Автор: Федотова Марина Николаевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: ОГБОУ " Школа - интернат для обучающихся, нуждающихся в ППМС помощи "
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: "Коррекционная работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью"
Раздел: дополнительное образование
Федотова Марина Николаевна.
город Томск.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С
СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И
ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ.
Определение гиперактивности дает Монина Г.Н. «Комплекс отклонений в
развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в
социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная
активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые
признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет.
Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические
поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации,
черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к
дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции
активного внимания и тормозящего контроля».
По данным разных авторов гиперактивное поведение встречается довольно
часто: от 2 до 20% детей характеризуются чрезмерной подвижностью,
расторможенностью. Заболевание, характеризующееся данными
показателями, получило название «синдром дефицита внимания с
гиперактивностью» (СДВГ). И самое главное не в том, что гиперактивный
ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в возможных
последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть
две особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в
возрасте от 6 до 12 лет и, во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз
чаще, чем у девочек. Длительные проявления невнимательности,
импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко
приводят к формированию девиантных форм поведения. Когнитивные и
поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков
и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз
СДВГ).
Синдром гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте.
Синдром дефицита внимания / гиперактивности - это дисфункция
центральной нервной системы (преимущественно ретикулярной формации
головного мозга), проявляющаяся трудностями концентрации и поддержания
внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки
экзогенной и эндогенной информации и стимулов.
Синдром (от греч. syndrome - скопление, стечение). Синдром определяется
как сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее
при поражении определенных зон мозга и закономерно обусловленное
выведением из нормальной работы того или иного компонента. Важно
отметить, что нарушение закономерным образом объединяет расстройства
различных психических функций, внутренне связанных между собой.
Гиперактивность - «Гипер…» (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть
сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный»
пришло в русский язык из латинского «aсtivus» и означает «действенный,
деятельный». К внешним проявлениям гиперактивности относится
невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная
двигательная активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во
взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая
самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не
зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели
возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в
возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Гиперактивность, встречающаяся в детском возрасте есть совокупность
симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности
симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся
повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро
отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них
характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных
личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться
на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности.
Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в
обращении с такими детьми.
Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том,
что это не черта характера ребёнка, а следствие нарушений психического
развития детей. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (attention
deficit hyperactivity disorder), именуемый также гиперкинетическим
расстройством, наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее
часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Данное
расстройство является одной из форм минимальных мозговых дисфункций у
детей. Оно характеризуется патологически низкими показателями внимания,
памяти, слабостью мыслительных процессов в целом при нормальном уровне
интеллекта. Произвольная регуляция развита слабо, работоспособность на
занятиях низкая, утомляемость повышена. Также отмечаются отклонения в
поведении: двигательная расторможенность, повышенная импульсивность и
возбудимость, тревожность, реакции негативизма, агрессивность.
Психологические особенности детей с синдромом дефицита внимания /
гиперактивности (СДВГ)
Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают»
информацию, обладают неординарными способностями. Среди детей с СДВГ
встречаются действительно талантливые дети, но и случаи задержек
психическою развития у данной категории детей не являются редкостью.
Самое существенное состоит в том, что интеллект детей сохраняется, но
черты, характеризующие СДВГ - беспокойство, неусидчивость, множество
лишних движений, недостаточная целенаправленность, импульсивность
поступков и повышенная возбудимость, часто сочетаются с трудностями в
приобретении учебных навыков (чтение, счет, письмо) Исследования Л.А.
Ясюковой (2000) показывают специфику интеллектуальной деятельности
ребенка с СДВГ, состоящей из цикличности: произвольная продуктивная
работа не превышает 5-15 минут, по истечении которых дети теряют
контроль над умственной активностью далее, в течение 3-7 минут мозг
накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Особенно
частыми у детей с СДВГ бывают такие речевые нарушения, как задержка
развития речи, недостаточность моторной функции артикуляционного
аппарата, излишне замедленная речь, или, наоборот, взрывчатость,
нарушения голоса и речевого дыхания. Импульсивность проявляется в
неряшливом выполнении задании (несмотря на усилие, все делать
правильно), в несдержанности в словах, поступках и действиях, (например,
выкрикивание с места во время занятия, неспособность дождаться своей
очереди в играх или другой деятельности), в неумении проигрывать,
излишней настойчивости в отстаивании своих интересов (невзирая на
требования взрослого). С возрастом проявления импульсивности меняются:
чем ребенок старше, тем импульсивность более выражена и заметнее для
окружающих. У детей с синдромом нарушены отношения со сверстниками и
взрослыми. В психическом развитии эти дети отстают от сверстников, но
стремятся руководить, ведут себя агрессивно и требовательно. Импульсивные
гиперактивные дети быстро реагируют на запрет или резкое замечание,
отвечают резкостью, непослушанием. Попытки сдержать их приводят к
действиям по принципу «отпущенной пружины». От этого страдают не
только окружающие, но и сам ребёнок, который хочет выполнить обещание,
но не сдерживает его . Заинтересованность игрой у таких детей быстро
проходит. Дети с СДВГ любят играть в деструктивные игры, во время игры
не могут сосредоточиться, конфликтуют с товарищами, несмотря на то, что
любят коллектив. Амбивалентность форм поведения чаще всего проявляется
в агрессивности, жестокости, плаксивости, истероидности и даже
чувственной тупости. Ввиду этого у детей с синдромом дефицита внимания и
гиперактивностью мало друзей, хотя эти дети экстраверты: они ищут друзей,
но быстро теряют их .
Социальная незрелость таких детей проявляется в предпочтении построения
игровых отношений с детьми младшего возраста. Сложно складываются
отношения с взрослыми. Детям трудно дослушать объяснение до конца, они
постоянно отвлекаются, особенно при отсутствии заинтересованности. Эти
дети игнорируют как поощрение со стороны взрослых, так и наказание.
Похвала не стимулирует хорошее поведение, ввиду этого поощрения должны
быть очень обоснованными, иначе ребёнок будет вести себя хуже. Однако
необходимо помнить, что гиперактивному ребёнку для укрепления
уверенности в себе похвала и одобрение взрослого необходимы. Поведение
таких детей отличается недостаточностью самоконтроля. Стремление к
самостоятельным действиям («Я так хочу») оказывается более сильным
мотивом, чем любые правила. Настроение быстро меняется от приподнятого
до депрессивного. Иногда возникают беспричинные приступы злости,
ярости, гнева, не только по отношению к окружающим, но и к себе самому.
Коррекция СДВГ.
Поведенческая психотерапия.
Ключевым моментом поведенческой программы коррекции служит
изменение окружения ребёнка дома с целью создания благоприятных условий
для преодоления отставания в развитии психических функций .
Домашняя программа коррекции включает:
* изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку
(демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя»,
взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании);
* изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны
меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей
семьёй);
* организацию режима дня и места для занятий;
*специальную поведенческую программу, предусматривающую
преобладание методов поддержки и вознаграждения .
Программа окружения коррекции включает:
* изменение окружения (место ребёнка в группе - рядом с педагогом,
изменение режима занятия с включением минуток активного отдыха,);
* создание положительной мотивации, ситуаций успеха;
* коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной
агрессии;
* регулирование ожиданий (касается и родителей), так как положительные
изменения в поведении ребёнка проявляются не так быстро, как бы хотелось
окружающим .
Поведенческие программы требуют значительного умения, взрослым
приходится прилагать всю свою фантазию и опыт общения с детьми, чтобы
во время занятий поддерживать мотивацию постоянно отвлекающегося
ребёнка .
Успех в лечении будет гарантирован при условии поддержания единых
принципов в отношении к ребёнку дома и в окружении: система
«вознаграждения», помощь и поддержка взрослых, участие в совместной
деятельности. Непрерывность лечебной терапии - главный залог успеха.
Коррекционные программы должны быть ориентированы на возраст 5-7 лет,
когда компенсаторные возможности мозга велики и ещё не успел
сформироваться патологический стереотип.
Необходимо помнить, что негативные методы воспитания неэффективны у
этих детей. Особенности их нервной системы таковы, что порог
чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому они не
восприимчивы к выговорам и наказанию, нелегко отвечают на малейшую
похвалу.
Домашняя программа вознаграждения и поощрения включает следующие
моменты:
1. Каждый день перед ребёнком ставится определённая цель, которую он
должен достичь.
2. Усилия ребёнка при достижении этой цели всячески поощряются.
3. В конце дня поведение ребёнка оценивается в соответствии с
достигнутыми результатами.
4. При достижении значительного улучшения в поведении ребёнок получает
давно обещанное вознаграждение.
Примерами поставленных целей для ребёнка могут быть: хорошее
выполнение домашних заданий, , примерное поведение, уборка в своей
комнате, приготовление обеда, покупки и другие.
В разговоре с ребёнком и особенно, когда вы даёте ему задания, следует
избегать директивных указаний, нужно повернуть ситуацию таким образом,
чтобы ребёнок почувствовал: он сделает полезное дело для всей семьи, ему
всецело доверяют, на него надеются. При общении с ребенком избегайте
постоянных одёргиваний типа «сиди спокойно» или «не болтай, когда я с
тобой разговариваю» и другие неприятные для него вещи .
Несколько примеров поощрений и вознаграждений: разрешите ребёнку
посмотреть телевизор вечером на полчаса дольше положенного времени,
угостите специальным десертом, дайте возможность поучаствовать в играх
вместе со взрослыми (лото, шахматы).
Если ребёнок в течение недели ведёт себя примерно, в конце недели он
должен получить дополнительное вознаграждение. Это может быть какая-то
поездка вместе с родителями за город, экскурсия в зоопарк, в театр и другие .
При неудовлетворительном поведении рекомендуется лёгкое наказание,
которое должно быть немедленным и неизбежным. Это может быть просто
словесное неодобрение, временная изоляция от других детей, лишение
«привилегий» .
Родителям рекомендуется написать список того, чего они ожидают от ребёнка
в плане поведения. Этот список в доступной манере объясняется ребёнку.
После этого всё написанное неукоснительно соблюдается, и ребёнок
поощряется за успех в его выполнении. От физического наказания
необходимо воздерживаться .
Двигательная активность.
Лечение детей с СДВГ обязательно должно включать физическую
реабилитацию. Это специальные упражнения, направленные на
восстановление поведенческих реакций, выработку координированных
движений с произвольным расслаблением скелетной и дыхательной
мускулатуры .
Большинство проведённых экспериментов показало, что механизм
улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при длительной
мышечной активности особых веществ - эндорфинов, которые благотворно
влияют на психическое состояние человека .
Эти данные позволяют выработать рекомендации для занятий физической
культурой детям с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
* Двигательную активность можно назначать в таком же объёме, что и
здоровым детям.
* Необходимо иметь в виду, что не все виды физической активности могут
быть полезны для гиперактивных детей. Для них не показаны игры, где
сильно выражен эмоциональный компонент (соревнования, показательные
выступления). Рекомендуются физические упражнения, носящие аэробный
характер, в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней
интенсивности: длительные прогулки, бег «трусцой», плавание, лыжи, езда
на велосипеде и другие .
Гиперактивные дети часто бывают напряжены, внутренне замкнуты,
поэтому в программу коррекции обязательно включаются
релаксационные упражнения. Это помогает им расслабиться, снижает
психологический дискомфорт.
Организация коррекционно-педагогического процесса с гиперактивными
детьми должна соответствовать двум обязательным условиям:
1.
Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в
эмоционально привлекательной форме, что существенно повышает
переносимость предъявляемой нагрузки и мотивирует усилия по
самоконтролю. Этому требованию соответствует игровая форма
занятий.
2.
Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной
функциональной способности, не возлагали бы одновременной
нагрузки на другие дефицитные способности, т.к. известно, что
параллельное соблюдение двух, а тем более трех условий деятельности
вызывает у ребенка существенные затруднения, а порой просто
невыполнимо.
Даже при всем желании гиперактивный ребенок не может выполнить правил
поведения
на
уроке,
требующих
того,
чтобы
он
сидел
спокойно,
был
внимательным
и
одновременно
сдержанным
в
течение
достаточно
длительного времени.
Отсюда основное условие развития дефицитарных функций у этих детей -
предъявляя
ребенку
игру,
требующую
напряжения,
сосредоточения,
удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума
снизить
нагрузку
на
самоконтроль
импульсивности
и
не
ограничивать
двигательную
активность.
Развивая
усидчивость,
не
стоит
одновременно
напрягать
активное
внимание
и
подавлять
импульсивность.
Контроль
за
собственной
импульсивностью
не
должен
сопровождаться
ограничением
возможности
получать
“мышечную
радость”
и
может
допускать
определенную долю рассеянности внимания.
Существуют
несколько
групп
развивающих
игр
для
детей
с
синдром
гиперактивности, которые могут чередоваться в структуре единого игрового
сюжета
специально
организованных
занятий,
а
также
включаться
в
содержание свободного времяпрепровождения в школе и дома:
И г р ы
н а
р а з в и т и е
в н и м а н и я, дифференцированные
по
задействованным
ориентировочным
анализаторам
(зрительный,
слуховой,
вестибулярный,
кожный,
обонятельный,
вкусовой,
тактильный)
и
по
отдельным
компонентам
внимания
(фиксация,
концентрация,
удержание,
переключение,
р а с п р еде л е н и е );
(устойчивости, переключения, распределения, объема).
Игры на преодоление расторможенности и тренировку усидчивости(не
требующие
напряжения
активного
внимания
и
допускающие
проявления импульсивности).
И г р ы
н а
т р е н и р о в к у
в ы д е р ж к и
и
к о н т р о л ь
импульсивности (позволяющие
при
этом
быть
невнимательным
и
подвижным).
Три вида игр с двуединой задачей (требующие быть одновременно
внимательным
и
сдержанным,
внимательным
и
неподвижным,
неподвижным и неимпульсивным);
Игры с триединой задачей (с одновременной нагрузкой на внимание,
усидчивость, сдержанность).
Игры предлагались детям с СДВГ с учетом проведенного качественного
анализа их когнитивных, поведенческих и личностных особенностей. Т.е.,
фактически,
каждому
ребенку
предлагался
свой
набор
игр,
наиболее
адекватный
его
нарушениям.
Игры
составлены
таким
образом,
что
при
невыполнении
игровой
задачи
ребенком,
ее
можно
облегчить,
изменить,
сделать более доступной для выполнения на данном этапе. То же происходит
при хорошем выполнении игры ребенком: игру можно усложнять, добавлять
новые
правила,
условия
игры.
Таким
образом,
с
одной
стороны
–
игра
становится для детей знакомой и понятной, а с другой - не приедается со
временем. Когда дети начинают успешно справлять с каждым отдельным
видом
игр
(игры
на
внимание,
игры
на
преодоление
двигательной
расторможенности,
игры
на
усидчивость),
то
психолог
вводит
игры
с
двуединой
задачей,
а
потом
и
с
триединой
задачей.
Игры
выполняются
вначале
индивидуально
с
каждым
ребенком,
позже
предпочтительнее
использовать
групповые
игровые
задания,
в
которых
дети
не
только
продолжают развивать все нарушенные компоненты внимания, преодолевать
импульсивность и сдерживать двигательную расторможенность, но и учатся
взаимодействовать
с
другими
людьми,
учитывать
их
личностные
особенности.
Эти игры могут проводиться как на специальных занятиях психологом, так и
учителем на уроке во время так называемой “физкультминутки”, а также
родителями гиперактивного ребенка в домашних условиях.
Примеры психокоррекционных игр:
Гвалт.
Цель: развитие
концентрации
внимания,
развитие
слухового
внимания.
Условия игры. Один из участников (по желанию) становится водящим и
выходит
за
дверь.
Группа
выбирает
какую-либо
фразу
или
строчку
из
известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по
одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором,
начинают повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это
з а
п е с н я ,
с о б р а в
е е
п о
с л о в е ч к у .
Примечание. Желательно,
чтобы
до
того,
как
войдет
водящий,
каждый
ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
Мельница.
Цель: развитие
внимания,
контроль
двигательной
а к т и в н о с т и .
Условия игры. Все играющие становятся в круг на расстоянии не меньше 2-х
метров друг от друга. Один из игроков получает мяч и передает его другому,
тот третьему и т.д. постепенно скорость передачи увеличивается. Игрок,
который
упустил
мяч
или
бросил
его
неправильно,
выбывает
из
игры.
П о б е ж д а е т
т о т ,
к т о
о с т а е т с я
в
и г р е
п о с л е д н и м .
Примечание. Игру можно усложнить тем, что кто-то будет отбивать ритм, под
который игроки будут перебрасывать друг другу мяч, т.е.е задействовать
слуховое внимание. Кроме того, этот ритм может меняться (то быстрее, то
медленней).
“Найди отличие”. (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие
умения
концентрировать
внимание
на
деталях,
развитие
зрительного
внимания.
Условия игры. Ребенок рисует любую несложную картинку (кошку, домик и
т.п.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает
несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что
изменилось рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Примечание. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по
очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом
возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает. Дети
должны сказать, какие изменения произошли.
Тишина.
Цель: развитие слухового внимания и усидчивости.
Условия
игры.
Детям
дается
инструкция:
“Давайте
послушаем
тишину.
Сосчитайте звуки, которые здесь слышите. Сколько их? Какие это звуки?
( н а ч и н а е м
с
т о г о ,
к т о
у с л ы ш а л
м е н ь ш е
в с е х ) .
Примечание. Игру можно усложнить, дав задание детям сосчитать звуки вне
комнаты, в другом классе, на улице.
Золушка.
Цель: р а з в и т и е
р а с п р е д е л е н и я
в н и м а н и я .
Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит ведерко с фасолью
(белой, коричневой и цветной). Нужно по команде разобрать и разложить
фасоль на 3 кучки по цвету. Выигрывает тот, кто первый справился с задачей.
Фасоль или горох?
Цель: развитие
тактильного
внимания,
распределения
внимания.
Условия игры. В игре участвует 2 человека. На столе стоит тарелка с горохом
и фасолью. Нужно по команде разобрать и разложить горох и фасоль по двум
тарелкам.
Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, завязав игрокам глаза.
Самый внимательный.
Цель: р а з в и т и е
в н и м а н и я
и
з р и т е л ь н о й
п а м я т и .
Условия игры. Участники игры встают перед ведущим в разных позах (можно
по тематике: “Животные в зоопарке”, “Дети на прогулке”, “Профессии” и
т.д.). Ведущий должен запомнить порядок и позы игроков. Затем ведущий
отворачивается. В это время игроки меняются местами и изменяют позы.
Ведущий должен сказать, кто как стоял.
Снежный ком.
Цель: развитие
внимания,
памяти,
преодоление
импульсивно сти.
Условия игры. Выбирается тема игры: города, животные, растения, имена и
т.п. игроки садятся в круг. Первый игрок называет слово по данной тематике,
например “слон” (если тема игры – “Животные”). Второй игрок должен
повторить первое слово и добавить свое, например, “слон”, “жираф”. Третий
говорит: “слон”, “жираф”, “крокодил”. И так далее по кругу до тех пор, пока
кто-нибудь не ошибется. Тогда он выбывает из игры и следит, чтобы не
ошибались остальные. И так до тех пор, пока не останется один победитель.
Примечание.
Аналогичны
образом
можно
придумывать
“Детектив”,
по
одному слову складывая сюжет. Например: “Ночь”, “улица”, “шаги”, “крик”,
“удар” и т.д. можно разрешить детям подсказывать друг другу, но только
используя жесты.
Скучно так сидеть
Цель: р а з в и т и е
в н и м а н и я .
Условия игры. Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся
н а
с т у л ь я
о к о л о
о д н о й
с т е н ы
и
ч и т а ю т
с т и ш о к :
С к у ч н о ,
с к у ч н о
т а к
с и д е т ь ,
Д р у г
н а
д р у г а
в с е
г л я д е т ь .
Н е
п о р а
л и
п р о б е ж а т ь с я
И
м е с т а м и
п о м е н я т ь с я ?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и
стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников
и г р ы .
Т о т ,
к т о
о с т а е т с я
б е з
с т у л а ,
в ы б ы в а е т .
Все
повторяется
до
тех
пор,
пока
победитель
не
займет
последний
оставшийся стул.
Не пропусти мяч.
Цель: р а з в и т и е
в н и м а н и я
Условия игры. Участники игры становятся в круг и кладут руки друг другу на
плечи. Водящий стоит в середине круга, у его ног мяч. Задача водящего –
ногой выбить мяч из круга. Задача игроков – не выпустить мяч. Разнимать
руки нельзя. Если мяч пролетит над руками или головой игроков, удар не
засчитывается. А вот когда мяч пролетит между ног, водящий выигрывает,
становится игроком, а на его место встает тот, кто пропустил мяч.
Сиамские близнецы
Цель: контроль
импульсивности,
гибкость
общения
друг
с
другом,
с п о с о б с т в о в а т ь
в о з н и к н о в е н и ю
д о в е р и я
м е ж д у
н и м и .
Условия
игры. Детям
дается
инструкция:
“Разбейтесь
на
пары,
встаньте
плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу
поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две
головы,
три
ноги,
одно
туловище
и
две
руки.
Попробуйте
походить
по
помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в
л а д о ш и
и
т . д . ”
Примечания. Чтобы “третья” нога действовала дружно, ее можно скрепить
либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут “срастись” не
только ногами, но спинами, головами и т.д.
Мишки и шишки.
Цель: т р е н и р о в к а
в ы д е р ж к и ,
к о н т р о л ь
и м п у л ь с и в н о с т и .
Условия игры. По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают собрать
их лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Примечания. Вместо игрушек можно использовать руки других игроков, но,
например,
повернутые
тыльной
стороной
ладони.
Вместо
шишек
можно
использовать другие предметы – мячики, кубики и т.п.
“Говори”. (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: к о н т р о л ь
и м п у л ь с и в н о с т и .
Условия
игры. Детям
дается
инструкция:
“Ребята,
я
буду
задавать
вам
простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда,
когда я дам команду – “Говори”! Давайте потренируемся: “Какое сейчас
время года?” (выдерживается пауза). “Говори!”. “Какого цвета у нас в классе
потолок?”. “Говори!”. “Сколько будет два плюс два?”. “Говори!”. “Какой
сегодня день недели?”. “Говори!”. И.т.д
Толкни – поймай.
Цель: развитие
внимания,
контроль
двигательной
активно сти.
Условия игры. Дети делятся по парам, у каждой пары мяч. Один сидит,
другой стоит на расстоянии 2-3 метра. Сидящий отталкивает мяч партнеру,
быстро встает и ловит брошенный ему мяч. После нескольких повторений
игроки меняются местами.
Передай мяч.
Цель: развитие
внимания,
контроль
двигательной
активно сти.
Условия игры. Дети распределяются на 2 равные группы, встают в 2 колонны
и по сигналу передаю мяч. Последний, стоящий в каждой колонне, получив
мяч,
бежит,
становится
впереди
колонны
и
снова
передает
мяч,
но
уже
другим способом. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается
в е д у щ и й
з в е н а .
Варианты передачи мяча:
над головой;
справа или слева (можно чередуя лево-право);
внизу между ног.
Примечание. Все это может проделываться под энергичную музыку.
Аисты – лягушки.
Цель: тренировка
внимания,
контроль
двигательной
активно сти.
Условия игры. Все игроки идут по кругу или передвигаются по комнате в
свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети
должны остановиться и принять позу “аиста” (стоять на одной ноге, руки в
стороны).
Когда
ведущих
хлопнет
два
раза,
игроки
принимают
позу
“лягушки” (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между
ступнями
ног
на
полу).
На
три
хлопка
играющие
возобновляют
ходьбу.
Примечание. Можно придумать другие позы, можно использовать гораздо
большее
количество
поз
–
так
игра
усложняется.
Пусть
дети
сами
придумывают новые позы.
Испорченный телефон.
Цель: р а з в и т и е
с л у х о в о г о
в н и м а н и я .
Условия
игры. В
игре
участвует
не
менее
трех
игроков.
Словесное
сообщение, состоящее от одного до нескольких слов передается игроками
друг другу по кругу (шепотом, на ушко) пока не вернется к первому игроку.
Повторять
соседу
передаваемое
слово
или
предложение,
если
он
его
не
расслышал, нельзя. Затем сверяется полученное сообщение с исходным и
находится игрок, который исказил его.
Поиграем с предметами.
Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие
з р и т е л ь н о й
п а м я т и .
Условия игры. Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.
1.
Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их
секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все
предметы.
2.
Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой
последовательности они лежали.
3.
Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10
секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.
4.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
5.
Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка
перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.
6.
Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать
эти группы.