Напоминание

Мы Россияне


Автор: Симченко Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №78"
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мы Россияне
Раздел: начальное образование





Назад




КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 1 КЛАССЕ

УМК «Начальная школа XXI века»

Тема: «МЫ – РОССИЯНЕ»

Цель: расширять знания о родной стране, о многонациональности России,

об особенностях и самобытности каждой национальности, прививать любовь

и гордость за свою страну, национальность. Продолжать развивать навыки

учебного сотрудничества.

Планируемые результаты:

Предметные: знать название родной страны, её символику и название

столицы; создать условия для формирования понятия малая родина, Родина,

национальность; продолжить развивать умение самостоятельно извлекать

информацию из источников; познакомить с традициями, культурой и

историей народов; воспитывать уважительное отношение к культуре и

традициям народов разных национальностей.

Метапредметные: осознанно строить сообщения в устной форме,

сравнивать, обобщать, задавать вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности.

Познавательные : изучить объекты окружающего мира с выделением их

отличительных признаков; осуществлять поиск необходимой информации из

материалов учебников (текстов и иллюстраций).

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

отвечать на конкретные вопросы, определять и формулировать цель

деятельности на уроке; организовывать свою деятельность, готовить рабочее

место для выполнения разных видов работ; проводить проверку и

самопроверку, анализировать, сравнивать рисунки.

Личностные: проявлять готовность и способность к саморазвитию;

эмоционально осознавать себя как россиянина, жителя большой страны,

имеющей богатую и разнообразную, уникальную культуру.

Коммуникативные: комментировать выполнение задания; -

аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,

строить понятные высказывания, использовать речевые средства для решения

задач общения (диалог); задавать вопросы, необходимые для организации

собственной деятельности и сотрудничества с партнерами; осуществлять

совместную деятельность в группах.

Оборудование урока: ноутбук; карта России; наглядный материал: картинки

костюмов народов, проживающих на территории России, предметов быта,

искусства и культуры; набор картинок для групповой работы в соответствии с

темой урока; предметы русского народного искусства и быта (деревянные

расписные ложки, платки, посуда – гжель, хохлома, шкатулки с городецкой

росписью, жостовский поднос), файлы.

Форма проведения урока: урок-творчество.

Учебно – методическое пособие: программа «Начальная школа XXI века»,

учебник «Окружающий мир» 1 класс, под редакцией Н.Ф. Виноградовой

ХОД УРОКА:

Парты в классе стоят по две вместе и наискосок. Это позволяет сэкономить

время при работе в группах (дети уже знают, что они и есть группа) и делает

удобной работу для детей во время урока (обзор, свобода в движениях).

1.)Организационный момент.

Учитель:

Сегодня урок необычный у нас

Готов к нему, вижу, каждый из вас.

Улыбка, уверенность! Что ж,

«Так держать!»

За парты садитесь,

Пора начинать!

2.)Актуализация знаний. Целеполагание

Учитель:

-Дети, какой у нас сейчас урок? (окружающий мир)

-Как вы думаете, какую пользу вам приносит изучение этого предмета?

(ответы детей)

-И сегодня мы продолжим изучать, открывать для себя что-то новое и

интересное.

-А как мы будем работать, что нам предстоит сделать? (Дети самостоятельно

составляют план урока, опираясь на уже знакомые виды, методы и приемы

работы, которые используются на уроках окружающего мира. Учителем на

доску вывешиваются символы каждого названного детьми этапа и вида

работы:

а) вспомнить пройденное;

б) узнать новое – рассматривать, обсуждать, сравнивать, отвечать на вопросы,

работать с книгой, работать в группах/парах;

в) сделать вывод

Учитель:

-Ребята, на одном из уроков мы уже познакомились с Государственными

символами нашей страны. Но это не все, что нужно знать и что можно

рассказать о той стране, в которой мы с вами живем.

-Мы с вами уже не раз говорили, что каждый день мы по крупице собираем

знания. И судя по тому, сколько вы уже проучились, я думаю, у вас уже

неплохой запас знаний!

-Проверим? (Да!)

-Ребята, кто вы по национальности?(Русские)

-Докажите.( Мы живем в России, говорим на русском языке)

-Чем для вас является Россия?(Родиной)

-Вы уже назвали два ключевых слова, из которых состоит тема нашего

сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать её.

Дети:

«Россия – Родина моя»

Учитель крепит на доску название темы урока

Учитель:

-Правильно, молодцы! А сейчас, я предлагаю вам поиграть в интересную

игру. Представьте, что к нам в гости собираются приехать дети-

первоклассники, например из Америки. Проблема в том, что вы не умеете

говорить на английском, а они на русском языке.

- В незнакомых странах, для людей, которые приезжают к ним в гости, по

делам и не знают языка этой страны, созданы специальные книги-

путеводители. В этих книгах рассказывается обо всем самом главном и

интересном в этой стране.

-Как же нам рассказать о нашей стране?(Дети отвечают, что мы тоже

создадим книжку-путеводитель).

Учитель:

- Над созданием нашей книжки-путеводителя, которая так и будет называться

«Россия – Родина моя», мы с вами будем работать…(показываю картинку,

обозначающую работу в группах).

-Кто в вашей группе главный консультант? (Дети называют главных)

-Но перед работой, вспомните правила работы в группах (Дети смотрят на

стенд, где расположена памятка, и повторяют правила работы в группах).

Учитель:

-Итак, мы начинаем.. У нас должна получиться 1 книжка-путеводитель.

Каждая группа будет работать над определенными страницами нашей

книжки. У вас на столах лежат два конверта - один с восклицательным

знаком, другой с вопросительным. Для создания своей книжки-

путеводителя, вы можете использовать все то, что лежит в конвертах с (!)

знаком. В этом конверте находится то, что вы уже знаете. А конверт с

вопросительным знаком – еще тайна и загадка для вас, которую вы на этом

уроке должны разгадать.

1 группа – ваше задание – создать и оформить обложку книжки;

2 группа – вы создаете страницы с государственными символами нашей

страны;

3 группа – вы на свои страницы добавляете то, что еще должны знать наши

гости о нашей стране.

- Посовещайтесь, выберите из конверта и наклейте нужные картинки,

подумайте, в каком порядке вы бы их разместили. Готовые страницы вложите

в файлы. Затем, сообща, выберите того, кто будет демонстрировать и

рассказывать о созданных вами страницах книжки . Когда ваша группа будет

готова, возьмитесь за руки и поднимите их вверх. Это будет означать то, что

вы готовы. Участники всех групп внимательно слушают отвечающего и

дополняют ответы в случае необходимости.

(На партах картинки флага, герба, гимна, Красной площади, березы, карточки

со словами – Москва, «Россия – Родина моя!»)

Дети выполняют задание.

Учитель:

-Ребята, а что вы поместили на первой странице вашей книжки?(ответы

детей)

В ходе работы детей - учитель:

-Ребята, а почему слова Москва, Россия, Родина – написаны с заглавной

буквы? (Дети отвечают: Родина, Россия, Москва -это словарные слова.

Москва – это еще и название города, а названия городов пишутся с заглавной

буквы)

ДЕТИ ВЫПОЛНИВ РАБОТУ И ДЕМОНСТРИРУЮТ ЕЁ, СОПРОВОЖДАЯ

РАССКАЗОМ.

1 группа - наклеила на страницу картинку с березками и название книжки

«Россия – Родина моя»

Дети: В России много берез. Она является символом нашей страны. Про

березку говорят: «русская красавица». А еще мы наклеили название нашей

книжки.

2 группа – наклеили флаг, герб, гимн России.

Дети: Мы наклеили символы нашей станы – флаг, герб и гимн. Флаг нашей

страны из 3 цветов. Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о миролюбии

нашей страны. Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну,

защищает ее, верен ей. Красный цвет – цвет силы. Это цвет крови, пролитой

за Родину и ее независимость.

Герб – На гербе изображен двуглавы орел. Крылья орла похожи на солнечные

лучи, а сама золотая птица- на солнце. На груди орла помещён красный щит с

изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. В руках у него

копьё, которое помогло ему победить дракона. Ужасный, чёрный змей - это

символ зла. Он повержен героем. Герб России символизирует красоту и

справедливость, победу добра над злом.

Герб России – двуглавый орел – символ солнца, небесной силы, огня и

бессмертия. Двуглавый орел, охраняя государство смотрит и на запад, и на

восток. Корона на голове орла – символ законности, означающий, что страна

живет по законам чести и справедливости. В одной лапе орла скипетр –

символ власти, а в другой лапе – золотой шар, который называют «держава» -

символ могущества страны.

Гимн – это главная песня нашей страны. Её слушают стоя и молча. Она

звучит во время торжественных моментов.

3 группа – наклеили Кремль на Красной площади, слово Москва.

Дети: мы наклеили Кремль. Он находится на Красной площади. Красная

площадь – самая главная и красивая площадь нашей страны. Главным

городом нашей страны является Москва.

Все созданные детьми страницы в файлах складываются вместе в нужном

порядке и крепятся в папке-книжке.

Учитель:

-Вы все прекрасно справились с заданием. У нас получилась очень

интересная книжка-путеводитель. В её создании, каждый принимал активное

участие.

Оцените себя. (Дети выставляют фишки соответствующих цветов на своих

мини-кассах: зеленая фишка – я справился и у меня все получилось; желтая –

я справился, но у меня возникали трудности; красная – я старался, но у меня

не получилось. В другой раз получится!)

Учитель:

-Консультанты, вы согласны с тем, как оценили себя ваши участники группы?

(главные групп отвечают).

(Учитель комментирует оценивание детей.)

-Молодцы! Мы справились с первым этапом нашего урока? (да.)

3.)ФИЗМИНУТКА.

Учитель:

-А теперь, мы немножко отдохнем!

Физминутка выполняется со словами из песни «Я, ты, он, она…»

4.)Постановка проблемы и задач урока.

Учитель:

-Ребята, как я уже говорила, наша книжка получилась замечательной, но

может ли книжка состоять всего из 1-3 страниц? (нет)

-Правильно, не может.

-Ребята, как вы думаете, это все, что можно рассказать о нашей стране? (нет)

О чем еще вы бы хотели узнать? (ответы детей)

-И сегодня, мы с вами продолжим знакомиться с удивительным и

интересным вокруг нас. Мы будем раскрывать тайны, загадки нашего мира и

узнавать много нового .

НА ДОСКЕ ВИСИТ КАРТА РОССИИ.

Учитель:

-Посмотрите внимательно на доску.

-Ребята, кто знает, что это такое? (карта )

-Правильно, карта, но это не просто карта, а карта России.

Рассказ учителя:

– Посмотрите на карту. Россия – самая большая страна на свете. Ни одно

государство не имеет такой большой территории и такой длинной границы.

Границы проходят по суше и по воде. Никакая даже самая сильная птица не

смогла бы быстро преодолеть такие расстояния. Только вдоль сухопутной

границы ей пришлось бы лететь не меньше двух месяцев. А вдоль морских –

в два раза дольше. Ей повстречались бы 16 разных стран – столько соседей у

России.

Россия богатая страна. В ее кладовых – несметные сокровища ,леса, города,

села, звери, птицы, полезные ископаемые и многое другое

Более 140 народов живут на территории России. Каждый проживающий в

России принадлежит к какому-либо народу. Это - татары, чуваши, буряты,

ненцы, чукчи, якуты, русские.

(Учитель обводит границы территорий этих

народов и в местах их проживания вывешивает картинку человека в их

народном костюме).

Мы – самая многонациональная страна! Нас очень много – 145 млн! Но

Родина у нас у всех одна! И мы ею очень гордимся!

5)Открытие нового знания.

Учитель:

-А сейчас, мы с вами будем маленькими исследователями. Мы с вами будем

знакомиться с историей разных народов, и в этом нам поможет (показываю

картинку – работа по учебнику) (Дети: учебник)

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.

-Откройте свои учебники на стр. 25 и внимательно рассмотрите

изображенных там людей в народных костюмах.

-Какие народные костюмы там изображены?

-Опишите их.(дети описывают их)

-Они чем-нибудь похожи? (нет).

- Какой вывод можно сделать, глядя на эти костюмы? (Каждый народ имеет

свой, неповторимый костюм)

-Предположите, чем еще, кроме костюмов, могут отличаться народы? (Песни,

сказки, предметы искусства)

-Правильно и с некоторыми из них мы с вами и познакомимся на странице 26

и 27.

-А для этого, мы сейчас снова поработаем с вами в ГРУППАХ.

1 группа – вы отвечаете на вопрос, чем славились русские мастера.

2 группа – чем славились татарские и дагестанские мастера.

3 группа – чем славились народы севера.

-Когда группа будет готова – снова возьмитесь за руки.

ГРУППЫ РАССКАЗЫВАЮТ О НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛАХ опираясь

на иллюстрации учебника.

Учитель:

-Молодцы, ребята! Не забывайте себя оценивать. (ДЕТИ ОЦЕНИВАЮТ

СЕБЯ)

Учитель комментирует оценки, с которыми не согласен.

Учитель:

-Ребята, а вам бы хотелось еще больше узнать о русской народной культуре?

(Да)

ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Я за то люблю Ивана…»

Учитель:

-Ребята, кто знает, какому народу принадлежит эта песня? (русскому)

-Как вы догадались?(ответы детей)

В КЛАСС ВХОДИТ ДЕВУШКА В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ,

С КАРАВАЕМ И НА РУШНИКЕ и С КОРЗИНКОЙ, В КОТОРОЙ

НАХОДЯТСЯ ПРЕДМЕТЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Учитель:

- Ребята у нас необычная гостья. Кто скажет, что за костюм на ней надет?

(русский народный)

-Почему вы так решили? (Дети отвечают, учитель дополняет их ответы,

комментирует, рассказывает о вышивках, о создании народных костюмов).

-Кто знает, что это у девушки в руках? (каравай)

-А для чего пекут караваи? (Это традиция русского народа, их пекут, когда

встречают дорогих гостей).

-А кто у нас сегодня в гостях?

КАРАВАЙ ДАРЯТ ГОСТЯМ

Учитель:

-Гостья принесла нам необычные подарки.

(Из корзинки учитель достает предметы – деревянные ложки, матрешку,

расписной поднос, шкатулки, расписную посуду – гжель и хохлома, платки).

ПРО КАЖДЫЙ ПРЕДМЕТ РАССКАЗЫВАЕТ УЧИТЕЛЬ (о месте рождения

предмета, как называется роспись, почему) И ВЫСТАВЛЯЕТ ПРЕДМЕТЫ

НА СТОЛЕ.

(Дети рассматривают предметы, обсуждают из чего они сделаны, для чего

служат.)

ФИЗМИНУТКА

После рассматривания предметов, платки одеваются на головы девочек.

Учитель:

-Посмотрите, какие красавицы! А кто знает, как танцуют русские девушки?

Снова звучит русская народная песня. Девочки танцуют вместе с гостьей.

-А как танцуют удалые молодцы? (мальчики показывают движения из

русского народного танца).

Учитель:

-Вот как мы повеселились! Скажем «спасибо» гостье и попрощаемся с ней.

(ДЕВУШКА КЛАНЯЕТСЯ В ПОЯС И УХОДИТ)

6.)Первичное закрепление.

Учитель:

-Ребята, нам удалось узнать новое на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)

-Я думаю, что теперь, с полученными новыми знаниями, мы можем

продолжить создание нашей книжки-путеводителя.

-И мы снова поработаем с вами (показываю картинку – работа в группах)

РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель:

-Мы теперь можем открыть конверт с вопросительным знаком? (да)

ДЕТИ ОТКРЫВАЮТ КОНВЕРТ №2

В конверте лежат картинки территории нашей страны, картинки людей в

национальных костюмах разных народов, картинки предметов искусства и

промыслов)

Учитель:

-Внимательно слушайте задание.

1 группа – вы наклеиваете картинки, по которым наши гости смогут узнать о

нашей большой и многонациональной стране.

2 группа – вы наклеиваете картинки с предметами промыслов и искусства

народов, живущих на территории нашей страны.

3 группа – вы наклеиваете картинки русского народного творчества и

искусства.

Созданные страницы так же вложите в файлы. Выберите того, кто будет

рассказывать о ваших страницах.

ДЕТИ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ И ОДИН УЧЕНИК ДЕМОНСТРИРУЕТ

РАБОТУ ГРУППЫ, СОПРОВОЖДАЯ ЕЁ РАССКАЗОМ.

После ответов, созданные группой страницы книжки-путеводителя также

крепятся вместе, в нужном порядке в книжке.

Учитель:

-Ребята, посмотрите, какая замечательная книжка у нас получилась! Вы все

очень хорошо потрудились! Оцените свою работу.

7)Включение в систему знаний. Закрепление.

Учитель:

ИТОГ. –Итак, как я уже сказала, у вас получилась очень интересная книжка-

путеводитель. Благодаря ей, наши иностранные гости первоклассники

узнают, какая красивая и большая наша страна, сколько разных народов

проживает в нашей стране. Как интересна, богата и неповторима история,

культура каждого народа.

- Но и это еще не все, что мы можем рассказать о нашей удивительной

стране! Каждый наш следующий урок, будет дарить нам новые знания. И все,

о чем мы будем узнавать, мы будем вносить на страницы нашей книжки-

путеводителя. Согласны? (да!)

8.)Рефлексия

-Ребята, какие же открытия каждый из вас сделал для себя?

-…(имя), что для тебя было сложным на уроке?

-…(имя), что удивило тебя на уроке?

-…(имя), какое задание для тебя было самым интересным?

ОЦЕНИВАЮ ДЕТЕЙ!

-Вы все МОЛОДЦЫ! Мне очень понравилось, как вы работали. Спасибо вам

за урок!



В раздел образования