Автор: Ценёва Елена Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №4
Населённый пункт: г. Пыть-Ях
Наименование материала: Технологическая карта урока литературы
Тема: Н. Носов "На горке". Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку
Раздел: начальное образование
Урок литературного чтения (УМК «Перспектива»)
Класс: 3
Тема урока: Н Носов «На горке». Рассказы о детях. Мы идем в библиотеку.
Цель:
Познакомить детей с рассказом Н. Н. Носова «На горке» и биографией автора.
Развивать мыслительную деятельность учащихся, навыки беглого и правильного
выразительного чтения.
Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, составлять план
рассказа.
Задачи:
Образовательные:
-учить читать осознанно текст художественного произведения;
- определять тему и главную мысль произведения;
-характеризовать поступки героев.
Развивающие:
- прогнозировать содержание произведения по названию;
-развивать навыки беглого чтения;
- развивать речь, творческое и логическое мышление, воображение;
- развивать навыки рефлексивной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, уважение к труду других людей.
Оборудование:
- учебник: Литературное чтение. Первая часть. Учебник для 2 класса, Л.Ф.Климанова, Л.А.
Виноградская, В.Г. Горецкий;
-аудиозапись рассказа Н. Носова «На горке»
- интерактивная доска;
-презентация;
-карточки с заданиями.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Самоопределение
к деятельности
(3 мин)
Цель:
-Мотивация обучающихся к
изучению темы.
Ребята, у нас сегодня на уроке будет много интересной
работы. Будем узнавать новое, радоваться нашим
успехам, а если что ни будь не получится , то справляться
с ними будем вместе. А девизом нашего урока станет
пословица, давайте её прочитаем
слайд 2
“Книга - мост в мир знаний”.
Так давайте же не потеряем ни одной минутки нашего
времени!
1. Начнем наш урок.
-
Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Проверяют готовность к уроку
читают пословицу, объясняют ее смысл
Дети хором произносят текст:
Личностные:
смыслообразование
целеполагание
Коммуникативные:
- подготовка к
сотрудничеству;
- умение сотрудничать,
договариваться о
последовательности
действий и результате.
Регулятивные:
- давать оценку своим
действиям, оценивать
результат
II. Изучение нового
содержания
Цель:
формирование восприятия
нового литературного
произведения
1. Подготовка к восприятию
(5 мин)
Сегодня на уроке мы познакомимся с новым
произведением. А как оно называется, мы скоро узнаем.
Перед вами лист бумаги. Кто сидит ближе к дверям
сложите лист пополам. Разделите и передайте соседу по
парте. На экране иллюстрация. Напишите все, что вы там
видите. Сверяйтесь с соседом, дополните ответы. Какие
вопросы возникли у вас?
Для чего строят горку?
Кто такие?
Что могло случиться?
Кто написал иллюстрацию?
Какому произведению написана эта иллюстрация?
карточка № 1
работа в парах, пишут на листочках, сверяют
данные, задают вопросы. разгадывают
анаграмму
«Горка – это возвышенность,
поднимающаяся над окружающей
местностью. Это куча чего-нибудь».
карточка № 2
Вставляют пропущенные буквы в слова
(парная работа)
формулируют тему урока: Чтение
произведения Н. Носова «На горке»
читают план, отвечают на вопрос
Личностные:
- проявление творческого
отношения к процессу
обучения;
- умение оценивать себя и
окружающую жизнь при
анализе произведения,
особенностей поведения
героев рассказа;
Регулятивные:
- Умение:
-ставить цель на основе
соотнесения того, что уже
Вот сколько вопросов у нас появились. Мы постараемся
сегодня ответить на них. Итак, как называется
произведение, которое мы прочитаем?
(«На горке»)
- что такое горка?
слайд 4
Ребята, перед вами 3 фамилии известных писателей и
поэтов.
Вставьте пропущенные
буквы и прочитайте фамилию автора этого произведения.
слайд 5
-Ребята, вы правильно догадались - это произведение
написал Н.Носов.
-Сформулируйте тему урока
-Чему будем учиться на уроке?
-Что вы знаете об этом писателе? Кто герои его
произведений?
Про какую горку нам предлагает узнать Николай Носов?
(про снежную горку)
-Скажите, что нужно для строительства снежной горки?
- Строительство горки – нелегкая работа. Она требует
большой силы и терпения.
-Ребята, а вы любите бывать на горке?
- Почему?
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?
слайд 6
2. Знакомство с текстом (4 мин)
-Послушайте как исполняют это произведение артисты
театра, проверьте свои предположения.
слайд 7
физминутка (2 мин)
-Оправдались ли ваши предположения?
- Кому понравился рассказ? Каков этот рассказ по
характеру?
- Какой момент рассказа вам особенно понравился?
Герои рассказов Носова – ребята.
Автор рассказывает забавные истории из их
жизни.
рассказывают
прогнозируют содержание текста
Слушание аудиозаписи произведения
рассуждают
отвечают на вопросы
выполняют подготовительные упражнения к
чтению
отвечают на вопросы, находят доказательства
в тексте
. Котька и его друзья.
.
Хитрый. Он не хотел трудиться, но хотел
кататься.
-Он не мог на неё взобраться
-Котька взобрался на горку, но не смог с неё
скатиться.
известно школьнику, и
того, что еще неизвестно;
-составлять совместно с
учителем план действий;
- контролировать
результаты работы на
уроке;
-прогнозировать
содержание произведения
по названию.
Коммуникативные:
Умение:
- оформлять свою мысль в
устной речи, высказывать
свою точку зрения,
грамотно формулировать
высказывание;
- сотрудничать,
договариваться, слушать
мнения других;
Познавательные:
-действие со знаково-
символическими
средствами;
- поиск и выделение
необходимой информации
с помощью компьютерных
средств
предметные:
- уметь читать осознанно
текст художественного
произведения;
- определять тему и
главную мыслю
произведения;
-анализировать
содержание текста;
Почему?
3. Подготовка к чтению трудных слов, словарная
работа (3 мин)
- Прежде чем мы начнем читать рассказ, давайте
подготовимся к чтению трудных слов, которые встретятся
в тексте.
4. Чтение текста по абзацам (4 мин)
слайд 8 физминутка для глаз.
5. Анализ содержания текста
(4 мин)
-Кто является главным героем рассказа?
-Каким словом характеризует автор Котьку в начале
рассказа?
- Почему?
-Почему Котька посыпал горку песком?
-Что было дальше?
- Обрадовались ли ребята, когда увидели свою горку?
-Сразу согласился Котька?
- Какое чувство охватило Котьку во время работы?
-Нет. Они поругали Котьку и заставили его
засыпать горку снегом.
-Нет. Он предложил подождать, пока выпадет
снег.
-Его охватило чувство радости. Он даже
приделал ступеньки, чтобы было лучше
взбираться на горку.
- оценивать события,
героев произведения.
III. Интеллектуально-
преобразовательная
деятельность
(3мин)
цель:
-Стимулировать интерес
обучающихся к выполнению
творческих заданий
задание 1
-Закройте глаза и представьте, что прошёл год. Каким
стал Котька?
- Каким бы могло быть продолжение этой истории?
Придумывают продолжение рассказа
Личностные:
- творческое отношение к
процессу выполнения
заданий.
Коммуникативные:
- оформлять свою мысль в
устной речи, высказывать
свою точку зрения,
грамотно формулировать
высказывание.
Регулятивные:
- прогнозировать
продолжение рассказа.
IY. Диагностика качества
освоения темы
(4 мин)
цель:
- установить степень усвоения
темы
тестирование
-Что хотел показать автор этим произведением?
- Молодцы, ребята! Вы сделали правильные выводы.
Думаю, что с вами такого не случится
1 вариант- выполняют тест
2 вариант- выбирают пословицу, которая
выражает главную мысль этого произведения
(затем наоборот)
карточка № 3
индивидуальная работа
1. Поспешишь – людей насмешишь.
2. Семь раз отмерь, а один отрежь.
3.Умел ошибиться, умей и поправиться.
4. Всякое умение трудом дается.
- Нужно быть добрым, делать все дела
сообща, не портить то, что сделали другие.
Предметные:
- знание содержания
текста, событий, героев.
Регулятивные:
- умение выполнять
учебное задание в
соответствии с целью.
Познавательные:
- умение перерабатывать
полученную информацию:
делать выводы в результате
индивидуальной работы и
совместной работы всего
класса.
Коммуникативные:
- умение слушать других,
формулировать свои
мысли вслух.
Y. Рефлексивная
деятельность
(3мин)
цель:
-Научить школьников
соотносить полученный
результат с постав-
ленной целью и оценивать
результат своей деятельности.
слайд 9
Самоанализ и самооценка ученика
Подведение итогов, выставление отметок
Регулятивные:
- умение оценивать
результат своей
деятельности.
YI. Домашнее задание (2 мин)
слайд 10
-Ребята, читайте книги Н. Носова и узнавайте новое о его
героях.
-Пересказать текст от имени Котьки
- Чтение по ролям.