Автор: Брагин Борис Николаевич
Должность: преподаватель специальных дисциплин
Учебное заведение: Министерство Образования Нижегородской области Государственное бюджетное образовательное учреждение "Нижегородский Губернский колледж"
Населённый пункт: г. НИЖНИЙ НОВГОРОД, Нижегородская область
Наименование материала: МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Тема: "ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА"
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Нижегородский Губернский колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель 2-го корпуса
ГБПОУ НГК______Пермагаева И.А.
«_02_» « марта» 2018г.
ОТЧЕТ
о проведении открытого урока
по дисциплине «Банковское дело»
на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА»
МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
Руководители проекта:
Преподаватель специальных
дисциплин - Брагин Б.Н.
Преподаватель специальных
дисциплин – Спекторская Л.С.
Преподаватель специальных
дисциплин - Узлова Е.О.
Н. Новгород
2018
Технология проектного обучения
Технология проектного обучения рассматривается в системе
личностно ориентированного образования и способствует развитию таких
личностных качеств студентов: как самостоятельность,
-инициативность,
-способность к творчеству,
-позволяет
распознать
их
насущные
интересы
и
потребности; Технология проектного обучения представляет собой,
рассчитанную
на
последовательное
выполнение
учебных
проектов.
Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или
планируется.
В
переводе
с
латинского
языка
«проект»
означает
«брошенный
вперед»,
т.е.
замысел
в
виде
прообраза
объектов.
При
реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто
являющийся результатом совместного труда и размышлений студентов,
который
приносит
им
удовлетворение,
в
связи
с
тем,
что
студенты
в
результате
работы
над
проектом
пережили
ситуацию
успеха,
самореализации. Проектная технология, создает условия для ценностного
переосмысления,
диалога,
при
освоении
содержания
образования,
применения и приобретения новых знаний и способов действия. Данная
технология,
применяемая
в
отечественном
образовании,
не
является
принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в.
в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом
проектов
и
связывали
с
идеями
гуманистического
направления
в
образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и
его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть
ориентировано
на
целесообразную
деятельность
обучающихся,
сообразующуюся
с
их
личным
интересом.
Основной
дидактической
единицей
учебного процесса,
по
их мнению,
становится
взятая
из
реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны
самостоятельно
или
совместными
усилиями
в
группе
ее
разрешить,
применив
необходимый
опыт
подчас
из
разных
областей
науки,
и
получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения,
таким образом, приобретают контуры проектной деятельности. В нашей
стране
идеи
проектного
обучения
связаны
с
именем
выдающегося
русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение
направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В
дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с
разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского,
А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. в последнее время в связи с
изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник
интерес.Целью
проектной
технологии
является
самостоятельное
«постижение» студентами различных проблем, имеющих жизненный
смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание»
обучающихся определенного отрезка времени в учебном процессе, а
также их приобщение к фрагменту формирования научного представления
об
окружающем
мире,
конструирование
материальных
или
иных
объектов.Материализованным
продуктом
проектирования
является
учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое
обучающимися
развернутое
решение
проблемы.
В
проекте
наряду
с
научной
(познавательной)
стороной
решения
всегда
присутствуют
эмоционально- ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно
эмоционально-
ценностный
и
творческий
компоненты
содержания
определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно
он
выполнен.
Данная
технология
строится
с
учетом
принципов
гуманизации,
коммуникативности,
индивидуализации,
деятельностного,
ценностного
подходов,
ориентированных
не
только
на
формирование
знаний
и
умений
у
обучающихся,
а
на
самореализацию
их
личности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют
в
отведенное
для
этой
работы
время
(от
нескольких
минут
урока
до
нескольких недель, а иногда и месяцев).
Чаще
всего
тематика
проектов
определяется
практической
значимостью
вопроса,
его
актуальностью,
а
также
возможностью
его
решения
при
привлечении
знаний
учащихся
из
разных
областей,
изучаемых в школе наук.
Проектная технология предполагает:
•наличие
проблемы,
требующей
интегрированных
знаний
и
исследовательского поиска ее решения;
•практическую,
теоретическую,
познавательную
значимость
предполагаемых результатов;
•самостоятельную деятельность обучающихся;
•структурирование
содержательной
части
проекта
с
указанием
поэтапных результатов;
•использование
исследовательских
методов,
т.е.
определение
проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы
их решения.
•Обсуждение
методов
исследования,
оформление
конечных
результатов.
•Анализ
полученных
данных,
подведение
итогов,
корректировка,
выводы.
Использование
проектной
технологии
предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов,
форм и средств обучения.
Для этого преподаватель должен:
•владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов,
умением организовать исследовательскую работу обучающихся;
•уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою
точку зрения;
•направлять
обучающихся
на
поиск
решения
поставленной
проблемы;
•
уметь
интегрировать
знания
из
различных
областей
для
решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый должен:
•учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для
решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
•овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает
выводы
и
заключения.
Обычно
каждый
проект
есть
результат
скоординированных совместных действий преподавателя и студента, т. к.
• преподаватель помогает обучающимся в поиске источников;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает непрерывную обратную связь.
Использование
проектной
технологии
в
работе
требует
серьезной подготовительной работы.
ЭФФЕКТЫ МОТИВАЦИИ
1.Эффект
любопытства.
Особое
вниманием
учащиеся
проявляют
к
новым
и
неизвестным
обстоятельствам.
Внимание
падает,
когда
обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный материал
содержит мало новой информации или не содержит её совсем, то быстро
достигается
"психологическое
насыщение».
Учащиеся
отвлекаются,
наступает у них "двигательное беспокойство".
2.Через один интерес к новому интересу. Подобное происходит и в том
случае, когда обучаемым не за что "зацепиться" в своём прошлом опыте
познания.
Л.С.
Выготский
писал:
«Общим
психологическим
правилом
выработки
интереса
будет
следующее:
для
того,
чтобы
предмет
нас
заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с
чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в
себе
некоторые
новые
формы
деятельности,
иначе
он
останется
без
результативным.Следовательно,
чтобы
поставить
этот
предмет
или
явление в личные отношения к учащемуся надо сделать его изучение
личным делом учащегося, тогда мы можем быть уверены в успехе.
3.Эффект
загадки.
Учащиеся
охотно
занимаются
различными
замысловатыми проблемами. Они с удовольствием разгадывают загадки
др. Если вам удалось в канву занятия вплести этот эффект, считайте, что
вам уже удалось пробудить у ваших учащихся желание решать те задачи,
которые вы перед ним поставили.
4.Подталкивание
к
поиску
объяснений
с
помощью
противоречий.
Когда учащиеся сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им
объяснение.
Если
вам
удается
поставить
под
сомнение
доступную
учащимся
логичность
объяснения,
вскрыть
или
продемонстрировать
в
учебном материале противоречия, тогда вы пробудите в учащихся интерес
к познанию истины.
5.Использование
«эффекта
вызова».
Существует
естественное
стремление у всех людей к постоянному развитию своих способностей.
Поэтому
люди,
как
правило,
«ищут
вызовов».
Но,
принимая
его,
они
рискуют не справиться
с ним (риск провала).
Если на ваших
занятиях
обучаемые
сталкиваются
с
проблемами,
представляющими
для
них
реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти
на этот риск.
6.Укрепление уверенности в собственных силах учащихся - наиболее
эффективная форма мотивации. Все рассмотренные приёмы мотивации
срабатывают только тогда, когда учащиеся чувствуют себя уверенно. Они
должны быть убеждены в том, что достигли нужного уровня требований и
ожиданий.
Чем
больше
обучаемым
доверяют,
тем
охотнее
они
сотрудничают с преподавателем в процессе обучения и тем меньше их
обескураживают неудачи.
7.Использование «самосравнения» или оценки «неиспользованного
резерва». Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих
успехов в учебе. При этом полезно использование реальных результатов и
тех
результатов,
которые
учащиеся
могли
бы
иметь
при
должном
отношении к учебе.
8.Предотвращение
потери
интереса
к
изучению,
что
может
быть
связано
с повышенной направленностью, со
стрессом, блокирующим
мыслительную
и
познавательную
деятельность,
с
появлением
ряда
комплексов; не следует доводить ситуацию до критического уровня.
9.Создание ситуаций постоянного поиска в процессе обучения.
10.Создание
ситуаций
для
поддержания
у
учащихся
общего
положительного
отношения
к
учению,
педагогу,
образовательному
учреждению. Следующие приёмы рекомендуют применять: - обсуждение
на
занятиях
вопросов,
волнующих
обучаемых,
в
т.ч.
и
тех,
которые
отдалённо
связаны
с
темой
занятия,
-
предоставление
возможности
обучаемым
высказаться,
обратить
на
себя
внимание,
-
применение
взаимоконтроля и взаимопроверки работ и др.
11.Индивидуальное целеполагание или планирование целей и задач
обучения самими обучаемыми - проверенный способ мотивации.
Только
тогда,
когда
обучающийся
сам
ставит
индивидуальные
цели
обучения, у него возникает доверие к себе, что обеспечивает успешность
обучения. Возникшее чувство «успешности» усиливает мотивацию. Чтобы
учащийся
смог
обосновать
и
поставить
цель,
составить
план
её
достижения,
организовать
и
направить
свою
деятельность,
его
необходимо подготовить, развить на предшествующих этапах воспитания.
Если учёба становится неинтересной и скучной, то педагогу следует
использовать ряд известных приёмов:
1)изменение
формы
общения
(виды
и
способы
группирования
обучаемых на занятиях):
1. со всей группой (фронтальное),
2.с малой группой (3-7 обучаемых),
3.в парах (диадах),
4.индивидуальное;
2)разнообразие видов деятельности, сообщение новой информации,
изменение учебной ситуации.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и
задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный
проект
целесообразно
оценивать
по
следующим
критериям:
1.
Способность
к
самостоятельному
приобретению знаний
и
решению
проблем,
проявляющаяся
в
умении
поставить
проблему
и
выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку
выводов
и/или
обоснование
и
реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета,
объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает
оценку сформированности познавательных учебных действий.
2.Сформированность
предметных
знаний
и
способов
действий,
проявляющаяся
в
умении
раскрыть
содержание
работы,
грамотно
и
обоснованно
в
соответствии
с
рассматриваемой
проблемой/темой
использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении
самостоятельно
планировать
и
управлять
своей
познавательной
деятельностью
во
времени,
использовать
ресурсные
возможности
для
достижения
целей,
осуществлять
выбор
конструктивных
стратегий
в
трудных ситуациях.
4.
Сформированность
коммуникативных
действий,
проявляющаяся
в
умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её
результаты,
аргументированно
ответить
на
вопросы.
Результаты
выполненного проекта могут быть описаны на основе интегрального
(уровневого) подхода или на основе аналитического подхода. При этом
в соответствии с принятой системой оценки целесообразно выделять два
уровня сформированности навыков проектной деятельности: базовый и
повышенный. Главное отличие выделенных уровней состоит в степени
самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта, поэтому
выявление и фиксация в ходе защиты того, что обучающийся способен
выполнять
самостоятельно,
а
что
—
только
с
помощью
руководителя
проекта, являются основной задачей оценочной деятельности.
СТРАТЕГИЯ САМОМОТИВАЦИИ
1. Стратегия: планируйте на долгосрочную перспективу.
2. Партнёрство: ищите такого партнера по обучению, от общения с
которым вы сможете что-то позаимствовать и которому вы тоже сможете
что-то дать.
3. Мотив: выясните, каким образом вы можете ввести содержание
обучения
в
вашу
сегодняшнюю
или
завтрашнюю
профессиональную
практику, просто в повседневную жизнь.
4.
Постепенность:
разделите
содержание
обучения
на
легко
усваиваемые
разделы
и
начинайте
с
усвоения
содержания
средней
трудности,
затем
переходите
к
трудным
и,
наконец,
к
легким.
7.
Дополнение:
попробуйте
дополнить
изучаемое
содержание
своими
рисунками, примечаниями, структурными схемами, а кто-то, может быть,
отважится и поспорить.
5. Расширение: по отдельным, интересующим вас темам читайте
дополнительную литературу или обсудите её с коллегами и педагогом.
6.Сбережение:
чтобы
знания
были
прочными,
повторяйте
основное
содержание, закрепляйте изученный материал с помощью упражнений.
Список используемой литературы
1. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., 2016.
2. Дитрих Я. проектирование в конструирование: Системный подход/Пер.
с польск. - М., 2008.
3. Дьюи Дж. Школа будущего - М.:Госиздат, 2016.
4. Заир- Основы педагогического проектирования. - СПБ., 2015.
5. Проективное образование и реформация науки. - М., 2013.
6. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 2016.
7. Основы метода. М.; Л., 2008.
8. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом
процессе. - Л. Брокгауз-Ефрон, 2015.
9.Горчакова- Педагогическое
проектирование: учебное
пособие для
высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2015.