сотрудничества педагогов,

родителей и учеников; для самореализации учащихся.

Важнейшим

принципом

воспитания

моих

учащихся

является

лич-

ностно-ориентированный

подход.

Личностно-ориентированная

педагогика

создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные ин-

тересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми

личный опыт.

Моя

деятельность

осуществляется

с

учетом

особенностей

развития

каждого ребенка, направлена на изучение качеств личности, её интересов,

склонностей. Эффективность этой работы зависит от моего педагогического

профессионализма и мастерства,

умения изучать личность и помнить при

этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических

и психологических особенностей, присущих только конкретному ребенку и

отличающих его от других детей. Учитывая их, я определяю методы и формы

воспитательного воздействия на личность каждого школьника.

В деятельности классного руководителя форма воспитательной работы

с коллективом класса является той первичной клеточкой, из которой склады-

ваются

будни

и

праздники

жизни

детского

воспитательного

сообщества.

Необходимо отметить, что количество форм коллективной деятельности бес-

конечно. Классный руководитель является творцом интересных для детей и

разнообразных форм работы, ориентируется на приоритет некоторых форм

работы с современным школьником.

В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими прин-

ципами:

Принцип

гуманных

взаимоотношений

(комфортная

атмосфера

для

благоприятного самочувствия);

Принцип интеллектуального фона (многообразие познавательных сти-

мулов определенного вида трудностей);

Принцип самоанализа и саморазвития (рефлексивный компонент как

завершающий этап любого вида деятельности);

Принцип системности и интеграции.

Всю работу в классе я организую через проведение КТД (коллективное

творческое дело, автор методики И.П.Иванов). Это предполагает широкое

участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных

дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, ха-

рактер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе

широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый

участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фанта-

зии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают на-

выки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими,

узнают друг о друге много нового.

Основу коллективной творческой деятельности составляет годовой круг

традиционных дел: «День знаний», «День матери», «Новогодний праздник»,

«Рыцарский турнир», конкурс «А, ну-ка, девочки!», «Веселые старты», «

День именинника», праздник «Мы стали на год взрослее», и другие.

Этапы коллективного творческого дела:

Планирование дела - руководитель детского коллектива "зажигает” детей ин-

тересным и полезным делом.

Распределение обязанностей - в микрогруппах планируется конкретное

КТД: Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет

участником? Кто и кому будет помогать?

Подготовка дела - создается специальный орган-Совет дела, в который вхо-

дят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует

только во время подготовки и проведения данного КТД.

Проведение дела - предваряется в жизнь все, что было задумано. Длитель-

ность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - созда-

ние психологического комфорта.

Подведение итогов - три ключевых момента: отметить все положительное,

обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении

дела, наметить перспективы позитивного развития каждой личности и дет-

ского коллектива. Главные вопросы: Кто как участвовал? Кто внес больший

вклад? Кто остался в стороне и по какой причине? Учим детей обосновывать

свое мнение.

Не могу не обратить ваше внимание на новизну к организации воспита-

тельного процесса в нашем коллективе, а речь идет о внутриклассной систе-

ме ДАР «Детство. Активность. Развитие.» Разработанная мною система поз-

воляет проводить образовательный мониторинг - комплексное отслеживание

по разным направлениям изучения уровня обученности и развития коллекти-

ва и моих учащихся:

1.Семья. Родители.

2.Динамика состояния здоровья учащихся.

3.Мониторинг уровня обученности и развития.

4.Межличностные отношения.

5.Внеурочная деятельность.

Динамика развития коллектива основана на продуманном перспективном

планировании, на коррективах, вносимых по ходу работы . Действует само-

управление. В результате включения детей в организационно-управленче-

скую деятельность в коллективе идет формирование личности ученика в си-

стеме школьного самоуправления.

А еще есть в нашем классе традиции, которые могут творить чудеса:

1.Это традиция,когда в конце четверти у моих воспитанников в дневнике по-

являются записи: «Так держать», «Горжусь твоими успехами» и т.д.

2.Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе

«Книги Рекордов Гиннесса», в которую вносят имена ребят и родителей по

самым различным номинациям.

3.Зто традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого бу-

дет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

4.Это традиция, когда ребята вместе со мной вырабатывают нравственные за-

коны жизни коллектива и живут по этим законам

5.Это традиция, когда в классе существует «Праздник добрых пожеланий».

На областном конкурсе для классных руководителей «Сердце отдаю де-

тям» буду раскрывать «Кладовую своего педагогического мастерства» по

теме «Воспитательный потенциал школьных традиций». Для меня, как

классного руководителя, важно сохранение традиций, созданных моими рука-

ми и душой. Они не канули в прошлое, а подхвачены и внедряются в школь-

ную жизнь умелыми и неравнодушными педагогами нашей школы.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности

ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей. Воспитатель-

ную работу строю на принципе системности, используя богатый социально-

культурный потенциал города:

Центр внешкольной работы, где мои воспитанники посещают кружки по

интересам:

филиал городской библиотеки, где прививаем любовь к чтению, участвуем

в познавательных викторинах и мероприятиях;

Дом Народного Творчества, где занимаемся в клубе «Этикет», организо-

ванно посещаем кружки, выставки, спектакли;

В школьном бассейне осваиваем курс плавания и активно участвуем в

школьных соревнованиях;

в спортивно- оздоровительном комплексе «Олимп» еженедельно на спор-

тивном часе занимаемся спортивным плаванием , прививаем здоровый образ

жизни;

детскую школу искусств, где дети занимаются на отделении фортепиано,

хореографии, ИЗОдеятельности.

Весь спектр дополнительного образования работает на профилактику асо-

циального поведения моих воспитанников, о чем говорят результаты педаго-

гической деятельности за последние 5 лет, приведенные ниже в таблице.

Воспитание начинается с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы.

Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, форми-

руется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные

навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни.

Учитывая это, я в своей работе стараюсь применять педагогику сотрудниче-

ства: учитель – ученик – родитель.

Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы

проживаем одной дружной семьей: "школа = дети + родители + классный ру-

ководитель ".

Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда

находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ре-

бенка.

При активном участии и помощи родителей мои ученики становят-

ся участниками и победителями конкурсов, олимпиад, по итогам уча-

стия в которых получают огромное количество грамот, благодарностей,

дипломов.

П\П

Показатели результативности

педагогической деятельности

Результативность деятель-

ности

1

Отсутствие учащихся в классе, со-

вершивших преступления с 2009 по

2013 годы

Отсутствуют такие учащие-

ся

2

Отсутствие учащихся в классе, со-

стоящих на учете в ПДН с 2009 по

2013 годы

Отсутствуют такие учащие-

ся

3

Участие воспитанников в конкурсах

различного уровня ( от муниципаль-

ного до всероссийского) с 2009 по

Ежегодное участие в муни-

ципальном конкурсе «Хочу

все знать» ( фабрика интел-

2013 годы

лекта); конкурс

«Безопасность- дорога в бу-

дущее»;

ежегодное участие в муни-

ципальном конкурсе «Вре-

мя читать- время творить»,

«Безопасное колесо»; муни-

ципальный конкурс рисун-

ков «Дети против пожаров»;

муниципальный этап об-

ластного конкурса «Дорож-

ные картинки», областной

конкурс «Классное чтение»;

муниципальный конкурс

самодельной игрушки «Иг-

рушечные мастера»;

городской конкурс «Вареж-

ки Деда Мороза», «К исто-

кам традиций», «Жители

Цветочного города»; меж-

дународный конкурс «Ка-

лендарь Страны Мастеров»;

муниципальный конкурс

«Молочные реки, творож-

ные берега»; городской

конкурс ДПИ « В Берендее-

вом царстве»;

областной конкурс « Зеле-

ная планета глазами детей»;

муниципальный конкурс

учебно-исследовательских

работ младших школьников

«Юный исследователь».

4

Наличие призовых мест в конкурсах

различного уровня ( от муниципаль-

ного до всероссийского) с 2009 по

2013 годы

2009-2010 учебный год: 1

место- муниципальный кон-

курс «Безопасность- дорога

в будущее»; 2010-2011

учебный год: 3 место -в му-

ниципальном этапе об-

ластного конкурса « Дорож-

ные картинки»; 2 и 3 ме-

сто в муниципальном кон-

курсе «Жители Цветочного

города»( по произведениям

Н.Н.Носова);

1 место- муниципальный

конкурс «Безопасное коле-

со», победи-

тель областного конкурса

«Классное чтение» в номи-

нации «Классный верни-

саж»;

2011-2012 учебный год: 2

место в муниципальном

конкурсе «Игрушечные ма-

стера», 3

место в муниципальном

конкурсе «Молочные реки,

творожные берега»,

2 место в муниципальном

конкурсе «Варежки Деда

Мороза», 4 ме-

сто в международном кон-

курсе «Календарь Страны

Мастеров»,

2012-2013 учебный год: 3

место в городском конкурсе

ДПИ «В Берендеевом цар-

стве».

5

Распространение опыта воспита-

тельной работы на различных уров-

нях ( выступления с докладами на

семинарах, конференциях, статьи) с

2009 по 2013 годы

Публикация статей в газете

муниципального района

«Красная искра»: «Школь-

ный вернисаж», «Путеше-

ствие в прошлое», «Живое

слово», «Жемчужины Евро-

пы». Распространение опы-

та воспитательной деятель-

ности на семинаре классных

руководителей на школьном

уровне. Транслировала опыт

работы на областном уровне

в газете « Образование- info»

в №6, 2013. На всероссий-

ском уровне публикация

опыта работы в социальной

сети работников образова-

ния.

6

Участие в профессиональных кон-

курсах различного уровня ( от муни-

ципального до всероссийского) с

2009 по 2013 годы

Участие в муниципальном

конкурсе «Учитель года-

2012» в номинации

«Классный руководитель»,

участие в областном конкур-

се для классных руководи-

телей «Сердце отдаю детям»

в 2013 году, участие во Все-

российском конкурсе для

учителей « Я - классный ру-

ководитель».

7

Наличие призовых мест в профес-

сиональных конкурсах различного

уровня ( по классному руководству)

с 2009 по 2013 годы

1 место в муниципальном

конкурсе «Учитель года-

2012» в номинации

«Классный руководитель», в

областном конкурсе « Со-

трудничество: вчера, сего-

дня, завтра» в номинации

«Творческий прорыв» ( име-

ется диплом участника).

8

Иные показатели результативности в

течение последних пяти лет

2011год: мною разработаны

программы дополнительно-

го образования школьников

«Русская народная игра»,

«Город, в котором я живу»,

«Юный эколог». С 2008 года

я являюсь руководителем

скаутского отряда «Капель-

ки» при Боровичском отде-

лении Новгородской обла-

сти Российской скаутской

организации. За работу в

этом направлении отмечена

грамотой Российской скаут-

ской организации «За лич-

ный вклад в развитие Рос-

сийской скаутской органи-

зации».

Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды

становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижени-

ям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка. Приятно видеть,

когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи сво-

его ребенка.

Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончани-

ем начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят в

школу, рассказывают о своих успехах и неудачах, для моих маленьких учени-

ков они становятся старшими друзьями: помогают изготовить поделку, сло-

жить в портфель школьные принадлежности, участвуют в проведении вне-

классных мероприятий. Слезы радости и гордости за своих учеников высту-

пают у меня, когда я бываю на их "Последнем звонке" или "Выпускном вече-

ре".

Формирую у учащихся умения и навыки самоорганизации, самовыра-

жения и самовоспитания; развиваю мотивацию, стремление каждого к

саморазвитию. Анализируя результативность деятельности своих уча-

щихся, смело могу сказать, что мною созданы условия для личного и

профессионального самоопределения детей ( п.3 и п.4 данной табли-

цы).

Этому способствует проведение развивающих мероприятий: конкур-

сов, игр, диспутов, предметных недель для демонстрации интеллекту-

альных умений и навыков, защита авторских проектов.

Педагогика сотрудничества взрослого и ребенка предполагает умение

выслушивать ребенка. А детей я учу думать, размышлять, прислушиваться к

чужому мнению и доказывать свою точку зрения. Лишь при таком общении

ребенок сможет почувствовать себя раскрепощенно, сможет проявить свое

«Я».

Я использую мотивационные подкрепляющие элементы, стимулирую-

щие вклад каждого участника воспитательного процесса: вручение благодар-

ственных писем активным родителям, рубрики «спасибо», «наши чемпио-

ны», «поздравляем» в классном уголке. Развиваю инициативу и творчество

учащихся, изучаю индивидуальные интересы и потребностей учащихся во

внеурочной деятельности, помогаю в выборе кружков, клубов, секций; по-

стоянно демонстрирую достижения, результаты способностей учащихся во

внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.

В нашем кабинете есть современная медиатехника (компьютер, интер-

активная доска , проектор).

Постоянно изучаю результаты воспитательного процесса, провожу

анкетирование детей и родителей, анализ проведенных мероприятий (что по-

лучилось, что можно было сделать лучше и эффективнее?).

Результаты анкетирования говорят сами за себя:

Удовлетворенность участников воспитательного процесса – 100%

Участие родителей в классных и школьных мероприятиях -100%

Самооценка активности в школьной жизни-90%

Комфортность самочувствия учащихся в классе-100%

Для обобщения и распространения опыта провожу открытые меро-

приятия, выступаю на методическом объединении учителей начальных

классов, участвую в конкурсах педагогического мастерства, делюсь опы-

том с молодыми коллегами.

Результат моей работы - создание программ «Город, в котором я

живу», «Юный эколог», «Русские народные игры», которые осуще-

ствляются во внеурочной деятельности Федерального государственного

образовательного стандарта.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обу-

чения в начальной школе является важным звеном в становлении лично-

сти младшего школьника. Поэтому каждый последующий год опирается

на результаты предыдущего года воспитания.Здесь уместно сказать и о

психологической поддержке, которую получают мои воспитанники в ми-

нутку радости и разочарований, у меня с детьми доверительный стиль

взаимоотношений, причем всегда использую индивидуальный подход к

каждому своему ребенку. Этих форм психолого - педагогической под-

держки в своей работе мне хватает.

Важным условием, способствующим эффективной воспитательной

деятельности, является обеспечение атмосферы комфортного состояния,

эмоционального благополучия моих воспитанников. Существует одна

простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда

ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в

классном коллективе хорошая атмосфера комфортного состояния крайне

необходима. А основными слагаемыми этого климата выступают взаимо-

отношения педагога с детьми, их настроение, удовлетворенность рабо-

той. При хорошем психологическом микроклимате у классного руководи-

теля всегда хорошее настроение, а это всегда в свою очередь отражается

на стиле его общения с коллегами и детьми, поддерживается в нем состо-

яние оптимизма и бодрости.

При этом главные мои качества в работе с классным коллективом:

умелая организация воспитательного процесса, глубокое уважение к

моим воспитанникам, умение поддерживать любую полезную инициати-

ву детей, личный пример оптимизма и уверенности в завтрашнем дне . А

девизом своей работы считаю «Научись радоваться успехам других и по-

беда обязательна придет и к тебе!» Этому и учу своих ребят.

"Учитель - профессия дальнего действия", - эти слова Р. Рождественско-

го я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о дости-

жениях моих учеников в учебе, спорте, творчестве, поскольку зернышки этих

успехов были посеяны мною еще в начальной школе. Я рада, что меня ценят

мои ученики и их родители, для меня это высшая оценка труда.

В своей работе следую словам из замечательной, доброй книги Ш. А.

Амонашвили “Улыбка моя, где ты?”

“Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыб-

ках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в

улыбках моих”.

Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это мое при-

звание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит призна-

ние у детей и их родителей.

Закончить свой рассказ хочу словами персидского мудреца, поэта, мыс-

лителя Саади. Написанные более 800 лет назад они современны и актуальны.

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади



В раздел образования