Автор: Удалова Галина Абрашитовна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ФГБОУ ВО Тюменский индустриальный университет Многопрофильный колледж
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: Значение развития познавательного интереса в становлении личности будущего специалиста
Раздел: среднее профессиональное
Доклад
Значение развития познавательного интереса в становлении личности
будущего специалиста
Современные
информационные,
промышленные
технологии
развиваются
все
быстрее
и
быстрее.
Кажется,
что
еще
немного,
и
мы
перестанем успевать использовать то, что было изобретено вчера, потому что
уже есть то, что было изобретено сегодня, а нам хочется того, что будет уже
завтра. Все больше людей осознают, что с новыми технологиями жизнь
становится
комфортнее,
безопаснее,
интереснее.
Так,
например
с IT-
технологиями, несмотря на физическое удаление, люди становятся ближе, мы
непрерывно находимся на связи, управляем своей жизнью, чувствуем себя
информированными, а значит защищенными и в безопасности.
Самый ценный ресурс – это, конечно, люди. Чем больше талантливых
специалистов трудится в той или отрасли, тем успешнее станет регион. О
любой отрасли можно сказать, что она сформирована, самодостаточна и
работает
на
благо
региона,
если
она
представлена
четырьмя
базовыми
элементами:
это
школьное
и
вузовское
образование,
производство
и
потребители. Из столицы деревень Тюмень превращается в кузницу IT –
кадров.
В
Тюменском
государственном
университете
и
Тюменском
индустриальном университете уже давно работают кафедры, связанные с
новыми технологиями. В 2016 году в ТюмГУ открыта кафедра автоматизации
бизнесс-процессов, запущена специальность «Роботехника и мехатроника».
Чем
выше
будет
качество
наших
выпускников,
тем
больше
они
будут
востребованы.
Как
результат
диплом
Тюменского
вуза
станет
гарантией
трудоустройства, как диплом Баумановского университета.
В «Концепции модернизации российского образования на период до
2010
год»
было
подчеркнуто,
что
развивающемуся
обществу
нужны
современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные
самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, быть
мобильными,
динамичными,
конструктивными
специалистами,
обладать
развитым чувством ответственности за судьбу страны.
То есть мы видим, что на современном этапе развития экономики
нашей страны, нашего региона возникла необходимость в наличии социально
и
профессионально
активных
личностях,
обладающих
высокой
компетентностью,
профессиональной
мобильностью,
самостоятельностью,
умением
постоянно
совершенствовать
свои
профессиональные
знания
и
навыки,
профессионально
реализовываться
и
поддерживать
дальнейший
творческий рост.
Все
это
ставит
перед
образовательным
процессом
новые
задачи
–
воспитание обучающегося, способного взять на себя ответственность за свое
образование, стать субъектом собственного профессионального развития.
В
связи
с
этим
на
первый
план
выступает
проблема
обеспечения
качества образования за счет развития познавательной активности каждого
человека,
который
в
процессе
образования
не
только
овладевает
определенным стандартом современных знаний, но и учиться их применять в
реальной жизни.
Обучающийся
должен
находиться
в
режиме
инновационного
познавательного поиска необходимой информации с целью применения ее в
существующих
социально-экономических,
интеллектуально-культурных
условиях окружающей его жизни.
Формирование
современного
специалиста
неотъемлемо
связано
со
становлением его как целостной, гуманной, всесторонне развитой личности,
а
также
его
профессиональной
подготовкой,
осуществляемой
в
системе
средне профессионального образования.
Поэтому
вопросы
формирования
познавательной
активности,
профессионального саморазвития специалистов в настоящее время являются
очень
актуальными.
Активность
–
сложное
психолого-педагогическое
образование.
Личность,
реализуя
определенную
группу
потребностей,
мотивов, интересов к конкретному виду деятельности, развивает в себе те
или иные качества, в том числе и познавательную активность. Развиваясь, эти
качества
формируют
целостную
структуру
человека,
что
позволяет
определить активность как основополагающее свойство развития личности
обучающегося,
которое
проявляется
в
готовности,
стремлении
к
самостоятельной деятельности.
Не
секрет,
что
то
оборудование,
на
котором
мы
обучаем
сегодня
студентов, очень сильно отличается от оборудования, которым оснащены в
наше
время
предприятия.
Наша
задача
воспитать
такого
специалиста,
который
сориентируется
в
подобной
ситуации,
оперативно
сможет
из
информационного
потока
найти
нужные
ему
сведения.
Для
этого
и
необходимо
формировать
профессиональный
интерес,
познавательную
активность.
Познавательная
активность
-
понимается
как
характеристика
деятельности:
ее
интенсивность
и
напряженность.
Интерес
-
это
мотив,
который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной
привлекательности.
Сформированная
познавательная
активность
позволяет
личности
актуализировать
свой
потенциал,
моделировать
профессиональное
мастерство и творческое саморазвитие, строить перспективы дальнейшей
профессиональной
деятельности
и
осуществлять
самообразование
на
протяжении всей жизни.
Среди многих проблем, направленных на совершенствовании процесса
профессионального
обучения,
проблема
развития
профессионального
интереса,
является
довольно
значимой.
Интерес
приводит
в
активное
состояние как внешние, так и внутренние силы. Рядом с развитием интереса
идет
становление
таких
качеств
как
наблюдательность,
старательность,
настойчивость,
умение
преодолевать
трудности,
стремление
к
поиску,
самостоятельность и другое.
Интерес, по мнению Г.И. Щукина – важнейший побудитель любой
деятельности,
его
можно
считать
изначальной
формой
субъективных
проявлений, поскольку выражает избирательный характер в деятельности, и
предметах, и явлениях окружающей действительности.
Познавательный
процесс
проходит
ряд
стадий:
от
простого
любопытства к любознательности, познавательному интересу и интересу к
профессии.
Любознательность-это
стадия,
которая
характеризуется
стремлением проникнуть за пределы видимого. На этой ступени развития
познавательного
интереса
обучающимся
свойственны
эмоции-
удивления,
радости
познания.
Любознательность
становится
устойчивой
чертой
характера
и
представляет
большую
ценность
для
развития
личности.
В
дальнейшем из этого складываются интересы к профессии, наиболее полно
проявляется свойство интереса – быть побудительной силой деятельности.
Объективно это проявляется увлеченностью человека делом, потребностью к
углублённому
и
творческому
применению
знаний,
постоянному
их
совершенствованию.
Таким образом, интерес к профессии, будучи разновидностью интереса
вообще,
является
существенным
качеством
личности,
направленным
на
овладение знаниями и способами профессиональной деятельности.
Интерес
-
форма
проявления
познавательной
потребно сти,
обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности
и
тем
самым
способствующая
ориентировке,
ознакомлению
с
новыми
фактами,
более
полному
и
глубокому
отражению
действительности.
Следовательно, интерес в динамике своего развития может превращаться в
потребность, в осуществление деятельности, вызывающей интерес.
Наиболее
существенную
роль
играют
профессиональные
интересы,
характеризующиеся
такими
признаками
как
«заинтересованность»,
«захваченность», «зачарованность» каким либо процессом. Познавательный
процесс, в своем развитии проходит ряд стадий (Г.М.Щукин) от простого
любопытства к любознательности, познавательному интересу и интересу к
профессии.
Профессиональный
интерес
выражается
в
сосредоточенности
мысли личности на предмет избранной профессиональной деятельности, в
положительном отношении к ней. Профессиональный интерес-это значимая
потребность
будущего
специалиста,
направленная
на
удовлетворение
эмоционально-интеллектуальных
мотивов,
основой
которых
являются
специальные
знания,
умения
и
волевая
активность
в
профессиональной
деятельности,
а
результат
–
самостоятельная
продуктивная
деятельность
будущего специалиста. Существенно важным признаком профессионального
интере са
обучающего ся,
характеризующая
его
социальное
и
профессиональное
положение
как
будущего
специалиста
является
(А.Ф.Эсаулова,
Н.Г.Морозова)
–
совокупность
общественных
связей
обучающегося
со
студентами,
с
преподавателями,
специалистами,
организациями.
Одна из главных целей преподавателя как участника образовательного
процесса при переходе к компетентностному обучению – научить молодых
людей умению учиться. Это предполагает моделирование такой системы
образования,
в
которой
создаются
условия
для
максимально
возможной
адаптации
и
развития
каждой
личности
в
образовательном
учреждении.
Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой студенты
совместно с преподавателем активно работают, сознательно размышляют над
процессом
обучения,
отслеживают,
подтверждают,
опровергают
или
расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Функция преподавателя – содействие дарованиям, самостоятельности и
инициативе
студентов.
А
при
организации
образовательного
процесса
учитывать
такие
принципы,
как
гибкая
форма
организации
обучения,
учитывающая потребности, интересы, способности студентов, возможность
выбора
занятий,
приоритет
групповой
и
индивидуальной
форм
работы;
наличие
разнообразных
материалов
для
самостоятельной
практической
работы; опора на существующий уровень развития студента и представление
условий для его роста.
Преподаватель
играет
здесь
роль
советчика,
опытного
помощника,
координатора
общей
деятельности.
Его
функции:
стимулировать
познавательные интересы студентов, помочь им в самостоятельном поиске
необходимой информации, в организации собственной деятельности.
Вывод:
развитие
профессионально-познавательного
интереса
у
будущих
специалистов
будет
успешным
при
реализации-следующего
комплекса
педагогических условий:
- активизация познавательной деятельности обучающихся в образовательном
процессе колледжа;
- создание ситуации успеха, направленной на осмысление профессиональной
деятельности;
-
организация
личностно
ориентированной
образовательной
среды,
способствующей развитию профессионально-познавательного интереса.