Напоминание

Компьютерные игры жанра "Hidden objects", как один из приёмов обогащения словарного запаса детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью


Автор: Шитягина Наталия Андреевна
Должность: логопед
Учебное заведение: ГБУ ЦССВ "НАШ ДОМ"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Компьютерные игры жанра "Hidden objects", как один из приёмов обогащения словарного запаса детей старшего школьного возраста с умственной отсталостью
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Компьютерные игры жанра «Hidden objects», как один из

приёмов обогащения словарного запаса детей старшего

школьного возраста с умственной отсталостью.

Шитягина Наталия Андреевна,

Логопед ГБУ ЦССВ «Наш дом»

«Игра — последовательность интересных выборов»

Сид Мейер,

основатель компании

Microprose

Традиционно

недоразвитие

речи

у

умственно

отсталых

школьников

проявляется

в

нарушении

всех

её

(речи)

компонентов:

фонетико-

фонематической

стороны,

лексико-грамматического

строя;

проявляется

недоразвитие в запоздалом появление слов и фразы, нарушении понимания

речи, аграмматизмах, нарушениях звукопроизношения, чтения и письма. В

связи с малым опытом социальных и речевых контактов, ограниченностью

среды проживания, что особенно характерно для детей сирот, проживающих

в

детских

домах,

тяжестью

интеллектуального

нарушения,

часто

органического

генеза,

трудностей

формирования

высших

психических

функций,

у

детей

отмечается

выраженное

недоразвитие

лексической

и

семантической

сторон

речи.

Скудный

словарный

запас

мешает

детям

с

нарушением

интеллекта

гармоничному

проце ссу

обучения,

а

безынициативность

в

общении

приводит

к

неумелости

и

неактивному

использованию многообразия речевых форм, как средства коммуникации.

Нечеткое

употребление

слов,

использование

слов

в

несвойственной

им

обобщающей

функции,

незнание

конкретного

значения

слов

является

специфической особенностью их словаря.

Логопедическая работа по обогащению словарного запаса занимает важное

место

в

процессе

коррекции

нарушений

развития

умственно

отсталого

ребенка.

В

процессе

коррекционно-логопедического

воздействия

ведётся

работа

по

выявлению

областей

жизни

и

деятельности

человека,

не

наполненных лексическим содержанием у конкретного ребенка. Примером

может служить ситуация, при которой ребенок, проживая в стенах детского

дома и будучи достаточно взрослым по возрасту, не встречался с такими

действиями, как ремонт в доме, и не обладает даже смутным представлением

о наличии инструментов, красок, шпателей, валиков и т.д. В отличие от

ребенка, проживающего в семье, таких тем, имеющих большие провалы у

воспитанников детского дома, может быть множество. Задачей специалиста в

этот момент является работа по обогащению словарного запаса, уточнению

значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической

системности

и

семантических

полей.

Особого

внимания

требует

предикативный

словарь,

глаголы

и

прилагательные.

Основным

методом

обогащения словарного запаса является организация постоянной активной

предметно-практической

деятельности.

Ведь

только

наблюдая

за

окружающим

миром,

ребенок

узнает

словесное

обозначение предметов,

явлений

и

действий,

что

способствует

прочному

усвоению реальных

предметных представлений, запоминанию словесных обозначений, точному

соотнесению слова с

предметом,

действием или

явлением, речевой

активности ребенка.

Задача

логопеда,

работающего

с

детьми

с

умственной

отсталостью,

проживающих в семье, будет несколько иной: специалист может выявить

отсутствующие или обедненные части словарного запаса ребенка и, помимо

занятий

с

ребенком,

составить

рекомендации

для

родителей/опекунов

и

других

членов

замещающей

семьи:

чтение

литературы,

просмотр

документальных и научно-популярных фильмов, мультфильмов и программ,

посещение

музеев,

проведение

тематических

бесед.

Помощь

и

активное

участие родителей может значительно ускорить процесс познания у ребенка.

Существует множество приёмов и игр, которые способствуют активизации

словаря.

В

процессе

обучения

таким

средством

являются

игры

на

использование

существительных,

глаголов

и

прилагательных

(«Кто,

что

делает?»,

«Кто,

как

говорит?»,

«Чья

мама?»);

на

подбор

антонимов,

синонимов, паронимов; на использование однокоренных слов; на объяснения

значения

слов

и

др.;

использование

классических

сюжетно-ролевых

игр

(«Доктор», «Магазин»), дидактических игр (лото, карточки, кубики, домино),

технология синквейн и многие другие. Пополнение словаря происходит и в

трудовой

деятельности,

на

дополнительных

творческих

занятиях,

спортивных и театральных мероприятиях, уроках экологии и, конечно, при

чтении художественной литературы.

Одним

из

современных

средств

коррекционного

обучения

умственно

отсталых

школьников

являются

компьютерные

технологии.

В

основу

использования

информационных

компьютерных

технологий

положены

базовые

психолого-педагогические,

методологические

и

логопедические

программы

(«Игры

для

тигры»,

интерактивные

развивающие

игры

«Мерсибо» и т.д.).

Существует достаточное количество компьютерных игр, не относящихся к

педагогическому процессу, а именно те игры, выбор которых диктует само

время: от простых и мирных, до самых модных и недобрых. Множество и

жанров: стратегии, аркады, гонки – выбирай на любой вкус! Для детей

школьного

возраста

компьютерные

игры

служат

хорошим

средством

мотивации и стимулирования для активных занятий, в том случае, когда

ребенок

уже

взрослый

и

его

сложно

увлечь

выкладыванием

перед

ним

дидактических карточек.

Хотелось бы выделить жанр игр «Hidden Object» - «Поиск предметов», «Я

ищу».

Процесс игры довольно прост — искать различные предметы: одежду,

инструменты,

мебель,

фрукты,

овощи,

животных,

рыб

и

птиц

(что

соответствует основным лексическим темам логопедической программы) на

фоне определенного сюжета.

Главный

смысл

игры

с

поиском

предметов

это

последовательное

прохождения цепочки. Ребенку предлагается задание в виде списка искомых

предметов, иногда вместо списка предоставляются силуэты предметов или

загадка

«Найди

отличия»,

ответом

на

которую

должен

стать

предмет.

Предметы

бывают

нестандартные

(значок

марки

автомобиля

«Понтиак»,

порода

собаки

«Бигль»,

мультипликационные

герои

современности

«Беззубик»,

«Тедди»,

«Паддинктон»,

англоязычные,

западные

слова,

требующие перевода - «пиньята» и др.), что обуславливает новизну этих слов

и мотивирует детей с умственной отсталостью на совместную деятельность

со

специалистом.

Задачей

логопеда

является

тематический

подбор

серии

игры, который может быть дополнен и введен в пассивный словарь ребенка, а

вместе с закрепляющими занятиями активизация новых слов и выражений.

Действуя совместно в игровом поле, педагог направляет внимание ребенка,

проговаривает

новые

слова

и

дает

разъяснения

их

смысловой

нагрузки,

области

применения

этих

предметов

в

быту

или

в

профессиональной

деятельности. Таким образом, в процессе игры ребенок может не только

задуматься о свойствах предметов, их названии, применении, составляющих,

но, возможно, развить тему профессиональной ориентации, а специалист –

помочь выявить интерес и предпочтения ребенка. Например, мальчик может

вполне равнодушно отнестись к строительным инструментам, но активно

заинтересоваться марками или устройством автомобилей, а девочка проявить

интерес к кулинарии или парикмахерскому искусству, подбирая ингредиенты

для десертов или собирая маникюрный набор. Конечно, разовый интерес

ребенка ещё не говорит о том, что вот: карьера определена, но данная игра,

поддерживая активный интерес ребенка и снимая "дидактику" и "менторство"

занятия, позволяет ребёнку попасть в спокойную, неформальную атмосферу

и

наладить

доверительный

контакт

с

педагогом.

А

специалисту,

в

свою

очередь,

выявить

задачи

для

дальнейшей

работы

с

ребёнком,

поставить

"флажки" о его интересах и предпочтениях, и на основе полученных знаний

развивать и наполнять свою обучающую программу новыми, эффективными

элементами.

Задачей

логопеда

является

наблюдение,

анализ

действий

ребенка, а также оказание необходимой методической помощи, так как в

процессе игры возникают трудности понимания и восприятия предмета (за

каждый

«промах»

начисляется

штраф

в

виде

уменьшения

времени,

оставшегося

на

прохождение

игры

-

это

своеобразная

защита,

не

позволяющая пройти игру так называемым «методом проб и ошибок»), то

есть

незнание

предмета

заставляет

ребёнка

обращаться

к

педагогу

за

помощью, несмотря на возможность воспользоваться подсказкой.

Сюжетная линия игр «Я ищу» самая разнообразная. Особой популярностью

пользуются

игры

в

жанре

триллера,

квестов,

детективных

историй и

расследований, что, безусловно, привлекает внимание старших школьников,

но оставляет за педагогом выбор ограничения возрастного ценза.

Неожиданного

поворота

в

процессе

прохождения

игры

нет,

всё

идет

по

определенному плану, соблюдается чёткий алгоритм действий: например,

чтобы зажечь свечи, требуется найти канделябр и собрать разбросанные по

локации

спички

в

коробок.

Каждая

игра

соответствует

определенной

тематике,

которая

больше

помогает

погрузиться

в

процесс:

головоломки

пересекаются с сюжетом: одежда, архитектура, интерьер – всё выдержано в

одном

стиле.

Кроме

того,

в

игре

заложен

информационный

элемент:

например,

при

поиске

ингредиентов

блюд,

ребёнок

узнает

их

рецепты,

которые можно опробовать в реальной жизни; можно что-то положить в

сундук, но открыть его можно лишь с помощью ключа, который сначала

нужно

найти;

или

же,

чтобы

собрать

самолет,

нужно

найти

хвостовой

стабилизатор, фюзеляж, топливный бак, двигатель, иллюминатор (к вопросу

классической логопедической игры «Части и целое»).

Для

ребёнка

с

интеллектуальной

недостаточностью

важно

поддержание

мотивации. Конец игры есть явное тому подтверждение. Достигнув цели,

выполнив миссию, ребёнок получает призовое место на пьедестале почёта и

другие

знаки

отличия.

Знания,

полученные

в

игре,

можно

перенести

в

активный

словарь,

посредством

дополнительных

классиче ских

логопедических

занятий

(создать

образ,

закрепить

его

с

конкретным

предметом) и применить в будущей практической деятельности, грамотно

строя

фразу

и

апеллируя

этими

словами.

Для

закрепления

изученного

материала можно предложить ребенку пройти данную часть игры снова,

после серии занятий на активизацию словаря, встраивания и применения

новых

знаний

в

жизни.

При

повторном

прохождении

игры

можно

осуществить контроль за уровнем освоенности материала.

В пассивном словаре умственно отсталых школьников могут отсутствовать и

бытовые,

часто

употребляемые

слова.

Данная

игра

позволяет

выявить

пробелы в определённых лексических категориях. Указанные игры помогают

не только узнать новые слова, но и закрепить уже имеющиеся.

Графика в играх с поиском предметов очень насыщенная и стимулирует

наглядно-образное мышление, создавая и укрепляя яркие образы предметов в

сознании ребенка.

Очень важно учитывать технику безопасности, охранительный режим, то

есть

время,

проводимое

школьником

за

компьютером.

Занятия

должны

проходить

по

плану,

условно

соответствовать

тематике

логопедической

программы.

Педагог

строит

занятие

таким

образом,

чтобы

время,

проведенное

у

компьютера,

чередовалось

со

зрительной,

мимической

гимнастикой, выделялось время на проговаривание не только достигнутого

результата в виде призовых очков, но и построения пересказа сюжета игры с

последовательностью выполненных действий. Можно придумать образ героя

игры и описать его внешние признаки, черты и особенности характера.

Помимо

всего,

такие

виды

занятий

способствуют

повышению

уровня

компьютерной

грамотности,

увеличивает

скорость

мышления;

работа

с

мышкой,

на

клавиатуре

развивает

моторику,

зрительные

функции,

координацию

движений.

При

овладении

компьютером

дети

приобретают

эмоциональную уверенность, устойчивость внимания, самостоятельность, а в

сотрудничестве со взрослым – крепкие партнерские отношения.

Литература:

1.

Логопедия.

Учебник

для

студентов

дефектологических

факультетов

педагогических вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1998;

2.

Лалаева Р.

И.

Нарушение

речи

и

система

их

коррекции

у

умственно

отсталых школьников. – Л., 1988;

3. Илюк М.А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме. –

СПб., 2008.



В раздел образования