Автор: Машковцева Екатерина Андреевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №59
Населённый пункт: город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Электронная презентация как средство обучения на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Электронная презентация как средство обучения на уроках географии
Современное
содержание
образования
предполагает
активное
внедрение
компьютерных технологий в общеобразовательные учреждения. Согласно определению
ЮНЕСКО, компьютерная технология обучения (компьютерное обучение) - это система
образовательно-развивающих процессов в дидактической компьютерной среде [1].
В последнее десятилетие ХХ века в нашей стране началась разработка психолого-
педагогического
подхода
к
целенаправленному,
поэтапному
внедрению
компьютерной
техники в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста [4].
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место
при
изучении
предметов
научно-естественного
направления.
Общеизвестно,
что
преподавание этих дисциплин невозможно без наглядных средств обучения. Большинство
объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или
малых
размеров,
редкости,
не
может
наблюдаться
учащимися,
поэтому
значение
наглядности для формирования представлений и понятий очень велико. Изучение этих
учебных
предметов
требует
широкого
использования
таких
пособий,
как
коллекции,
гербарии, географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал
учебника,
модели,
муляжи,
аудио-,
кино-
и
видеоматериалы,
которые
способствуют
актуализации
имеющихся
знаний,
запоминанию
и
воспроизведению
программного
материала [2].
Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и
представления информации способен частично заменить некоторые наглядные средства
обучения:
печатные
(географические
карты,
таблицы,
схемы,
дидактические
игры)
и
экранные (слайды, транспаранты, фильмы). Компактность хранения информации позволит
разместить на одном диске огромное количество научных и художественных текстов,
звуковых
фрагментов,
высококачественных
изображений,
эпизодов
видеофильмов
и
телепередач. Используя базу данных, учитель может подготовить раздаточный материал
(карточки, контурные карты, карты-схемы, перфоконверты, перфокарты, дидактические
игры
и
т.п.),
иллюстративный
материал
(таблицы,
схемы,
географические
карты,
видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию [7].
Мультимедийная учебная презентация – это электронное пособие, разработанное с
помощью мультимедийных технологий, которое исполняет роль наглядного представления
учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране
посредством компьютера. Для создания таких пособий могут использоваться следующие
электронные программы-инструментарии: PowerPoint, Flash 5, Dreamweaver 4.0 и др [12].
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов
компьютерных
программ
(демонстрационные,
контролирующие,
моделирующие,
справочные
и
программы-тренажеры)
и
целый
ряд
функций.
Учебный
материал,
представленный в виде разнообразных носителей информации: тексты, иллюстрации,
географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение,
звуки
природы,
компьютерная
анимация,
как
показывает
опыт
работы,
способствует
активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету [14].
Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её
демонстрации
за
короткий
промежуток
времени
передается
такой
объем
сведений,
который невозможно представить при словесном изложении с использованием других
средств
обучения,
имеющихся
в
распоряжении
учителя.
В
этом
состоят
важнейшие
педагогические преимущества презентаций.
Мультимедийная презентация в процессе изучения нового материала выполняет
преимущественно
иллюстративную
функцию.
Использование
крупных,
красочных
изображений,
географических
карт,
фрагментов
учебных
кино-видеофильмов
и
телепередач окажет положительное влияние на формирование более четких представлений
об изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях [18].
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе
рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала, в процессе его
повторения, систематизации, в ходе педагогического контроля и т.д. Желательно, чтобы
демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту
учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с
гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.
Управление
сменой
слайдов
мультимедийной
презентации
осуществляется
учителем.
Поэтому
темп
предъявления
информации
с
экрана
устанавливается
в
соответствии
с
возможностями
детей.
Фрагментарный
показ
позволяет
давать
информацию в небольшом количестве, что способствует лучшему усвоению материала [7].
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного
уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и
обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к
учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного
возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения
или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать
выполнению учащимися самопроверки [10].
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю
отработать с детьми основные географические и естествоведческие понятия и словарные
слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с
ними
словосочетания
или
предложения.
Усваивая
и
запоминая
специальную
терминологию, школьники пополняют свой словарный запас [6].
При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую
информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её
фрагментов предложить учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а
потом сравнить их с оригиналом [5].
Учащимся
при
работе
с
мультимедийной
учебной
презентацией
должна
быть
отведена
активная
роль,
которая
не
сводится
только
к
прослушиванию
комментария
учителя
и
к
просмотру
видеоряда.
Опираясь
на
зрительные
образы
конкретных
географических
или
естествоведческих
объектов
и
явлений,
дети
под
руководством
учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения.
Таким
образом,
учитель
сможет
организовать
единый
процесс
развития
образного
восприятия и мыслительной деятельности умственно отсталых учащихся [5].
Применение мультимедийной презентации на уроках географии и естествознания
целесообразно в тех случаях, когда необходимо:
1.
Познакомить
учащихся
с
природными
объектами,
процессами,
явлениями,
которые
невозможно
наблюдать
непосредственно
(океаны,
моря,
горы,
айсберги,
растительный
и
животный
мир
зарубежных
стран,
добыча
полезных
ископаемых,
стихийные бедствия и т.д.);
2. Познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк и пр.);
3. Организовать тестовую проверку;
4. Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов
и др.)
Использование компьютерных технологий в школе позволит создать оптимальные
условия
для
повышения
эффективности
преподавания
географии,
организации
и
проведения
внеклассных
мероприятий
природоведческого
характера,
а
также
будет
способствовать росту профессионализма и самообразованию учителей [15].
Для того чтобы мультимедийная презентация стала действенным дидактическим
средством, необходимо
при
её
создании
учитывать,
чтобы
она
отвечала
не
только
основным
дидактическим
и
методическим требованиям,
но
и
психологическим
особенностям
восприятия
информации,
представленной
на
экране,
экране
монитора,
интерактивной
доске
или
обычной
маркерной
доске,
эргономическим
требованиям
создания благоприятных условий для учебно-познавательного процесса.
При использовании наглядности в обучении необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру, и показывать ее следует постепенно и
только в соответствующий момент урока;
наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли
хорошо видеть демонстрируемый предмет;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
демонстрируемая
наглядность
должна
быть
точно
согласована
с
содержанием
материала.
При создании презентаций необходимо учитывать психофизиологические требования
по
рациональному
применению
цвета,
цветовых
сочетаний,
а
также
некоторых
особенностей
восприятия
графической
информации.
Понятно,
что
более
яркие
цвета
сильнее привлекают внимание человека. В то же время яркость предмета во многом носит
относительный характер, в частности, зависит от фона воспринимаемого предмета, от
соотношения цвета предмета и его фона. Так, наиболее ярко воспринимается черный цвет
на
желтом
фоне.
Далее
шкала
убывания
яркости
восприятия
выглядит
следующим
образом: зеленый и синий на белом, белый на синем и зеленом, черный на белом, желтый
на черном, белый на красном, белый на черном, красный на желтом, зеленый на красном,
красный на зеленом [14].
При
выполнении
записей,
чертежей,
схем
на
доске,
различных
графических
построений
на
таблицах
необходимо
учитывать
следующие
особенности
восприятия
графических
носителей
информации.
Наиболее
значимая
информация
должна
располагаться
в
правой
верхней
части
доски
(таблицы).
Наименьшая
высота
(в
миллиметрах)
элемента
графического
изображения
(буквы,
цифры,
условные
знаки)
о п р е д е л я е т с я
п о
ф о р м у л е
H=3L, где L - длина аудиторий в метрах [14].
Если высота изображения элемента меньше, то он не будет восприниматься учащимися
с задних парт аудитории. При этом соотношение высоты и ширины изображения должно
составлять 5:3. Как показывают исследования, даже сам характер линий имеет значение
для
концентрации
внимания
при
восприятии
графической
информации.
Так,
на
распознавание вертикальных линий по сравнению с горизонтальными времени уходит
больше,
потому
что
при
равной
длине
вертикальные
линии
кажутся
длиннее
горизонтальных на 25 - 30%. Самое большое время считывания затрачивается на штрих-
пунктирные
линии,
меньшее
-
на
штриховые.
Самое
малое
время
затрачивается
на
считывание сплошных линий. Этот факт необходимо иметь в виду при объяснении схем,
чертежей [14].
Библиографический список
1.
Андресен,
К.
Мультимедиа
в
образовании:
специализированный
учебный
курс
[Текст] / К.Андерсен. - М.: Дрофа, 2007 – 221 с.
2.
Батий, Ю.Ю. Элементы программирования на уроках географии [Текст] / Ю.Ю. Батий,
Л.М. Донец. – Минск, «Нар. света», 1998 - 80 с.
3.
Бибик, А. Е. Методика обучения географии в средней школе [Текст] / А. Е. Бибик. –
М.: Просвещение, 1975 – 384 с.
4.
Буланова-Топоркова, М. В. Педагогические технологии: учебное пособие для педагог.
спец. [Текст] / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, В. С. Кукушин, Г. В. Сучков.
– Ростов н/Д: Март, 2006 – 333 с.
5.
Васильева,
О.
П.
Применение
информационных
технологий
в
учебно
-
воспитательном процессе [Текст] / О. П. Васильева. - М.: Дрофа, – 2008 – 115 с.
6.
Вестицкий, М.Б. Технические средства обучения географии [Текст] / М.Б. Вестицкий.
- М.: Просвещение, 1997 - 144 с.
7.
Высоцкий,
И.
Р.
Компьютер
в
образовании
[Текст]
/
И.
Р.
Высоцкий.
-
М.:
Просвещение, 2000 – 87с.
8.
Голов, В.П. Средства обучения географии и условия их эффективного использования
[Текст] / В.П. Голов. - М.: Просвещение, 1987- 222 с.
9.
Душина, И.В. География материков и океанов, рекомендации к планированию уроков
[Текст]/ И.В. Душина. – М.: Дрофа,2005 – 127 с.
10. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] / И. Г. Захарова. –
М.: Академия, 2003 – 188 с.
11. Коринская, В.А. Самостоятельные работы учащихся по географии материков [Текст]/
В.А. Коринская. – М.: Просвещение, 1983 – 127 с.
12. Крылова, О.В. Уроки географии 7 класс [Текст]/ О.В. Крылова. - М.: Просвещение,
1990 – 223 с.
13. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном
процессе [Текст] / С. П. Новиков.- М.: Педагогика, 2003 – 169 с.
14.
Полат,
Е.
С.
Новые
педагогические
и
информационные
технологии
в
системе
образования [Текст] / Е. С. Полат. – М.: Академия, 2005 – 272 с.
15. Смолянинова, О.Е. Мультимедиа для ученика и учителя [Текст] / О.Е. Смолянинова. -
М.: Педагогика, 2002 – 178 с.
16.
Суздальцев,
Е.
Л.
Применение
современных
технических
средств
как
фактор
повышения качества обучения [Текст] / Е. Л. Суздальцев. - М.: Академия, 2008 -126 с.
17. Усенков, Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном
процессе [Текст] / Д. Ю. Усенков.– М.: Педагогика, 2003 – 150 с.
18. Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе
[Текст] / Л. А. Фролова . - М.: Педагогика, 2008 – 174 с.