Напоминание

"Некоторые формы работы по организации подготовки к конкурсу сольного фортепианного исполнительства."


Автор: Пилипенко Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО" городской дворец детского(юношеского) им. Н. К. Крупской
Населённый пункт: г.Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Некоторые формы работы по организации подготовки к конкурсу сольного фортепианного исполнительства."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Некоторые формы работы по организации подготовки к конкурсу

сольного фортепианного исполнительства.

(Из опыта работы педагога ДХС «НАДЕЖДА» Пилипенко Л.Н.)

В последние годы заметно оживилась концертно-конкурсная деятельность в

образовательных учреждениях. Это связано со многими причинами. Назовем несколько:

1.Введение бальной системы оценки труда педагога. Сложная и разветвленная система

оценки с множествами пунктов, одних ввергает в ступор, а других заставляет действовать

активно и целенаправленно, накапливая результаты и собирая нужное количество баллов.

Хотя, наверное, не совсем правильно оживление концертно – конкурсной деятельности

сводить только к этому. Нормальный адекватный педагог (а таких все-таки большинство)

прежде всего думает о своих учениках. И тут мы вплотную подходим к следующей

причине

2.Возможность реализации учащимися полученных знаний и умений в концертно-

конкурсной деятельности. Все дети и особенно маленькие очень любят выступать. Тем

более для этого появилось много дополнительных возможностей. Кроме выступлений

перед своими родителями на всевозможных отчетных и тематических концертах, можно

спокойно зайти в интернет и выбрать конкурс или фестиваль, который соответствует как

исполнительским, так и финансовым возможностям и как очный, так и дистанционный.

Не касаясь исполнительского и организационного уровней конкурса (пусть это будет на

совести

организаторов

подобных

мероприятий)

все-таки

хорошо,

что

есть

такая

возможность! Очень хорошо, что музыкальные колледжи начали проводить конкурсы, в

которых

могут

поучаствовать

музыканты-любители,

например

конкурс

«Дебют»

в

новокузнецком

колледже

искусств,

международный

конкурс

по

видеозаписям,

«Музыкальная

шкатулка»

организованный

кафедрой

музыкального

исполнительства

Омского государственного университета им. Ф Достоевского, который собрал участников

со всей России и показал их высокий исполнительский уровень.

3.Возможность реализации педагогического мастерства при подготовке учащихся к

конкурсу. Еще в 80-е годы прошлого века отмечалась большая загруженность детей в

общеобразовательной школе. И многие педагоги музыкальных школ уже тогда сетовали на

то,

что

у

детей

мало

времени

на

домашнюю

работу.

Что

говорить

о

нынешних

перегруженных школьных программах. Кроме обязательных уроков, дети участвуют во

всевозможных олимпиадах, делают массу проектов по многим предметам. И, как правило,

это те дети, которые ходят в учреждения дополнительного образования и тоже участвуют

во всевозможных музыкальных конкурсах. Казалось бы ситуация просто тупиковая. И тут

практически все зависит от умения педагога так организовать свою работу, чтобы и к

конкурсу ребенка подготовить и не отстать от учебного плана. Для этого используем

следующий алгоритм действий.

ШАГ 1 Подробно изучить положение конкурса.

ШАГ 2 Наметить потенциальных участников конкурса.

Конечно, не все дети могут работать в режиме подготовки к конкурсу. Это, как

правило,

дети,

обладающие

хорошим

мышлением,

организованные,

с

хорошей

работоспособностью и выносливостью. Я сознательно не называю такой фактор как

музыкальная одаренность, так как музыкально одаренных от природы детей не так много.

И

не

всегда

у

них

присутствуют

выше

перечисленные

качества.

Чаще

добиваются

хороших результатов дети со средними способностями увлеченные и трудолюбивые.

ШАГ 3 Хорошо продумать программу выступлений.

Часто

мудрая

репертуарная

политика

педагога

позволяла

открывать

ученика

с

неожиданной и приятной стороны. И еще если подобранный репертуар очень нравится

ученику,

то

успех

гарантирован.

При

подборе

репертуара

нужно

учитывать

как

возможности ученика, так и уровень конкурса. Программа должна быть разноплановой:

произведение

кантиленного

плана

и

виртуозное.

Очень

ценится

на

международных

конкурсах

исполнение

классических

произведений.

Я

не

касаюсь

профессиональных

конкурсов, где программа выступлений строго регламентируется. После этого переходим к

следующему этапу подготовки:

ШАГ 4 Устанавливаем сроки, когда будет выучена программа на память.

Это

очень

важно,

так

как

долгое

разучивание

текста

по

нотам,

может

помешать

«выгрыванию»

программы,

и

она

может

оказаться

«сырой»

перед

выступлением.

Следующие этапы соотвествуют методическим приемам работы над произведением

Детальная работа над трудными местами.

Целостное оформление произведения .

Эстрадная готовность. Подготовка к конкурсу ни в коем случае не должна

мешать работе над другими произведениями. Над теми произведениями, которые ученик

должен исполнить на концерте, экзамене, зачете. Чем большим репертуаром владеет

ученик,

тем

увереннее

чувствует

себя

на

публичных

выступлениях.

Очень

важными

являются последние несколько дней перед конкурсом. Их нужно посвятить созданию

позитивной психологической атмосферы: убедить ученика, что он (она) неплохо готова,

хорошо и выразительно исполняет свою программу. Если есть какие-то исполнительские

недочеты объяснить, как поработать над их устранением. И главная задача выступить как

можно

лучше.

И

совершенно

не

важно

каков

будет

результат!

И

даже

если

ученик

расстроится из-за того, что результат окажется ниже ожидаемого, никогда не надо его

ругать, а успокоить и пообещать, что еще будут конкурсы и успех обязательно придет,

нужно только хорошо потрудиться.



В раздел образования