Напоминание

"Зона пустынь"


Автор: Ступникова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "БОУ "СОШ №67"
Населённый пункт: город Омск
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Зона пустынь"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема урока: Зона пустынь.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, слайды по теме «Пустыни», карточки для выполнения

тестов, гербарии растений.

Ход урока.

1.Орг.момент.

-Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона России. А что это за зона мы узнаем когда

разгадаем кроссворд. (слайд 2)

2. Актуализация опорных знаний.

-Перед тем как отправиться в пустыни, мы должны убедиться, что особенности предыдущей природной зоны

мы знаем хорошо. О какой природной зоне идет речь в стихотворении:

На все стороны путь:Ни лесочка, ни гор!

Необъятная гладь!Неоглядный простор!

-Конечно же, это стихи о степи.

Тест «Зона степей» (ученики получают бланки для ответов)

1. Зона степей расположена на …нашей страны:

а) севере;

б) востоке;

в) юге

2. На карте природных зон зона степей закрашена…цветом:

а) розовым; б) желтым; в) зеленым; г) коричневым.

3. Характерный признак зоны степей- это…

а) сплошной травянистый растительный покров;

б) отсутствие сплошного растительного покрова;

в) обилие лесов, лишайников, кустарников.

4. Для растений степи характерны:…

а) стелющиеся корни, крупные листья;

б) длинные корни, мясистые стебли, листья колючки;

в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.

5. Основным занятием населения степей является:

а) земледелие;

б) рыболовство;

в) оленеводство.

6. В степи по вине человека появились следующие экологические проблемы:

а) вырубка, загрязнение бытовым мусором, браконьерство, неограниченное заготовление древесины;

б) загрязнение поверхности нефтью, браконьерство, неограниченный выпас оленей;

в) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.

3.Работа над новой темой

-Покинув бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе нашей страны , на берегах Ка -

спийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в

умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по

площади природная зона. (слайд 10-11)

Работа по карте в учебнике и тетради.

-Что вы представляете себе, когда слышите слово «пустыня»

- В пустыне все непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков – барханы, белые болота, засыпанные со-

лью, солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев, саксаульники, и такыры – глинистые лысины, глад-

кие и крепкие как асфальт. Ручьи и озера там без воды, деревья без тени, на них нет листьев. Ветры не освежа -

ют, они горячие как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли. Даже хорошей погодой в пустыне

называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне

зеленую траву.(слайд -17)

Сегодня мы будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях.

Чтение текста с. 104 в учебнике.

-Итак, какие особенности климата в пустыне? (много солнца, мало осадков, высокая температура, зимой

сильные морозы)(Слайд 19)

-Как же к таким условиям приспособились растения?

Сейчас вы это выясните – поработав в парах и ответив на вопрос в учебнике с.105

Рассмотрите гербарии и рисунки в учебнике. Выскажите предположения?

Чтение текста. С.105.

Растительность в пустыне очень бедная. Они растут пучками, редкими кустиками. Так как лето в пустыне

жаркое и не выпадает осадков, здесь растут те растения, которые могут переносить длительную засуху. У всех

растений пустыни очень длинные корни – до 20 метров. Мягкие листья или колючки, чтобы меньше испаря-

лось влаги. К таким растениям относятся: верблюжья колючка, дерево саксаул, песчаная осока, кактусы.

(слайды 19-23)

Чтение рассказа о саксауле в хрестоматии с .176

А вот у лилии, красного мака особенности другие. Они успевают вырасти, отцвести, принести семена за ко -

роткое время периода весенних дождей (показать гербарий ).

ФИЗМИНУТКА,

Рассмотрите иллюстрации животных в учебнике.

-Какие животные обитают в пустыне?-Какие особенности они имеют?

Животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные прячутся в

норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи.(слайд 24-тушканчик)

Чтение в учебнике с.173 о тушканчике.

Ящерицы устраивают короткие перебежки с остановкой в тени какого – нибудь предмета ( камня, кустика),

приподнимают по очереди лапки над раскаленным песком или взбираются на вершины барханов, на ветки

саксаула или кустарников, где их обдувает ветер.

Те животные которые кормятся днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходить-

ся без воды. А некоторые совсем не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

(слайд 27-29)

Чтение о верблюде в учебнике с. 174.

Джейраны и куланы в поисках воды пробегают большие расстояния.

Птицы саджи и рябки имея длинные заостренной формы крылья, быстро покрывают расстояние до 100км при

ежедневных перелетах на водоемы, где сразу выпивают около 250мл воды. (Слайд 30-31)

Насекомые и грызуны удовлетворяют потребность в питье за счет поедания корма: мелкие животные поедают

семена и корни растений, а более крупные животные –этих мелких. Ни одна капля воды не пропадает в пусты

-Итак, животный мир пустыни своеобразен. Все они имеют желтоватую окраску. Днем многие животные пря -

чутся в норах или зарываются в песок, а по ночам выходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся

днем, держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды. А некоторые совсем

не пьют, им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

4.Закрепление изученного материала. Игра «Узнай меня»

Сколько важности в походке!

По пустыне – сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом – мешком?(Верблюд)

Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва.(Тушканчик)

Я – пища «корабля пустынь».(Верблюжья колючка)

Я ростом невелик, мои листья – зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески.(Джузгун)

Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок.(Ящерица)

Мой ствол – как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы.(Саксаул)

- Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?

Учащиеся: солнце – хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к.

пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не пре-

пятствует. (Слайд-31)

5.Итог урока-Какую территорию занимают пустыни? ( Небольшую на юго-западе страны)

-Какое лето в пустыне? (Жаркое, продолжительное)-Как животные и растения приспособились к жизни в этой зоне?

Выставление оценок.

6.Домашнее задание. (Слайд32) Т.С.35.№57, 58.сообщение о растении.



В раздел образования