Напоминание

"Психологические особенности педагога как субъекта профессиональной деятельности"


Автор: Бабаянц Алиса Исаевна
Должность: учитель общественных дисциплин
Учебное заведение: Филиал ЖСШ№2 им. Е.П. Новикова в п. Олсуфьево
Населённый пункт: г.Жуковка Брянской области
Наименование материала: статья
Тема: "Психологические особенности педагога как субъекта профессиональной деятельности"
Раздел: среднее образование





Назад




Психологические особенности педагога как субъекта профессиональной

деятельности.

( Психология и педагогика)

Выполнила:

учитель общественных дисциплин

филиала МБОУ Жуковской СОШ №2

им.Е.П. Новикова в п. Олсуфьево

Бабаянц А.И.

В данной статье рассматривается пробема взаимосвязи между педагогическим

стажем, профессиональным выгоранием и акцентуациями характера в условиях

2

развития современного общеста и образовательной сферы, а также рассматриваются

вопросы индивидуально-психологических

особенностей

личности

педагога

как

субъекта

профессиональной

деятельности.

Проводится

анализ

требований,

предъявляемых к личности педагога с педагогической и психологической точек

зрения.

Показано,

что профессиональные

изменения,

нарушают

целостность

личности,

снижают

адаптивность

и

продуктивность

деятельности

педагога..

Исследование

этих

вопросов

позволят

открыть

возможности

целостного

и

всестороннего

понимания

психологических

особенностей

педагога

как

субъекта

педагогической деятельности.

Центральной

фигурой

образовательного

процесса

является,

конечно

же,

педагог. Его личность по-прежнему остается предметом пристального внимания

отечественных и зарубежных ученых. К личности педагога предъявляется ряд самых

серьезных

требований.

Одним

из

важнейших

требований,

которые

предъявляет

педагогическая

профессия,

является

четкость

социальной

и

профессиональной

позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект

педагогической деятельности.

Позиция

педагога

это

система

тех

интеллектуальных,

волевых

и

эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и

3

педагогической

деятельности

в

частности,

которые

являются

источником

его

активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и

возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. А с другой

стороны,

действуют

внутренние,

личные

источники

активности

влечения,

переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение,

идеалы.

Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных педагогических позиций.

Педагог может выступать в качестве:

- информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и

т.д. (например, надо быть честным);

- друга, если он стремился проникнуть в душу ребенка"

- диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в

сознание воспитанников;

- советчика, если использует осторожное уговаривание'

-

просителя,

если

педагог

упрашивает

воспитанника

быть

таким

"как

надо",

опускаясь порой до самоунижения, лести;

-

вдохновителя,

если

он

стремится

увлечь

(зажечь)

интересными

целями,

перспективами.

Каждая

из

этих

позиций

может

давать

положительный

и

отрицательный

эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные

результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в

маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление

его инициативы и т.п.

Поэтому, достаточно нередко, в процессе профессиональной деятельности в

структуре личности и характера педагога проявляются акцентуации. Акцентуации

характера могут развиваться под влиянием различных факторов, среди которых

важную

роль

играют

свойства

нервной

системы,

особенности

семейного

воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического

здоровья. Профессиональная деятельность неизбежно сопровождается изменениями

в

структуре

личности

педагога:

с

одной

стороны,

происходит

усиление

и

интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению

деятельности, а с другой - изменение и даже разрушение структур, участвующих в

этом процессе. Профессиональные изменения, нарушающие целостность личности,

4

снижающие

адаптивность

и

продуктивность

её

деятельности,

негативны

и

рассматриваются

как

профессиональные

акцентуации

черт

характера.

Акцентуированность личности педагога может определяться наличием различных

типов акцентуаций.

Карл

Леонгардт

отмечает,

что

индивидуальные

черты

придают

характеру

человека неповторимость, не являясь патологическим отклонением от "среднего".

Поэтому

профессиональная

деятельность

неизбежно

сопровождается

изменениями в структуре личности педагога, деформированностью его личности.

При более глубоком включении в структуру личности педагога, её иерархизации

изменения,

происходящие

в

личности,

схожи

с

изменениями,

происходящими

при акцентуациях.

Профессиональные

деформации

граничат

с акцентуациями,

обусловливая

наличие семи педагогически обусловленных акцентуаций черт характера педагогов:

1. авторитарность; 2. доминантность; 3. властность; 4. бескомпромиссность; 5.

суровость; 6. педагогическая агрессия; 7. индифферентность.

Исследованием акцентуаций на протяжении многих лет занимались такие

ученые как П. Б. Ганнушкин, К. Леонгардт, А.Е. Личко, Э.Фромм, Э. Шелдон, А.

Шострем и др.

Целью исследования этого вопроса является:

изучение проблемы влияния

акцентуаций

характера

педагога

и

профессиональной

дефформации

на

его

профессиональную деятельность и профессиональное выгорание.

Задачи исследования:

1.

Рассмотреть основные подходы к изучению акцентуаций характера в

трудах отечественных и зарубежных психологов;

2.

Проанализировать

взаимо связь

акцентуаций

характера

и

профессиональной деформации в педагогической деятельности.

Распознание типа акцентуации одна из самых важных задач. Тип акцентуации

указывает на слабые места характера и позволяет предвидеть факторы, способные

вызвать способы декомпенсации или психогенные реакции, ведущие к дезадаптации

личности.

5

Акцентуации черт характера могут играть глобальную роль в положительном

развитии личности, если их во время распознать и направить в нужное русло. В

человеке нет ничего лишнего.

Педагогическая

деятельность - это деятельность взрослых членов общества,

профессиональной целью которых является воспитание подрастающего поколения.

[15]

Педагогическая

деятельность

объект

исследования

различных

отраслей

педагогической

науки:

дидактики,

частных

методик,

теории

воспитания,

школоведения.

К личности педагога всегда предъявляется ряд самых серьезных требований.

Среди

них

есть

главные

и

второстепенные.

И

среди

главных,

и

среди

дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного

педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох,

времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-

экономического развития общества, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является

любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той

области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция,

высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности,

профессиональное

владение

разнообразными

методами

обучения

и

воспитания

детей.

Все

эти

свойства

не

являются

врожденными.

Они

приобретаются

систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными,

но

относительно

стабильными

требованиями,

предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав,

хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в

отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не

очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого

настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей

качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот,

можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека,

которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли

может стать хорошим учителем и воспитателем.

6

Главные

и

второстепенные

педагогические

качества

в

совокупности

составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель

представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен

для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога,

которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на

данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам

как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам

педагог

должен

обладать

независимостью,

грамотностью,

индивидуальностью,

самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у

себя.

Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь

незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы

понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются

условием

достижения

его

в

роли

учителя

высоких

результатов

в

обучении

и

воспитании детей. Так, Ф.П. Гоноболин называет следующий ряд педагогических

способностей:

- дидактические способности, позволяющие учителю успешно осуществлять

отбор

содержание

и

методов

обучения

учащихся,

доступно

излагать

учебный

материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся;

-

экспрессивные

способности,

позволяющие

учителю

найти

наилучшую

эмоционально-выразительную форму изложения программного материала;

-

перцептивные

способности -

выражают ся

в

п с и хо л о г и ч е с ко й

наблюдательности

педагога

по

отношению

к

учащимся,

проникновении

в

их

внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных

особенностей воспитуемых;

-

организаторские способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в

классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и

сплоченного коллектива учащихся;

-

суггестивные или авторитарные способности - способности к внушению,

сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой

7

основе завоевать авторитет в их глазах; академические способности, связаны с

усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки.[3]

К специальным педагогическим способностям относят педагогический такт,

способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Такт учителя всегда

представляет

собой

единство

высокоморального

отношения

к

учащимся

и

педагогически совершенной формы обращения с ними.

Учитель может положительно влиять на многие стороны поведения детей,

если станет поощрять их за хорошие поступки и не будет наказывать, обращать

слишком пристальное внимание на детьми допущенные ими ошибки.

Выделяют следующие профессиональные деформации педагога:

1.

Авторитарность

педагога.

Проявляется

в

централизации

всего

воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций,

использовании

преимущественно

распоряжений,

рекомендаций,

указаний.

Авторитарность

обнаруживается

в

снижении

рефлексии

-

самоанализа

и

самоконтроля педагога.

2. Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально

окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить

себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако

когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической

деятельности, становясь средством самоутверждения.

3. Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-

иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении педагога все

объяснить

самому,

а

в

воспитательной

работе

-

в

нравоучении

и

назидании.

Дидактичность

педагога

проявляется

также

за

пределами

ДОУ:

в

семье,

неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

4. Педагогический догматизм. Он возникает вследствие частого повтора одних

и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога

формируется

склонность

к

упрощению

проблем,

применению

уже

известных

приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется

в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении

к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с

ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

8

5.

Доминантность,

которая

обусловлена

выполнением

педагогом

властных

функций.

Ему

даны

большие

права:

требовать,

наказывать,

оценивать,

контролировать.

В

большей

мере

доминантность

проявляется

у

холериков

и

флегматиков

в

удовлетворении

потребности

во

власти,

в

подавлении

других

и

самоутверждении за счет воспитанников.

6.

Педагогическая

индифферентность

характеризуется

эмоциональной

сухостью,

игнорированием

индивидуальных

особенностей

детей

и

родителей.

Педагогическое

равнодушие

развивается

на

основе

обобщения

личного

отрицательного опыта педагога.

7. Консерватизм. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что

педагог

регулярно

репродуцирует

одну

информацию,

применяет

определенные

формы и методы воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия

постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не

вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое

при

недостаточно

критичном

к

нему

отношении

формирует

у

педагогов

предубеждение против инноваций.

8.

Педагогическая

агрессия

проявляется

во

враждебном

отношении

к

нерадивым

детям,

в

приверженности

к

"карательным"

педагогическим

воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

9.

Ролевой

экспансионизм

проявляется

в

тотальной

погруженности

в

профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в

неспособности

и

нежелании

понять

другого

человека,

в

преобладании

обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта

деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами ДОУ.

10.

Социальное

лицемерие

педагога

обусловлено

необходимостью

оправдывать

высокие

нравственные

ожидания

учащихся

и

взро слых,

пропагандировать

моральные

принципы

и

нормы

поведения.

Социальная

желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность

чувств и отношений.

11.

Поведенческий

трансфер

характеризует

формирование

черт

ролевого

поведения

и

качеств,

присущих

воспитанникам.

Ненормативное

поведение

9

воспитанников:

агрессивность,

враждебность,

грубость,

эмоциональная

неустойчивость

-

переносится,

проецируется

на

профессиональное

поведение

педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

12.

Информационная

пассивность

педагога

проявляется

в

нежелании

совершенствования

навыков

работы

с

информацией

и

повышения

своей

информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего

профессионального

самообразования

и

самовоспитания

после

накопления

определенного количества информации.

13. Обученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается,

что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает,

совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту

ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в

этом

случае

подменяется

систематической

демонстрацией

собственной

беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих

людей.

В

целом

же

мы

понимаем,

что

в

настоящее

время

актуальна

проблема

,

существующей

взаимосвязи между педагогическим стажем, профессиональным

выгоранием и акцентуациями характера. В связи с этим сохраняется на протяжении

многих лет

потребность в практическом изучении взаимосвязей между этими

психологическими

переменными.

Вопрос

об

изменчивых

качествах

педагога,

которые от него требуются в данный момент развития общества, намного сложнее.

Каждая новая ситуация в обществе задает новые цели образования, т.е. требует

новых психологических особенностей от членов общества, способствующих его

дальнейшему

прогрессивному

развитию.

Существующая

система

образования

перестраивается вслед за обществом, но происходит это не сразу, а с некоторым

отставанием. Чтобы формировать у учащихся нужные сегодня качества, педагоги

сами должны обладать этими качествами, для чего многим из них необходимо

приложить немалые усилия к собственному самовоспитанию и самообразованию.

Одним учителям «старой закалки» трудно адаптироваться к новым особенностям

общества, другие же, давно осознавая ограниченность прежних рамок, напротив,

10

способны в гораздо большей степени реализовать свой педагогический потенциал в

новой ситуации, которая более соответствует их качествам. Новые цели обучения и

воспитания задают новые требования к личности учителя и воспитателя. Чтобы

вовремя и точно установить эти требования, важно правильно оценить тенденции

политического, социального и экономического развития общества и понять, каких

качеств оно теперь требует от человека. Далее следует уточнить, насколько эти

новые

полезные

качества

должны

быть

выражены

у

гражданина

на

момент

окончания

средней

школы,

и

на

основе

этого

сделать

вывод,

какими

психологическими особенностями должен обладать педагог средней школы, чтобы

обеспечить

формирование

и

развитие

личности,

необходимой

современному

обществу. Мы надеемся, что в дальнейшем рассмотрение этих понятий позволят

открыть

возможности

целостного

и

всестороннего

понимания

психологических

особенностей педагога как субъекта педагогической деятельности.

Список используемой литературы

1.Аминов

Н.А.

Некоторые

теоретические

аспекты

дифференциальной

психодиагностики

специальных

способностей//Типологическая

диагностика

и

образование/Под ред. Е.П.Гусевой. М.: Апрель Пресс, 2002.

11

2.Безносов С.П., Иваницкий А.Т., Кикоть В.Я. Профессиональная подготовка и

её влияние на деятельность (проблема профессиональной деформации). - СПб.:

Народное образование. - 2000.

3.Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального

выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - №2.

4.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

5.Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос,

2001.

6.Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: АСПЕКТ ПРЕСС,

2002.

7.Кузьмина

Н.В.

Профессионализм

личности

преподавателя

и

мастера

производственного обучения. М., 1990.

8.Левитов Н.Д. “Психология характера”. – М.: изд. ВЛАДОС, 1997.

9.Леонтьев А.Н. Избр. психологические произведения. Т. 1, 2. М.: «Мир»,

2001.

10.Макарова

Г.А.

Синдром

эмоционального

выгорания

//

Вопросы

социального обеспечения. - 2005. №8.

11.Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.

12.Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.

13.Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.

14.Немов Р.С. Психология.- М.: изд. ВЛАДОС, 1997.

15.Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики – Воронеж: Издательство

«Кварта», 2009.



В раздел образования