Напоминание

"Внешнее строение рыб в связи с образом жизни"


Автор: Пономарева Карина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Аксаковская гимназия №11"
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Внешнее строение рыб в связи с образом жизни"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Аксаковская гимназия №11» городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

Урок биологии в 7 классе

На тему: «Внешнее строение рыб в связи с образом жизни»

Учитель биологии: Пономарева К.М.

УФА-2017

Тип урока - урок расширения и углубление

Основная технология – развитие критического мышления

Тема урока – «Внешнее строение рыб в связи с образом жизни»

Ц е л ь

- выяснить,

какое

значение

имеют

особенности

внешнего

строения рыб с связи с обитанием в воде.

Задачи:

образовательная

1.

Дополнить

и

уточнить

особенности

внешнего

строения

рыб,

через опору на личный опыт учащихся.

2.

Выделить наиболее важные факторы водной среды

3.

Установить

взаимосвязь

между

внешним

строением

рыб

и

факторами водной среды.

развивающая -

1.

Способствовать

обучению

школьников

умению

извлекать

информацию из текста и иллюстраций

2.

устанавливать причинно-следственные связи между организмами

и окружающей природой

3.

проводить наблюдения за живыми животными

воспитательная

1.

Ориентировать на экологическое сознание и воспитание любви к

природе

2.

Стимулировать проявление инициативы и самостоятельности

3.

Содействовать становлению и проявлению индивидуальности.

Ход урока

1.

Организационный

момент. Приветствие.

Организация

начала

урока (психологический настрой обучающихся). 1 мин

2.

Актуализация знаний. Загадка: «Все бегут речные струйки, лист

кувшинки шевеля, в серебристые чешуйки нарядилась вся семья» (Ответ

хором: РЫБЫ)

У: на партах лежат листы бумаги- нарисуйте рыбу такой,

какой вы ее себе представляете, повести свой рисунок на доску.

(каждый ученик вывешивает на доску свой рисунок) 5 мин

У: Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова

Рыба

Составление

Кластера

(по

очереди

называют

признаки,

формируя кластер)

У: Глядя на кластер попробуйте сформулировать тему урока: «Внешнее

строение рыб в связи с образом жизни»

У:

Какова

цель

нашего

урока:

выяснить,

какое

значение

имеют

особенности внешнего строения рыб в связи с обитанием в воде. 7 мин

3.

Изучение новой темы

У:

Давайте

определим,

каким

факторами

обладает

водная

среда, и запишем их

У: Наводящие вопросы:

-

Представьте

ситуацию,

вы

стоите

в

воде

по

колено

и

пытаетесь

бежать.

Легко

ли

это

сделать?

Почему

(большая

плотность воды)

- В воде могут растворятся различные вещества в том числе

газообразные, например кислород, правда растворяется он плохо,

Рыбы

поэтому

его

там

мало.

Что

это

за

свойство?

(способность

растворять

различные

вещества,

малое

содержание

кислорода

в

воде)

- Когда мы наблюдаем за рекой, то замечаем, что вода не стоит

на месте. Какое свойство? (текучесть) 3 мин

У: Групповая работа

Цель выяснить какое значение имеют особенности внешнего строения

рыб в связи с образом жизни в воде.

На столах лежат конверты, в них лежит набор частей (органов) тела

рыбы и дополнительные тексты, по которым мы будем работать. По моей

команде вы берете нужный текст (читаете, изучаете), а затем находите части

тела рыбы (органы), и крепите на нужное место (распечатка рыб).

По окончании работы, каждый ученик вывешивает свою рыбу рядом с

первоначальным рисунком. И сравнивают. Выявляют особенности строения

рыб, которые не отметили в начале урока.

4.

Закрепление

У: Возвращение к кластеру, дописать новые знания (другим цветом)

5.

Рефлексия

У: Какой была тема нашего урока? На какой вопрос мы искали

ответ, нашли мы его?

Делаем

вывод:

Рыбы

хорошо

приспособлены

к

жизни

в

водной

среде.

Они

имеют

обтекаемую

форму

тела,

плавники

движение

Особые органы чувств- ориентация.

6.

Домашнее

задание:

1.

Составить

три

«тонких»

и

три

«толстых» вопроса по пройденной теме.

Приложение 1

Форма тела

У рыб сжатое с боков тело имеет обтекаемую форму. В нем можно

различить голову, туловище и хвост.

Чешуя

Снаружи тело рыб покрыто кожей, в которой находятся мелкие (как

у

окуня)

или

крупные

(как

у

карпа)

костные

чешуи.

Они

черепицеобразно

налегают

друг

на

друга

и

плотно

прикрывают

туловище и хвост. Чешуя постоянно растет, и на ней образуются

годовые кольца, по ним можно определить возраст рыбы (рис. 116,

Б, В). Есть рыбы и голокожие, без чешуи (например, сом). Тело рыб

скользкое,

так

как

покрыто

выделениями

слизистых

желез,

расположенных

в

коже.

Чешуя

бывает

окрашена

в

серебристо-

серые, черные тона. Для многих рыб характерна яркая окраска,

особенно для тех, которые обитают среди коралловых рифов.

Плавники

Рыбы имеют конечности — непарные и парные плавники. Непарные

это

спинные,

хвостовой

и

анальный,

или

подхвостовой.

Важнейшим

из

них

является

хвостовой.

Он

служит

главным

моторным

органом

с

его

помощью

рыбы

двигаются

вперед.

Снизу

по

бокам

расположены

парные

плавники:

передние

грудные,

задние

брюшные.

Грудные

более

подвижны,

они

участвуют в поворотах тела в воде, движении вверх, вниз и в

стороны. Брюшные и не парные плавники удерживают тело рыбы в

нормальном,

вертикальном

положении.

Позади

брюшных

плавников

видны

три

отверстия:

анальное,

половое

и

мочевое.

Боковая линия

По бокам тела рыбы находятся органы боковой линии — каналы,

лежащие

в

коже

под

чешуей,

на

дне

которых

расположены

чувствительные

клетки,

воспринимающие

колебания

воды.

Эти

органы позволяют рыбе воспринимать потоки воды, обтекающей

тело, различать предметы благодаря волнам, которые отходят от

этих предметов.

ГОЛОВА

ТУЛОВИШЕ

ХВОСТ

ОБТЕКАЕМАЯ

ЧЕШУИ

СЛИЗИСТЫХ ЖЕЛЕЗ

НЕПАРНЫЕ И ПАРНЫЕ ПЛАВНИКИ

БОКОВОЙ ЛИНИИ

ГОЛОВА

ТУЛОВИШЕ

ХВОСТ

ОБТЕКАЕМАЯ

ЧЕШУИ

СЛИЗИСТЫХ ЖЕЛЕЗ

НЕПАРНЫЕ И ПАРНЫЕ ПЛАВНИКИ

БОКОВОЙ ЛИНИИ

ГОЛОВА

ТУЛОВИШЕ

ХВОСТ

ОБТЕКАЕМАЯ

ЧЕШУИ

СЛИЗИСТЫХ ЖЕЛЕЗ

НЕПАРНЫЕ И ПАРНЫЕ ПЛАВНИКИ

БОКОВОЙ ЛИНИИ



В раздел образования