Автор: Мальсагова Мовлатхан Исраиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "СОШ №2 г.Назрань"
Населённый пункт: Республики Ингушетия
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: "Занимательная математика" 2 кл
Раздел: начальное образование
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
2 год обучения
Возраст обучающихся 7 – 8 лет
Общеинтеллектуальное направление
Учитель начальных классов:
Мальсагова Мовлатхан Исраиловна
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения;
Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой, 2011 г;
Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф.
Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников.
.
Общая характеристика курса.
Воспитание любознательного, активно- заинтересованно младшего школьника,
обучение решению математических задач будет проходить более успешно, если урочная
деятельность дополнится внеурочной работой
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей
учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности,
коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию
наблюдательности, зоркости, умения анализировать, рассуждать, доказывать.
Содержание курса предполагает использовать те умения и навыки, которые учащиеся
получили на уроках математики.
.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать
изменения, выявлять причины, делать выводы. Данный курс даёт возможность научить
ребёнка рассуждать, находить ответы на поставленные вопросы.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших
школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся,
которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные
математические игры.
При организации занятий желательно использовать работу в парах, работу в группах.
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму соревнований между
командами
.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, не
требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий
отражает познавательные интересы детей, содержит полезную информацию
Занятия проводятся 1 раз в неделю
Содержание программы.
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение
арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание чисел в пределах 100
Поиск и чтение слов, связанных с математикой.
Единицы массы, единицы времени.
Планируемые результаты изучения курса.
В результате освоения программы курса «Занимательная математика» формируются
следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС
НОО:
Личностные результаты:
Развитие любознательности, сообразительности, самостоятельности
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать
трудности .
Воспитание чувства справедливости, ответственности.
.
Метапредметные результаты:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Применять изученные способы работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры.
Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу.
Участвовать в обсуждении вопросов, высказывать мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в задаче, на рисунке
или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Конструировать алгоритм решения задачи
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный результат с условием.
Анализировать предложенные варианты решения, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
Конструировать несложные задачи.
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (геометрических фигур) в конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место данной детали в конструкции.
Сопоставлять полученный результат с заданным условием. .
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать фигуры из различных материалов (проволока, пластилина и др.)
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Календарно-тематическое планирование
2 класс.
№
п/п
Дата
по
плану
Тема занятия
1
Математика-царица наук
2
Счёт. Приёмы устного счёта
3
Математические игры.
4
Прятки с фигурами. Какие фигуры скрылись?
5
Секреты задач.
6
.
«Спичечный» конструктор.
7
Конструирование
8
.
Задачи на смекалку
9
.
Числовые головоломки.
10
Числа-великаны
11
Геометрия вокруг нас. Что мы видим?
12
Точка, отрезок, луч, прямая
13
Числовые -кроссворды
14
Тайны окружности. «Солнце-обыкновенный жёлтый шар»-проект
15
Математическое путешествие.
16
Периметры фигур
17
Отгадываем ребусы
18
Математические игры.
19
«Часы, часы, часы…» Знакомство с часами
20
Геометрический калейдоскоп.
21
Головоломки.
22
Секреты задач.
23
Площади фигур
24
Интеллектуальная разминка.
25
Знакомство с умножением
26
Дважды два – четыре.
27
Логические задачи
28
В царстве смекалки.
29
Интеллектуальная разминка.
30
.
Составь квадрат.
31
Мир занимательных задач.
32
.
Мир занимательных задач.
33
Математические фокусы. Игры.
34
Математическая эстафета.
35
Математический КВН
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.
Материалы для учителя:
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем внимание
Гарина С. Е., Кутявина Н. А., Топоркива И. Г., Щербинина С. В. Развиваем мышление.
Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2005 . Рабочая тетрадь. – М.: РОСМЭН-
ПРЕСС, 2004
Графические диктанты: 1 класс/ Голубь В. Т. – М.: ВАКО, 2010
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы/ Л. И.
Тесты по математике 2 класс В Н Рудницкая 2015 г
Группа продлённого дня: конспекты занятий, сценарии мероприятий. 3-4 классы/ Л. И.
Гайдина, А. В. Кочергина. – М.: ВАКО, 2008
Гурин Ю. В. Большая книга игр и развлечений. – СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000
Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах/ Л. В. Лазуренко. –
Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Занимательные материалы к урокам математики в 3-4 классах/ Л. В. Лазуренко. –
Волгоград: Учитель – АСТ, 2005
Зубков Л. Б. Игры с числами и словами. – СПб.: Кристалл, 2001
Жильцова Т. В., Обухова Л. А. Поурочные разработки по наглядной геометрии. - М.: ВАКО,
2004
Интеллектуальный марафон: 1-4 классы/ Максимова Т. Н. – М.: ВАКО, 2011
Колесникова Е. В. Геометрические фигуры. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. – М.:
Творческий центр, 2006
Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. М.: ЭКСМО, 2003
Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы/ Керова Г. В. – М.: ВАКО, 2011
Олимпиады по математике А О Орг, Н г Белицкая 2 класс 2011г
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен,
2012
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 2 класс/ Е. В. Языканова. – М.: Экзамен,
2012.