Автор: Васильева Елена Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Восток
Населённый пункт: Поронайского р-она Сахалинской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в системе дополнительного образования (хореография)"
Раздел: дополнительное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФИЯ).
В данный момент система образования стоит перед необходимостью
использовать новые информационные и коммуникационные технологии для
формирования у учащихся знаний и умений. Для эффективного
использования новых информационных и коммуникационных технологий
(ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие
ключевые условия: учащимся и преподавателям надлежит обеспечить доступ
к цифровым технологиям и Интернету; следует предоставить в
распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и
представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы;
преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для
того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать
высоких стандарты успеваемости учащихся. Современная реформа
образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного
подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике
обучения и воспитания детей: обновление содержания образования;
внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие
личности.
В Педагогические технологии дополнительного образования детей
сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач:
научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и
взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать
причины затруднений и уметь преодолевать их. В дополнительном
образовании к новым ИКТ относятся технологии, использующие
специальные технические информационные средства (ЭВМ, использование
компьютера, Интернета , телевизора, видео,DVD, CD,мультимедиа ,
аудивизуального оборудования то есть всего того , что может представить
широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ я считаю, что
– это прежде всего: преобразование предметно- развивающей среды,
расширения познаний окружающего мира
Большую помощь педагогам дополнительного образования оказывает
всемирная информационная сеть – Интернет. Профессиональные Интернет –
технологии я считаю новым направлением которому необходимо уделять
больше внимания. .Сегодня в системе дополнительного образования детей
необходимо больше внимания уделять повышению педагогического
мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных
технологий обучения и воспитания детей.Условием эффективности
освоения любой учебной программы в дополнительном образовании
является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает в
моем случае – это хореография. . Нельзя навязать ребенку стремление к
творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные
способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам,
необходимым для этого.
Приобщение ребенка к миру танца с раннего возраста способствует его
многогранному развитию. Помимо положительного воздействия на внешний
вид, грации, и умения красиво танцевать ,занятия танцами благотворно
влияют на работу сердца и нервной системы. В нашей общеобразовательной
школе внеурочная деятельность согласно ФГОС имеет спортивно-
оздоровительное направление и поэтому были введены занятия хореографией
с 1-4 класс. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-
воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. На
сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным
пользователем персонального компьютера, уметь творчески и умело
пользоваться мультимедийными программами .Сочетание ИКТ связано с
двумя видами технологий: информационная и коммуникативная. Понятие
Информационные технологии (ИТ) — широкий класс дисциплин и
областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения,
управления, обработки данных, распространения информации и оказания
услуг(в том числе компьютерное оборудование, программное обеспечение,
телефонные линии, сотовая и спутниковая связь, электронная почта, сети
беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также
Интернет).
Коммуникативные технологии - определяют методы, способы исредства
взаимодействия человека с окружающей средой. В этихкоммуникациях это
взаимодействие обеспечивает компьютер. В последнее время под
информационными технологиями (ИКТ) чаще всего понимают
компьютерные технологии.
Важнейшим современным устройствами ИКТ являются
компьютер, снабженный соответствующим программным
обеспечением.Богатейшие возможности представления информации на
компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание
образования, Он становится механизмом созидательного, познавательного и
творческого процесса. Компьютер представляет в данном случае функцию
учителя,рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего
коллектива, досуговой (игровой) среды . На занятиях хореографии в нашей
школе реализуются принципы разностороннего развития личности,
развивающего обучения, привлечения игровых технологий. При помощи ИКТ
мы развиваем детей не только физически, но и воспитываем эстетический
вкус, делаем его разносторонне музыкально и хореографически развитым.
Полученные на уроках знания оказывают огромное влияние на будущее
духовное становление ребенка. Использование видеоматериалов помогает
нам познакомить детей с хореографическими произведениями вошедшими в
мировое культурное наследие. Анализируя свой педагогический опыт, могу
сказать, что с появлением компьютера появилась возможность хранить и
передавать большой объем информации (учебные программы), группировать
и обрабатывать данные (методические пособия и разработки), составлять
учебные мультимедийные презентации. Это наглядный метод по изучению
танцевальной техники, построение и разучивание танцевальных комбинаций,
изучение истории становления и развития искусства танца. Применение в
образовании компьютеров и информационных технологий оказывает
существенное влияние на содержание, методы и организацию воспитательно
- образовательного процесса. С развитием мультимедийных технологий
компьютер становится средством обучения, способным наглядно
представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит
развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к
коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской
работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно
воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.
Использование компьютера позволяет мне: накапливать и хранить
музыкальные файлы; менять темп, звуковысотность музыкального
произведения; производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
хранить фото- и видеоматериалы выступления классов. Использование
презентаций, созданных с помощью компьютера, помогают мне продумывать
последовательность преподнесения материала на занятии ,сделать процесс
объяснения более интересным и простым. В презентациях педагогу
предоставляется возможность продемонстрировать изучаемые элементы
танца, правила его исполнения. Мы можем понятно и интересно рассказать о
всех направлениях в танцевальном исскустве, а включив в презентацию
видеозапись , даже показать их. Особенно актуальными презентации
становятся при изучении народных танцев. На своих занятиях я знакомлю
своих воспитанников с обычаями , традициями, менталитетом различных
народов, что необходимо для изучения танцев данных народов.Культурно-
досуговая деятельность является одним из значимых направлений
деятельности нашей школы. Сделать ее более интересной, разнообразной,
информационно насыщенной и соответствующей времени и новым
технологиям, запросам общества и личности позволяют информационные
технологии. Включение ИКТ в процесс организации и проведения досугово-
массовых мероприятий, вывело их на новый уровень, увеличило качество и
результативность многочисленных мероприятий разной направленности.
Сейчас уже модно сказать, что использование ИКТ стало неотъемлемой
частью досугово-массовых мероприятий. Информационно-коммуникативные
технологии расширяют возможности выразительных средств,
применяемых в досуго-массовых мероприятиях. Используя и звук, и слово, и
изображение в новом качестве, позволяют соединять,комбинировать и
представлять материал в разных вариантах.
Это видно на примере : ежегодно у нас в школе проходит мероприятие- Марш
Мира. Каждый класс представляет ту или иную страну которая включает в
себя- национальную хореографию национальный костюм, песню. И все это
выступление сопровождается показом слайдов. Также в подготовке
мероприятия прослеживались межпредметные связи хореографии с
историей, краеведением, мировой художественной культурой, включая
элементы наглядности зритель получил большое наслаждение. И поэтому
без применения ИКТ мероприятие прошло бы очень скучно. В настоящее
время можно найти как сторонников, так и противников внедрения новых
технологий в образовательный процесс, хотя все учебные центры в той или
иной мере пользуются ими. В проектнойдеятельности,
каксредстводляизучениядругихпредметов,
кактехнологиюдляреализациимеждисциплинарныхпроектов,
можнодобитьсябольшихтворческихрезультатов в обучении.
Сформироватьсистемныезнания и
обобщенныеуменияпотанцевальнымнаправлениям..Обучающиесямогутвыра
жатьсвоиидеи и концепциичерезметоды и средства
ИКТ.Детиобучаютсяметодамработы с информацией,
методамосвоенияразныххудожественныхтехнологий,
методаминтерпретациикультурногоопыта.Использование ИКТ
имеет реальнуювозможностьвлияниянаэффективностьнетолькообразовательн
огопроцесса, но и содействияактивной двигательной деятельности.С
помощью компьютера на моих занятиях хореографии достигаются
идеальные варианты индивидуального обучения и группового обучения,
использующие визуальные и слуховые образы.В процессе обучения работе по
новой технологии педагог должен приобрести не только теоретические
знания, но и сформировать профессиональные умения, которые помогут
ему планировать и анализировать учебные занятия, построить целостный
учебный процесс, применять на практике новые приемы и методы работы,
оценивать результативность новой технологии, используя методы
педагогической диагностики. То есть основными умениями педагога
являются проектировочные – умение планировать образовательный процесс
на определенный срок, разрабатывать учебную программу, занятие. После
анализа особенностей образовательной технологии и определения
методических задач, педагог должен разработать модифицированный вариант
программы обучения в соответствии с направленностью данной технологии,
выделить учебные модули, составить календарно-тематический план
реализации программы и разработать планы различных типов
занятий.Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в
дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма
организации.их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить
учебное занятие в технологичное педагогу помогает: организация работы
детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в
приемлемом темпе; четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне
учебного материала или обучение практической операции; установка не на
запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость
полученных знаний.обязательный контроль, который можно осуществить по
ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;
реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии
(выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка
на основе знания способностей, потребностей и склонностей).Технология
проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего
развития включает: ознакомление детей с планом занятия и объяснение
нового материала; выделение основных терминов и правил, оформление
конспекта занятия; выполнение практических и творческих заданий с
помощью алгоритмов и образцов; выполнение творческих заданий для
развития интереса к определенному виду деятельности.Главное не
сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение На занятиях
хореографии все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные
технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены
на то, чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными
способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к
доступному процессу творчества; опираться на самостоятельность,
активность и общение детей. На своих занятиях я использую несколько
технологий, и все они построены на главном и основном элементе
образовательного процесса - учебном занятии. Так как я занимаюсь с детьми
младшего школьного возраста , свои занятия хореографией провожу в форме
игры где присутствуют несколько этапов: этап подготовки(определение
учебной цели,расстановка действующих лиц),этап проведения
(непосредственно процесс игры: выступления групп),этап анализа и
обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы,
обобщения, рекомендации).Так же в своей работе я использую групповую
технологию, которая складывается и следующих элементов:постановка
учебной задачи и инструктаж о ходе работы; планирование работы в группах;
индивидуальное выполнение задания; обсуждение результатов; сообщение о
результатах; подведение итогов, общий вывод о достижениях.Детям это очень
нравится и не так утомительно для них.Вся моя работа с ребятами младшего
школьного возраста строится на таких принципах как:дифференциация,
индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих
способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой
образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество
рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в
коллективе; учет реальных возможностей,учет возрастных и индивидуальных
особенностей обучающихся, ориентация на потребности общества и
личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с
учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности
личности, возможности адаптации обучающихся к современной
социокультурной среде. Я считаю что технология личностно-
ориентированного развивающего обучения сочетает: обучение (нормативно-
сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность
ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения –
максимальное развитие (а не формирование заранее заданных)
индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе
использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В технологии
личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной
системы – индивидуальность детской личности, следовательно,
методическую основу этой технологии составляют дифференциация и
индивидуализация обучения. «Дифференциация» в переводе с латинского
означает разделение, расслоение целого на различные части. «. В моей работе
хореографа вариант дифференцации прослеживается в создании
одновозрастных групп( комплектование групп одного состава).В хореографии
можно выделить уровни коллективной деятельности в группе: одновременная
работа со всей группой, работа в парах, В моей работе также присутствует
индивидуализация обучения. Занятия с коллективом это одно, но в
коллективе всегда находится ученики у которых хореографические данные
лучше и чтобы эти данные развить более глубже , я назначаю этим ученикам
индивидуальные занятия.Также в хореографии применяется технология
коллективной творческой деятельности. В основе этой технологии лежат
организационные принципы: социально-полезная деятельность детей и
взрослых, сотрудничество детей и взрослых например (при подготовке
новогодних утренников я привлекаю в танцевальный номер
родителей),романтизм и творчество. Цель этой технологии состоит: выявить,
учесть развить творческие способности детей и приобщить их к
многогранной творческой деятельности, воспитания общественно-активной
творческой личности и способствует организации социального творчества,
направленного на служение людям. Технология предполагает такую
организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все
члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и
анализе любого дела. Общие черты рассматриваемых технологий
творчества:свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
педагогика сотрудничества, сотворчества; применение методик коллективной
работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия; стремление к
творчеству, самовыражению, самореализации.
Однако,
каким
бы
положительным,
огромным
потенциалом
не
обладали
информационно-коммуникационные
технологии,
но
заменить
живого
общения
педагога
с
ребёнком
они
не
могут
и
не
должны.Современные
технологии
в
работе
учреждений
дополнительного образования детей
сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном
опыте.они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы
организации
деятельности
детей
и
создавать
максимально
комфортные
условия
для
их
общения,
активности
и
саморазвития.Современная
организация
образовательно-воспитательного
процесса
в
учреждении
дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную
направленность,
способствует
полноценному
развитию
тех
способностей,
которые
нужны
личности
и
обществу,
которые
включают
личность
в
социально-ценностную
активность,
способствуют
ее
самоопределению,
обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении
всей последующей жизни.Каждое учреждение дополнительного образования
детей неповторимо, у каждого свои традиции, опыт, ценности, свои педагоги.
Поэтому
к
вопросу
проектирования
педагогических
технологий
стоит
подходить
с
позиций
признания
своего
своеобразия.Я
считаю,
чтовсе
обучающие,
развивающие,
воспитательные,
социальные
технологии,
используемые
в
дополнительном
образовании
детей,
направлены
на
то,
чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами
осуществления
деятельности;
подвести
эту
деятельность
к
процессу
творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.В
условиях
дополнительного
образования
ребенок
развивается,
участвуя
в
игровой, познавательной, трудовой деятельности. На моих занятиях все виды
этой деятельности прослеживаются, поэтому цель внедрения инновационных
технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в
их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему
развития
способностей
каждого
ученика,
включив
его
в
активную
деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования
устойчивых
понятий
и
умений
.
В
дополнительном
образовании
в
силу
используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации
разнообразные
личностно-ориентированные
технологии
стали
его
отличительнойособенностью.
Здесь
образование
и
развитие
ближе
всего
подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие». Исследование
использования
новых
педагогических
технологий
в
дополнительном
образовании
позволяет
утверждать,
что
они
являются
одним
из
самых
мощных
средств
социализации
личности
обучающегося,
поскольку
способствуют
развитию
таких
личностных
новообразований
как
активность,
самостоятельность
и
коммуникативность
обучающихся.Я
считаю, что успешность
применения новой технологии зависит не от
способности
педагога
реализовать
определенный
метод
обучения
на
практике,
а
от
эффективности
и
правильности
применения
выбранного
метода на определенномэтапе занятия, при решении данной задачи и в работе
с
конкретным
контингентомдетей.
Но
главное
–
педагог
должен
уметь
самостоятельно
проанализировать
свою
работу,
выявить
недостатки,
определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными
профессиональными
умениями
для
этой
работы
педагога
являются
аналитические. Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в
образовательный
процесс
должен
уметь:
применять
методы
и
приемы
обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать
учебные занятия, построенные по новой технологии; научить детей новым
методам
работы;
оценивать
результаты
внедрения
новой
технологии
в
практику, используя методы педагогической диагностики. Как подсказывает
мне
опыт
новые
технологии
требуют
от
педагога
умения
разрабатывать
необходимые дидактические средства для осуществления образовательного
процесса: наглядные пособия, для самостоятельной работы обучающихся,
учебные
задания
для
индивидуа льной
и
групповой
р а б о т ы ,
дифференцированные упражнения. Значит нам - педагогам дополнительного
образования
необходимо
учится
разработке
недостающих
дидактических
средств. Общие направления
разработки
и
внедрения
современных
педагогических технологий в дополнительном образовании детей таковы ,что
какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по
конкретному направлению, другие – для других. Получается , что ни одна из
технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится,
что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При
этом
каждый
педагог
будет
являться
«создателем»
технологии,
так
как
невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного
творчества,
нельзя
автоматически
перенести
чужой
опыт
в
свою
практику.Педагогические
технологии
(или
их
элементы)
все
чаще
стали
встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но
главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами
(например, занятия с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы
перейти к реальному проектированию образовательного процесса, поэтому
чрезвычайно
важно
организовать
работу
по
обучению
педагогов
внедрению
новшеств
в
образовательный
процесс,
наладить
процесс
сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому я считаю, что педагог
сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа
поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и
получать своевременную реальную методическую помощь.