Напоминание

"Электронная презентация как средство обучения на уроках географии"


Автор: Машковцева Екатерина Андреевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №59
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Электронная презентация как средство обучения на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Электронная презентация как средство обучения на уроках географии

Современное

содержание

образования

предполагает

активное

внедрение

компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Согласно определению

ЮНЕСКО, компьютерная технология обучения (компьютерное обучение) - это система

образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде [1].

В последнее десятилетие ХХ века в нашей стране началась разработка психолого-

педагогического

подхода

к

целенаправленному,

поэтапному

внедрению

компьютерной

техники в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста [4].

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место

при

изучении

предметов

научно-естественного

направления.

Общеизвестно,

что

преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство

объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или

малых

размеров,

редкости,

не

может

наблюдаться

учащимися,

поэтому

значение

наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение этих

учебных

предметов

требует

широкого

использования

таких

пособий,

как

коллекции,

гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал

учебника,

модели,

муляжи,

аудио-,

кино-

и

видеоматериалы,

которые

способствуют

актуализации

имеющихся

знаний,

запоминанию

и

воспроизведению

программного

материала [2].

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и

представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства

обучения:

печатные

(географические

карты,

таблицы,

схемы,

дидактические

игры)

и

экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит

разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов,

звуковых

фрагментов,

высококачественных

изображений,

эпизодов

видеофильмов

и

телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал

(карточки, контурные карты, карты-схемы, перфоконверты, перфокарты, дидактические

игры

и

т.п.),

иллюстративный

материал

(таблицы,

схемы,

географические

карты,

видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию [7].

Мультимедийная учебная презентация – это электронное пособие, разработанное с

помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления

учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране

посредством компьютера. Для создания таких пособий могут использоваться следующие

электронные программы-инструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др [12].

Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов

компьютерных

программ

(демонстрационные,

контролирующие,

моделирующие,

справочные

и

программы-тренажеры)

и

целый

ряд

функций.

Учебный

материал,

представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации,

географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение,

звуки

природы,

компьютерная

анимация,

как

показывает

опыт

работы,

способствует

активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету [14].

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её

демонстрации

за

короткий

промежуток

времени

передается

такой

объем

сведений,

который невозможно представить при словесном изложении с использованием других

средств

обучения,

имеющихся

в

распоряжении

учителя.

В

этом

состоят

важнейшие

педагогические преимущества презентаций.

Мультимедийная презентация в процессе изучения нового материала выполняет

преимущественно

иллюстративную

функцию.

Использование

крупных,

красочных

изображений,

географических

карт,

фрагментов

учебных

кино-видеофильмов

и

телепередач окажет положительное влияние на формирование более четких представлений

об изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях [18].

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе

рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала, в процессе его

повторения, систематизации, в ходе педагогического контроля и т.д. Желательно, чтобы

демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту

учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с

гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.

Управление

сменой

слайдов

мультимедийной

презентации

осуществляется

учителем.

Поэтому

темп

предъявления

информации

с

экрана

устанавливается

в

соответствии

с

возможностями

детей.

Фрагментарный

показ

позволяет

давать

информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала [7].

Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного

уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и

обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к

учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного

возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения

или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать

выполнению учащимися самопроверки [10].

Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю

отработать с детьми основные географические и естествоведческие понятия и словарные

слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с

ними

словосочетания

или

предложения.

Усваивая

и

запоминая

специальную

терминологию, школьники пополняют свой словарный запас [6].

При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую

информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её

фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а

потом сравнить их с оригиналом [5].

Учащимся

при

работе

с

мультимедийной

учебной

презентацией

должна

быть

отведена

активная

роль,

которая

не

сводится

только

к

прослушиванию

комментария

учителя

и

к

просмотру

видеоряда.

Опираясь

на

зрительные

образы

конкретных

географических

или

естествоведческих

объектов

и

явлений,

дети

под

руководством

учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.

Таким

образом,

учитель

сможет

организовать

единый

процесс

развития

образного

восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся [5].

Применение мультимедийной презентации на уроках географии и естествознания

целесообразно в тех случаях, когда необходимо:

1.

Познакомить

учащихся

с

природными

объектами,

процессами,

явлениями,

которые

невозможно

наблюдать

непосредственно

(океаны,

моря,

горы,

айсберги,

растительный

и

животный

мир

зарубежных

стран,

добыча

полезных

ископаемых,

стихийные бедствия и т.д.);

2. Познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк и пр.);

3. Организовать тестовую проверку;

4. Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов

и др.)

Использование компьютерных технологий в школе позволит создать оптимальные

условия

для

повышения

эффективности

преподавания

географии,

организации

и

проведения

внеклассных

мероприятий

природоведческого

характера,

а

также

будет

способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей [15].

Для того чтобы мультимедийная презентация стала действенным дидактическим

средством, необходимо

при

её

создании

учитывать,

чтобы

она

отвечала

не

только

основным

дидактическим

и

методическим требованиям,

но

и

психологическим

особенностям

восприятия

информации,

представленной

на

экране,

экране

монитора,

интерактивной

доске

или

обычной

маркерной

доске,

эргономическим

требованиям

создания благоприятных условий для учебно-познавательного процесса.

При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и

только в соответствующий момент урока;

наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли

хорошо видеть демонстрируемый предмет;

необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

демонстрируемая

наглядность

должна

быть

точно

согласована

с

содержанием

материала.

При создании презентаций необходимо учитывать психофизиологические требования

по

рациональному

применению

цвета,

цветовых

сочетаний,

а

также

некоторых

особенностей

восприятия

графической

информации.

Понятно,

что

более

яркие

цвета

сильнее привлекают внимание человека. В то же время яркость предмета во многом носит

относительный характер, в частности, зависит от фона воспринимаемого предмета, от

соотношения цвета предмета и его фона. Так, наиболее ярко воспринимается черный цвет

на

желтом

фоне.

Далее

шкала

убывания

яркости

восприятия

выглядит

следующим

образом: зеленый и синий на белом, белый на синем и зеленом, черный на белом, желтый

на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном,

красный на зеленом [14].

При

выполнении

записей,

чертежей,

схем

на

доске,

различных

графических

построений

на

таблицах

необходимо

учитывать

следующие

особенности

восприятия

графических

носителей

информации.

Наиболее

значимая

информация

должна

располагаться

в

правой

верхней

части

доски

(таблицы).

Наименьшая

высота

миллиметрах)

элемента

графического

изображения

(буквы,

цифры,

условные

знаки)

о п р е д е л я е т с я

п о

ф о р м у л е

H=3L, где L - длина аудиторий в метрах [14].

Если высота изображения элемента меньше, то он не будет восприниматься учащимися

с задних парт аудитории. При этом соотношение высоты и ширины изображения должно

составлять 5:3. Как показывают исследования, даже сам характер линий имеет значение

для

концентрации

внимания

при

восприятии

графической

информации.

Так,

на

распознавание вертикальных линий по сравнению с горизонтальными времени уходит

больше,

потому

что

при

равной

длине

вертикальные

линии

кажутся

длиннее

горизонтальных на 25 - 30%. Самое большое время считывания затрачивается на штрих-

пунктирные

линии,

меньшее

-

на

штриховые.

Самое

малое

время

затрачивается

на

считывание сплошных линий. Этот факт необходимо иметь в виду при объяснении схем,

чертежей [14].

Библиографический список

1.

Андресен,

К.

Мультимедиа

в

образовании:

специализированный

учебный

курс

[Текст] / К.Андерсен. - М.: Дрофа, 2007 – 221 с.

2.

Батий, Ю.Ю. Элементы программирования на уроках географии [Текст] / Ю.Ю. Батий,

Л.М. Донец. – Минск, «Нар. света», 1998 - 80 с.

3.

Бибик, А. Е. Методика обучения географии в средней школе [Текст] / А. Е. Бибик. –

М.: Просвещение, 1975 – 384 с.

4.

Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог.

спец. [Текст] / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков.

– Ростов н/Д: Март, 2006 – 333 с.

5.

Васильева,

О.

П.

Применение

информационных

технологий

в

учебно

-

воспитательном процессе [Текст] / О. П. Васильева. - М.: Дрофа, – 2008 – 115 с.

6.

Вестицкий, М.Б. Технические средства обучения географии [Текст] / М.Б. Вестицкий.

- М.: Просвещение, 1997 - 144 с.

7.

Высоцкий,

И.

Р.

Компьютер

в

образовании

[Текст]

/

И.

Р.

Высоцкий.

-

М.:

Просвещение, 2000 – 87с.

8.

Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования

[Текст] / В.П. Голов. - М.: Просвещение, 1987- 222 с.

9.

Душина, И.В. География материков и океанов, рекомендации к планированию уроков

[Текст]/ И.В. Душина. – М.: Дрофа,2005 – 127 с.

10. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. –

М.: Академия, 2003 – 188 с.

11. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков [Текст]/

В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 127 с.

12. Крылова, О.В. Уроки географии 7 класс [Текст]/ О.В. Крылова. - М.: Просвещение,

1990 – 223 с.

13. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном

процессе [Текст] / С. П. Новиков.- М.: Педагогика, 2003 – 169 с.

14.

Полат,

Е.

С.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования [Текст] / Е. С. Полат. – М.: Академия, 2005 – 272 с.

15. Смолянинова, О.Е. Мультимедиа для ученика и учителя [Текст] / О.Е. Смолянинова. -

М.: Педагогика, 2002 – 178 с.

16.

Суздальцев,

Е.

Л.

Применение

современных

технических

средств

как

фактор

повышения качества обучения [Текст] / Е. Л. Суздальцев. - М.: Академия, 2008 -126 с.

17. Усенков, Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном

процессе [Текст] / Д. Ю. Усенков.– М.: Педагогика, 2003 – 150 с.

18. Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе

[Текст] / Л. А. Фролова . - М.: Педагогика, 2008 – 174 с.



В раздел образования