Напоминание

Разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов


Автор: Сергеева Лена Робертовна
Должность: преподаватель огсэ дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Разработка образовательных программ с учетом требований

профессиональных стандартов

Сергеева Л.Р., преподаватель ОГСЭ дисциплин

Якутского медицинского колледжа

В

настоящее

время

в

психолого-педагогических

исследованиях

проблема формирования профессиональных стандартов и их сопряжение с

образовательными

стандартами

приобретает

особую

актуальность.

Этот

а с п е кт

и с с л ед о ва н и й

в

о бл а с т и

п с и хо л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о

профессионального

образования

приобретает

значимость

в

связи

с

пересмотром норм многих видов деятельности, изменением мира профессий.

Известно, что происходит становление нового подхода к определению

целей, задач и принципов образования. В связи с этим усовершенствуются

учебные

программы,

разрабатываются

новые

формы,

средства

и

методы

обучения.

Профессиональные

стандарты

это

минимально

необходимые

требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения

производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли

экономики. Они включают в себя, наряду с другими данными, наименование

должностей и соответствующие им квалификационные и образовательные

уровни, перечень конкретных должностных обязанностей (рассматриваемых

с точки зрения знаний, умений и навыков), выполнение которых позволит

работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенций.

Известно, что образовательные стандарты направлены на обеспечение

профессионализма

деятельности.

Основными

профе ссионально-

психологическими компонентами для их разработки являются требования к

уровню профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональной

квалификации

специалиста,

спо собам

и

алгоритмам

решения

профессиональных задач.

Профессиональные

же

стандарты

связаны

с

обе спечением

профе с с иона лизма

лич но с т и.

О с нов ными

п р о ф е с с и о н а л ь н о -

психологическими компонентами для их разработки являются квалификация

специалиста и его компетентность.

Профессиональный

стандарт

это

требования

работодателя

к

работнику данной профессии. Работодатели – не специалисты в образовании,

они показывают в своих профстандартах, что должен знать и уметь работник,

когда он придет к ним, чтобы выполнять работу в рамках той или иной

профессии. А что нужно для того, чтобы он этими знаниями и умениями

обладал – это, на наш взгляд, вопрос к сфере образования. Мы, все, являемся

специалистами

в

области

обучения,

и

для

работадателей

нас

являетемся

авторитетами в этом вопросе. По сути, работодатель, возможно, указывает

только

верхушку

айсберга,

т.е.

тот

прикладной

аспект

знаний

и

умений

работника,

который

по

мнению

и

опыту

работодателя

нужен

ему

для

выполнения конкретных работ и должностных обязанностей.

Можно провести следующую аналогию – мы все умеем пользоваться

компьютером, при этом рассказать, а что там внутри этого устройства, как он

устроен, по каким принципам работает, из каких частей он состоит, как эти

части между собой связаны и как каждая из них функционирует – это уже

смогут сказать только те, кто является специалистом в данной области.

Так

вот,

работодатель

на

уровне

«использования

устройством»

описывает, что должен знать и уметь тот специалист, который ему нужен в

качестве работника.

Если мы считаем, что для того, чтобы научить студента десмургии, его

сначала нужно научить анатомии, потом философии сестринского дела –

пожалуйста,

так

и

можно

учить,

это

зона

нашей

компетенции

и

ответственности.

Если считаем, что наоборот, сначала нужно учить философии, потом

анатомии – да, это тоже наше решение. Работодателю важно, чтобы студент

на выходе из образовательного учреждения умел перевязывать, а как мы его

этому научим – нам виднее, поскольку это мы – специалисты в области

образования, а не работодатель.

Т.е., для работодателя главное, чтобы на выходе из образовательного

учреждения выпускник умел делать то, что заявлено в квалификационных

требованиях, в профессиональном стандарте, чтобы этот выпускник был

востребован на рынке труда и работодатель бы с удовольствием принял его на

работу.

Кроме

профессиональных

компетенций

по

видам

деятельности

в

качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции.

Соответствующий им элемент в профессиональных стандартах отсутствует,

поскольку

в

них

изначально

зафиксирован

уровень

образования,

необходимый

для

выполнения

обобщенные

трудовые

функции

(ОТФ)

и

трудовые

функции

(ТФ),

что,

в

свою

очередь,

подразумевает

наличие

у

выпускника общих компетенций, соответствующих этому уровню.

В то же время по каждой трудовой функции в профессиональном

стандарте,

кроме

трудовых

действий,

умений

и

знаний,

могут

быть

приведены дополнительные характеристики, которые в ряде случаев можно

использовать для дополнения перечня общих компетенций. Полезным для

этого

также

может

оказаться

анализ

умений,

поскольку

именно

они

в

профессиональном

стандарте,

как

правило,

содержат

требования

к

соблюдению

промышленной,

экологической

безопасности,

трудовой

дисциплины,

культуры

труда,

профессиональной

этики,

владения

иностранными языками и т.д.

Таким образом, уровень профессиональной подготовки специалистов

обусловлен

качеством

их

подготовки

в

системе

образования,

качеством

применяемых

технологий

обучения

и

воспитания,

лично стно-

ориентированной

направленностью

на

формирование

творческих

способностей

специалиста,

опережающим

характером

профессионального

образования.

Данные факторы способствуют формированию таких умений и навыков

будущих

специалистов,

как

умение

осваивать

новые

перспективные

технологии, технику, методы деятельности, производственные отношения,

формируют

способность

ориентироваться

в

достижениях

производства,

информационную

грамотность;

профессиональную

мобильность

и

компетентность,

предприимчивость

и

инициативность,

высокую

культуру

труда; склонность и потребность в непрерывном образовании, в творчестве и

профессиональном

росте;

дисциплинированность

и

интеллектуальную

насыщенность профессиональной деятельности.

Хочу закончить словами ( К. Леви-Стросс, философ) «XXI век будет

в е ко м

г у м а н и т а р н о й

к у л ь т у р ы ,

е с л и

о н

б уд е т

в о о б щ е » .

Смысл этих слов в том, что у человечества может не оказаться будущего,

если оно не проявит свой интерес к гуманитарному развитию личности,

духовным аспектам её жизни. Решение стоящих перед обществом задач

немыслимо без активного участия молодых специалистов – выпускников

образовательных учреждений среднего

профессионального

образования.

Для этого они должны быть образованы не только в профессиональном,

но и в нравственном, и в духовном плане. И сегодня гуманитарная база

образования

становится

даже

фактором

национальной

безопасности,

поэтому задача образовательных учреждений среднего профессионального

образования – готовить не только конкурентоспособных специалистов,

обладающих сформированными профессиональными компетенциями, но и

людей высокой культуры.

Сегодня ясно, что преподавание учебных дисциплин социально-

гуманитарного цикла (например, учебной дисциплины «Философия»)

должно способствовать тому, чтобы знания студентов переходили в их

личные убеждения.



В раздел образования