Автор: Симченко Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №78"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мы Россияне
Раздел: начальное образование
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ
УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: «МЫ – РОССИЯНЕ»
Цель: расширять знания о родной стране, о многонациональности России,
об особенностях и самобытности каждой национальности, прививать любовь
и гордость за свою страну, национальность. Продолжать развивать навыки
учебного сотрудничества.
Планируемые результаты:
Предметные: знать название родной страны, её символику и название
столицы; создать условия для формирования понятия малая родина, Родина,
национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать
информацию из источников; познакомить с традициями, культурой и
историей народов; воспитывать уважительное отношение к культуре и
традициям народов разных национальностей.
Метапредметные: осознанно строить сообщения в устной форме,
сравнивать, обобщать, задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности.
Познавательные : изучить объекты окружающего мира с выделением их
отличительных признаков; осуществлять поиск необходимой информации из
материалов учебников (текстов и иллюстраций).
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
отвечать на конкретные вопросы, определять и формулировать цель
деятельности на уроке; организовывать свою деятельность, готовить рабочее
место для выполнения разных видов работ; проводить проверку и
самопроверку, анализировать, сравнивать рисунки.
Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию;
эмоционально осознавать себя как россиянина, жителя большой страны,
имеющей богатую и разнообразную, уникальную культуру.
Коммуникативные: комментировать выполнение задания; -
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
строить понятные высказывания, использовать речевые средства для решения
задач общения (диалог); задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; осуществлять
совместную деятельность в группах.
Оборудование урока: ноутбук; карта России; наглядный материал: картинки
костюмов народов, проживающих на территории России, предметов быта,
искусства и культуры; набор картинок для групповой работы в соответствии с
темой урока; предметы русского народного искусства и быта (деревянные
расписные ложки, платки, посуда – гжель, хохлома, шкатулки с городецкой
росписью, жостовский поднос), файлы.
Форма проведения урока: урок-творчество.
Учебно – методическое пособие: программа «Начальная школа XXI века»,
учебник «Окружающий мир» 1 класс, под редакцией Н.Ф. Виноградовой
ХОД УРОКА:
Парты в классе стоят по две вместе и наискосок. Это позволяет сэкономить
время при работе в группах (дети уже знают, что они и есть группа) и делает
удобной работу для детей во время урока (обзор, свобода в движениях).
1.)Организационный момент.
Учитель:
Сегодня урок необычный у нас
Готов к нему, вижу, каждый из вас.
Улыбка, уверенность! Что ж,
«Так держать!»
За парты садитесь,
Пора начинать!
2.)Актуализация знаний. Целеполагание
Учитель:
-Дети, какой у нас сейчас урок? (окружающий мир)
-Как вы думаете, какую пользу вам приносит изучение этого предмета?
(ответы детей)
-И сегодня мы продолжим изучать, открывать для себя что-то новое и
интересное.
-А как мы будем работать, что нам предстоит сделать? (Дети самостоятельно
составляют план урока, опираясь на уже знакомые виды, методы и приемы
работы, которые используются на уроках окружающего мира. Учителем на
доску вывешиваются символы каждого названного детьми этапа и вида
работы:
а) вспомнить пройденное;
б) узнать новое – рассматривать, обсуждать, сравнивать, отвечать на вопросы,
работать с книгой, работать в группах/парах;
в) сделать вывод
Учитель:
-Ребята, на одном из уроков мы уже познакомились с Государственными
символами нашей страны. Но это не все, что нужно знать и что можно
рассказать о той стране, в которой мы с вами живем.
-Мы с вами уже не раз говорили, что каждый день мы по крупице собираем
знания. И судя по тому, сколько вы уже проучились, я думаю, у вас уже
неплохой запас знаний!
-Проверим? (Да!)
-Ребята, кто вы по национальности?(Русские)
-Докажите.( Мы живем в России, говорим на русском языке)
-Чем для вас является Россия?(Родиной)
-Вы уже назвали два ключевых слова, из которых состоит тема нашего
сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать её.
Дети:
«Россия – Родина моя»
Учитель крепит на доску название темы урока
Учитель:
-Правильно, молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в интересную
игру. Представьте, что к нам в гости собираются приехать дети-
первоклассники, например из Америки. Проблема в том, что вы не умеете
говорить на английском, а они на русском языке.
- В незнакомых странах, для людей, которые приезжают к ним в гости, по
делам и не знают языка этой страны, созданы специальные книги-
путеводители. В этих книгах рассказывается обо всем самом главном и
интересном в этой стране.
-Как же нам рассказать о нашей стране?(Дети отвечают, что мы тоже
создадим книжку-путеводитель).
Учитель:
- Над созданием нашей книжки-путеводителя, которая так и будет называться
«Россия – Родина моя», мы с вами будем работать…(показываю картинку,
обозначающую работу в группах).
-Кто в вашей группе главный консультант? (Дети называют главных)
-Но перед работой, вспомните правила работы в группах (Дети смотрят на
стенд, где расположена памятка, и повторяют правила работы в группах).
Учитель:
-Итак, мы начинаем.. У нас должна получиться 1 книжка-путеводитель.
Каждая группа будет работать над определенными страницами нашей
книжки. У вас на столах лежат два конверта - один с восклицательным
знаком, другой с вопросительным. Для создания своей книжки-
путеводителя, вы можете использовать все то, что лежит в конвертах с (!)
знаком. В этом конверте находится то, что вы уже знаете. А конверт с
вопросительным знаком – еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом
уроке должны разгадать.
1 группа – ваше задание – создать и оформить обложку книжки;
2 группа – вы создаете страницы с государственными символами нашей
страны;
3 группа – вы на свои страницы добавляете то, что еще должны знать наши
гости о нашей стране.
- Посовещайтесь, выберите из конверта и наклейте нужные картинки,
подумайте, в каком порядке вы бы их разместили. Готовые страницы вложите
в файлы. Затем, сообща, выберите того, кто будет демонстрировать и
рассказывать о созданных вами страницах книжки . Когда ваша группа будет
готова, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это будет означать то, что
вы готовы. Участники всех групп внимательно слушают отвечающего и
дополняют ответы в случае необходимости.
(На партах картинки флага, герба, гимна, Красной площади, березы, карточки
со словами – Москва, «Россия – Родина моя!»)
Дети выполняют задание.
Учитель:
-Ребята, а что вы поместили на первой странице вашей книжки?(ответы
детей)
В ходе работы детей - учитель:
-Ребята, а почему слова Москва, Россия, Родина – написаны с заглавной
буквы? (Дети отвечают: Родина, Россия, Москва -это словарные слова.
Москва – это еще и название города, а названия городов пишутся с заглавной
буквы)
ДЕТИ ВЫПОЛНИВ РАБОТУ И ДЕМОНСТРИРУЮТ ЕЁ, СОПРОВОЖДАЯ
РАССКАЗОМ.
1 группа - наклеила на страницу картинку с березками и название книжки
«Россия – Родина моя»
Дети: В России много берез. Она является символом нашей страны. Про
березку говорят: «русская красавица». А еще мы наклеили название нашей
книжки.
2 группа – наклеили флаг, герб, гимн России.
Дети: Мы наклеили символы нашей станы – флаг, герб и гимн. Флаг нашей
страны из 3 цветов. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии
нашей страны. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну,
защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой
за Родину и ее независимость.
Герб – На гербе изображен двуглавы орел. Крылья орла похожи на солнечные
лучи, а сама золотая птица- на солнце. На груди орла помещён красный щит с
изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. В руках у него
копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - это
символ зла. Он повержен героем. Герб России символизирует красоту и
справедливость, победу добра над злом.
Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и
бессмертия. Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на
восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна
живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр –
символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» -
символ могущества страны.
Гимн – это главная песня нашей страны. Её слушают стоя и молча. Она
звучит во время торжественных моментов.
3 группа – наклеили Кремль на Красной площади, слово Москва.
Дети: мы наклеили Кремль. Он находится на Красной площади. Красная
площадь – самая главная и красивая площадь нашей страны. Главным
городом нашей страны является Москва.
Все созданные детьми страницы в файлах складываются вместе в нужном
порядке и крепятся в папке-книжке.
Учитель:
-Вы все прекрасно справились с заданием. У нас получилась очень
интересная книжка-путеводитель. В её создании, каждый принимал активное
участие.
Оцените себя. (Дети выставляют фишки соответствующих цветов на своих
мини-кассах: зеленая фишка – я справился и у меня все получилось; желтая –
я справился, но у меня возникали трудности; красная – я старался, но у меня
не получилось. В другой раз получится!)
Учитель:
-Консультанты, вы согласны с тем, как оценили себя ваши участники группы?
(главные групп отвечают).
(Учитель комментирует оценивание детей.)
-Молодцы! Мы справились с первым этапом нашего урока? (да.)
3.)ФИЗМИНУТКА.
Учитель:
-А теперь, мы немножко отдохнем!
Физминутка выполняется со словами из песни «Я, ты, он, она…»
4.)Постановка проблемы и задач урока.
Учитель:
-Ребята, как я уже говорила, наша книжка получилась замечательной, но
может ли книжка состоять всего из 1-3 страниц? (нет)
-Правильно, не может.
-Ребята, как вы думаете, это все, что можно рассказать о нашей стране? (нет)
О чем еще вы бы хотели узнать? (ответы детей)
-И сегодня, мы с вами продолжим знакомиться с удивительным и
интересным вокруг нас. Мы будем раскрывать тайны, загадки нашего мира и
узнавать много нового .
НА ДОСКЕ ВИСИТ КАРТА РОССИИ.
Учитель:
-Посмотрите внимательно на доску.
-Ребята, кто знает, что это такое? (карта )
-Правильно, карта, но это не просто карта, а карта России.
Рассказ учителя:
– Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно
государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.
Границы проходят по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не
смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной
границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских –
в два раза дольше. Ей повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у
России.
Россия богатая страна. В ее кладовых – несметные сокровища ,леса, города,
села, звери, птицы, полезные ископаемые и многое другое
Более 140 народов живут на территории России. Каждый проживающий в
России принадлежит к какому-либо народу. Это - татары, чуваши, буряты,
ненцы, чукчи, якуты, русские.
(Учитель обводит границы территорий этих
народов и в местах их проживания вывешивает картинку человека в их
народном костюме).
Мы – самая многонациональная страна! Нас очень много – 145 млн! Но
Родина у нас у всех одна! И мы ею очень гордимся!
5)Открытие нового знания.
Учитель:
-А сейчас, мы с вами будем маленькими исследователями. Мы с вами будем
знакомиться с историей разных народов, и в этом нам поможет (показываю
картинку – работа по учебнику) (Дети: учебник)
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
-Откройте свои учебники на стр. 25 и внимательно рассмотрите
изображенных там людей в народных костюмах.
-Какие народные костюмы там изображены?
-Опишите их.(дети описывают их)
-Они чем-нибудь похожи? (нет).
- Какой вывод можно сделать, глядя на эти костюмы? (Каждый народ имеет
свой, неповторимый костюм)
-Предположите, чем еще, кроме костюмов, могут отличаться народы? (Песни,
сказки, предметы искусства)
-Правильно и с некоторыми из них мы с вами и познакомимся на странице 26
и 27.
-А для этого, мы сейчас снова поработаем с вами в ГРУППАХ.
1 группа – вы отвечаете на вопрос, чем славились русские мастера.
2 группа – чем славились татарские и дагестанские мастера.
3 группа – чем славились народы севера.
-Когда группа будет готова – снова возьмитесь за руки.
ГРУППЫ РАССКАЗЫВАЮТ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ опираясь
на иллюстрации учебника.
Учитель:
-Молодцы, ребята! Не забывайте себя оценивать. (ДЕТИ ОЦЕНИВАЮТ
СЕБЯ)
Учитель комментирует оценки, с которыми не согласен.
Учитель:
-Ребята, а вам бы хотелось еще больше узнать о русской народной культуре?
(Да)
ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Я за то люблю Ивана…»
Учитель:
-Ребята, кто знает, какому народу принадлежит эта песня? (русскому)
-Как вы догадались?(ответы детей)
В КЛАСС ВХОДИТ ДЕВУШКА В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ,
С КАРАВАЕМ И НА РУШНИКЕ и С КОРЗИНКОЙ, В КОТОРОЙ
НАХОДЯТСЯ ПРЕДМЕТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.
Учитель:
- Ребята у нас необычная гостья. Кто скажет, что за костюм на ней надет?
(русский народный)
-Почему вы так решили? (Дети отвечают, учитель дополняет их ответы,
комментирует, рассказывает о вышивках, о создании народных костюмов).
-Кто знает, что это у девушки в руках? (каравай)
-А для чего пекут караваи? (Это традиция русского народа, их пекут, когда
встречают дорогих гостей).
-А кто у нас сегодня в гостях?
КАРАВАЙ ДАРЯТ ГОСТЯМ
Учитель:
-Гостья принесла нам необычные подарки.
(Из корзинки учитель достает предметы – деревянные ложки, матрешку,
расписной поднос, шкатулки, расписную посуду – гжель и хохлома, платки).
ПРО КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ РАССКАЗЫВАЕТ УЧИТЕЛЬ (о месте рождения
предмета, как называется роспись, почему) И ВЫСТАВЛЯЕТ ПРЕДМЕТЫ
НА СТОЛЕ.
(Дети рассматривают предметы, обсуждают из чего они сделаны, для чего
служат.)
ФИЗМИНУТКА
После рассматривания предметов, платки одеваются на головы девочек.
Учитель:
-Посмотрите, какие красавицы! А кто знает, как танцуют русские девушки?
Снова звучит русская народная песня. Девочки танцуют вместе с гостьей.
-А как танцуют удалые молодцы? (мальчики показывают движения из
русского народного танца).
Учитель:
-Вот как мы повеселились! Скажем «спасибо» гостье и попрощаемся с ней.
(ДЕВУШКА КЛАНЯЕТСЯ В ПОЯС И УХОДИТ)
6.)Первичное закрепление.
Учитель:
-Ребята, нам удалось узнать новое на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)
-Я думаю, что теперь, с полученными новыми знаниями, мы можем
продолжить создание нашей книжки-путеводителя.
-И мы снова поработаем с вами (показываю картинку – работа в группах)
РАБОТА В ГРУППАХ.
Учитель:
-Мы теперь можем открыть конверт с вопросительным знаком? (да)
ДЕТИ ОТКРЫВАЮТ КОНВЕРТ №2
В конверте лежат картинки территории нашей страны, картинки людей в
национальных костюмах разных народов, картинки предметов искусства и
промыслов)
Учитель:
-Внимательно слушайте задание.
1 группа – вы наклеиваете картинки, по которым наши гости смогут узнать о
нашей большой и многонациональной стране.
2 группа – вы наклеиваете картинки с предметами промыслов и искусства
народов, живущих на территории нашей страны.
3 группа – вы наклеиваете картинки русского народного творчества и
искусства.
Созданные страницы так же вложите в файлы. Выберите того, кто будет
рассказывать о ваших страницах.
ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ И ОДИН УЧЕНИК ДЕМОНСТРИРУЕТ
РАБОТУ ГРУППЫ, СОПРОВОЖДАЯ ЕЁ РАССКАЗОМ.
После ответов, созданные группой страницы книжки-путеводителя также
крепятся вместе, в нужном порядке в книжке.
Учитель:
-Ребята, посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась! Вы все
очень хорошо потрудились! Оцените свою работу.
7)Включение в систему знаний. Закрепление.
Учитель:
ИТОГ. –Итак, как я уже сказала, у вас получилась очень интересная книжка-
путеводитель. Благодаря ей, наши иностранные гости первоклассники
узнают, какая красивая и большая наша страна, сколько разных народов
проживает в нашей стране. Как интересна, богата и неповторима история,
культура каждого народа.
- Но и это еще не все, что мы можем рассказать о нашей удивительной
стране! Каждый наш следующий урок, будет дарить нам новые знания. И все,
о чем мы будем узнавать, мы будем вносить на страницы нашей книжки-
путеводителя. Согласны? (да!)
8.)Рефлексия
-Ребята, какие же открытия каждый из вас сделал для себя?
-…(имя), что для тебя было сложным на уроке?
-…(имя), что удивило тебя на уроке?
-…(имя), какое задание для тебя было самым интересным?
ОЦЕНИВАЮ ДЕТЕЙ!
-Вы все МОЛОДЦЫ! Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо вам
за урок!