Автор: Ступникова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "БОУ "СОШ №67"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Зона пустынь"
Раздел: начальное образование
Тема урока: Зона пустынь.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме «Пустыни», карточки для выполнения
тестов, гербарии растений.
Ход урока.
1.Орг.момент.
-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда
разгадаем кроссворд. (слайд 2)
2. Актуализация опорных знаний.
-Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны
мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:
На все стороны путь:Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!Неоглядный простор!
-Конечно же, это стихи о степи.
Тест «Зона степей» (ученики получают бланки для ответов)
1. Зона степей расположена на …нашей страны:
а) севере;
б) востоке;
в) юге
2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:
а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.
3. Характерный признак зоны степей- это…
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие лесов, лишайников, кустарников.
4. Для растений степи характерны:…
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
5. Основным занятием населения степей является:
а) земледелие;
б) рыболовство;
в) оленеводство.
6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:
а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;
б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;
в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.
3.Работа над новой темой
-Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны , на берегах Ка -
спийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в
умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по
площади природная зона. (слайд 10-11)
Работа по карте в учебнике и тетради.
-Что вы представляете себе, когда слышите слово «пустыня»
- В пустыне все непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные со-
лью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры – глинистые лысины, глад-
кие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежа -
ют, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне
называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне
зеленую траву.(слайд -17)
Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.
Чтение текста с. 104 в учебнике.
-Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой
сильные морозы)(Слайд 19)
-Как же к таким условиям приспособились растения?
Сейчас вы это выясните – поработав в парах и ответив на вопрос в учебнике с.105
Рассмотрите гербарии и рисунки в учебнике. Выскажите предположения?
Чтение текста. С.105.
Растительность в пустыне очень бедная. Они растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне
жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех
растений пустыни очень длинные корни – до 20 метров. Мягкие листья или колючки, чтобы меньше испаря-
лось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы.
(слайды 19-23)
Чтение рассказа о саксауле в хрестоматии с .176
А вот у лилии, красного мака особенности другие. Они успевают вырасти, отцвести, принести семена за ко -
роткое время периода весенних дождей (показать гербарий ).
ФИЗМИНУТКА,
Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике.
-Какие животные обитают в пустыне?-Какие особенности они имеют?
Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в
норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи.(слайд 24-тушканчик)
Чтение в учебнике с.173 о тушканчике.
Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого – нибудь предмета ( камня, кустика),
приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки
саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.
Те животные которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходить-
ся без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
(слайд 27-29)
Чтение о верблюде в учебнике с. 174.
Джейраны и куланы в поисках воды пробегают большие расстояния.
Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100км при
ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250мл воды. (Слайд 30-31)
Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают
семена и корни растений, а более крупные животные –этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пусты
-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные пря -
чутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся
днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем
не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.
4.Закрепление изученного материала. Игра «Узнай меня»
Сколько важности в походке!
По пустыне – сковородке,
По колючкам босиком
Кто идет с горбом – мешком?(Верблюд)
Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.(Тушканчик)
Я – пища «корабля пустынь».(Верблюжья колючка)
Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.(Джузгун)
Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.(Ящерица)
Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.(Саксаул)
- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?
Учащиеся: солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к.
пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не пре-
пятствует. (Слайд-31)
5.Итог урока-Какую территорию занимают пустыни? ( Небольшую на юго-западе страны)
-Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное)-Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?
Выставление оценок.
6.Домашнее задание. (Слайд32) Т.С.35.№57, 58.сообщение о растении.