Автор: Яблонская Виктория Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминской СОШ №4 с углублённым изучением отдельных предметов
Населённый пункт: город Наро-Фоминск Московская область
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности 2 класс
Тема: Кружок "Шахматная азбука" общеинтеллектуальное направление
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Наро-Фоминская средняя общеобразовательная школа №4
с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая программа
внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса
кружка «Шахматная азбука»
Общеинтеллектуальное направление
Составитель: Яблонская Виктория Станиславовна,
учитель начальных классов
2017
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
формирование
чувства
гордости
за
свою
Родину,
формирование
ценностей
многонационального российского общества;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
развитие
мотивов
учебной
деятельности
и
формирование
личностного
смысла
учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе
представлений
о
нравственных
нормах,
социальной
справедливости
и
свободе.
У обучающихся могут быть сформированы:
эстетические потребности, ценности и чувства;
развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками,
умения
не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование
установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
умению
с
помощью
педагога
самостоятельно
выделять
и
формулировать
познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
владению способом структурирования шахматных знаний;
способности выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в
конкретных условиях;
умению находить необходимую информацию;
умению моделировать, а так же владеть широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
способности строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат
своих
действий,
воспроизводить
по
памяти
информацию
соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Обучающиеся получат возможность научиться
умению моделировать, а так же владеть широким спектром логических действий и
операций, включая общие приёмы решения задач;
способности строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать
результат
своих
действий,
воспроизводить
по
памяти
информацию
соперника,
сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
умению планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные,
физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации.
2
Обучающиеся получат возможность научиться
способности
принимать
и
сохранять
учебную
цель
и
задачу,
планировать
её
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
умению находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе
согласования различных позиций;
способности формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести
дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться
умению донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию,
а так же уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника).
Содержание курса внеурочной деятельности
(34 часа, 1 час в неделю)
Рабочая программа курса «Шахматная азбука» составлена на основе (примерной)
программы «Шахматы - школе» И.Г. Сухина, 2016.
3
Повторение пройденного материала 3ч.
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат.
Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты
ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в
один ход. Демонстрация коротких партий. Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу.
Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.
Шахматная нотация 2ч.
Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная
шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.
Дидактические игры и задания.
«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать её
(например:
«Вертикаль
«е»).
Так
школьники
называют
все
вертикали.
Затем
педагог
спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские
слоны? Ферзевые ладьи? И т. п.
«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь
(например: «Вторая горизонталь»).
«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ е1 – а5»).
«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.
«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика , и педагог предлагает им найти на
демонстрационной доске определённое поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.
«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его.
Учитель уточняет ответы учащихся.
Ценность шахматных фигур 4 ч.
Ценность
фигур.
Сравнительная
сила
фигур.
Достижение
материального
перевеса.
Способы защиты.
Дидактические игры и задания.
«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура
сильнее? На сколько очков?»
«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырёх фигур и просит ребят
расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в
армиях учителя и ученика были равны.
«Выигрыш
материала».
Педагог
расставляет
на
демонстрационной
доске
учебные
положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.
«Защита».
В
учебных
положениях
требуется
найти
ход,
позволяющий
сохранить
материальное равенство.
Техника матования одинокого короля 4 ч.
Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля.
Король и ладья против короля.
Дидактические игры и задания.
«Шах или мат». Шах или мат чёрному королю?
«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.
«Мат в один ход». Цель – объявить мат в один ход чёрному королю.
«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы чёрный король отступил на
одну из крайних вертикалей или горизонталей.
4
«В угол». Требуется сделать такой ход. Чтобы чёрным пришлось отойти королём в угловое
поле.
«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у чёрного короля останется
наименьшее количество полей для отхода.
Достижение мата без жертвы материала 3 ч.
Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале,
середине и конце игры). Защита от мата.
Дидактические игры и задания.
«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.
«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.
Шахматная комбинация 15 ч.
Достижение мата путём жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы
матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения,
блокировки,
освобождения
пространства,
уничтожения
защиты
и
др.
Шахматные
комбинации,
ведущие
к
достижению
материального
перевеса.
Комбинации
для
достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).
Дидактические игры и задания.
«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.
«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.
«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться
материального перевеса.
Повторение пройденного материала 3 ч.
Обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур. Ценность шахматных
фигур. Сравнительная сила фигур.
Формы проведения занятий.
Игровые формы, электронные презентации, заочные путешествия, викторины,
конкурсы, инсценировки..
Основные виды деятельности обучающихся.
Использовать знания для самостоятельной и групповой деятельности; осознанное;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.
Использовать
различные
источники
информации
для
поиска
и
извлечения
информации; представлять в различных формах информацию, необходимую для
решения з а д ач ; анализировать,
обобщать
информацию;
выделять
главное,
существенные признаки понятий.
Умение организовать сотрудничество, работать индивидуально и в группах; умение
осознанно
использовать
речевые
средства
для
выражения
своих
мыслей
и
потребностей.
Календарно-тематическое планирование
5
6
№
п/п
Тема занятия
Кол-во
часов
Дата
Плановые
сроки
прохождения
Скорректиро
ванные сроки
прохождения
Повторение пройденного материала 3ч.
1.
Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат,
пат. Начальное положение.
1
2.
Рокировка. Взятие на проходе. Превращение
пешки. Варианты ничьей. Самые общие
рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Задания на мат в один ход.
Демонстрация коротких партий.
1
3.
Краткая история шахмат. Происхождение
шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и
шатрандж. Шахматы проникают в Европу.
1
Шахматная нотация 2ч.
4.
Обозначение горизонталей, вертикалей,
полей.
1
5.
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись
шахматной партии.
1
Ценность шахматных фигур 4ч.
6.
Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.
1
7.
Достижение материального перевеса.
1
8.
Достижение материального перевеса.
Способы защиты.
1
9.
Защита.
1
Техника матования одинокого короля 4ч.
10.
Две ладьи против короля.
1
11.
Ферзь и ладья против короля.
1
12.
Ферзь и ладья против короля.
1
13.
Ладья и король против короля.
1
Достижение мата без жертвы материала (3ч.)
14.
Учебные положения на мат в два хода в
эндшпиле. Цугцванг.
1
15.
Учебные положения на мат в два хода в
миттельшпиле.
1
16.
Учебные положения на мат в два хода в
дебюте.
1
Шахматная комбинация 15ч.
17.
Матовые комбинации. Темы комбинаций.
Тема завлечения.
1
18.
Матовые комбинации. Тема отвлечения.
1
19.
Матовые комбинации. Тема блокировки.
1
20.
Матовые комбинации. Тема разрушения
королевского прикрытия.
1
21.
Матовые комбинации. Тема освобождения
пространства. Тема уничтожения защиты.
1
22.
Матовые комбинации. Другие темы
комбинаций и сочетание тематических
приёмов.
1
23.
Комбинации, ведущие к достижению
материального перевеса. Тема отвлечения.
Тема завлечения.
1