Автор: Атабаев Анатолий Мамутович
Должность: педагог до
Учебное заведение: СП МБОУ ДО "ДДТ" -отделение "Автошкола"
Населённый пункт: г. Тарко-сале ЯНАО
Наименование материала: доклад
Тема: Изучение режимов экономичного управления автомобилем
Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему:
Изучение режимов экономичного управления автомобилем.
Мастер п/о Атабаев А.М.
Согласно статистическим данным 15…20% водителей по различным причинам
систематически допускают перерасход топлива. В то же время возросший уровень работы
по экономному и рациональному использованию автомобильного топлива предъявляет все
более высокие требования к индивидуальному мастерству водителя. Несмотря на это,
количественные оценки влияния квалификации водителя на расход топлива все еще
различны, а иногда и противоречивы.
Повышенный расход топлива сопровождается дополнительным износом агрегатов
автомобиля и загрязнением окружающей среды. Поэтому в современных условиях вопросы
экономичного управления приобретают исключительно важное значение. В процессе
первоначального обучения водитель должен получить комплекс знаний по этим вопросам и
прежде всего представления о тех элементах дорожного движения, которые обеспечивают
если не экономию, то недопущение перерасхода топлива. В своей повседневной
практической деятельности водитель должен осознанно воздействовать на достижение
экономии топлива. Теоретические знания основ экономичной работы при управлении
автомобилем и основными его агрегатами — фундамент многоплановой работы по
рациональному расходованию топливно-энергетических ресурсов на автомобильном
транспорте.
Любое мероприятие по повышению квалификации водителя благодаря массовости этой
профессии и непосредственному влиянию его мастерства на эффективность работы
автомобиля во всех случаях обеспечивает получение заметного экономического эффекта.
Именно поэтому в последние годы формирование профессиональных навыков водителя
осуществляют через развитую систему обучения, которая стала более целенаправленной,
направленную на улучшение транспортного процесса по различным критериям
эффективности (например, топ-технической скорости, представляющей собой основной
измеритель продолжительности транспортного процесса и его эффективности в целом. Под
средней технической скоростью движения следует понимать скорость, определяемую из
чистого времени движения и продолжительности остановок во время движения (остановки
у светофоров, при заторах и др.). Точное и своевременное определение рационального
положения дроссельной заслонки и интенсивности ее открытия, движение на правильно
выбранной передаче по горизонтальной дороге, на спуске и подъеме, обеспечение
равномерного движения автомобиля, а также рациональное соблюдение условий проезда
перекрестков, тоннелей и пешеходных переходов — вот основные условия, при которых
обеспечивается минимально возможный расход топлива.
Основные принципы экономичного управления заключаются в следующем:
— эффективный пуск, прогрев двигателя, трогание автомобиля с места и начало движения;
— правильное управление дроссельной заслонкой карбюратора или рейкой топливного
насоса высокого давления (ТНВД), сцеплением, своевременное переключение передач;
— рациональный выбор соответствующей передачи и скорости движения;
— рациональное выполнение режимов разгона и замедления;
— правильный выбор экономичной скорости движения;
— эффективное использование потенциальных топлив-но-скоростных качеств автомобиля.
В процессе дорожного движения водитель должен знать и прогнозировать возможные
режимы работы автомобиля, а также развитие ДТС в целом.
Если предположить, что факторы всех упомянутых трех групп дают 100% экономии топлива,
то за счет экономичного управления автомобилем (факторы третьей группы) расход
топлива можно снизить до 30%. Факторы же первой и второй групп (технические и
организационно-технологические) обеспечивают экономию топлива до 70%. Водитель,
правильно обученный управлению автомобилем при различных транспортно-
технологических циклах и знающий типичные элементы этих циклов, через 1…3 года будет
автоматически правильно управлять автомобилем, не допуская перерасхода топлива, а при
возможности экономя в городе б…15% и за городом 10…30% топлива.
Для уточнения влияния мастерства управления автомобилем на расход топлива
используются методы исследования деятельности водителя как оператора. Качество этой
деятельности особенно важно в условиях жесткой регламентации надежности работы
водителя в течение всей смены на линии.
На практике различают два метода оценки профессионального мастерства водителей:
статистический и экспериментальный. Статистический метод основан на результатах
обработки путевых листов. Однако он не позволяет эффективно управлять экономичными
режимами в процессе выполнения транспортной работы. Экспериментальный метод
основан на результатах испытаний специально оборудованных автомобилей. Именно
поэтому более предпочтительно использование экспериментального метода.