Автор: Горбачева Ирина Владимировна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 1 Брянского района"
Населённый пункт: г.Брянск, Брянская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эффективные модели внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" в общеобразовательную школу.
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1 БРЯНСКОГО РАЙОНА»
ПРОЕКТ
Эффективные модели внедрения Всероссийского физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в
общеобразовательную школу
Разработан:
Горбачевой Ириной Владимировной
учитель физической культуры,
первой квалификационной категории
д. Добрунь 2017г.
1.
Актуальность
1
Здоровье и здоровый образ жизни. К сожалению, эти понятия пока не
занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Сейчас
практически
не
встретишь
абсолютно
здорового
ребенка.
Интенсивность
учебного
труда
учащихся
очень
высока,
что
является
существенным
фактором
ослабления
здоровья
и
роста
числа
различных
отклонений в состоянии организма. Причинами этих отклонений являются
малоподвижный образ жизни (гиподинамия), накапливание отрицательных
эмоций без физической разрядки, психоэмоциональные изменения.
В
соответствии
с
Законом
«Об
образовании»
здоровье
школьников
относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере
образования. Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний
день стоит очень остро.
Актуальность
проекта
состоит
в
том,
чтобы
привлечь
наибольшее
количество обучающихся гимназии к участию в сдаче норм ВФСК «Готов к
труду
и
обороне»,
а
также
положительно
мотивировать
к
увеличению
двигательной активности через желание улучшить свои результаты при сдаче
норм ГТО, путём поступления в различные спортивные секции и кружки.
2.
Цель и задачи проекта
Цель: создать
положительную
мотивацию
у
школьников
для
занятий
спортом, совершенствовать физические качества, приобщать к физической
культуре и спорту через привлечение к сдаче норм ВФСК «Готов к труду и
обороне».
Задачи:
1.
Создание условий для сдачи норм ВФСК «Готов к труду и обороне» и
развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и
спортом;
2.
Обеспечение
учащихся
необходимой
достоверной
информацией
о
содержании ВФСК «Готов к труду и обороне» и его истории в нашей
стране;
3.
Охват наибольшего количества обучающихся при внедрении ВФСК
«Готов к труду и обороне» в МБОУ «Лицей №1 Брянского района»;
2
4.
Соотнесение уровня физической подготовленности к сдаче норм ГТО.
Гипотеза: В результате реализации введения комплекса ГТО среди учащихся
МБОУ «Лицей № 1 Брянского района», возрастет интерес и потребность в
сдаче норм ГТО с целью укрепления здоровья.
3.
Участники, с которыми осуществляется работа по проекту
В данном проекте принимают участие обучающиеся 1-11 классов МБОУ
«Лицей № 1 Брянского района» и педагогический коллектив школы.
4.
Участники, реализующие данный проект
В реализации данного проекта участвуют:
директор
лицея,
для
контроля
реализации
данного
проекта
(координация сил и средств, для выполнения программы);
заместитель директора по воспитательной работе;
администратор школьного сайта;
учитель физической культуры для организации и проведения приёма
нормативов
комплекса
«Готов
к
труду
и
обороне»
(организация
и
проведение соревнований, спортивных мероприятий);
преподаватель-организатор ОБЖ;
медицинский
работник
(медицинское
сопровождение,
организация
контроля за состоянием здоровья участников проекта, осуществление
допуска
к
сдаче
нормативов
и
наблюдение
за
проведением
мероприятий);
педагогический
коллектив
школы
(проведение
социологического
опроса, анкетирования, мониторинг результативности программы);
инициативная
группа
обучающихся
7-8,
10
классов
–
(разработка
информационных
материалов
–
стенд,
презентация,
проведение
информационных мероприятий для начальных классов)
родители
обучающихся
1-11
классов
(обеспечение
сопровождения
обучающихся к месту проведения соревнований);
социальные
партнёры
–
Центр
тестирования
ГТО
Брянского
муниципального района.
3
5.
Основные
принципы
реализации
проекта: добровольность,
доступность к системе подготовки сдачи норм ГТО, медицинский контроль,
открытость.
6.
Краткое содержание программы
В ходе реализации проекта на подготовительном этапе проходит входное
исследование
(анкетирование)
информированности
участников
о
ВФСК
«Готов
к
труду
и
обороне».
Проведено
внеклассное
мероприятие
«Возрождение комплекса ГТО в современной России», а учителя школы,
принявшие участие во Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе
«Готов
к
труду
и
обороне»,
поделились
своими
достижениями
и
впечатлениями; с целью повышения информированности о нормах сдачи
ГТО инициативной группой проводится лицейская линейка, так же проходит
конкурс рисунков, плакатов на тему «ГТО шагает по стране». Открытость
информации
о
ВФСК
«Готов
к
труду
и
обороне»
на
школьном
сайте,
информационном видеоролике и стенде «Что такое «ГТО?».
В
ходе
реализации
проекта
по
предмету
«физическая
культура»,
мониторингом физического развития и физической подготовленности на всем
периоде
обучения
учащихся
школы,
учителя
физической
культуры
определяют степень готовности учащихся к сдачи ГТО. Главной задачей
учителя физической культуры – помочь школьнику в объективной оценке
своих сил, убедить в возможности улучшения собственного результата и
способствовать тому, чтобы занятия физической культурой и стремление к
физическому самосовершенствованию стали потребностью каждого ученика
школы.
На
основном
этапе,
опираясь
на
принцип
добровольности,
проходит
запись
желающих
обучающихся
по
классам
через
физоргов
на
сдачу
нормативов
«Готов
к
труду
и
обороне»
по
возрастным
ступеням.
Администрация и учителя физической культуры составляют расписание о
сдачи нормативов, согласуя данный график с Центром тестирования ГТО
Брянского муниципального района. В ходе школьной спартакиады, учащиеся
имеют возможность выполнять упражнения, включенные в комплекс ГТО.
4
Школьные спортивные праздники с привлечением родителей способствуют
повышению мотивации у детей школьного возраста к сдачам норм ГТО.
На заключительном этапе проходит социологическое
исследование
(анкетирование) участников проекта
на тему знания комплекса «Готов к
труду и обороне» и желания сдавать нормативы и заниматься спортом. На
итоговой линейке подводятся итоги сдачи норм и награждение заслуженных
победителей школьной спартакиады.
Структура проекта:
1. Анкетирование «Что ты знаешь о ГТО?»
2. Информационное сопровождение (газета «ГТО – путь к успеху!», буклеты,
информация на сайте школы, конкурс рисунков и плакатов, стенд)
3. Дополнительная внеурочная деятельность, направленная на улучшение и
тренировку
физических
качеств
обучающихся
(товарищеские
встречи,
спортивные соревнования)
4. Классные часы на тему: «История комплекса ГТО», «Путь к здоровью
через
нормы
ГТО»
с
использованием
презентации,
подготовленной
совместно с учениками 10-11 классов.
5. Формирование групп по возрастным ступеням для сдачи норм ГТО.
6. Мастер-классы «Мы готовы к труду и обороне!» для учащихся 5-7 классов
по разным видам нормативов ГТО (силовые, на гибкость, на скорость и
выносливость)
7. Спортивно-просветительский марафон для 1-4 классов «Я знаю! Я смогу!»
8. Спортивный праздник для начальных классов.
9. Сдача скоростных, силовых нормативов и нормативов на гибкость.
10. Социологический опрос участников проекта «Я и ГТО».
11. Итоговое награждение победителей и призёров
7. Сроки и этапы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап – октябрь-ноябрь 2016 г.
Основной этап – декабрь 2016г – апрель 2017г.
Заключительный этап – май 2017г.
5
8. Ключевые методики, технологии, инструментарий
Можно выделить следующие ключевые идеи и понятия проекта:
Личностно-ориентированные
технологии
–
формирование
таких
качеств
личности
как
воля,
дисциплинированность,
ответственность,
креативность,
а
также
наличие
позитивных
изменений
в
опыте
и
самосознании школьника.
Физическая
культура
и
спорт
–
целесообразная
и
полезная
деятельность, инструмент всеобщего развития личности, необходимый для
успешной сдачи нормативов «Готов к труду и обороне».
Ориентация
учащихся
на
здоровый
образ
жизни
–
подготовка
к
самостоятельному
и
осознанному
жизненному
самоопределению
и
социальная технология развития личности обучающихся.
Социальное
партнерство
-
открытая
система
социально-творческих
инициатив.
Это
совместная
коллективно-распределенная
деятельность
различных
социальных
групп,
которая
приводит
к
позитивным
и
разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам.
Главный
способ,
с
помощью
которого
планируется
осуществить
проектируемые преобразования – создание условий, побуждающих учащихся
к активной физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, для
подготовки и сдачи нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне».
9. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации проекта
Кадровыми
ресурсами данного
проекта
являются
администрация
и
учителя
физической
культуры
школы,
ответственные
за
физкультурно-
оздоровительную и спортивную работу с детьми.
Методическое
сопровождение проекта
осуществляется
в
первую
очередь
ответственные
за
физкультурно-оздоровительную
и
спортивную
работу в школе, социальный педагог школы, классные руководители.
Материально - технические ресурсы обеспечиваются за счет школы, в
которой
используются
технические
средства,
спортивный
инвентарь,
оборудование
и
школьные
спортивные
объекты:
спортивные
залы,
спортивная площадка, а также пришкольный стадион.
6
10. Основные требования при реализации проекта
На
подготовительном
этапе
проекта
участвуют
все
обучающиеся
1-11
классов на основе принципа добровольности.
На
основном
этапе
в
проекте
участвуют
все
обучающиеся,
которые
допущены к сдаче норм ГТО по состоянию здоровья.
Обучающиеся, не допущенные к сдаче норм выпускают информационные
бюллетени о победителях и призёрах, а ученики старших классов помогают в
работе судейских бригад.
11.
План
мероприятий
поэтапного
введения
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»
№
п/
п
Наименование мероприятия
Сроки
исполнения
Ответственные
1
Изучение
нормативных
документов
по
внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне»
Август
Администрация
школы, учителя
физической
культуры
2
Мониторинг
состояния
здоровья
и
уровня
физической подготовленности учащихся 1-11
классов
(предварительный,
т е ку щ и й ,
итоговый контроль)
Сентябрь
Учителя
физической
культуры
3
Обсуждение
вопроса
на
педсовете
по
внедрению ВФСК «Готов к труду и обороне»
в
общеобразовательных
организациях
в
рамках районных методических объединений
учителей
физической
культуры
Брянского
муниципального района
Август
Администрация
школы, учителя
физической
культуры
4
Изучение
методических
рекомендаций
по
организации
проведения
и с п ы т а н и й ,
входящих в ВФСК
Ежегодно
Учителя
физической
культуры
5
Создание
рабочей
группы
по
внедрению
ВФСК ГТО в школе
Администрация
школы
6
Формирование
инициативной группы
по
п р и е м у
и с п ы т а н и й
В Ф С К
« Г ТО »
с
привлечением классных руководителей.
Сентябрь
Администрация
школы, рабочая
группа
7
Разработка,
согласование
и
утверждение
плана мероприятий по поэтапному внедрению
ВФСК ГТО в школе
Сентябрь
Администрация
школы, рабочая
группа
8
И з г о т о в л е н и е
и
р а с п р о с т р а н е н и е
информационно
-
п р о п а г а н д и с т с к и х
материалов,
направленных
на
привлечение
всех
категорий
учащихся
к
выполнению
нормативов
ВФСК
ГТО
(оформление
информационного стенда, создание
раздела
ГТО на сайте школы)
Ежегодно
Администрация
школы, рабочая
группа
9
Организация
индивидуальной
работы
по
В течение
Администрация
7
совершенствованию
физического
развития
учащихся,
не
выполняющих
нормативы
на
уроках физической культуры.
года
школы, рабочая
группа
10
Проведение классных часов
Ежегодно, 1
раз в четверть
Рабочая группа,
классные
руководители
11
Утверждение
календаря
школьных
спортивно-массовых
мероприятий
в
рамках
реализации ВФСК ГТО
Сентябрь
Администрация
школы, рабочая
группа
12
Обновление
материальной
базы
в
соответствии
с
требованиями проведения
испытаний,
входящих
во
Всероссийский
физкультурно-спортивный комплекс
Ежегодно
Администрация
школы
13
Обсуждения
вопроса
по
внедрению
ВФСК
ГТО в школе на родительских собраниях
По плану
проведения
родительских
собраний
Администрация
школы, рабочая
группа
14
Обсуждения
вопроса
по
внедрению
ВФСК
ГТО на лицейских часах
1 раз в
четверть
Рабочая и
инициативная
группы
15
Организация
повышения
квалификации
учителей
физической
культуры
школы,
по
вопросам внедрения ВФСК ГТО
Ежегодно
Администрация
школы, рабочая
группа
16
Организация
спортивных
соревнований,
мероприятий,
викторин,
круглых
столов
по
распространению
опыта
внедрения
ВФСК
ГТО
По графику
Администрация
школы, рабочая
группа
17
Организация и проведение испытаний ВФСК
ГТО
среди
обучающихся
школы,
разных
возрастных ступеней
По графику
Администрация
школы, рабочая
группа
18
Размещение информации о ходе реализации
внедрения ВФСК ГТО на сайте школы.
В течение
года
Администратор
сайта школы,
учителя
физической
культуры
19
Составление
отчета об итогах реализации
внедрения ВФСК ГТО
Май
Учителя
физической
культуры
12. Особенности проекта и успех его реализации
Проект реально осуществить в любом образовательном учреждении.
Он успешно интегрируется в воспитательную систему школы, т. к. отражает
реалии и потребности образовательной политики современного общества. В
каждом
образовательном
учреждении,
возможно,
подобрать
собственные
объекты для осуществления внедрения ВФСК «Готов к труду и обороне».
8
Здоровые,
социально-активные,
коммуникабельные
д е т и ,
ориентированные на здоровый образ жизни, приученные к самостоятельной
активной
физкультурно-оздоровительной
и
спортивной
деятельности,
девизом которого является «Спорт - это жизнь, а жизнь – это спорт!» - вот то,
на что направлена реализация данного проекта.
9