Напоминание

"Использование ИКТ в системе дополнительного образования (хореография)"


Автор: Васильева Елена Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СОШ с.Восток
Населённый пункт: Поронайского р-она Сахалинской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование ИКТ в системе дополнительного образования (хореография)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (ХОРЕОГРАФИЯ).

В данный момент система образования стоит перед необходимостью

использовать новые информационные и коммуникационные технологии для

формирования у учащихся знаний и умений. Для эффективного

использования новых информационных и коммуникационных технологий

(ИКТ) и повышения качества образования необходимо выполнить следующие

ключевые условия: учащимся и преподавателям надлежит обеспечить доступ

к цифровым технологиям и Интернету; следует предоставить в

распоряжение преподавателей и учащихся высококачественные, значимые и

представляющие общекультурную ценность цифровые учебные ресурсы;

преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями для

того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов поддерживать

высоких стандарты успеваемости учащихся. Современная реформа

образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного

подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике

обучения и воспитания детей: обновление содержания образования;

внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие

личности.

В Педагогические технологии дополнительного образования детей

сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач:

научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и

взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать

причины затруднений и уметь преодолевать их. В дополнительном

образовании к новым ИКТ относятся технологии, использующие

специальные технические информационные средства (ЭВМ, использование

компьютера, Интернета , телевизора, видео,DVD, CD,мультимедиа ,

аудивизуального оборудования то есть всего того , что может представить

широкие возможности для коммуникации. Использование ИКТ я считаю, что

– это прежде всего: преобразование предметно- развивающей среды,

расширения познаний окружающего мира

Большую помощь педагогам дополнительного образования оказывает

всемирная информационная сеть – Интернет. Профессиональные Интернет –

технологии я считаю новым направлением которому необходимо уделять

больше внимания. .Сегодня в системе дополнительного образования детей

необходимо больше внимания уделять повышению педагогического

мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных

технологий обучения и воспитания детей.Условием эффективности

освоения любой учебной программы в дополнительном образовании

является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает в

моем случае – это хореография. . Нельзя навязать ребенку стремление к

творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные

способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам,

необходимым для этого.

Приобщение ребенка к миру танца с раннего возраста способствует его

многогранному развитию. Помимо положительного воздействия на внешний

вид, грации, и умения красиво танцевать ,занятия танцами благотворно

влияют на работу сердца и нервной системы. В нашей общеобразовательной

школе внеурочная деятельность согласно ФГОС имеет спортивно-

оздоровительное направление и поэтому были введены занятия хореографией

с 1-4 класс. Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-

воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. На

сегодняшний момент современный педагог должен быть уверенным

пользователем персонального компьютера, уметь творчески и умело

пользоваться мультимедийными программами .Сочетание ИКТ связано с

двумя видами технологий: информационная и коммуникативная. Понятие

Информационные технологии (ИТ) — широкий класс дисциплин и

областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения,

управления, обработки данных, распространения информации и оказания

услуг(в том числе компьютерное оборудование, программное обеспечение,

телефонные линии, сотовая и спутниковая связь, электронная почта, сети

беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также

Интернет).

Коммуникативные технологии - определяют методы, способы исредства

взаимодействия человека с окружающей средой. В этихкоммуникациях это

взаимодействие обеспечивает компьютер. В последнее время под

информационными технологиями (ИКТ) чаще всего понимают

компьютерные технологии.

Важнейшим современным устройствами ИКТ являются

компьютер, снабженный соответствующим программным

обеспечением.Богатейшие возможности представления информации на

компьютере позволяют изменять и неограниченно обогащать содержание

образования, Он становится механизмом созидательного, познавательного и

творческого процесса. Компьютер представляет в данном случае функцию

учителя,рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего

коллектива, досуговой (игровой) среды . На занятиях хореографии в нашей

школе реализуются принципы разностороннего развития личности,

развивающего обучения, привлечения игровых технологий. При помощи ИКТ

мы развиваем детей не только физически, но и воспитываем эстетический

вкус, делаем его разносторонне музыкально и хореографически развитым.

Полученные на уроках знания оказывают огромное влияние на будущее

духовное становление ребенка. Использование видеоматериалов помогает

нам познакомить детей с хореографическими произведениями вошедшими в

мировое культурное наследие. Анализируя свой педагогический опыт, могу

сказать, что с появлением компьютера появилась возможность хранить и

передавать большой объем информации (учебные программы), группировать

и обрабатывать данные (методические пособия и разработки), составлять

учебные мультимедийные презентации. Это наглядный метод по изучению

танцевальной техники, построение и разучивание танцевальных комбинаций,

изучение истории становления и развития искусства танца. Применение в

образовании компьютеров и информационных технологий оказывает

существенное влияние на содержание, методы и организацию воспитательно

- образовательного процесса. С развитием мультимедийных технологий

компьютер становится средством обучения, способным наглядно

представлять самую различную информацию. Как следствие, происходит

развитие творческого потенциала обучаемого, способностей к

коммуникативным действиям, навыков экспериментально-исследовательской

работы; культуры учебной деятельности; интенсификация учебно

воспитательного процесса, повышение его эффективности и качества.

Использование компьютера позволяет мне: накапливать и хранить

музыкальные файлы; менять темп, звуковысотность музыкального

произведения; производить монтаж, компоновку музыкального произведения;

хранить фото- и видеоматериалы выступления классов. Использование

презентаций, созданных с помощью компьютера, помогают мне продумывать

последовательность преподнесения материала на занятии ,сделать процесс

объяснения более интересным и простым. В презентациях педагогу

предоставляется возможность продемонстрировать изучаемые элементы

танца, правила его исполнения. Мы можем понятно и интересно рассказать о

всех направлениях в танцевальном исскустве, а включив в презентацию

видеозапись , даже показать их. Особенно актуальными презентации

становятся при изучении народных танцев. На своих занятиях я знакомлю

своих воспитанников с обычаями , традициями, менталитетом различных

народов, что необходимо для изучения танцев данных народов.Культурно-

досуговая деятельность является одним из значимых направлений

деятельности нашей школы. Сделать ее более интересной, разнообразной,

информационно насыщенной и соответствующей времени и новым

технологиям, запросам общества и личности позволяют информационные

технологии. Включение ИКТ в процесс организации и проведения досугово-

массовых мероприятий, вывело их на новый уровень, увеличило качество и

результативность многочисленных мероприятий разной направленности.

Сейчас уже модно сказать, что использование ИКТ стало неотъемлемой

частью досугово-массовых мероприятий. Информационно-коммуникативные

технологии расширяют возможности выразительных средств,

применяемых в досуго-массовых мероприятиях. Используя и звук, и слово, и

изображение в новом качестве, позволяют соединять,комбинировать и

представлять материал в разных вариантах.

Это видно на примере : ежегодно у нас в школе проходит мероприятие- Марш

Мира. Каждый класс представляет ту или иную страну которая включает в

себя- национальную хореографию национальный костюм, песню. И все это

выступление сопровождается показом слайдов. Также в подготовке

мероприятия прослеживались межпредметные связи хореографии с

историей, краеведением, мировой художественной культурой, включая

элементы наглядности зритель получил большое наслаждение. И поэтому

без применения ИКТ мероприятие прошло бы очень скучно. В настоящее

время можно найти как сторонников, так и противников внедрения новых

технологий в образовательный процесс, хотя все учебные центры в той или

иной мере пользуются ими. В проектнойдеятельности,

каксредстводляизучениядругихпредметов,

кактехнологиюдляреализациимеждисциплинарныхпроектов,

можнодобитьсябольшихтворческихрезультатов в обучении.

Сформироватьсистемныезнания и

обобщенныеуменияпотанцевальнымнаправлениям..Обучающиесямогутвыра

жатьсвоиидеи и концепциичерезметоды и средства

ИКТ.Детиобучаютсяметодамработы с информацией,

методамосвоенияразныххудожественныхтехнологий,

методаминтерпретациикультурногоопыта.Использование ИКТ

имеет реальнуювозможностьвлияниянаэффективностьнетолькообразовательн

огопроцесса, но и содействияактивной двигательной деятельности.С

помощью компьютера на моих занятиях хореографии достигаются

идеальные варианты индивидуального обучения и группового обучения,

использующие визуальные и слуховые образы.В процессе обучения работе по

новой технологии педагог должен приобрести не только теоретические

знания, но и сформировать профессиональные умения, которые помогут

ему планировать и анализировать учебные занятия, построить целостный

учебный процесс, применять на практике новые приемы и методы работы,

оценивать результативность новой технологии, используя методы

педагогической диагностики. То есть основными умениями педагога

являются проектировочные – умение планировать образовательный процесс

на определенный срок, разрабатывать учебную программу, занятие. После

анализа особенностей образовательной технологии и определения

методических задач, педагог должен разработать модифицированный вариант

программы обучения в соответствии с направленностью данной технологии,

выделить учебные модули, составить календарно-тематический план

реализации программы и разработать планы различных типов

занятий.Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса в

дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма

организации.их в сотрудничество, активный поиск знаний. Превратить

учебное занятие в технологичное педагогу помогает: организация работы

детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в

приемлемом темпе; четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне

учебного материала или обучение практической операции; установка не на

запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость

полученных знаний.обязательный контроль, который можно осуществить по

ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговая проверка;

реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии

(выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка

на основе знания способностей, потребностей и склонностей).Технология

проведения учебного занятия, построенного в соответствии с теорией общего

развития включает: ознакомление детей с планом занятия и объяснение

нового материала; выделение основных терминов и правил, оформление

конспекта занятия; выполнение практических и творческих заданий с

помощью алгоритмов и образцов; выполнение творческих заданий для

развития интереса к определенному виду деятельности.Главное не

сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение На занятиях

хореографии все обучающие, развивающие, воспитательные, социальные

технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены

на то, чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными

способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к

доступному процессу творчества; опираться на самостоятельность,

активность и общение детей. На своих занятиях я использую несколько

технологий, и все они построены на главном и основном элементе

образовательного процесса - учебном занятии. Так как я занимаюсь с детьми

младшего школьного возраста , свои занятия хореографией провожу в форме

игры где присутствуют несколько этапов: этап подготовки(определение

учебной цели,расстановка действующих лиц),этап проведения

(непосредственно процесс игры: выступления групп),этап анализа и

обсуждения результатов (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы,

обобщения, рекомендации).Так же в своей работе я использую групповую

технологию, которая складывается и следующих элементов:постановка

учебной задачи и инструктаж о ходе работы; планирование работы в группах;

индивидуальное выполнение задания; обсуждение результатов; сообщение о

результатах; подведение итогов, общий вывод о достижениях.Детям это очень

нравится и не так утомительно для них.Вся моя работа с ребятами младшего

школьного возраста строится на таких принципах как:дифференциация,

индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих

способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой

образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество

рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в

коллективе; учет реальных возможностей,учет возрастных и индивидуальных

особенностей обучающихся, ориентация на потребности общества и

личности обучающегося; возможная корректировка учебной программы с

учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности

личности, возможности адаптации обучающихся к современной

социокультурной среде. Я считаю что технология личностно-

ориентированного развивающего обучения сочетает: обучение (нормативно-

сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность

ребенка). Цель технологии личностно-ориентированного обучения –

максимальное развитие (а не формирование заранее заданных)

индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе

использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В технологии

личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной

системы – индивидуальность детской личности, следовательно,

методическую основу этой технологии составляют дифференциация и

индивидуализация обучения. «Дифференциация» в переводе с латинского

означает разделение, расслоение целого на различные части. «. В моей работе

хореографа вариант дифференцации прослеживается в создании

одновозрастных групп( комплектование групп одного состава).В хореографии

можно выделить уровни коллективной деятельности в группе: одновременная

работа со всей группой, работа в парах, В моей работе также присутствует

индивидуализация обучения. Занятия с коллективом это одно, но в

коллективе всегда находится ученики у которых хореографические данные

лучше и чтобы эти данные развить более глубже , я назначаю этим ученикам

индивидуальные занятия.Также в хореографии применяется технология

коллективной творческой деятельности. В основе этой технологии лежат

организационные принципы: социально-полезная деятельность детей и

взрослых, сотрудничество детей и взрослых например (при подготовке

новогодних утренников я привлекаю в танцевальный номер

родителей),романтизм и творчество. Цель этой технологии состоит: выявить,

учесть развить творческие способности детей и приобщить их к

многогранной творческой деятельности, воспитания общественно-активной

творческой личности и способствует организации социального творчества,

направленного на служение людям. Технология предполагает такую

организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все

члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и

анализе любого дела. Общие черты рассматриваемых технологий

творчества:свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;

педагогика сотрудничества, сотворчества; применение методик коллективной

работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия; стремление к

творчеству, самовыражению, самореализации.

Однако,

каким

бы

положительным,

огромным

потенциалом

не

обладали

информационно-коммуникационные

технологии,

но

заменить

живого

общения

педагога

с

ребёнком

они

не

могут

и

не

должны.Современные

технологии

в

работе

учреждений

дополнительного образования детей

сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном

опыте.они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы

организации

деятельности

детей

и

создавать

максимально

комфортные

условия

для

их

общения,

активности

и

саморазвития.Современная

организация

образовательно-воспитательного

процесса

в

учреждении

дополнительного образования детей имеет личностно-ориентированную

направленность,

способствует

полноценному

развитию

тех

способностей,

которые

нужны

личности

и

обществу,

которые

включают

личность

в

социально-ценностную

активность,

способствуют

ее

самоопределению,

обеспечивают возможности эффективного самообразования на протяжении

всей последующей жизни.Каждое учреждение дополнительного образования

детей неповторимо, у каждого свои традиции, опыт, ценности, свои педагоги.

Поэтому

к

вопросу

проектирования

педагогических

технологий

стоит

подходить

с

позиций

признания

своего

своеобразия.Я

считаю,

чтовсе

обучающие,

развивающие,

воспитательные,

социальные

технологии,

используемые

в

дополнительном

образовании

детей,

направлены

на

то,

чтобы: разбудить активность детей; вооружить их оптимальными способами

осуществления

деятельности;

подвести

эту

деятельность

к

процессу

творчества; опираться на самостоятельность, активность и общение детей.В

условиях

дополнительного

образования

ребенок

развивается,

участвуя

в

игровой, познавательной, трудовой деятельности. На моих занятиях все виды

этой деятельности прослеживаются, поэтому цель внедрения инновационных

технологий - дать детям почувствовать радость труда в учении, пробудить в

их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему

развития

способностей

каждого

ученика,

включив

его

в

активную

деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования

устойчивых

понятий

и

умений

.

В

дополнительном

образовании

в

силу

используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации

разнообразные

личностно-ориентированные

технологии

стали

его

отличительнойособенностью.

Здесь

образование

и

развитие

ближе

всего

подошли к понятиям «самообразование» и «саморазвитие». Исследование

использования

новых

педагогических

технологий

в

дополнительном

образовании

позволяет

утверждать,

что

они

являются

одним

из

самых

мощных

средств

социализации

личности

обучающегося,

поскольку

способствуют

развитию

таких

личностных

новообразований

как

активность,

самостоятельность

и

коммуникативность

обучающихся.Я

считаю, что успешность

применения новой технологии зависит не от

способности

педагога

реализовать

определенный

метод

обучения

на

практике,

а

от

эффективности

и

правильности

применения

выбранного

метода на определенномэтапе занятия, при решении данной задачи и в работе

с

конкретным

контингентомдетей.

Но

главное

педагог

должен

уметь

самостоятельно

проанализировать

свою

работу,

выявить

недостатки,

определить их причины и выработать пути исправления, то есть основными

профессиональными

умениями

для

этой

работы

педагога

являются

аналитические. Таким образом, педагог при внедрении новой технологии в

образовательный

процесс

должен

уметь:

применять

методы

и

приемы

обучения, используемые в данной технологии; проводить и анализировать

учебные занятия, построенные по новой технологии; научить детей новым

методам

работы;

оценивать

результаты

внедрения

новой

технологии

в

практику, используя методы педагогической диагностики. Как подсказывает

мне

опыт

новые

технологии

требуют

от

педагога

умения

разрабатывать

необходимые дидактические средства для осуществления образовательного

процесса: наглядные пособия, для самостоятельной работы обучающихся,

учебные

задания

для

индивидуа льной

и

групповой

р а б о т ы ,

дифференцированные упражнения. Значит нам - педагогам дополнительного

образования

необходимо

учится

разработке

недостающих

дидактических

средств. Общие направления

разработки

и

внедрения

современных

педагогических технологий в дополнительном образовании детей таковы ,что

какие-то из них пригодны для работы с одними группами учащихся по

конкретному направлению, другие – для других. Получается , что ни одна из

технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится,

что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться. При

этом

каждый

педагог

будет

являться

«создателем»

технологии,

так

как

невозможна смена технологии без учета субъективного фактора и личного

творчества,

нельзя

автоматически

перенести

чужой

опыт

в

свою

практику.Педагогические

технологии

(или

их

элементы)

все

чаще

стали

встречаться в практике учреждений дополнительного образования детей. Но

главное не в том, чтобы называть привычные явления новыми терминами

(например, занятия с группой детей – групповой технологией), а в том, чтобы

перейти к реальному проектированию образовательного процесса, поэтому

чрезвычайно

важно

организовать

работу

по

обучению

педагогов

внедрению

новшеств

в

образовательный

процесс,

наладить

процесс

сотрудничества педагога и методиста. Благодаря этому я считаю, что педагог

сможет сделать то, что одному ему было бы не под силу: совместная работа

поддерживает мотивацию, дает возможность обсуждать свои проблемы и

получать своевременную реальную методическую помощь.



В раздел образования