Напоминание

"ЧЕРНЫЙ ФЕВРАЛЬ"


Автор: Батыргереева Зульфия Идрисовна
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №14"
Населённый пункт: город Хасавюрт
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ЧЕРНЫЙ ФЕВРАЛЬ"
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство образования и науки РД

Открытое мероприятие

посвященное депортациии чечено-ингушского народа

23 февраля 1944 года:

«ЧЕРНЫЙ

ФЕВРАЛЬ»

Учитель: Дорогие Ребята, гости! Наше меропрятие посвящено трагической

дате 23 февраля 1944 года.

23 февраля в 1944 году чеченский и ингушский народы были в 24 часа депортированы в Среднюю Азию и Сибирь. В дороге и

за 13 лет ссылки погибло около 50 процентов от численного состава чеченцев. С учетом не родившихся, потери чеченской

нации составили около двух - третей от общей численности. Больных и жителей высокогорных сел в целях экономии

транспортировки депортируемых расстреливали и сжигали

.

Ученик №1 :

Наиболее известные факты чудовищных убийств - сожжение в колхозной конюшне села Хайбах заживо от 700 до 1000

женщин, стариков и детей, в том числе грудных. Расстрел пяти тысяч жителей Галанчожского района Чечни, тела которых

утопили в озере Галанчож. Расстрел больных чеченцев, находившихся в момент начала депортации в больницах республики.

Самый известный случай расстрела больных - массовое убийство чеченцев в Урус-Мартановской сельской больнице.

По официальной версии 31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР N 5073 об упразднении Чечено-

Ингушской АССР и депортации ее населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским оккупантам».

Ученик №2 :

Хотя известно, что нога немецкого солдата не переступала границ Чечено-Ингушетии, переселяли весь

чеченский народ; за чеченцами охотились по всему Советскому Союзу. Даже тех, кто защищал Советскую Родину, в разгар

боев предоставляя увольнительную, арестовывали и угоняли в Казахстан, в Киргизию, в Сибирь... В истории чеченского

народа эта депортация с полным правом называется третьим геноцидом чеченцев в соответствии со всеми определениями

геноцида.

Ученик №3:

ВЫДЕРЖАТЬ!

Все рушится, все падает во тьму,

Под черным ураганом выселения.

О, дай Аллах народу моему,

В годину эту страшное терпение!

Я много видел, много повидал,

Клеймил насилье, славил свет свободы.

А он померк, и черный день настал,

И огласил предгорья стон народный!

Я ни мало пожил и ни мало видел бед,

Но что они в сравнении с той, что ныне!?

Изгнанник я и вот под старость лет,

С родным народом маюсь на чужбине!

Уже тускнеет свет в моих глазах,

Но через все страдания и сомнения.

Об одном молю тебя, Аллах,

Народу моему пошли терпение!

Слух пропадет и голос у меня,

Завоет пес мой, чувствуя тревогу.

И люди деревянного коня

Мне снарядят в последнюю дорогу.

Но жив пока, пока могу дышать,

Под тяжким гнетом горестных событий.

Братья, я не устану повторять,

Вы ненависти в сердце не копите.

На скачках проверяют скакуна,

Пройдем же сквозь хулу и сквозь проклятья.

От горя, как от безумного вина,

Не обезумьте, к вам взываю, братья!

Наш народ не был баловнем судьбы,

И голод донимал нас, и набеги!

Но не свернули с праведной тропы,

И дай Аллах нам не свернуть во веки!

И головы летели наши в прах,

Когда мы с неприятелем сшибались!

И пламя гасло в наших очагах,

Но мы всегда народом оставались!

Знавали и нашествия чумы,

Знавали наводнения и лавины!

Но горской чести не роняли мы,

Свидетели и горы, и равнины!

О, наш край, как ты далеко!

И хлеб изгнания в нашем горле комом.

Да выдержать такое нелегко,

Не выдержать – покрыть себя позором!

Я слову своему не изменял.

И завещаю верность правде строгой!

И на том стою, пока меня,

Не понесут кладбищенской дорогой!

Ведущий:

Людей погружали на грузовики без сидений, без отопления и везли в Грозный для пересадки в товарные эшелоны. Картина

того что происходило в Грозном, хорошо описана в книге профессора Данлопа “Россия и Чечня; корни сепаратистского

конфликта”: - “Рассвет 23 февраля предвещал ясный, безоблачный день. В Грозном созывали жителей на празднование 26-й

годовщины создания Рабоче-Крестьянской Красной Армии. На трибуне появился заместитель командира полка. В короткой

сухой речи он огласил приговор. Ошарашенная, замершая от ужаса толпа во главе с местными чиновниками двинулась

строем по-четыре на пункты сбора... Местные руководители и чиновники разделили впоследствии общую судьбу”.

Ученик №4

Стих

ГОВОРЯТ «ЗАБУДЬ»

Мне твердят: колыбельную песню забудь,

Горных рек по ущельям проложенный путь,

Свет высот, наполняющий радостью грудь,

Позабудь горской жизни извечную суть.

Позабудь родников освежающий вкус

И росу, что сверкает несметностью бус,

И трудов, нам завещанных, сладостный груз,

И царящий над миром двуглавый Эльбрус.

Мне твердят: позабудь дорогие края,

Где зарыта в земле пуповина твоя,

И очаг, пред которым сидела семья,

Где варилась насущная пища твоя.

Позабудь свой аул, что в предгорьях возник

В дни, что памятны лишь знатокам древних книг,

Дом, к которому ты с малолетства привык,

Позабудь своих предков, забудь свой язык.

Мне твердят: позабудь про орлиный полет,

Про свободу, что в сердце у горца живет,

И привыкни к местам, где бесправье и гнет

Ожидает и впредь твой несчастный народ...

Мне внушают: забудь...Но забыть не могу

Наших гор высоту в серебристом снегу,

И цветов пестроту на весеннем лугу,

И вечерние танцы в шумливом кругу.

О, мечта моя! Солнце надеждой встречай,

Словно всадник, скачи в обездоленный край,

Где гнездовья орлиных бестрепетных стай,

Где в горах и долинах пролег Карачай.

Пусть мне ноги и руки сковала беда, –

Не смирится с изгнаньем душа никогда,

Мне опорою – гор величавых гряда,

Мой Эльбрус, чья вершина, как мудрость, седа.

Крылья чистой души, крылья светлой мечты

Унесут за пределы запретной черты

В те края, где синеют в тумане хребты,

Где потоки шумят и алеют цветы.

В те края, где срывается с гор водопад,

Где надгробия предков по внукам грустят,

Где нас ждет Карачай, как орлица орлят,

И куда наши песни еще долетят...

Ученик№5

ПЕСНЯ ГОРЕЧИ

(В день объявления карачаевцам о вечном поселении в Средней Азии и в Казахстане без права возвращения на

родину, 1948 г.)

Черноусый Карачаю кровь попил,

Светлый день наш в ночь он быстро превратил…

Горе и напасти навались через край,

Головы не поднимает Карачай.

Из домов нас выгнали,

Нет домов теперь.

Из селений выгнали,

Нет и сёл теперь.

Жизнь не жизнь у нас – пылающий огонь,

День не день у нас – под пулей вечный гон.

Ты улыбок здесь не встретишь невзначай,

Головы не поднимает Карачай.

Веру отобрали,

Веры нет теперь.

Родину отняли,

Нет её теперь.

Если луч надежды вдруг не вспыхнет нам,

Если не вернуться нам к своим горам,

Если не вернется правда, – почитай –

Не поднимет головы мой Карачай.

В целом этом мире

Нам защиты нет,

И народа с именем

Карачая нет.

Ученик№6

Стих

МОЛЬБА С УПРЕКОМ ПОПОЛАМ...

Ответствуй, мир бескрайний: почему

Одним ты, словно солнце в небе, светишь,

Других же судьбы ввергнуты во тьму?

Я не пойму! Быть может, ты ответишь?

Лишаешь ты и хлеба, и воды

Людей несчастных, в бездну их ввергая.

Ласкает взор твой вид чужой беды?!

Какая же причина здесь другая?

Неужто, мир, большим народам ты

Служить поставил малые народы,

И нет меж ними братской доброты,

Что заглушила б ненависти всходы?

Плохих народов ввек не видел свет –

Об этом знали и во время оно.

Коль на народ закон возвел навет,

То нет бесчеловечнее закона.

Ученик №7

Зачем ты, мир, придумал паспорта –

По ним ли различают добродетель?

Не в них вина, не в них и правота,

Не им сказать, кто темен, а кто светел.

Жестокий мир, сердца ты нам не рань,

Ведь безразличье – страшная беспечность.

Коль меж добром и злом проложишь грань,

Тогда восторжествует человечность.

В стране должны быть нации равны,

Удел ее детей быть должен общим.

Так почему же мы, ее сыны,

Как пасынки, сегодня горько ропщем?

8.Простмотр короткого фильма « Депортация»

Ведущий:

Это было только началом депортации. В транспорте, который двигался почти месяц в Казахстан, по сводкам и донесениям

погибли до 50% всех чеченцев и ингушей, в основном детей, - от голода, холода и эпидемии тифа: “На коротких, глухих

стоянках, на безлюдных разъездах, возле поезда, в черном от паровозной копоти снегу, хоронили трупы. Не разрешалось

отходить от поезда более чем на 5 метров, - стреляли на месте”.

Только в первые 2-3 года в Казахстане погибло до 20% переселенцев: “Самый страшный удар Чечено-Ингушскому народу был

нанесен в первые 2-3 года, когда голод и ужасные болезни вынуждали хоронить тысячами своих соплеменников в Средне-

Азиатских степях”.

10. Ученики читают стихи

ОТЕЦ

Говори, отец, говори,

Говори, отец, до зари,

Говори о жестокой войне,

Говори о том страшном дне.

Не давай мне, отец, позабыть,

Кто я есть и какою мне быть,

Свой язык не дай потерять,

Голос крови верни мне опять.

В моих венах пусть бьется беда.

Как соленого моря вода,

Пусть мне бьются камнями в виски,

Черноморского пляжа пески.

Память крови нельзя задушить,

Боль народа нельзя приглушить,

Говори, отец, о том дне,

Это нужно и важно мне.

Не щади меня, не щади,

Вновь из дома родного иди,

Вновь теряй по вагонам родных,

Вновь считай, кто остался в живых.

Я хочу обо всем узнать,

Чтобы внукам твоим передать

Твою боль, что живет во мне,

Каждый миг наяву, во сне.

Пусть для них тоже станет родным

Слово – Родина, слово – Крым,

Говори, отец, говори,

Говори, отец, до зари.

Ведущий:

Решением советских властей чеченцам разрешили вернуться на родину в 1957 году. Однако со стороны властей не было

предоставлено никакой помощи возвращающимся. В течение 5-7 лет подавляющая часть чеченцев все же вернулась на Родину.

В Казахстане и в республиках Средней Азии остались на постоянное жительство несколько десятков тысяч чеченцев.

Тогда этим погибающим людям поставили клеймо “бандиты”, как теперь им ставят клеймо “террористы”. Но ведь тактика

шельмования и клеймения народов повторяется и ныне. Если Гитлер поставил клеймо “неполноценные” всему еврейскому

народу, то Сталин поставил клеймо “враг народа” миллионам советских граждан.

Таким образом, история неумолимо повторяется в самых своих страшных проявлениях, и человечество, вернее те, кто им

правит, к сожалению, не извлекает из нее никаких уроков. А за небрежение и забывчивость история

жестоко карает, но беда в том, что страдают в первую очередь народные массы, а не правители, когда должно быть наоборот.

Ученик:

Друзья мои!.. Пусть в нашем доме отчем

Очаг не гаснет больше никогда!

Пусть больше никогда – ни днем, ни ночью

Дороги не отыщет к нам беда!

И, если радость к нам свой путь наметит,

Пути ее да не прервет обвал!

Мы будем для друзей добры, как дети,

А для врагов мы будем тверже скал!

И да сольемся все мы воедино,

Как в хлебе – чистая мука с водой!

Пусть будет храбрость качеством мужчины,

А трусость нас обходит стороной!

Пусть колосится полновесно, шумно

Пшеница наша – лучший дар земли!

Пусть будут наши старцы столь разумны,

Чтоб их слова в пословицы вошли!

Пусть больших трудностей не знают люди,

Чем трудность встреч друзей издалека!

И пусть свобода наша вечной будет,

Как наши горы, что стоят века!



В раздел образования