Автор: Крисько Валерия Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 37"
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Организация деятельности воспитанников в книжном уголке группы по формированию интереса к художественной литературе в практике работы воспитателя ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Организация деятельности воспитанников в книжном уголке груп-
пы по формированию интереса к художественной литературе
в практике работы воспитателя ДОУ
Крисько Валерия Витальевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №37», г. Новокузнецк
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста
в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения
— одна из главных.
Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания
звуковой
культуры
речи,
обогащения,
закрепления
и
активизации
словаря,
совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной
(диалогической)
речи,
развития
связной
речи,
воспитания
интереса
к
художественному слову, подготовки к обучению грамоте
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бе -
режного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги.
Основные цели книжного уголка:
развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской ху-
дожественной литературы;
использование инновационных образовательных программ, методик и технологий
воспитания и развития детей в соответствии с их психофизическими особенностя -
ми;
создание психически комфортных условий в соответствии с возрастными и инди-
видуальными особенностями детей в группе;
обеспечение продуктивного взаимодействия с родителями в решении задач воспи-
тания и развития детей
В
настоящее
время
наблюдается
повышенный
интерес
к
проблеме
организации
развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) в связи с выходом в свет
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Педагогам - практикам даны ориентиры в подборе материалов и оборудования, выведены
общие закономерности формирования среды, которые необходимо учитывать в своей
группе. Вместе с тем, Стандарт не предъявляет определенных жестких требований к
наличию в группе тех или иных уголков, центров активности, педагог сегодня имеет право
на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Главное, чтобы
ребенку было комфортно и интересно находиться в детском саду. Как известно все дети
разные
со
своими
особенностями,
склонностями
и
потребностями,
поэтому
группы
дошкольной организации должны быть непохожими друг на друга, должны отражать
интересы детей и педагогов. А для этого РППС необходимо создавать вместе с детьми,
активно включать их в обсуждение и оформление группового пространства.
К устройству уголка предъявляется ряд требований: удобное расположение – спокой -
ное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума; хорошая освещенность
в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие све-
тильника вечером), чтобы дети не портили зрение; эстетичность оформления – уголок
книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью.
Украшением могут быть бюст или портрет какого-либо писателя, предметы народно-
прикладного искусства.
Правильно организованная работа в уголке книги способствует развитию речи детей,
воспитанию эстетических и нравственных чувств, формированию интереса к литературе,
стимулированию детского творчества. Создать в группе уголок книги и правильно его
оборудовать — далеко не всё. Необходимо использовать такие методы и приёмы работы,
которые помогут закрепить знания детей о литературе и обогатят их речь:
чтение и рассказывание художественных произведений;
рассматривание иллюстраций, альбомов;
2
беседы по содержанию прочитанных книг;
организация
выставок
детских
рисунков
по
любимым
художественным
произведениям;
литературные викторины, праздники;
игры-инсценировки, игры-драматизации;
сюжетно-ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин»;
индивидуальная работа с детьми по развитию связной речи.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репро -
дукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг,
альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для
теневого театра, фланелеграфа, а также диафильмы. Существуют разные варианты
оформления уголка.
Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и
связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке
можно подготовить детей к беседе о Новокузнецке, Москве: рассмотреть иллюстрации,
фотографии, изготовить альбом.
Важно, чтобы каждый ребенок мог иметь возможность выбора книг по интересу, а про -
смотр книги побуждал его к общению со сверстниками, взрослыми.
Одним из важных вопросов при оформлении уголка книги является учет принципов от-
бора литературных произведений для дошкольников:
доступность;
художественность;
разнообразие;
постепенность
усложнения;
учет
национальных
и
культурных
особенностей
произведений;
учет читательских предпочтений дошкольников;
сюжетная занимательность;
простота и ясность композиции; близость содержания опыту ребенка.
Педагоги осуществляют выбор литературных произведений исходя из разных основа-
ний:
жанр (загадка, потешка, закличка, дразнилка, пословица, поговорка, небылица,
повесть, стихотворение, авторская сказка в стихах, басня и пр.);
3
формальные признаки (верлибр, фигурный стих, стихотворения с ярко выражен-
ной рифмой);
тематика (о детях, животных, явлениях окружающей действительности, пейзаж -
ная лирика и пр.);
настроение и характер (юмористические, занимательные, повествовательные и
пр.). Это позволит сформировать у детей широту читательских интересов, изби-
рательность, индивидуальность литературных предпочтений.
Главный принцип, по которому организуется уголок книги – удовлетворение разнооб-
разных литературных интересов детей. Из этого принципа вытекает вывод, что нельзя
определить точное время нахождения в уголке каждой отдельной книги. Есть книги,
перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая
в них новые интересные для себя вещи. Такого рода книги могут и должны долго нахо -
диться в уголке, доставляя детям радость ежедневного общения. К иным интерес утра -
чивается довольно быстро, и, наблюдая стойкое индифферентное отношение, воспита -
тель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока. В среднем же
срок пребывания книги в книжном уголке 2 – 2,5 недели.
Уголок книги - содержательное наполнение в разных группах Содержание уголка книги
в разных возрастных группах детского сада должно соответствовать возрасту и уровню
развития детей, удовлетворять их интересы и потребности.
В младших группах воспитатель формирует у детей первый опыт самостоятель-
ного общения с книгой: знакомит с уголком книги, его устройством и назначением,
приучает рассматривать книги и картинки только там. В книжном уголке выставляется,
как правило, немного книг (4 – 5), однако у воспитателя должны быть в запасе дополни-
тельные экземпляры этих же книг, т. к. маленькие дети очень склонны к подражанию, и
если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание по -
лучить точно такую же. Малыши любят подолгу «читать» знакомые книги, восприни-
мая их как яркое зрелище, театр. Это разглядывание не только помогает осознанию тек -
ста, но и вызывает у детей творческое состояние, побуждает к самостоятельному твор-
честву. Многократно возвращаясь к понравившейся книге, индивидуально общаясь с
нею, ребенок не только глубже осознает ее содержание, но и испытывает ту большую
творческую радость, которую приносит встреча с искусством. В уголок книги помеща-
ют, как правило, издания, уже знакомые детям, с яркими крупными иллюстрациями.
Кроме книг, здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бума-
гу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие детям этого возраста темы
4
(«Игрушки»,
«Домашние
животные»,
тематические
выставки:
«Сказки
Корнея
Чу -
ковского», «Осенняя поэзия» и др.). Рассматривание альбомов с предметными картин-
ками интересно и важно для детей, познающих в этом возрасте предметный мир. До -
школьникам младшего возраста для полного осмысления произведения необходимо на-
глядно увидеть каждую деталь, каждый сюжетный поворот. Поэтому при оформлении
книжного уголка для детей данного возраста особое предпочтение отдается книжкам-
картинкам, таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю.А. Васнецова; «Детки
в клетке» С.Я. Маршака с рисунками Е.И. Чарушина; рассказы из «Азбуки» Л.Н.Толсто -
го с рисунками А.Ф. Пахомова. Иллюстрации этих книг шаг за шагом следуют тексту,
подробно раскрывая ребенку художественный мир произведения, помогая войти в этот
мир, быть соучастником всех событий и приключений, которые происходят с героями.
Иллюстрированная книга – это и первый художественный музей, куда непосредственно
входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников –
И.Я. Билибина,Ю.А. Васнецова, В.В. Лебедева, В.М. Конашевича, Е.И. Чарушина и
других. Воспитатель учит детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать
героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды. Позже
он обратит внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные
подробности иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некото-
рые детали пейзажа и др.).
В средней группе основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать
книги закрепляются, становятся привычкой. Воспитатель обращает внимание детей на
то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, организовыва-
ет починку книг. Содержание книжного уголка и педагогическая работа в нем определя -
ются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам.
Для старшего дошкольника книга становится важной частью духовной жизни,
у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Одни дети всем другим книгам предпочитают произведения о животных, другие любят
сказки, кто-то интересуется букварем и азбукой, а многие мальчики подолгу рассматри -
вают книги о приключениях. Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес
всех дошкольников к сказкам в уголок книги необходимо поместить 2 – 3 сказочных
произведения.
Детская литература играет огромную роль в формировании гражданских черт личности
ребенка. Поэтому в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, обеспечива-
ющие знакомство детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Ребенка-
5
дошкольника привлекает природа, ее красота, скрытое таинство живого, и в уголок кни -
ги всегда нужно размещать 2 – 3 книги о жизни природы, о животных, растениях.
Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребенок естественно входит в мир
природы, лучше познает его тайны и закономерности.
В книжном уголке определенный период должны находиться издания произведений
или иллюстрации, содержание которых совпадает с тематикой занятий, игр. Их рассмат-
ривание дает ребенку возможность углубить свои первоначальные представления, вни-
мательнее их рассмотреть.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмори -
стических книгах. Встреча с ними удовлетворяет детскую потребность повеселиться,
посмеяться, создает в группе радостную спокойную атмосферу, эмоциональный ком-
форт. Веселые книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто, М.М. Зощенко, Н.Н.
Носова, В.Ю. Драгунского, Э.Н. Успенского и многих других писателей с иллюстрация-
ми наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с
ними не только приносит детям радость, но и полезно им, так как развивает необходи -
мую человеку способность – способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть
смешное в жизни и литературе.
Помимо того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллю-
стрированные книги, которые дети приносят из дома; «толстые» книжки, которые вос-
питатель читает в группе в течение длительного периода времени. Кроме книг, в книж-
ном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания, детские
журналы. Могут быть и созданные художниками альбомы на определенные темы;
книжки- малышки, составленные детьми вместе с воспитателем или с родителями из
отдельных открыток и рисунков о своей семье, природе в разные времена года, труде
взрослых и по другим тематикам.
Воспитатели старших групп устраивают в книжном уголке тематические выставки книг.
Цель таких выставок – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольни-
ков особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную
тему. Это может быть выставка сказок А.С. Пушкина (с иллюстрациями разных худож -
ников), книг Л.Н. Толстого, тематические выставки, посвященные календарным празд -
никам, и другие.
При организации выставки соблюдаются следующие правила:
тема выставки обязательно должна быть актуальной и интересной для детей;
6
необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного
оформления, внешнего состояния;
выставка должна быть непродолжительной по времени – не более трех-четырех
дней, так как далее внимание и интерес дошкольников будут неизбежно сни -
жаться.
В старшем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в выборе книг, уме-
нии с ними обращаться, поэтому педагогическое руководство становится более косвен -
ным, корректным. Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную, уют-
ную обстановку для самостоятельного, сосредоточенного общения детей с литератур-
ными произведениями, которому так важно научить дошкольников. В то же время необ -
ходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг.
Общение воспитателя и ребенка в уголке книги носит эмоционально-комфортный
и доверительный характер. Побуждая детей вместе рассмотреть книгу, поговорить о
ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного
и изобразительного искусств. Приобщению детей к богатству литературного наследия
народа, высокохудожественным доступным литературным произведениям будет также
способствовать открытие в учреждении дошкольного образования собственной библио -
теки. Библиотека детского сада представляет собой отдельное помещение, оснащенное
библиотечными стеллажами и каталожными ящиками. Тот же самый уголок книги, но в
больших размерах. Библиотечный фонд представлен детской художественной литерату -
рой (на центральных стеллажах, в зоне доступа дошкольников) и методической литера-
турой по всем образовательным областям учебной программы дошкольного образова-
ния, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носите-
лях.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возрас-
та используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных вы -
ставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с на-
званием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и ко-
нец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются
сказки, загадки, рассказы, стихи. Нужно сказать детям, что книги оформляются разны -
ми художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие
правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтени -
7
ем веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о
том, как делают книги.
Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют
людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие
книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их лю-
бимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг ка -
кого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.
Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с ли -
тературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в
школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке при-
нимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (худо-
жественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка
может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабева-
ет.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – ил-
люстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус,
расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развива-
ются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ,
связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей
с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с ма-
нерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произве-
дению. Проводятся викторины, выставки.
Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные
творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по
народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам
разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной ли-
тературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Для вовлечения родителей в образовательный процесс в уголке книги можно разме-
стить рубрики «Вместе с нами», «Мамина сказка», «Прочитайте вашим детям», «Это
увлекательно».
Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий
воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
8
Литература
1.Анохина Т.И. Как организовать современную предметно-развивающую среду. – М.:
Просвещение, 1968. – 464 с.
2. Дыбина О.В., Пенькова Л.А., Рахманова Н.П. Моделирование развивающей пред-
метно- пространственной среды в детском саду. ФГОС ДО Методическое пособие"
/ Под ред. О.В. Дыбиной. М.: ТЦ Сфера, 2015.
3.Зворыгина Е.Н. Педагогические условия формирования сюжетно- ролевой игры–
Пенза, 1995. – 218 с.
4.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.
Принципы построения, советы, рекомендации: Методическое пособие для педагогов
ДОУ.–СПб.:«Детство- Пресс», 2005–192 с.
5. Новоселова А.Н. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по
проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в
детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс,
2007. - 119 с.
9
ПРИЛОЖЕНИЕ
10
Приложение 1
Методика работы в книжном уголке
группа
содержание
примечание
В
младших
группах
Уголок книги организуется не сразу,
так как у детей нет навыка пользова-
ния книгой и часто они используют ее
как игрушку.
В книжном уголке должны быть 3 – 4
книги, подходящие для детей, но обя-
зательно несколько экземпляров одно-
го названия, отдельные картинки, те-
матический альбом.
Книги должны быть с небольшим ко-
личеством текста, с крупными красоч-
ными иллюстрациями – книги-картин-
ки: сказки «Колобок», «Репка»; «Иг-
рушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Ма-
яковского,
«Усатый-полосатый»
С.
Маршака и др.
Много материала не дается, это ве-
дет к дезорганизации поведения де-
тей.
Воспитатель
приучает
детей
к
самостоятельному
общению
с
кни-
гой,
рассматривает
с
ними
иллю-
страции, читает текст, говорит о
правилах пользования (не рисовать в
книге, не рвать ее, брать чистыми
руками и т.д.).
11
В средней
группе
Уголок книги организуется с самого
начала года с участием детей. На по-
лочке-витрине 4–5
книг,
остальные
хранятся в шкафу. Помимо книг и аль-
бомов постепенно вносят реквизит те-
невого
театра,
диафильмы,
материал
для ремонта (бумага, ткань, ножницы,
клей и др.). Требования к книгам оста-
ются те же. Книги-картинки использу-
ют ся
реже. Оставляют
любимые
детьми книги из младшей группы, до-
бавляют
новые
сказки,
поэтические
произведения, книги о природе, весе-
лые книги. В уголке книги можно вы-
ставлять детские рисунки на темы ху-
дожественных произведений.
У детей формируют устойчивые навы-
ки бережного обращения с книгой. С
этой целью детей привлекают к отбору
книг, нуждающихся в ремонте, к наве-
дению
порядка.
Продолжают
зна-
комить детей с элементарными прави-
лами (рассматривать книги только за
столом, не загибать листы, не переги-
бать обложку и т.д.). Следует чаще да-
вать поручения: проверить порядок в
книжном уголке перед уходом из груп-
пы, найти книгу, которую хочет почи-
тать воспитатель, и др. Ремонт книг в
младшей и средней группах проводит
сам воспитатель, но в присутствии де-
тей и с их помощью. Пятилетних де-
тей можно привлекать к несложному
подклеиванию переплета, к изготовле-
нию альбома с картинками, поделок
персонажей для теневого театра.
Воспитатель
продолжает
учить
детей рассматривать книги, иллю-
страции, обращая их внимание на
сюжет, последовательность собы-
тий. Проводятся беседы о книгах,
выясняется, знают ли дети их со-
держание, понимают ли смысл ил-
люстраций;
ведутся
разговоры
о
литературных
произведениях,
ко-
торые детям читают дома.
12
В
старшей
и
подготови
тельной
к школе
группах
Содержание
книжного
уголка
стано-
вится более разносторонним за счет
жанрового и тематического многооб-
разия.
Количество
книг
на
витрине
увеличивают до 8–10, но в распоряже-
нии детей книг должно быть больше.
Дети
могут
самостоятельно
пользо-
ваться библиотечкой. Учитывая изме-
нения, произошедшие в литературном
развитии
детей, перечень
художе-
ственной
литературы
расширяют
за
счет разных авторов, разной тематики
и разных жанров, а также за счет дет-
ских
журналов.
В
перечень
входят
русские народные сказки и сказки на-
родов мира, литературные сказки рус-
ских и зарубежных авторов, произве-
дения русских классиков и современ-
ных
писателей.
По
тематике
здесь
должны быть произведения о природе,
научно-познавательные,
юмористиче-
ские и др., разного формата, с иллю-
страциями и без них.
Для витрины книги выбираются с уче-
том
интересов
детей,
их
знаний
о
творчестве того или иного писателя,
юбилейных
дат,
времен
года,
задач
воспитания.
Для
смены
материала
определенных сроков нет, она зависит
в первую очередь от заинтересованно-
сти
детей
и
определяется
воспита-
телем.
Кроме
чтения
и
рассказывания
воспитателя,
применительно к
детям
старшего
возраста
ис-
пользуются
такие
формы
рабо-
ты, как беседы о книгах, органи-
зация книжных выставок, беседы
о
писателях
и
художниках,
ли-
тературные утренники.
Примечание : для старших дошкольников содержанием беседы о книге может
быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника;
листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их
печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи. Нужно
сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько
книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети.
13
Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продол-
жением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.
Интересной может быть беседа о писателях. В процессе ее выясняется, как называют
людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие
книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их лю-
бимые книги. Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной
неделей», с литературным утренником. В их подготовке принимают участие дети и
отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление,
разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не
более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками –
иллюстраторами детской книги. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ,
связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей
с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с ма-
нерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произве-
дению. Проводятся викторины, выставки.
Приложение 2
14
Конспект занятия на тему «Кни-
ги»
(старшая группа)
Программное
содержание:
углублять
представления
детей
о
доброте
как
о
ценном, неотъемлемом качестве человека;
совершенствовать
коммуникативные
навыки; продолжать учить использовать в
ответах
разные
виды
предложений;
развивать
интонационную
выразительность
речи;
воспитывать
любовь
к
художественной литературе, желание быть добрым.
Предварительная
работа:
чтение
сказок,
художественных
произведений
В.
Сутеева, Л. Толстого, Н. Носова, А. Чехова, А. Барто, рассматривание иллюстраций
по содержанию произведений и обсуждение поступков героев, дидактическая игра
«В стране сказок», «Что такое хорошо и что такое плохо?» и др.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Что за добрые друзья
Живут в доме у меня?
Они стоят в шкафу на полках
В переплётах толстых, тонких.
Друзья рассказывают мне,
Что происходит на земле! (Книги.)
Воспитатель: Верно, это книги, их очень много (показывает на выставку книг).
Многие из них вам знакомы. Вот, например, эта книга? (Книга Н. Носова «Живая
шляпа».) Что он писал? Какие рассказы вы знаете? (Ответы детей.) Какие писатели
вам ещё известны? (В. Сутеев, А. Чехов, А. Толстой и др.) Что можно сказать об
этих книгах? (Здесь живут сказки.) Вы любите сказки? За что вы их любите?
(Ответы детей: «Я люблю сказки за то, что в них происходят разные удивительные
события» и т.д.) Какие бывают сказки? (Волшебные, о животных.) Я не напрасно
завела с вами разговор о волшебных сказках. Сейчас мы отправимся в сказочную
страну, где интересно не только детям, но и взрослым.
15
Игра «Мои друзья»
Отправляясь в сказку, мы должны взять с собой какой-то волшебный предмет,
который обычно помогает героям сказок. Например:
Я отправляюсь в сказку и беру с собой… А ты? (Клубок, зеркальце, волшебный
цветок, мяч и др.)
Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы не только любите слушать сказки, но и
рассматривать
иллюстрации
к
ним.
Кто
рисует
иллюстрации
к
сказкам?
(Художники.) Один мой знакомый художник решил с вами поиграть и всё перепутал
в сказках. Я не сомневаюсь, что вы знаете все сказки и найдёте ошибки художника.
(Дети выполняют задания.)
Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках? Что наказывается в сказках? А как
вы думаете, что такое добро, доброта? Знаете, а добро бывает разным. Какое добро
вы знаете? (Ответы детей.)
Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами читали произведения А. Барто. Кто такая А. Барто? Что
она пишет? Агния Барто написала великое множество стихов и все — для детей.
Она очень любила мальчиков и девочек, часто встречалась с ними, а потом писала о
них стихи. Какое стихотворение мы с вами читали недавно? («Вовка — добрая
душа».)
Почему
автор
называет
Вовку
«доброй
душой»?
(Ответы
детей:
он
совершает добрые поступки, всегда спешит на помощь.) Стали бы вы дружить с
Вовкой? Почему? Какие добрые слова вы сказали бы ему? (Ты добрый мальчик,
чуткий, внимательный, заботливый и т.д.)
У каждого из вас на столе лежит красное сердечко. А у меня на доске три дорожки.
Вам необходимо определить, какой вы человек: добрый, злой или не очень злой.
Если вы считаете себя добрым, крепите сердечко на среднюю дорожку. Вспомните,
пожалуйста, свои поступки и расскажите нам о них.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель:
Молодцы,
ребята!
Доброта
—
это
очень
важное
человеческое
качество.
Читает стихотворение И. Тулуповой «Доброта».
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
16
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
17