Автор: Сергеева Лена Робертовна
Должность: преподаватель огсэ дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ РС (Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: г. Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Разработка образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов
Раздел: среднее профессиональное
Разработка образовательных программ с учетом требований
профессиональных стандартов
Сергеева Л.Р., преподаватель ОГСЭ дисциплин
Якутского медицинского колледжа
В
настоящее
время
в
психолого-педагогических
исследованиях
проблема формирования профессиональных стандартов и их сопряжение с
образовательными
стандартами
приобретает
особую
актуальность.
Этот
а с п е кт
и с с л ед о ва н и й
в
о бл а с т и
п с и хо л о г о - п е д а г о г и ч е с ко г о
профессионального
образования
приобретает
значимость
в
связи
с
пересмотром норм многих видов деятельности, изменением мира профессий.
Известно, что происходит становление нового подхода к определению
целей, задач и принципов образования. В связи с этим усовершенствуются
учебные
программы,
разрабатываются
новые
формы,
средства
и
методы
обучения.
Профессиональные
стандарты
–
это
минимально
необходимые
требования к профессиональному уровню работников с учетом обеспечения
производительности и качества выполняемых работ в определенной отрасли
экономики. Они включают в себя, наряду с другими данными, наименование
должностей и соответствующие им квалификационные и образовательные
уровни, перечень конкретных должностных обязанностей (рассматриваемых
с точки зрения знаний, умений и навыков), выполнение которых позволит
работнику реализовать трудовые функции в границах его компетенций.
Известно, что образовательные стандарты направлены на обеспечение
профессионализма
деятельности.
Основными
профе ссионально-
психологическими компонентами для их разработки являются требования к
уровню профессиональных знаний, умений и навыков, профессиональной
квалификации
специалиста,
спо собам
и
алгоритмам
решения
профессиональных задач.
Профессиональные
же
стандарты
связаны
с
обе спечением
профе с с иона лизма
лич но с т и.
О с нов ными
п р о ф е с с и о н а л ь н о -
психологическими компонентами для их разработки являются квалификация
специалиста и его компетентность.
Профессиональный
стандарт
–
это
требования
работодателя
к
работнику данной профессии. Работодатели – не специалисты в образовании,
они показывают в своих профстандартах, что должен знать и уметь работник,
когда он придет к ним, чтобы выполнять работу в рамках той или иной
профессии. А что нужно для того, чтобы он этими знаниями и умениями
обладал – это, на наш взгляд, вопрос к сфере образования. Мы, все, являемся
специалистами
в
области
обучения,
и
для
работадателей
нас
являетемся
авторитетами в этом вопросе. По сути, работодатель, возможно, указывает
только
верхушку
айсберга,
т.е.
тот
прикладной
аспект
знаний
и
умений
работника,
который
по
мнению
и
опыту
работодателя
нужен
ему
для
выполнения конкретных работ и должностных обязанностей.
Можно провести следующую аналогию – мы все умеем пользоваться
компьютером, при этом рассказать, а что там внутри этого устройства, как он
устроен, по каким принципам работает, из каких частей он состоит, как эти
части между собой связаны и как каждая из них функционирует – это уже
смогут сказать только те, кто является специалистом в данной области.
Так
вот,
работодатель
на
уровне
«использования
устройством»
описывает, что должен знать и уметь тот специалист, который ему нужен в
качестве работника.
Если мы считаем, что для того, чтобы научить студента десмургии, его
сначала нужно научить анатомии, потом философии сестринского дела –
пожалуйста,
так
и
можно
учить,
это
зона
нашей
компетенции
и
ответственности.
Если считаем, что наоборот, сначала нужно учить философии, потом
анатомии – да, это тоже наше решение. Работодателю важно, чтобы студент
на выходе из образовательного учреждения умел перевязывать, а как мы его
этому научим – нам виднее, поскольку это мы – специалисты в области
образования, а не работодатель.
Т.е., для работодателя главное, чтобы на выходе из образовательного
учреждения выпускник умел делать то, что заявлено в квалификационных
требованиях, в профессиональном стандарте, чтобы этот выпускник был
востребован на рынке труда и работодатель бы с удовольствием принял его на
работу.
Кроме
профессиональных
компетенций
по
видам
деятельности
в
качестве результата образования ФГОС СПО фиксируют общие компетенции.
Соответствующий им элемент в профессиональных стандартах отсутствует,
поскольку
в
них
изначально
зафиксирован
уровень
образования,
необходимый
для
выполнения
обобщенные
трудовые
функции
(ОТФ)
и
трудовые
функции
(ТФ),
что,
в
свою
очередь,
подразумевает
наличие
у
выпускника общих компетенций, соответствующих этому уровню.
В то же время по каждой трудовой функции в профессиональном
стандарте,
кроме
трудовых
действий,
умений
и
знаний,
могут
быть
приведены дополнительные характеристики, которые в ряде случаев можно
использовать для дополнения перечня общих компетенций. Полезным для
этого
также
может
оказаться
анализ
умений,
поскольку
именно
они
в
профессиональном
стандарте,
как
правило,
содержат
требования
к
соблюдению
промышленной,
экологической
безопасности,
трудовой
дисциплины,
культуры
труда,
профессиональной
этики,
владения
иностранными языками и т.д.
Таким образом, уровень профессиональной подготовки специалистов
обусловлен
качеством
их
подготовки
в
системе
образования,
качеством
применяемых
технологий
обучения
и
воспитания,
лично стно-
ориентированной
направленностью
на
формирование
творческих
способностей
специалиста,
опережающим
характером
профессионального
образования.
Данные факторы способствуют формированию таких умений и навыков
будущих
специалистов,
как
умение
осваивать
новые
перспективные
технологии, технику, методы деятельности, производственные отношения,
формируют
способность
ориентироваться
в
достижениях
производства,
информационную
грамотность;
профессиональную
мобильность
и
компетентность,
предприимчивость
и
инициативность,
высокую
культуру
труда; склонность и потребность в непрерывном образовании, в творчестве и
профессиональном
росте;
дисциплинированность
и
интеллектуальную
насыщенность профессиональной деятельности.
Хочу закончить словами ( К. Леви-Стросс, философ) «XXI век будет
в е ко м
г у м а н и т а р н о й
к у л ь т у р ы ,
е с л и
о н
б уд е т
в о о б щ е » .
Смысл этих слов в том, что у человечества может не оказаться будущего,
если оно не проявит свой интерес к гуманитарному развитию личности,
духовным аспектам её жизни. Решение стоящих перед обществом задач
немыслимо без активного участия молодых специалистов – выпускников
образовательных учреждений среднего
профессионального
образования.
Для этого они должны быть образованы не только в профессиональном,
но и в нравственном, и в духовном плане. И сегодня гуманитарная база
образования
становится
даже
фактором
национальной
безопасности,
поэтому задача образовательных учреждений среднего профессионального
образования – готовить не только конкурентоспособных специалистов,
обладающих сформированными профессиональными компетенциями, но и
людей высокой культуры.
Сегодня ясно, что преподавание учебных дисциплин социально-
гуманитарного цикла (например, учебной дисциплины «Философия»)
должно способствовать тому, чтобы знания студентов переходили в их
личные убеждения.