Напоминание

Кружок "Шахматная азбука" общеинтеллектуальное направление


Автор: Яблонская Виктория Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Наро-Фоминск Московская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс
Тема: Кружок "Шахматная азбука" общеинтеллектуальное направление
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №4

с углубленным изучением отдельных предметов

Рабочая программа

внеурочной деятельности для обучающихся 1 класса

кружка «Шахматная азбука»

Общеинтеллектуальное направление

Составитель: Яблонская Виктория Станиславовна,

учитель начальных классов

2017

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

умения определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие

для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие

для

всех

простые

правила

поведения, делать

выбор,

при

поддержке

других

участников группы и педагога, как поступить;

уважение к окружающим.

У обучающихся могут быть сформированы:

умение слушать и слышать партнера, признавать право на собственное мнение и

принимать решение с учетом позиции всех участников;

понимать возможность существования различных позиций и точек зрения на какой-

либо предмет или вопрос.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

ориентироваться

в

своей

системе

знаний: отличать новое

от

уже

известного

с

помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный

опыт и информацию, полученную от учителя;

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной

работы всей группы;

перерабатывать

полученную

информацию: сравнивать и

группировать такие

шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила

шахматных фигур.

Обучающиеся получат возможность научиться

преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать

решение

шахматных

задачи

с

помощью

простейших моделей

(предметных,

рисунков, схематических рисунков, схем).

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;

учиться высказывать своё

предположение

(версию)

на

основе

работы

с

иллюстрацией рабочей тетради;

учиться работать по предложенному учителем плану;

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Обучающиеся получат возможность научиться

у ч и т ь с я

с о в м е с т н о

с

у ч и т е л е м

и

д р у г и м и

у ч е н и к а м и

давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

2

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

слушать и понимать речь других.

Обучающиеся получат возможность научиться

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3

Содержание курса внеурочной деятельности

(33 часа, 1 час в неделю)

Рабочая программа курса «Шахматная азбука» составлена на основе (примерной)

программы «Шахматы - школе» И.Г. Сухина, 2016.

Шахматная доска 3 ч.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий

шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.)

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

Шахматные фигуры 20 ч.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные

фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны дога-

даться, что это за фигура.

"Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди

называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо

названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".

"Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,

какая фигура загадана.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они

похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую

фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной

позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями,

диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Дидактические игры и задания

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно

расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры

рядом в начальном положении.

"Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья

стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует

поймать

Ходы и взятие фигур.

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение", белопольные и

чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые

фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе,

превращение пешки.

Дидактические игры и задания

4

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план

действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с

учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает

тот, кто побьет все фигуры противника.

"Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на

шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются

заколдованными, недвижимыми).

"Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не

становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной

доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных

фигур.

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой

маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под

ударом черных фигур.

"Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь

определенной клетки шахматной доски.

"Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения,

а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ста- вить

фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

"Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих

сторон не имеет победителя.

"Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на черную

фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

"Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

"Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную

фигуру.

"Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

"Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они

проиграли одну из своих фигур.

"Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с

"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Шах 2 ч.

Шахматная партия. Цель шахматной партии.

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:

стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

Мат 5 ч.

"Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан

ли мат черному королю.

5

"Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает

тот, кто объявит первый шах.

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях

Шахматная партия 3ч.

Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

Дидактические игры и задания

"Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с

педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими

ходами.

Формы проведения занятий.

Игровые

формы,

электронные

презентации,

заочные

путешествия,

викторины,

конкурсы, инсценировки.

Основные виды деятельности обучающихся.

Использовать знания для самостоятельной и групповой деятельности; осознанное;

уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Использовать

различные

источники

информации

для

поиска

и

извлечения

информации; представлять в различных формах информацию, необходимую для

р е ш е н и я з а д ач ; анализировать,

обобщать

информацию;

выделять

главное,

существенные признаки понятий.

Умение организовать сотрудничество, работать индивидуально и в группах; умение

осознанно

использовать

речевые

средства

для

выражения

своих

мыслей

и

потребностей.

6

Календарно-тематическое планирование

7

8

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

Плановые

сроки

прохождения

Скорректиро

ванные

сроки

прохождения

Шахматная доска 3 ч.

1.

Знакомство с шахматной доской. Белые и

черные поля.

1

2.

Расположение доски между партнерами.

Горизонтали и вертикали.

1

3.

Диагональ. Большие и короткие диагонали.

1

Шахматные фигуры 20 ч.

4.

Белые и черные фигуры.

1

5.

Виды шахматных фигур.

1

6.

Начальное положение.

1

7.

Ладья. Место ладьи в начальном положении.

1

8.

Ход ладьи.

1

9.

Слон. Место слона в начальном положении.

1

10.

Ход слона.

1

11.

Ладья против слона.

1

12.

Ферзь. Место ферзя в начальном

положении.

1

13.

Ход ферзя.

1

14.

Ферзь против ладьи и слона.

1

15.

Конь. Место коня в начальном положении.

1

16.

Ход коня.

1

17.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

18.

Пешка. Место пешки в начальном

положении.

1

19.

Ход пешки.

1

20.

Пешка против ферзя, слона, ладьи, коня.

1

21.

Король. Место короля в начальном

положении.

1

22.

Ход короля.

1

23.

Король против других фигур.

1

Шах 2ч.

24.

Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем,

пешкой. Защита от шаха.

1

25.

Открытый шах. Двойной шах.

1

Мат 5ч.

26.

Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей,

слоном, конем, пешкой.

1

27.

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем,

ладьей, слоном, конем, пешкой (простые

примеры).

1

28.

Мат в один ход: сложные примеры с

большим числом шахматных фигур.

1

29.

Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты

ничьей.

1

30.

Рокировка. Длинная и короткая рокировка.

1

Шахматная партия 3ч.

31.

Игра всеми фигурами из начального

положения.

1

32.

Общие рекомендации о принципах

разыгрывания дебюта.

1

9



В раздел образования