Напоминание

Значение развития познавательного интереса в становлении личности будущего специалиста


Автор: Удалова Галина Абрашитовна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет Многопрофильный колледж
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Значение развития познавательного интереса в становлении личности будущего специалиста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад

Значение развития познавательного интереса в становлении личности

будущего специалиста

Современные

информационные,

промышленные

технологии

развиваются

все

быстрее

и

быстрее.

Кажется,

что

еще

немного,

и

мы

перестанем успевать использовать то, что было изобретено вчера, потому что

уже есть то, что было изобретено сегодня, а нам хочется того, что будет уже

завтра. Все больше людей осознают, что с новыми технологиями жизнь

становится

комфортнее,

безопаснее,

интереснее.

Так,

например

с IT-

технологиями, несмотря на физическое удаление, люди становятся ближе, мы

непрерывно находимся на связи, управляем своей жизнью, чувствуем себя

информированными, а значит защищенными и в безопасности.

Самый ценный ресурс – это, конечно, люди. Чем больше талантливых

специалистов трудится в той или отрасли, тем успешнее станет регион. О

любой отрасли можно сказать, что она сформирована, самодостаточна и

работает

на

благо

региона,

если

она

представлена

четырьмя

базовыми

элементами:

это

школьное

и

вузовское

образование,

производство

и

потребители. Из столицы деревень Тюмень превращается в кузницу IT –

кадров.

В

Тюменском

государственном

университете

и

Тюменском

индустриальном университете уже давно работают кафедры, связанные с

новыми технологиями. В 2016 году в ТюмГУ открыта кафедра автоматизации

бизнесс-процессов, запущена специальность «Роботехника и мехатроника».

Чем

выше

будет

качество

наших

выпускников,

тем

больше

они

будут

востребованы.

Как

результат

диплом

Тюменского

вуза

станет

гарантией

трудоустройства, как диплом Баумановского университета.

В «Концепции модернизации российского образования на период до

2010

год»

было

подчеркнуто,

что

развивающемуся

обществу

нужны

современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные

самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть

мобильными,

динамичными,

конструктивными

специалистами,

обладать

развитым чувством ответственности за судьбу страны.

То есть мы видим, что на современном этапе развития экономики

нашей страны, нашего региона возникла необходимость в наличии социально

и

профессионально

активных

личностях,

обладающих

высокой

компетентностью,

профессиональной

мобильностью,

самостоятельностью,

умением

постоянно

совершенствовать

свои

профессиональные

знания

и

навыки,

профессионально

реализовываться

и

поддерживать

дальнейший

творческий рост.

Все

это

ставит

перед

образовательным

процессом

новые

задачи

воспитание обучающегося, способного взять на себя ответственность за свое

образование, стать субъектом собственного профессионального развития.

В

связи

с

этим

на

первый

план

выступает

проблема

обеспечения

качества образования за счет развития познавательной активности каждого

человека,

который

в

процессе

образования

не

только

овладевает

определенным стандартом современных знаний, но и учиться их применять в

реальной жизни.

Обучающийся

должен

находиться

в

режиме

инновационного

познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее в

существующих

социально-экономических,

интеллектуально-культурных

условиях окружающей его жизни.

Формирование

современного

специалиста

неотъемлемо

связано

со

становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности,

а

также

его

профессиональной

подготовкой,

осуществляемой

в

системе

средне профессионального образования.

Поэтому

вопросы

формирования

познавательной

активности,

профессионального саморазвития специалистов в настоящее время являются

очень

актуальными.

Активность

сложное

психолого-педагогическое

образование.

Личность,

реализуя

определенную

группу

потребностей,

мотивов, интересов к конкретному виду деятельности, развивает в себе те

или иные качества, в том числе и познавательную активность. Развиваясь, эти

качества

формируют

целостную

структуру

человека,

что

позволяет

определить активность как основополагающее свойство развития личности

обучающегося,

которое

проявляется

в

готовности,

стремлении

к

самостоятельной деятельности.

Не

секрет,

что

то

оборудование,

на

котором

мы

обучаем

сегодня

студентов, очень сильно отличается от оборудования, которым оснащены в

наше

время

предприятия.

Наша

задача

воспитать

такого

специалиста,

который

сориентируется

в

подобной

ситуации,

оперативно

сможет

из

информационного

потока

найти

нужные

ему

сведения.

Для

этого

и

необходимо

формировать

профессиональный

интерес,

познавательную

активность.

Познавательная

активность

-

понимается

как

характеристика

деятельности:

ее

интенсивность

и

напряженность.

Интерес

-

это

мотив,

который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной

привлекательности.

Сформированная

познавательная

активность

позволяет

личности

актуализировать

свой

потенциал,

моделировать

профессиональное

мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей

профессиональной

деятельности

и

осуществлять

самообразование

на

протяжении всей жизни.

Среди многих проблем, направленных на совершенствовании процесса

профессионального

обучения,

проблема

развития

профессионального

интереса,

является

довольно

значимой.

Интерес

приводит

в

активное

состояние как внешние, так и внутренние силы. Рядом с развитием интереса

идет

становление

таких

качеств

как

наблюдательность,

старательность,

настойчивость,

умение

преодолевать

трудности,

стремление

к

поиску,

самостоятельность и другое.

Интерес, по мнению Г.И. Щукина – важнейший побудитель любой

деятельности,

его

можно

считать

изначальной

формой

субъективных

проявлений, поскольку выражает избирательный характер в деятельности, и

предметах, и явлениях окружающей действительности.

Познавательный

процесс

проходит

ряд

стадий:

от

простого

любопытства к любознательности, познавательному интересу и интересу к

профессии.

Любознательность-это

стадия,

которая

характеризуется

стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития

познавательного

интереса

обучающимся

свойственны

эмоции-

удивления,

радости

познания.

Любознательность

становится

устойчивой

чертой

характера

и

представляет

большую

ценность

для

развития

личности.

В

дальнейшем из этого складываются интересы к профессии, наиболее полно

проявляется свойство интереса – быть побудительной силой деятельности.

Объективно это проявляется увлеченностью человека делом, потребностью к

углублённому

и

творческому

применению

знаний,

постоянному

их

совершенствованию.

Таким образом, интерес к профессии, будучи разновидностью интереса

вообще,

является

существенным

качеством

личности,

направленным

на

овладение знаниями и способами профессиональной деятельности.

Интерес

-

форма

проявления

познавательной

потребно сти,

обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности

и

тем

самым

способствующая

ориентировке,

ознакомлению

с

новыми

фактами,

более

полному

и

глубокому

отражению

действительности.

Следовательно, интерес в динамике своего развития может превращаться в

потребность, в осуществление деятельности, вызывающей интерес.

Наиболее

существенную

роль

играют

профессиональные

интересы,

характеризующиеся

такими

признаками

как

«заинтересованность»,

«захваченность», «зачарованность» каким либо процессом. Познавательный

процесс, в своем развитии проходит ряд стадий (Г.М.Щукин) от простого

любопытства к любознательности, познавательному интересу и интересу к

профессии.

Профессиональный

интерес

выражается

в

сосредоточенности

мысли личности на предмет избранной профессиональной деятельности, в

положительном отношении к ней. Профессиональный интерес-это значимая

потребность

будущего

специалиста,

направленная

на

удовлетворение

эмоционально-интеллектуальных

мотивов,

основой

которых

являются

специальные

знания,

умения

и

волевая

активность

в

профессиональной

деятельности,

а

результат

самостоятельная

продуктивная

деятельность

будущего специалиста. Существенно важным признаком профессионального

интере са

обучающего ся,

характеризующая

его

социальное

и

профессиональное

положение

как

будущего

специалиста

является

(А.Ф.Эсаулова,

Н.Г.Морозова)

совокупность

общественных

связей

обучающегося

со

студентами,

с

преподавателями,

специалистами,

организациями.

Одна из главных целей преподавателя как участника образовательного

процесса при переходе к компетентностному обучению – научить молодых

людей умению учиться. Это предполагает моделирование такой системы

образования,

в

которой

создаются

условия

для

максимально

возможной

адаптации

и

развития

каждой

личности

в

образовательном

учреждении.

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой студенты

совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над

процессом

обучения,

отслеживают,

подтверждают,

опровергают

или

расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Функция преподавателя – содействие дарованиям, самостоятельности и

инициативе

студентов.

А

при

организации

образовательного

процесса

учитывать

такие

принципы,

как

гибкая

форма

организации

обучения,

учитывающая потребности, интересы, способности студентов, возможность

выбора

занятий,

приоритет

групповой

и

индивидуальной

форм

работы;

наличие

разнообразных

материалов

для

самостоятельной

практической

работы; опора на существующий уровень развития студента и представление

условий для его роста.

Преподаватель

играет

здесь

роль

советчика,

опытного

помощника,

координатора

общей

деятельности.

Его

функции:

стимулировать

познавательные интересы студентов, помочь им в самостоятельном поиске

необходимой информации, в организации собственной деятельности.

Вывод:

развитие

профессионально-познавательного

интереса

у

будущих

специалистов

будет

успешным

при

реализации-следующего

комплекса

педагогических условий:

- активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном

процессе колледжа;

- создание ситуации успеха, направленной на осмысление профессиональной

деятельности;

-

организация

личностно

ориентированной

образовательной

среды,

способствующей развитию профессионально-познавательного интереса.



В раздел образования