Напоминание

"Экологическое воспитание молодежи"


Автор: Фаршатова Наталия Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ ОСШ №142
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание молодежи"
Раздел: полное образование





Назад




ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ.

Одной из актуальных проблем современной цивилизации выступает экологическая

проблема, так как в конце ХХ века резко возросло деструктивное, антропогенное давление

на окружающую среду, что привело человечество к глобальному кризису. Мы способны

свести себя на нет, загрязняя среду, истощая природные ресурсы и нарушая вековечные

экологические связи биосферы. Необходимость осознания и преодоления сложившейся

ситуации выдвинула множество вопросов, одним из которых является экологическое

воспитание.

Экологическое воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее

формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и

экологических норм и ценностей. Экологическое воспитание осуществляется через

экологическое образование, а также семью, государственные и общественные институты –

религию СМИ и т.д.

Одним из аспектов экологического воспитания является формирование экологической

культуры. Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, это органическое

единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и

научно обоснованной практической деятельности.

Развитой экологической культуры нет, к сожалению, не только у нас в стране, ее нет

почти нигде в мире. По существу, мы паразитируем на дарах природы, по-купечески

прожигаем их. Сегодня всем слоям общества не хватает практических знаний о том, что

значит жить по правилу «разумной достаточности». В хрупкой биосфере Земли судьба

человечества в конечном счете может зависеть от того, сможем ли мы перейти к этике

ограниченного потребления. Но подобная этика распространится и эффективно ограничит

антисоциальное поведение только тогда, когда станет частью мировой культуры. Для

каждого отдельного человека выбор принципа «разумной достаточности» в потреблении,

т.е. решение вопроса «сколько же мне надо?», должен быть глубоко личным Помочь в этих

поисках может весь кладезь человеческой мудрости. Меркантильность осуждалась всеми

мудрецами от Будды до Мухаммеда. Все они учат, что если мы сделаем материальное

благополучие своей высшей ценностью, это приведет к несчастью. Библия вторит

большинству мудрецов, вопрошая: «Чего добьется человек, если он приобретет весь мир,

но потеряет душу?».

Задача человечества - добиться цивилизованного отношения к окружающей среде,

создать культуру, которая способствовала бы сохранению Земли. Для решения этой задачи

потребуются усилия нескольких поколений. Ведь только для того, чтобы в стране вышла

из моды привычка курить, США потребовалось десятилетие.

Одна из причин того, что человек и окружающая среда оказались в конфронтации, -

экологическое невежество, непонимание, неинформированность и широкой

общественности, и тех, кто ответственен за экономическую и научно-техническую

политику, за индустриальные проекты, связанные с воздействием на биосферу. Поэтому

так важно воспитывать молодежь в духе экологической культуры, так как ей придется

отвечать на глобальные вызовы, которые стоят перед человечеством сегодня и будут стоять

завтра.

Экологическое воспитание и образование надо начинать с раннего детства. Важно

при этом соединить их с воспитанием в духе мира, в духе памяти о Хиросиме и

Чернобыле. Страшно думать, к чему может привести невежественное использование

могущества цивилизации. В случае атомной войны это очевидно. Но ведь ускоряющаяся

деградация природы под воздействием человека - тоже своего рода «экологическая

бомба», только замедленного действия. Вот почему экологические знания, экологическое

воспитание необходимы современной молодежи.

Взаимная зависимость экологических и социальных проблем на глобальном и

региональном уровнях – базовый закон, осознание которого ведет к постановке новых

задач: развивать у учащихся, с одной стороны, планетарное мышление, с другой –

социальную активность, экологическую и нравственную культуру с учетом особенностей

социума данной местности.

Таким образом, проблема экологического воспитания и образования имеет

сложный и комплексный характер, требующий большого внимания со стороны

педагогического сообщества. Молодежи нужно дать не только знания, накопленные

предыдущими поколениями, но и воспитывать их социально ответственными перед

будущими поколениями.



В раздел образования