Автор: Фаршатова Наталия Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ ОСШ №142
Населённый пункт: город Уфа, республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание молодежи"
Раздел: полное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ.
Одной из актуальных проблем современной цивилизации выступает экологическая
проблема, так как в конце ХХ века резко возросло деструктивное, антропогенное давление
на окружающую среду, что привело человечество к глобальному кризису. Мы способны
свести себя на нет, загрязняя среду, истощая природные ресурсы и нарушая вековечные
экологические связи биосферы. Необходимость осознания и преодоления сложившейся
ситуации выдвинула множество вопросов, одним из которых является экологическое
воспитание.
Экологическое воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее
формирование его экологической культуры, восприятие не только общественных, но и
экологических норм и ценностей. Экологическое воспитание осуществляется через
экологическое образование, а также семью, государственные и общественные институты –
религию СМИ и т.д.
Одним из аспектов экологического воспитания является формирование экологической
культуры. Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т.Лихачева, это органическое
единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и
научно обоснованной практической деятельности.
Развитой экологической культуры нет, к сожалению, не только у нас в стране, ее нет
почти нигде в мире. По существу, мы паразитируем на дарах природы, по-купечески
прожигаем их. Сегодня всем слоям общества не хватает практических знаний о том, что
значит жить по правилу «разумной достаточности». В хрупкой биосфере Земли судьба
человечества в конечном счете может зависеть от того, сможем ли мы перейти к этике
ограниченного потребления. Но подобная этика распространится и эффективно ограничит
антисоциальное поведение только тогда, когда станет частью мировой культуры. Для
каждого отдельного человека выбор принципа «разумной достаточности» в потреблении,
т.е. решение вопроса «сколько же мне надо?», должен быть глубоко личным Помочь в этих
поисках может весь кладезь человеческой мудрости. Меркантильность осуждалась всеми
мудрецами от Будды до Мухаммеда. Все они учат, что если мы сделаем материальное
благополучие своей высшей ценностью, это приведет к несчастью. Библия вторит
большинству мудрецов, вопрошая: «Чего добьется человек, если он приобретет весь мир,
но потеряет душу?».
Задача человечества - добиться цивилизованного отношения к окружающей среде,
создать культуру, которая способствовала бы сохранению Земли. Для решения этой задачи
потребуются усилия нескольких поколений. Ведь только для того, чтобы в стране вышла
из моды привычка курить, США потребовалось десятилетие.
Одна из причин того, что человек и окружающая среда оказались в конфронтации, -
экологическое невежество, непонимание, неинформированность и широкой
общественности, и тех, кто ответственен за экономическую и научно-техническую
политику, за индустриальные проекты, связанные с воздействием на биосферу. Поэтому
так важно воспитывать молодежь в духе экологической культуры, так как ей придется
отвечать на глобальные вызовы, которые стоят перед человечеством сегодня и будут стоять
завтра.
Экологическое воспитание и образование надо начинать с раннего детства. Важно
при этом соединить их с воспитанием в духе мира, в духе памяти о Хиросиме и
Чернобыле. Страшно думать, к чему может привести невежественное использование
могущества цивилизации. В случае атомной войны это очевидно. Но ведь ускоряющаяся
деградация природы под воздействием человека - тоже своего рода «экологическая
бомба», только замедленного действия. Вот почему экологические знания, экологическое
воспитание необходимы современной молодежи.
Взаимная зависимость экологических и социальных проблем на глобальном и
региональном уровнях – базовый закон, осознание которого ведет к постановке новых
задач: развивать у учащихся, с одной стороны, планетарное мышление, с другой –
социальную активность, экологическую и нравственную культуру с учетом особенностей
социума данной местности.
Таким образом, проблема экологического воспитания и образования имеет
сложный и комплексный характер, требующий большого внимания со стороны
педагогического сообщества. Молодежи нужно дать не только знания, накопленные
предыдущими поколениями, но и воспитывать их социально ответственными перед
будущими поколениями.