Автор: Килина Алёна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКУ"Центр семейного устройства для детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,и детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации"
Населённый пункт: Саха Якутия г.Алдан
Наименование материала: Патриотическое воспитание детей
Тема: "Патриотическое воспитание детей в условиях "Центра семейного устройства"
Раздел: начальное образование
Публичное
представление
педагогического
опыта
воспитателя
М униципального
Казенного учреждения «Центр семейного устройства для детей - сирот, детей, оставшихся без
попечения
родителей,
и
детей,
оказавшихся
в
трудной
жизненной
ситуации»
воспитателя
Килиной А.И.
Тема: «Патриотическое воспитание детей в условиях «Центра семейного устройства».
Чтобы любить Родину, надо знать, за
что её любить, надо знать её историю
знать героев и их великие подвиги.
Только дав ребенку эти знания, мы
можем создать необходимые условия
для преемственности духовной связи
поколений, воспитания в каждом
ребенке патриота и гражданина.
Д. С. Лихачев.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Патриотизм — сложное
и
высокое
человеческое
чувство,
оно
так
многогранно
по
своему
содержанию,
что
неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой
Родине, и гордость за свой народ.
Патриотическое
чувство
не
возникает
само
по
себе.
Это
результат
длительного,
целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи
с этим проблема нравственно–патриотического воспитания детей детского дома, становится
одной из актуальных. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как
любили, берегли и защищали ее наши предки.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в «Центре семейного
устройства», является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений,
имеющих
огромное
значение
в
социально-гражданском
и
духовном
развитии
личности
воспитанника,
т.к.
в
Центре
воспитываются
дети
разных
национальностей.
Данный
опыт
разработан в соответствии с программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-
2020 г». Он содержит серьезную и системную работу по формированию нравственных качеств
личности воспитанников, работу ума, души, сердца ребенка. Формирование патриотического
воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, которые являются ярким
примером служения своему краю.
Актуальность и перспективность опыта.
Трудно представить себе социально-педагогическую проблему более актуальную, чем
воспитание патриотизма у подрастающего поколения.
В
общей
системе
воспитания
граждан
России
патриотическое
воспитание
стало
приоритетным. Чтобы дать новый импульс духовному оздоровлению народа, для развития
чувства патриотизма очень важно дать детям начальные знания о Родине, представления о
нашей стране, республике, народе, обычаях, истории, культуре. Чувство сопричастности и есть
основа будущего патриотизма.
Воспитание чувства любви к Родине невозможно без любви к родным местам, к
окружающим людям, к их традициям и обычаям, языку. Ребенок должен научиться быть
патриотом
своего
дома,
города,
знать
и
чтить
его
историю,
традиции,
строить
гуманные
отношения
с
друзьями,
участвовать
во
всех
делах
детского
дома,
развивать
свою
познавательную активность.
Любовь к родным местам, представление о том, чем они заняты, какова природа, каким
трудом заняты люди - все это я стараюсь передать детям, т.к. считаю важным для воспитания
нравственных и патриотических чувств.
Концептуальность. Одной из важнейших задач патриотического воспитания является
формирование
у
воспитанников
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания,
духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к
успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Высокая духовность
и гражданская позиция, патриотическое сознание будут в огромной степени определять будущее
России.
Понимание
сути
патриотического
воспитания
определило
цель
моей
работы
-
воспитать у детей чувство патриотизма и любви к Родине через любовь к своей малой Родине,
природе
родного
края;
раскрыть
и
сформировать
в
детях
такие
черты
как:
уважение
к
достоинству других людей; стремление к познанию окружающей действительности; бережное
отношение к окружающей природе; результатам труда других людей.
Знакомство
детей
с
родным
краем:
с
историко-культурными,
национальными,
географическими,
природными
особенностями
формирует
у
них
такие
черты
характера,
которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о
родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти
человека на всю жизнь.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я
стараюсь пробудить в детях способность к творчеству - важнейшему качеству современного
человека. Способности и возможности у всех разные, видеть их и помочь им раскрыться -
высокая миссия воспитателя. Поэтому я в своей работе использую различные методы и приемы
при
формировании
у
детей
положительного
отношения
к
познавательной
деятельности.
Наиболее интересными и результативными считаю следующие формы работы - беседы, встречи
с интересными людьми, чтение художественной литературы, наблюдения, выставки, конкурсы,
личный пример взрослых.
Использую
методы
исследовательского
характера,
дискуссии,
воспитательные
мероприятия с применением мультимедийных технологий. Разработан цикл экскурсий, который
помогает систематизировать работу по формированию у детей положительного отношения к
родному краю.
Свою работу я провожу последовательно: от более близкого, знакомого (Центр, город) к
более сложному (республика, страна) по единому плану. При этом учитываю психологические
особенности детей, их эмоциональное восприятие окружающего. Культура, интеллектуальность
и
нравственный
облик,
педагогическое
мастерство
являются
одним
из
главных
условий
эффективности проводимых мероприятий. Воспитанники моей группы участвуют в, районных,
дистанционных Всероссийских мероприятиях, что придает им уверенность в своих силах,
воспитывает чувство собственного достоинства
Наличие теоретической базы. Теоретическая база опыта очень важна, ведь работа
воспитателя в целях повышения уровня воспитанников в области патриотического воспитания в
огромной мере зависит от знаний самого педагога. Проблема воспитания любви к родному краю
неоднократно поднималась ведущими педагогами и психологами. О его значении в развитии
личности говорили Н.Ф.Виноградова, В.А.Сухомлинский, В.Г.Белинский и др.
Базовым
этапом
формирования
у
детей
любви
к
Родине
эти
педагоги
считают
накопление ими социального опыта жизни. Воспитание в ребенке гражданина своей страны
неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, способности
противостоять лжи и жестокости.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, я опиралась на
следующие документы:
Конституция РФ;
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020г»
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребенка.
Также
систематически
посещаю
различные
мероприятия,
городские
и
районные
мероприятия, использую материалы специализированных сайтов в Интернете.
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий развития у
детей
этических
представлении,
навыков
культурного
поведения,
гуманного
отношения
к
окружающему
миру,
любви
к
Центру,
городу,
Родине,
к
уважению
людей
разных
национальностей, ветеранам.
Все это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его
взаимоотношения со взрослыми и товарищами. Чтобы воспитать настоящих патриотов своей
малой
Родины
надо
ее
знать
и
любить.
Реализация
этой
идеи
происходит
через
весь
воспитательный процесс, через занятия, игры, досуги, праздники. Совместно с детьми, с учетом
их
интересов,
с
применением
мультимедийных
технологий
было
проведено
мероприятие,
посвященное «Дню Олонхо». В нем было представлено наследие, культура быта народов,
населяющих Республику Саха (Якутия).
В моей работе для меня главное - все, что я делаю, должно работать на личностный
рост моих воспитанников.
Оптимальность и эффективность средств. Большое значение имеет правильный выбор
наиболее эффективных форм и методов патриотической работы, которые во многом зависят от
выбранной темы, от того, как преподнесена информация. Этот выбор я осуществляю с учетом
интересов воспитанников.
Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине. В этой связи огромное
значение
приобретает
определение
целей,
задач,
содержания
и
средств
патриотического
воспитания детей. Жизнь воспитанников в Центре должна обеспечить им эмоциональный
комфорт. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой дом, чтобы он был для него любимым и
дорогим местом, в который всегда хотелось бы возвращаться. С этой целью проводилось много
бесед об истории Центра, на какой улице он находится, о работниках, которые проработали
здесь большое количество времени. Это знания обогащают чувства детей, дают им уверенность
и смысл. Чувства и отношения становятся крепкими, если дети вкладывают свой труд в Центр
(участвуют в озеленении группы, в оформлении группы к праздникам). При ознакомлении с
природой родного края акцент делаю на красоте, богатстве, на ее особенностях.
Дети получают представление о том, какие животные живут в наших лесах, какие
растут деревья. Этому способствуют экскурсии по городу.
Важным направлением работы по воспитанию любви к Родине является формирование
у детей представлений о людях родного края. Прежде всего вспоминаем Героев Советского
Союза, уроженцев нашего города, именами, которых названы улицы нашего города: хороший
пример - лучше, чем сто слов.
Воплощая этот мудрый педагогический прием, мы приглашаем в Центр специалистов,
чьи дела достойны подражания и популяризации и могут стать примером для воспитанников.
Это
и
участники
боевых
действий,
работники
правоохранительных
органов,
бывшие
воспитанники,
которые
добились
в
жизни
хороших
результатов.
Большое
значение
для
воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям
войны,
ветеранам,
в
память
о
тех,
кто
погиб,
защищая
Отечество.
Мы
с
искренней
благодарностью ходим к обелиску Славы, возлагаем цветы, ко «Дню 9 мая».
Результативность педагогического опыта. Наш воспитанник - гражданин России,
способный,
эффективно
адаптируясь,
свободно
самоопределяться
и
самореализоваться
в
культурном
и
социальном
пространстве
на
основе
сложившейся
системы
ценностных
ориентаций
и
нравственных
позиций,
опирающихся
как
на
национальные,
так
и
общечеловеческие ценности. Поэтому патриотическое воспитание способствует становлению
личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств,
способствовала обогащению знаний. Воспитанники узнали много нового о нашем крае, о его
достопримечательностях, об обычаях и традициях народов Республики Саха (Якутия).
Я стараюсь научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и
заложить ростки любви к родному городу, пытаюсь научить детей самостоятельно решать
проблемы, возникающие в жизни, стараюсь воспитывать чувство настоящего патриота своей
страны.
Результативностью
педагогического
опыта
считаю
участие
и
положительные
результаты
детей
в
дистанционных
Всероссийских
конкурсах
презентаций,
отсутствие
у
воспитанников равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессии, повышение патриотического
сознания, нравственных и этических ориентиров. Надеюсь, что полученные в Центре знания
пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа
позволяет получать хорошие результаты подготовки воспитанников по данной теме, развивает
творческие способности детей. Благодаря разнообразию форм и методов работы,- у нас –
педагогов - есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов
своей Родины.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: «Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к
ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где
посадил первое деревце.
Трудности
и
проблемы
при
использовании
данного
опыта. В настоящее время
данная работа очень актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как
вопросы
воспитания
патриотизма,
гражданственности
не
считаются
важными
и
зачастую
вызывают лишь недоумение.
В дальнейшем ставлю перед собой такие задачи:
Позитивно изменить отношение детей к старшему поколению, пробудив у них интерес к
окружающему;
Продолжать приобщать детей к культурно-историческим традициям (народным сказкам,
отечественному героическому эпосу, достопримечательностям родного края);
Содействовать организации совместной деятельности организаций города, района.
Я искренне надеюсь, что представления, полученные в Центре, станут основой для
получения фундаментальных знаний о стране, обществе и формирования патриотизма, духовно-
н р а в с т в е н н ы х
л и ч н о с т е й
с
а кт и в н о й
ж и з н е н н о й
п о з и ц и е й ,
с п о с о б н ы х
к
самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Важнейшей
целью
современного
образования
и
одной
из
приоритетных
задач
общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и
компетентного
гражданина
России.
Его
основными
качествами
должны
стать:
осознанное
принятие традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной
жизни родного города, района, области, края; принятие духовных традиций России, русского
народа и народов, в среде которых он родился и живет. Гражданином России становится
человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий
их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Открытость миру,
диалогичность с другими культурами — важное свойство духовно-нравственного развития
гражданина и патриота России.
Методическая
разработка
доступна
в
практическом
применении
и
может
использоваться в практике образовательных учреждений по патриотическому воспитанию детей
среднего, старшего возраста.
Передавая
знания
детям,
необходимо
учитывать,
что
они
должны
иметь
воспитательную ценность, способствовать формированию патриотических чувств.