Автор: Павлова Наталья Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр внешкольной работы"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческих способностей учащихся через знакомство с жанром портрета: использование на занятии игровых методов и приемов обучения."
Раздел: дополнительное образование
Развитие творческих способностей учащихся через знакомство с жанром
портрета: использование на занятии игровых методов и приемов
обучения.
Чтобы ребенок рисовал с удовольствием портрет и совершенствовался
в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех
обучения
рисованию
портрета
зависит
от
правильного
определения
его
содержания, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения. С
данной
темой
дети
встречаются
еще
в
детском
саду.
Затем
обучение
рисованию
портрета,
а
точнее
элементы
его
рисования,
начинают
использоваться
учащимися
с
первого
года
обучения
в
творческом
объединении
посредством
различных
тематических
рисунков,
например,
«Портрет
мамы»,
иллюстрирование
сказочных
героев
по
теме
«Зимняя
сказка», «Лето» и др. В дальнейшем, знания об этом жанре изобразительного
искусства
углубляются.
Чтобы
учащимся
было
интересней
и
легче
познакомиться с азами рисования портрета, занятия школьников и должны
быть
наполнены играми различной направленности от дидактических до
сюжетно-ролевых.
Одним
из
важнейших
методов
развития
внутреннего
мира
ребенка
является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра – это
огромное светлое
окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире». Так, игра – это важнейший
метод
развития
воображения
и
познавательных
способностей
детей
при
рисовании портрета. В игре легко направлять внимание ребенка на самые
важные ориентиры данного жанра – нравственные, эстетические.
На
занятии
по
изо,
в
рамках
данной
темы,
на
моих
занятиях
используются игры: «Что неправильно нарисовал художник?», «В картинной
галерее»,
«Сосчитай-ка»,
«Собери портрет», «Следствие ведут знатоки»,
«Коллекция репродукций», «Найди лишний», «Добрый и злой» и др.
«Найди
лишний».
Найти
портрет
среди
других
жанров
изобразительного искусства (рисунки или иллюстрации).
«Коллекция
репродукций».
Выбрать
портреты
по
различным
признакам:
«грустный
и
веселый»,
«поясное
или
погрудное
( д р у го е )
и з о б р а ж е н и е
п о р т р е т а » ,
« г р у п п о в о й
и л и
индивидуальный», «жанровый или автопортрет» и т.д.
«Собери портрет». Собрать из геометрических фигур портрет.
«Сосчитай-ка». Из каких геометрических фигур состоит портрет.
Сосчитать сколько кругов, линий и т.д.
«Что
неправильно
нарисовал
художник?».
Найти
в
рисунке
несоответствия.
«В
картинной
галерее»
и л и «Следствие
ведут
знатоки».
В
галерее затерялся какой-то портрет. «Хранитель галереи»
дает
описание
портрета,
«сыщики
или
знатоки»
ищут,
отдают
«хранителю галереи».
«Добрый и злой». Собрать портрет, отразив эмоции.
На занятиях часто использую шаблоны. Так, например, при изучении
человеческих эмоций детям дается
изображение дома, машины, ракеты,
корабля, где дети врисовывают карандашами и фломастерами лица людей и
отражают их настроение.
Часто
применяю
на
занятии
и
подвижные
игры
при
рисовании
портрета, например, каждый ряд детей на скорость рисуют портрет на доске,
затем дают ему имя, например, Иван Петрович, Маруся и т.д. и анализируют,
какие
допустили
ошибки
при
рисовании
портрета
и
что
выполнили
правильно.
Игры детям интересны. Интерес вначале непроизволен и направлен на
процесс создания портрета. А затем решается задача развития интереса к
результату деятельности, продукту. Этот продукт – рисунок портрета,
он
нагляден и тем самым влечет ребенка к себе, приковывает его внимание.