Автор: Щеглова Ольга Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ РМЭ "Лицей Бауманский"
Населённый пункт: город Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: статья
Тема: "Тестирование как форма контроля знания текста на уроках внеклассного чтения"
Раздел: среднее образование
Тестирование как форма контроля знания текста
на уроках внеклассного чтения
Развитие познавательного интереса к своему предмету - одна из главных задач, стоящих
перед
учителем.
Уроки
внеклассного
чтения
помогают
решать
задачи
эмоционального,
творческого, литературного, интеллектуального развития, а также проблемы нравственно-
этического воспитания.
Задачи уроков внеклассного чтения:
Образовательная: научить самостоятельному и осознанному чтению.
Развивающая:
развитие
интеллекта,
совершенствование
навыка
чтения,
развитие
познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
Воспитательная: расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего
читателя, нравственное и эстетическое воспитание.
Важным звеном при проведении уроков внеклассного чтения является контроль знания
текста. Без внимательного и вдумчивого прочтения произведения невозможна дальнейшая
работа по его анализу. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания
знаний к тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации российской
системы образования.
Тест - это инструмент, предназначенный для измерения обученности учащегося, состоящий
из
системы
тестовых
заданий,
стандартизованной
процедуры
проведения,
обработки
и
анализа результатов.
Тестирование на уроках внеклассного чтения выполняет три основные взаимосвязанные
функции:
1-диагностическую - заключается в выявлении уровня знания текста учащимся,
2-обучающую - состоит в мотивировании учащегося к активизации работы над текстом,
более внимательному прочтению и анализу,
3-воспитательную - проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это
дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся.
Существуют разные виды тестовых заданий:
1. Задания с выбором ответов:
а) задания с выбором одного правильного ответа.
б) задания с выбором нескольких правильных ответов
в) задания с выбором одного неправильного ответа.
2. Задания на установление соответствия.
3. Задания с открытым ответом.
Основными достоинствами данной формы контроля знаний является:
- возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы;
- осуществление диагностики уровня усвоения прочитанного текста каждым учеником;
- обеспечивает одновременную проверку знаний текста учащихся всего класса;
- правильно оформленный тест повышает интерес к изучаемому произведению и предмету в
целом.
Опыт применения тестов на уроках внеклассного чтения показывает эффективность этой
формы контроля. Использование такого вида работы помогает осуществить опрос всех
учащихся, превратить урок в увлекательное занятие.
В Приложении приведен пример теста с ответами по произведению Ч. Айтматова «Первый
учитель».
Тест
содержит
задания
с
выбором
одного
правильного
ответа
и
задание
с
открытым ответом.
Приложение
Внеклассное чтение 9 класс
Тест по произведению Ч. Айтматова «Первый учитель»
1.
Ч.Т.Айтматов – это писатель…?
А) татарский,
Б) киргизский,
В) башкирский.
2.
Какова жанровая принадлежность произведения «Первый учитель»?
А) рассказ,
Б) повесть,
В) поэма.
3.
Где происходит действие произведения?
А) Казахстан,
Б) Астраханская область,
В) Киргизия.
4.
Как назывался аил?
А) Куркуреу,
Б) Шекер,
В) Аулие-Ата.
5.
От чьего лица ведется повествование?
А) учитель, Алтынай,
Б) учитель, художник,
В) художник, Алтынай.
6.
Какие деревья ассоциируются у рассказчика с детством в аиле?
А) ивы,
Б) тополя,
В) пихты.
7.
Какому событию было посвящено торжественное собрание в аиле?
А) избрание председателя колхоза,
Б) награждение передовиков,
В) открытие новой школы.
8.
Чей это портрет: «Она была уже в преклонном возрасте, полная, с густой проседью в
зачёсанных волосах».
А) Сайкал,
Б) Чернуха,
В) Алтынай.
9.
Чей это портрет: «…это был пожилой уже человек, высокий, угловатый, с нависшими
орлиными бровями».
А) Картанбай,
Б) Дюйшен,
В) Сатымкул.
10.
Кем стала Алтынай, когда выросла?
А) академиком,
Б) журналистом,
В) партийным работником.
11.
Назовите имя учителя.
А) Танабай Бакасов,
Б) Дюйшен Таштанбеков,
В) Бостон Уркунчиев.
12.
Кем работает учитель сейчас?
А) председателем колхоза,
Б) парторгом,
В) почтальоном.
13.
Что называют «школой Дюйшена»?
А) новую школу,
Б) бугор,
В) аил.
14.
В каком году учитель приехал в аил?
А) 1924,
Б) 1918,
В) 1935.
15.
Как отнеслись жители аила к учителю?
А) с уважением,
Б) с пренебрежением,
В) с испугом.
16.
В каком здании была организована школа?
А) почта,
Б) конюшня,
В) амбар.
17.
Какое образование было у учителя?
А) педагогические курсы,
Б) высшее,
В) малограмотный.
18.
Кто рассказывает историю о первом учителе?
А) художник,
Б) ученики,
В) Алтынай.
19.
Сколько лет было Алтынай?
А) 14,
Б) 15,
В) 16.
20.
Какой поступок совершила Алтынай, чтобы поддержать учителя в его начинании?
А) пришла в школу,
Б) принесла мешок кизяка,
В) агитировала детей аила.
21.
В чём заключается подвиг учителя?
А) он сам построил первую школу в аиле,
Б) самоотверженно трудился ради будущего своего народа,
В) воевал во время Великой Отечественной войны.
22.
Что сделал учитель, открыв школу в родном аиле?
А) исполнял долг перед людьми родного края,
Б) рассчитывал на награду,
В) выполнял наказ партии.
23.
Чей портрет показывал учитель детям?
А) Сталин,
Б) Ленин,
В) свой.
24.
Кто посадил два тополя возле школы?
А) дети,
Б) Алтынай и учитель,
В) жители аила.
25.
Что символизирует образ тополей в произведении?
А) символ любви к родным местам,
Б) воспоминание о юности,
В) символ открытия новых знаний.
26.
Почему учителя не пригласили на открытие новой школы?
А) организаторы нравственно глухи к добрым делам людей,
Б) не посчитали его почётным человеком,
В) забыли о нём.
27.
Каковы основные проблемы творчества Айтматова?
А) мораль и нравственность,
Б) война и человек,
В) природа и человек.
28.
Что бы вы нарисовали на своей картине «Первый учитель»?
Ответы:
1-
Б
2-
А
3-
В
4-
А
5-
В
6-
Б
7-
В
8-
В
9-
Б
10-
А
11-
Б
12-
В
13-
Б
14-
А
15-
Б
16-
Б
17-
В
18-
В
19-
А
20-
Б
21-
Б
22-
В
23-
Б
24-
Б
25-
В
26-
Б
27-
А
28-
письменно.