Напоминание

"Повышение коммуникативной компетентности и формирование навыков рефлексии как способ эффективной коррекции деструктивных моделей поведения несовершеннолетних"


Автор: Лежнева Анастасия Анатольевна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГКСУ СО "КСРЦН", Отделение дневного пребывания
Населённый пункт: г. Камышин, Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Повышение коммуникативной компетентности и формирование навыков рефлексии как способ эффективной коррекции деструктивных моделей поведения несовершеннолетних"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ФИО: Лежнева Анастасия Анатольевна

Должность: психолог отделения дневного пребывания

Место работы: Волгоградская область, г. Камышин, ГКСУ СО

«Камышинский СРЦ»

Повышение коммуникативной компетентности и

формирование навыков рефлексии как способ эффективной

коррекции деструктивных моделей поведения

несовершеннолетних

Актуальность

В наших современных жизненных реалиях агрессивное поведение

присуще

подавляющему

большинству

младших

школьников.

Такое

печальное

утверждение

находит

свое

неумолимое

подтверждение

в

результатах ежеквартальных диагностических обследований в отделении

дневного

пребывания

ГКСУ

СО

«Камышинский

социально-

реабилитационный

центр

для

несовершеннолетних».

Агрессивность

свойственна примерно 65% воспитанников возрастом от 6 до 11 лет,

проходящих курс социальной реабилитации.

По

причине

особенностей

возраста

младшие

школьники

еще

не

способны в достаточной степени управлять сферой собственных чувств и

эмоций,

осознанно

руководить

своим

поведением.

Также

для

них

характерно

слабое

развитие

позитивных

коммуникативных

навыков,

неумение верно налаживать межличностное взаимодействие. У младших

школьников

агрессивное

поведение

бывает

как

вербального,

так

и

физического

характера.

Дети

не

умеют

находить

между

собой

компромиссы

в

конфликтных

ситуациях,

адекватно

принимать

собственный проигрыш в игре, не владеют навыком решать возникающие

споры мирным способом. Младшие школьники, которым свойственна

агрессия, строят коммуникации преимущественно с помощью грубости,

нецензурных

выражений

и

обидных

прозвищ,

зачастую

невежливы

в

общении,

во

многих

спорных

случаях

и

критических

ситуациях

используют физическую силу – толкают, бьют, кусают и т.д.

Преобладающий

мотив

такого

поведения,

по

мнению

многих

исследователей,

это

отсутствие

в

поведенческом

и

коммуникативном

репертуаре

младших

школьников

иных

спокойных,

адекватных

и

общественно

одобряемых

способов

взаимодействия

и

общения

с

окружающими.

По

мере

взросления

данные

особенности

детей

превращаются

в

привычные

шаблоны

поведения,

агрессивность

младших

школьников

возрастает, приобретает оттенок выраженного негативизма, и затем может

перевоплотиться в преступное, девиантное поведение.

В связи с этим коррекционная деятельность по устранению агрессии

нужна именно в младшем школьном возрасте, т.к. данные отрицательные

проявления

проще

изменить,

когда

они

еще

не

закрепились

как

доминирующая тенденция в поведении детей.

Работа

по

коррекции

агрессивности

в

пределах

данной

темы

направлена,

в

первую

очередь,

на

развитие

необходимых

навыков

межличностной коммуникации, готовности к сотрудничеству, эмпатии,

умения

идти

на

компромисс

и

уступки.

Также

в

с и с те м у

психокоррекционной деятельности включено обучение детей безопасным

способам

избавления

от

гнева

и

других

негативных

переживаний.

Важным

и

значимым

в

коррекционной

работе

с

детьми

является

стимулирование

к

самопознанию,

формирование

и

развитие

рефлексивных

умений,

толерантного

отношения

к

миру,

чувства

ответственности за свои слова, действия и поступки и др. Т.е., создаются

условия

для

успешной

социально-психологической

адаптации

ребенка

посредством комплексного развития и гармонизации его личности.

Был

разработ ан

комплекс

с п е ц и а л ь н о - о р г а н и з о в а н н ы х

индивидуальных занятий, направленный на коррекцию агрессивности и

демонстративного поведения.

Цель:

коррекция

агрессивности,

демонстративного

поведения

и

развитие коммуникативного потенциала несовершеннолетних младшего

школьного возраста.

Задачи:

1.

Развитие навыков социально желательного поведения.

2.

Обучение

безопасным

способам

выражения

негативных

эмоций

(гнева, обиды, раздражения), эффективного избавления от них.

3.

Развитие рефлексивных навыков (умение анализировать собственные

действия,

поступки,

особенности

поведенческого

реагирования,

личностные качества, чувства и эмоции).

Разработка системы мер, направленных на решение данных задач:

1.

Профилактические беседы, обсуждения («Что такое агрессия», «Как

ведет себя агрессивный человек», «Можно ли прожить без внимания» и

др.)

2.

Элементы театротерапии (обыгрывание разнообразных конфликтных

ситуаций, поиск конструктивных способов выхода из конфликта)

3.

Чтение рассказов, сказок, притч по теме («Сказка о ежике, который

хотел, чтобы на него обращали внимание», «Сказка о путнике и его

беде», «Спор ветра с Солнцем», «Раны, которые мы оставляем» и т.д.)

4.

Просмотр телепередач, мультфильмов по теме, видеороликов («Уроки

хороших манер», «Месть кота Леопольда», «Мой друг Зонтик» и др.)

5.

Выполнение упражнений («Портрет агрессивного человека», «Правила

хорошего общения», «Опасно-безопасно», «Рисунок настроения» и т.д.)

6.

Проведение

релаксационных

сеансов

и

упражнений

(«Порхание

бабочки», «Волшебное путешествие», «Облака» и т.д.)

7.

Игры на управление гневом («Тух-тиби-дух», «Маленькое привидение»

и т.д.)

8.

Знакомства

с

памятками

(«Словарик

вежливости»,

«Как

правильно

вести себя в ответ на грубость»)

9.

Использование возможностей сенсорного оборудования.

Список литературы:

1. Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические

истории для детей / Перевод с английского - Г.А.Павлов. М., Класс –

Библиотека психологии и психотерапии, 2006.

2. Дьяченко Л. Релаксация в гнездышке // Школьный психолог, 2005, №11.

3. Михайленкова И.А., Логинова Л.И. Психологическая коррекция и

консультирование. 9. Методические рекомендации. СПб.: Институт

специальной педагогики и психологии, 2001.

4. Хулаева О. Хочу быть успешным. М., Чистые пруды, 2005. - Библиотечка

«Первого сентября», серия «Школьный психолог», Выпуск 5.

5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1 – 3. М., 1998.

6. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического

психолога: Учеб пос. М., Высшая школа, 2003.

7. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.

СПб., Речь, 2005.

8. Белинская Е. Волшебный мир детства // Школьный психолог, 2007, №18.

9. Кунигель Т. Рассерженные шарики // Школьный психолог, 2006г., № 5.

10. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и

коррекция. СПб., Речь, 2007.

11. Семаго М.М. Принципы построения системной коррекционной работы

психолога с детьми с отклоняющимся развитием // Сборник «Из опыта

социально-психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи».

М., НПО «Образование от А до Я», 2003

12. Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста.

Диагностика и коррекция. М., Генезис, 2009.

13. Силина О. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007.

№16.



В раздел образования