Авторы: Гонтарева Виктория Борисовна, Старикова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "Калининский техникум агробизнеса"
Населённый пункт: г. Калининск, Саратовская область
Наименование материала: методический материал
Тема: Программа воспитательной работы в общежитии
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В ОБЩЕЖИТИИГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»
Сроки реализации сентябрь 2016-июнь 2019 г.
Авторы-разработчики:
Старикова Е.И.
Гонтарева В.Б.
Калининск, 2016 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
Полное наименование
Программы
Программа воспитательной работы в общежитии
государственного автономного профессионального
образовательного учреждения Саратовской области
«Калининский техникум агробизнеса»
Ф.И.О. авторы-
разработчики
Воспитатели общежития: Старикова Елена Ивановна,
Гонтарева Виктория Борисовна
Контактные данные
Саратовская область, г. Калининск, ул.Первомайская, 30
Р. телефон 8-(84549) -31-6-57
Обоснование
актуальности
программы
Необходимость разработки программы воспитательной
работы в общежитии техникумаобусловлена
потребностями обновления содержания воспитательной
работы, упорядочения стихийной социализации
учащейся молодежи, а также требованиями очередного
этапа реформирования системы образования.
Цель программы
Главной целью воспитательной работы в общежитии
является создание педагогически воспитывающей
среды, которая способствует становлению и
самоактуализации личности студента, будущего
специалиста, обладающего мировоззренческим
потенциалом, высокой культурой и гражданской
ответственностью, владеющего способностями к
профессиональному, интеллектуальному и социальному
партнерству
Сроки выполнения
программы
сентябрь 2016 – июнь 2019 года
Пояснительная записка
Концепция
модернизации
российского
образования
определяет
воспитание
как
первостепенный
приоритет
в
образовании,
а
в
качестве
важнейших задач выдвигает формирование гражданской ответственности,
правового
самосознания,
духовности
и
культуры,
инициативности,
самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе.
Целевой установкой воспитательной работы в ГАПОУ СО «КТА» является
социализация и гармонизация личности гражданина России, формирование
умений
познавать
мир
и
умело
строить
рационально
организованное
общество.
Она
предполагает
создание
творческой
гуманитарной
среды
студенческой
жизни,
ориентацию
на
общечеловеческие
духовно-
нравственные
ценности,
развитие
творческого
мышления,
приобщение
к
богатству национальной и мировой истории и культуры, развитие у молодежи
личных, гражданских и профессиональных качеств, отвечающих интересам
с т а н о в л е н и я
л и ч н о с т и ,
р а з в и т и я
о б щ е с т в а .
Особое значение имеют следующие моменты методического характера:
-умение
опираться
в
воспитательном
влиянии
на
студенческую
самоорганизацию, творческую активность студентов, направляя ее в нужное
русло
с
точки
зрения
конечных
результатов
и
отдаленных
последствий
воспитательного воздействия;
-эффективное использование гибкой системы стимулирования, поощрения и
порицания в отношении студентов к распорядку жизни в общежитии;
-умение воспитателя видеть и оценивать результаты и реальные последствия
своего
воспитательного
влияния
на
процесс
формирования
будущих
специалистов;
-умение
использовать
возможности
воспитательного
влияния
на
уровне
коллективного влияния, в различных формах его проявления (в эстетике
воспитательного процесса, образе воспитателя, в психологической атмосфере
в общежитии и т.п.);
-умение сочетать задачи воспитательного воздействия с решением проблем
с о ц и а л ь н о й
з а б о т ы
о
с т у д е н ч е с к о й
м о л о д е ж и .
Таким образом, воспитательная работа должна представлять собой единый
процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов и студентов, совместной
творческой деятельности по выработке умений принимать решения, делать
нравственно обоснованный выбор. На формирование личности оказывают
решающее
влияние
социальная
среда,
система
воспитания
и
активное
уч астие
в
практич е ской,
преобразовательной
д е я т е л ь н о с т и .
Особое
место
в
воспитательной
системе
техникума
занимает
организация
воспитательной
работы
среди
студентов,
проживающих
в
общежитии.
Общежитие техникума - не только место проживания, но и новая социальная
микросреда, определяющая перспективные направления профессионального
и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий
процесса
адаптации
молодёжи
к
новым
социально-бытовым
условиям.
Молодые
люди
приобретают
опыт
межличностных
отношений,
взаимодействия и общения. В общежитии в большей степени вырабатывается
индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.
Социокультурные условия общежития и личность воспитателя значительно
влияют
на
личностное
и
профессиональное
становление
молодёжи.
Организация воспитательной работы в общежитиях направлена на развитие
воспитывающей среды как совокупности окружающих стундента социально-
ценностных
обстоятельств,
влияющих
на
его
личностное
развитие
и
содействующих формированию гражданской позиции, социальной зрелости,
готовности
к
выполнению
функций
гражданина,
патриота,
семьянина
в
обществе.
Педагогические
возможности
студенческого
общежития
заключаются
в
создании
хороших
материально-бытовых
условий
для
проживающих;
в
реализации
социально-педагогической
функции,
направленной
на
реализацию
у
молодёжи
коммуникативных,
нравственных
и
социальных
качеств
личности:
гуманности,
порядочности,
гражданственности,
ответственности, профессиональной этики. Эта работа должна проводится с
учётом психолого-возрастных особенностей молодых людей и прежде всего с
учётом
того,
что
студенты
становятся
полноправными
членами
семей,
у
молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство
коллективизма.
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии
является
создание
благоприятной
психологической
атмосферы
-
педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована
путём
массового,
и
самое
главное,
качественного
участия
студентов
в
культурно-досуговых
и
спортивно-оздоровительных
мероприятиях,
проводимых в общежитии.Создание в общежитии единого воспитательного
пространства,
главной
ценностью
которого
является
личность
каждого
учащегося,
формирование
духовно-развитой,
творческой,
нравственно
и
физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной
позиции,
на
самостоятельную
выработку
идей
на
современном
уровне,
у м е ю щ е й
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
с о ц и о к ул ьт у р н ы х
у с л о в и я х .
Необходимость разработки программы воспитательной работы в техникуме
общежитии
обусловлена
потребностями
обновления
содержания
воспитательной работы, упорядочения стихийной социализации учащейся
молодежи, а также требованиями очередного этапа реформирования системы
образования.
Задачи программы - обеспечить методологические, теоретические и
методические основы качественной организации воспитательной системы в
общежитии, сформировать и обозначить сущностные критерии и ориентиры,
конкретизировать целевую направленность, предложить идеи и направления
в о с п и т а н и я
б у д у щ е г о
с п е ц и а л и с т а
в
о б щ е ж и т и и .
Программа
является
документом,
открытым
для
внесения
изменений
и
дополнений
Организация самовоспитания студентов.
Огромное
значение
для
воспитания
студентов
в
общежитии
техникума
имеет организация
самовоспитания
студентов.
Самово спитание
-
осознанная
целеустремленная
деятельность
личности,
направленная
на
выработку, совершенствование или изменение своих качеств в соответствии с
собственными
ценностными
представлениями
или
социальными
ориентациями,
интересами,
целями,
складывающимися
под
воздействием
у с л о в и й
ж и з н и
и
о б щ е с т в е н н о г о
в о с п и т а н и я .
Самовоспитание - это процесс, в котором человек делает себя объектом и
субъектом воспитания, самообразования, овладения политической культурой,
основами
нравственного,
трудового,
физического
и
эстетического
совершенствования. Задача преподавателя, куратора, состоит в том, чтобы
своевременно
помочь
студенту
в
организации
самовоспитания,
стать
его
наставником.
Социальное
развитие
личности
осуществляется
в
системе
коллективной
самоорганизации
студенческой
среды
–
в
системе
студенческого
самоуправления. Оно играет важнейшую роль в процессе самореализации и
самоактуализации личности. Здесь студент приобретает твердые жизненные
ориентиры,
навыки
организатора.
Личностные
качества,
необходимые
профессиональному
специалисту,
ученому,
руководителю,
общественному
деятелю.
Развитие системы студенческого самоуправления в общежитиях способствует
воспитанию
у
студентов
лидерских
качеств,
творческих
способностей,
умению
работать
в
команде.
Студенческий
совет
общежития,
являясь
общественным
органом
самоуправления,
создается
для
широкого
привлечения
студентов
к
подготовке
и
проведению
мероприятий,
направленных
на
улучшение
воспитательной,
культурно-массовой,
физкультурно-оздоровительной
работы,
организации
досуга,
утверждения
нравственных норм и правил, здорового образа жизни, оказания помощи
руководству
общежития
в
улучшении
жилищных
условий
и
бытового
обслуживания.
Таким
образом,
потенциально
перед
каждым
студентом
открывается
возможность
быть
услышанным
и
понятым
и,
прежде
всего,
–
своими
товарищами, которые, в свою очередь, вовлекаются в процесс сотворчества,
конструктивного и плодотворного человеческого общения. Стимулируется
внимание
к
личности
друг
друга.
Все
это
закладывает
основы
для
формирования здорового коллективизма, способствует социальной адаптации
человека, попавшего после средней школы в совершенно непривычную для
себя
среду
и
столкнувшегося
с
необходимостью
осознать
себя
в
новом
о б щ е с т в е н н о м
с т а т у с е .
Сведения о Студенческом общежитии
Общежитие техникума находиться в трёхэтажном здании, расположенном на
территории, принадлежащей техникуму. Студенты проживают на 1, 2 и 3
этажах. Всего 19 комнат. Комнаты рассчитаны на 4-5 человек. На 1 этаже
располагается кухня, медицинский кабинет, холл, кабинет воспитателя, 1
с/узел, душевая. Второй с/узел, прачечная и душевая находится на втором
этаже, а также комната отдыха. На третьем этаже находится тренажерный
зал, комнаты для сушки и хранения белья и одежды студентов.
Предполагаемое количество проживающих студентов в 2016-2017 учебном
году от 80 до 100 человек.
Организация студенческого самоуправления
Студенческий
совет
общежития,
являясь
общественным
органом
самоуправления, способствует социальному развитию личности в системе
коллективной
самоорганизациистуденческой
среды,
способствует
самоорганизации
и
самоактуализации
личности
каждого
студента.
Здесь
студент
получает
возможность
развивать
такие
качества
как
лидерство,
умение принимать решения и нести за них ответственность, организаторские
навыки,
умение
работать
в
команде
и
все
те
личностные
качества
так
необходимые в работе современного специалиста.
Студенты
самостоятельно
выбирают
представителей
секторов,
старост
этажей,
старосту
общежития,
разрабатывают
и
проводят
мероприятия,
направленные
на
улучшение
воспитательной,
культурно-массовой,
физкультурно-оздоровительной,
досуговой
и
профилактической
работы,
оказывают
посильную
помощь
администрации
общежития
в
улучшении
жилищно-бытовых условий .
Таким образом, потенциально перед каждым студентом открывается
возможность
быть
услышанным
и
понятым,
и,
прежде
всего
-
своими
товарищами.
Все
это
закладывает
основы
для
конструктивного
и
плодотворного человеческого общения в процессе совместной деятельности,
стимулирует
интерес
к
личности
другого
человека,
развивает
творческое
мышление
и
позволяет
студентам
раскрывать
в
себе
новые
качества
и
способности.
организовывает и проводит интеллектуально и культурно развивающие
мероприятия для студенческой молодежи, помогает воспитателям в
реализации просветительской и профилактической работы.
Основными направлениями деятельности Совета общежития являются:
культурно-массовая и информационная работа;
работа по формированию ответственного поведения;
работа по формированию здорового образа жизни;
работа
по
созданию
надлежащих
жилищно-бытовых
условий
и
обустройство общежития;
индивидуальная работа с обучающимися.
Совет общежития представляет и защищает права и интересы студентов,
проживающих в общежитии, способствуют улучшению воспитательной,
культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в общежитии,
улучшению жилищно-бытовых условий проживания, поддержанию порядка в
студенческом общежитии.
Совет общежития координирует деятельность старост этажей,
представителей секторов, организует работу по привлечению в добровольном
порядке проживающих к выполнению общественно-полезных работ в
студенческом общежитии (уборка и ремонт жилых комнат, мелкий ремонт
мебели) и на прилегающей территории, помогает администрации
студенческого общежития в организации контроля за сохранностью
материальных ценностей, закрепленных за проживающими, организует
проведение с ними культурно-массовой работы.
Совет общежития работает в соответствии со следующими документами:
-Анализ работы за год с определением целей и задач;
-Положение о работе самоуправления;
-Годовой план воспитательной работы в общежитии;
-План воспитательной работы на месяц;
-Протоколы заседаний совета.
структура Совета общежития
Раздел I. Обоснование программы
Студенчество – это социальная группа молодежи от 16 до 30 лет основной
деятельностью, которой является обучение в образовательных учреждениях
высшего и среднего профессионального образования. Интересы студенческой
молодежи
состоят
в
получении
профессионального
образования,
соответствующего
интеллектуальным
потребностям
личности,
освоении
культурных
и
духовно-нравственных
ценностей,
стремлении
достойно
состязаться на рынке профессионального труда, и после окончания учебы
э ф ф е к т и в н о
т р уд и т ь с я
в
и з б р а н н о й
с ф е р е
д е я т е л ь н о с т и .
Воспитательная
работа –
это
органичная
часть
учебно-воспитательного
процесса техникума, направленная на реализацию задач формирования и
р а з в и т и я
к у л ь т у р ы
л и ч н о с т и
б у д у щ и х
с п е ц и а л и с т о в .
Воспитывающая среда - совокупность окружающих студента обстоятельств,
социально
ценностных,
влияющих
на
его
личностное
развитие
и
с о д е й с т ву ю щ и х
е г о
в хо ж д е н и ю
в
с о в р е м е н н у ю
к у л ь т у р у.
Работа по программе строится в соответствии со следующими принципами:
-Принцип
гуманизма предполагает
уважение
интересов,
мнений,
п о т р е б н о с т е й
с т у д е н т о в .
-Принцип духовности проявляется в формировании у студентов жизненно
необходимых
ценностных
ориентаций,
потребности
соблюдения
общечеловеческих норм гуманистической направленности и толерантности.
-Принцип
открытости предполагает
доступность
информации
в
сфере
в о с п и т а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
-Принцип
поддержки обеспечение
нормативно-правовых,
экономических,
организационных
условий,
гарантий
и
стимулов
воспитательной
д е я т е л ь н о с т и
в
и н т е р е с а х
с т у д е н т о в .
-Принцип
равенства предполагает
отношение
к
студентам
как
к
равноправным
субъектам
образовательного
процесса,
предполагающего
отношение
к
личности
молодого
человека
как
с ам оценно сти.
-Принцип
социальной
эффективности –
предполагает
позитивную
направленность
мер
повышения
социального
благополучия
студентов,
поддержания
их
социального
статуса
на
высоком
уровне,
укрепление
социальных
связей
и
удовлетворения
социально-культурных
запросов.
-Принцип
социального
участия –
предполагает
стимулирование
деятельности студентов по получению дополнительных благ за счет затрат
собственных усилий, а также содействие им в повышении собственными
силами качества жизни, добровольном проявлении инициативы и активности,
и н т е л л е к т у а л ь н о м
р а з в и т и и
и
т в о р ч е с т в е .
-Принцип индивидуального подхода, который заключается в соответствии
предоставляемой
помощи
индивидуальным
потребностям
студентов.
-Принцип
дифференциации
и
индивидуализации обеспечивает
развитие
каждого
участника
в
соответствии
с
его
склонностями,
интересами
и
возможностями.
-Принцип
демократизма, означает
воспитание
поколения,
способного
эффективно осуществлять жизнедеятельность в условиях демократических
реформ (т.е. воспитание для демократии), переход к системе, основанной на
взаимодействии, на педагогике сотрудничества воспитателя и воспитанника;
-Принцип
патриотизма,
предполагает
формирование
национального
сознания у молодежи как одного из основных условий жизнеспособности
молодого поколения и обеспечивающего целостность России, связь между
поколениями, освоение и приумножение национальной культуры во всех ее
проявлениях;
-Принцип
конкурентоспособности,
выступающей
как
специфическая
особенность
экономической
свободы
и
свободы
предпринимательства
в
условиях
демократизации
общества,
предполагающей
формирование
соответствующего
типа
личности
молодого
человека,
способного
к
динамичной
горизонтальной
и
вертикальной
мобильности,
смене
видов
деятельности,
освоению
новых
профессий,
нахождении
эффективных
решений в сложных условиях конкурентной борьбы;
-Принцип толерантности (терпимости), являющейся одним из основных
принципов воспитания молодежи в условиях плюрализма мнений, подходов,
различных идей для решения одних и тех же проблем; терпимости к мнениям
других людей, другому образу жизни, поведению людей, не
укладывающемуся в рамки повседневного опыта, но не выходящего за рамки
требований законов;
-Принцип вариативности, включает различные варианты технологии и
содержания воспитания, нацеленности системы воспитания не только на
воспроизводство личностью образцов прошлого опыта предшествующих
поколений, их идеалов и ценностей, а на развитие собственных взглядов,
подходов, ценностей, принятие альтернативных решений, готовности к
деятельности в непредвиденной ситуации.
Нормативно-правовая
база по
среднему
профессиональному
образованию
Средние учебные заведения, осуществляя процесс воспитательной работы,
опираются
на
соответствующие
нормативные
документы федерального
уровня:
Новый закон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон
от
29.12.2012№273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
Закон РФ «Об образовании (в ред. Федеральных законах от 13.01.1996 г. №
12-ФЗ, от 16.11.1997 г. № 144 – ФЗ, от 20.07.2000г. № 102-ФЗ,от 07.08.2000г.
№ 122-ФЗ, от 13.02.2002 г. № 20-ФЗ, от 21.03.2002г. № 31-ФЗ, от 25.06.2002г.
№ 71-ФЗ, от 25.07.2002г. № 112-ФЗ, от 10.01.03 г. № 11-ФЗ, от 07.07.2003г. №
123-ФЗ, с изменениями, внесенными в постановлением Конституционного
Суда РФ от 24.10.2000 № 13-П, Федеральными законами от 27.12.2000 г. №
150-ФЗ, от 30.12.2001г. № 194-ФЗ, от 24.12.2002 № 176-ФЗ)Федеральный
закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
1.
Конвенция о правах ребенка 20 ноября 1989г.
2.
Гражданский кодекс РФ (ст.582)
3.
Постановление
Правительства
РФ
«О
развитии
системы
высшего
и
среднего профессионального образования в Российской Федерации»от
23.05.1995 № 498
4.
Постановление
Правительства
РФ
«О
первоочередных
мерах
по
поддержке системы образования в России» от 28.04.1994 № 407
5.
Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об
о с н о в а х
с и с т е м ы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
В ну т р и тех ни к ум о вс к и е
но рм а т и вно -п р а во вы е
д о к ум е н т ы:
1.Устав ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»
2.Положение
о
координационном
совете
по
управлению
и
обеспечению
в о с п и т а т е л ь н о й с и с т е м ы
Г А П О У
С О
« К Т А »
3 . П о л о ж е н и е
о
С о в е т е
о б щ е ж и т и яГ А П О У
С О
« К Т А »
4.Инструкция о порядке работы и принятия решений в отношении студентов,
нарушивших
правила
внутреннего
распорядка
в
общежитии ГАПОУ
СО
«КТА»
5.Правила
внутреннего
распорядка
студенческого
общежитияГАПОУ
СО
«КТА»
6.Положение о старосте этажа общежитияГАПОУ СО «КТА»
Целевая группа -
студенты,
проживающие
в
студенческом
общежитии в
возрасте от 15 до 22 лет.
Цель воспитательной работы в общежитии.
Главной
целью
воспитательной
работы
в
общежитии
является создание
педагогически воспитывающей среды, которая способствует становлению
и самоактуализации личности студента, будущего специалиста, обладающего
мировоззренческим
потенциалом,
высокой
культурой
и
гражданской
ответственностью,
владеющего
способностями
к
профессиональному,
интеллектуальному и социальному партнерству.
Задачи,
ожидаемый
результат
и
критерии
оценки
эффективности
программы
Задачи:
Ожидаемые
результаты:
Критерии оценки эффективности:
Способствовать
развитию творческих
способностей и
активности студентов
Развитие личности и
реализация творческой
активности,
обогащение опыта
управления, применение
приобретенных знаний,
умений и навыков на
практике
Присутствие постоянной и живой
инициативы студентов, их
самостоятельный поиск новых
форм внеучебной работы.
Массовость участия студентов в
различного рода мероприятиях,
проводимых в общежитии.
Уровень их притязаний к качеству
проведения культурно-досуговых,
спортивно-оздоровительных
мероприятий, конференций
Воспитать внутреннюю
потребность личности в
здоровом образе жизни,
ответственного
отношения к социо-
культурной и природной
среде обитания
Формирование культуры
поведения, быта, установки
на здоровый образ жизни
Отсутствие правонарушений
среди студентов, проживающих в
общежитии.
Организовать
социально-
психологическую
поддержку студентов
Социально-психологическая
поддержка студентов
Морально-психологический
климат в коллективе
Профилактика
социально-негативных
явлений в студенческой
среде
Уменьшение проявлений
социально-негативных
явлений в студенческой среде
Результаты рейдовых проверок,
результаты анкетирования
студентов,
результаты мероприятий
профилактической
направленности
3.Сроки
реализации
программы:
сентябрь
2016
–июнь2019
года
Раздел II. Содержание программы.
Основные
направления
воспитательной
работы
в
общежитии
отражают
ведущие
теоретические
и
методологические
положения
и
принципы,
педагогические
условия
и
требования,
являющиеся
фундаментальными
основами организации воспитания студенческой молодежи в общежитии.
В
основных
направлениях
в
сжатом
виде
выражаются
содержание,
определяются общие формы и методы воспитательной работыГАПОУ СО
«КТА». Вместе
с
тем
основные
направления
воспитательной
работы
в
общежитии
не
являются
исчерпывающим
описанием
организации
воспитания, так как такая организация требует гибкости и мобильности,
должна
быть
ориентирована
на
конкретные
ситуации,
потребности
и
интересы.
Исходя из поставленной цели воспитания в общежитии и вытекающих из нее
задач,
могут
быть
выделены
следующие
направления
воспитательной
деятельностив общежитии:
1.Культурно-массовое направление
-Реализация культурно-досуговых программ, приуроченных к календарным,
г о с у д а р с т в е н н ы м
и
п р о ф е с с и о н а л ь н ы м
д а т а м ;
-Просмотр
и
обсуждение
видеофильмов
и
телевизионных
передач.
Формы и методы работы: конкурсы, диспуты, тематические вечера, беседы
и
встречи,
вечера
отдыха,
сочетающие
танцы
и
игры,
викторины.
Методика
подготовки
и
проведения
каждого
мероприятия
имеет
свою
специфику,
обусловленную
конкретной
целью,
содержанием
и
методами
данной работы.
2.Профилактическое направление
-Работа
по
профилактике
курения,
употребления
спиртных
напитков
и
девиантного
поведения
среди
проживающих
студентов
в
общежитии;
-Организация
и
проведение
воспитательно-профилактической
работы
со
студентами,
склонными
к
совершению
противоправных
действий;
-Оказание
помощи
в
разрешении
межличностных
конфликтов.
Формы и методы работы: беседы, акции, обсуждение статей, викторины
3.Спортивно – оздоровительное направление
- О р г а н и з а ц и я
р а б о т ы
т р е н а ж е р н о г о
з а л а
в
о б щ е ж и т и и ;
-Проведение спортивных праздников;
-Посещение
спортивных
и
физкультурно-оздоровительных
мероприятий
учреждений поселка
Формы и методы работы: спартакиада, работа спортивного зала, турнир.
4.Жилищно-бытовое направление
-Разработка и выполнение комплекса мероприятий по бережному отношению
к государственной собственности;
- П р о в е д е н и е
с у б б о т н и ко в
п о
бл а гоу с т р о й с т ву
о б щ е ж и т и я ;
-Проведение рейдов по проверке санитарного состояния общежития;
-Организация и проведение конкурсов на «Лучшую комнату общежития».
Формы
и
методы
работы: рейды,
субботники,
конкурсы,
листовки,
брошюры.
5.Социально-психологическое направление
-Проведение комплекса мероприятий по адаптации первокурсников к новым
социальным
условиям
(проведение
анкетирования,
опроса
и
др.);
-Организация индивидуальной психологической помощи студентам.
Формы и методы работы: анкетирование, опросы, индивидуальные беседы
и др. мероприятия)
При
выборе
форм
и
средств
воспитательной
работы
в
общежитии
учитывались педагогические условия:
- учёт возрастного, образовательного и культурного уровня, интересов и
запросов, проживающих в целом;
- индивидуальные особенности юношей и девушек;
-
проведение
досуговых
мероприятий
систематически,
по
заранее
составленному плану;
- привлечение к подготовке и проведению мероприятий всех проживающих,
что способствует воспитанию взаимной ответственности за порученное дело.
Раздел III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
3.1. Этапы реализации Программы
Задачи
деятельности
Средства
реализации
Сроки
Ответствен
ный
Ожидаемые
результаты
Организационный период
сформировать
студенческий
совет
общежития
(отбор,
определение
потенциала их
возможностей,
установление
отношений
сотрудничества
анкетирование
сентябрь
Воспитатели
определены
основные
направления,
спланирована работа
составить план
воспитательной
работы на год, на
месяц
разработка
информационног
о материала,
методических
рекомендаций для
студентов
сентябрь
Воспитатели
разработан
совместно со
студентами план
воспитательной
работы на год, на
месяц
формирование
банка данных
проживающих в
общежитии
Изучение личных
дел, беседы с
родителями
сентябрь
Воспитатели
Составлен банк
данных
выявление
социальных
проблем
различных
категорий
нуждающихся
соцопросы,
анкетирование
сентябрь
Воспитатели
разработка способов
помощи
проведение
мониторинга
морально-
психологическог
о климата и
качества
воспитательного
процесса в
условиях
общежития
учреждения
образования
анкетирование
октябрь
Воспитатели
учет результатов при
определении целей,
задач и
планировании
воспитательной
работы
Основной период
Работа по
формированию
положительного
психологическог
о микроклимата
в коллективе
студентов,
проживающих в
общежитии.
анкетирование,
проведение
опросов с целью
изучения
особенностей
характерных
особенностей;
- изучение
межличностных
отношений
студентов;
- формирование
В течение
года
Воспитатели
Социальный
педагог
Психолог
Успешная адаптация
студентов в
коллективе;
- Формирование
благополучного
психологического
климата среди
проживающих в
одной комнате и
коллективе в целом;
- Приоритет таких
ценностей как
состава комнат с
учётом
характеров,
интересов и
склонностей
детей;
-Индивидуальные
беседы
воспитателей со
студентами по их
проблемам,
целевые
мероприятия
взаимовыручка,
взаимопомощь,
доверие;
- Недопустимость
возникновение
конфликтов,
отсутствие случаев
давления и
неуважительного
отношения друг к
другу;
- Исключение
случаев потери
контингента из-за
неспособности
адаптироваться к
условиям
проживания в
общежитии
оказание
социальной
помощи
нуждающимся
Временная
прописка
Индивидуальные
беседы
В течение
года
Комендант,
администраци
я техникума
воспитатели
решение
социальных
проблем,
конфликтных
ситуаций
пропаганда
здорового образа
жизни
Беседы
Лекции
Встречи с
медиком
Оформление
тематических
уголков
Акции
В течение
года
Воспитатели
Медицинский
работник,
студсовет
студенты
замотивированы на
ЗОЖ
проведение
заседаний совета
общежития
Собрания Совета
общежития
В течение
года
Воспитатели
Актив Совета
общежития
студенты освоили
новые роли,
попробовали свои
силы в различных
видах деятельности,
проявили
личностные
качества:
добросовестность и
ответственность,
инициативность в
реализации
общественно-
полезных дел
проведение
работы по
профилактике
правонарушений
Укрепление
бытовой
дисциплины;
- Контроль за
строгим
В течение
года
Воспитатели
Инспектор
ОПДН
Совет
общежития
Сокращение
количества
обучающихся,
состоящих на учете
в ОПДН,
соблюдением
Правил
внутреннего
распорядка
общежития;
- Ежемесячное
проведение
профилактически
х бесед с
проживающими,
склонных к
совершению
правонарушений;
- Применение
эффективных
форм воздействия
на подростков
совершающих
правонарушения;
- Лекторий
инспектора ОПД;
- Привлечение
проживающих в
кружки, секции,
творческие
коллективы.
Снижение уровня
употребления
алкогольных
напитков,
агрессивности,
сквернословия,
сокращение числа
курящих
Развитие
навыков
самообслуживан
ия и санитарно-
гигиенических
навыков
Генеральные
уборки
Субботники
Встреча с
медиком
Индивидуальные
беседы
Приготовление
пищи на кухне
Проведение
рейдов по
контролю
санитарного
состояния комнат
и мест общего
пользования;
- Организация
дежурства по
этажам;
В течение
года
Воспитатели
Мед.работник
Санитарный и
жилищно-
бытовойсекто
ра
- Порядок и чистота
в общежитии;
- Снижение
заболеваемости;
- Снижение уровня
употребления
алкогольных
напитков,
агрессивности,
сквернословия,
сокращение числа
курящих
Работа с
«группой риска»
- Индивидуальная
работа
воспитателей,
психолога со
студентами,
входящих в
В течение
года
Воспитатели
Социальный
педагог
Психолог
Инспектор
ОПДН
- Снижение случаев
девиантного и
делинквентного
поведения;
- Сохранность
контингента;
группу «риска»;
- Работа с
родителями
(законными
представителями)
;
- Работа по
выявлению
случаев давления
и вымогательства
среди подростков,
проживающих в
общежитии;
- Привлечение к
работе по
данному
направлению
органов
самоуправления
общежития;
- Привлечение
студентов группы
«риска» к
участию в
общественных
мероприятиях,
кружках, секциях;
Профилактическа
я работа с
участковым
инспектором
- Отсутствие
случаев давления и
вымогательства в
коллективе
студентов,
проживающих в
общежитии
Подведение итогов
проанализироват
ь результаты
работы
коллектива,
выполнение
плана, поощрить
активных
студентов,
наметить
перспективы
диагностические
исследования
итоговый сбор:
награждение
дипломами,
грамотами
активных
участников,
мероприятий
Каждое
полугодие
Воспитатели
Совет
общежития
студенты получили
моральное
удовлетворение от
позитивной оценки
своего творческого
труда, выразили
желание участвовать
в дальнейшей
деятельности
определить
уровень
удовлетвореннос
ти, студентов
качества
воспитательной
работы
анкетирование
По
полугодия
м
Воспитатели
Совет
общежития
Составление заявки
по улучшению
материальной базы
общежития и
предложения для
следующего
учебного года
проанализироват
ь эффективность
коллективный
анализ
В конце
каждого
Воспитатели
Внесение
изменений и
результатов
программы по
истечении
сроков ее
реализации
учебного
года
предложений
3.2. Условия реализации
3.2.1. Кадровое обеспечение
воспители
Медицинский работник
комендант
4 чел.
1чел.
1 чел
Студенты, входящие в Совет общежития: секретарь,
руководители секторов, старостыэтажей общежития,
староста общежития
8 чел.
ИТОГО:
14 чел.
3.2.2Организационное обеспечение
Схема управления воспитательной работой в общежитии
3.2.3.Научно – методическое обеспечение
Данное
направление
предполагает
проработку
и
создание
необходимой
научно-методической базы для эффективной организации воспитательного
процесса.
Это:
-
модернизация
и
разработка
новых
нормативных
и
рекомендательных
документов
(в
том
числе
методического
характера),
обеспечивающих
функционирование и развитие системы воспитательной деятельности;
-
проведение
социологических
исследований
состояния
воспитания
в
общежитии;
-
повышение
педагогического
опыта
воспитателей
общежития
путём
их
самообразования,
освоение
современных
методов
воспитания,
участие
в
работе семинаров, круглых столов и др.;
-
организация
и
обучение
студенческого
актива
общежития,
постоянное
изучение
опыта
воспитательной
работы
в
общежитии
других
учебных
заведений;
-
создание
методической
базы
по
вопросам
организации
воспитательной
работы в студенческих коллективах;
- участие в работе Совета общежития. Компетентное обсуждение вопросов
воспитательной работы и участие в принятии решений;
Мониторинг реализации программы
Этапы
Обследуемые параметры
личности
Методы исследования
Входная
диагностика
-выявить мотивацию студентов
к участию в досуговых
мероприятиях;
- вывить приоритетные
ценности, провести анализ;
-оценить степень
сформированности
мировоззрения и
идеологических позиций
личности, её общественно-
полезной и трудовой
активности, отношение к
общественным нормам и
нравственно-этическим
началам, к правилам
общежития.
Анкета для студентов
Проведение мониторинга
морально-психологического
климата и качества
воспитательного процесса в
условиях общежития
учреждения образования
Текущая
диагностика
- выявление лидерских
качеств;
-выявление эмоционально-
психологического климата в
коллективе;
-уровень сформированности
коммуникативных и
организаторских умений;
Тест «Я – лидер»
Результаты анкетирования
Тест оценки коммуникативных
качеств
Итоговая
диагностика
-выявить качественный
уровень проведенных
мероприятий;
-выявить уровень
удовлетворенности студентов
- Анкетирование, беседа с
участниками проводимых
мероприятий.
Контроль над реализацией программы
Уровень эффективности в реализации Программы воспитания зависит от
наличия действенного контроля над её результатами.
Контроль (оперативный и периодический) осуществляется зам директора
по УВР ГАПОУ СО «КТА». Объектом контроля является сам процесс
воспитания, его отдельные направления и результаты, а также деятельность
структурных подразделений и общественных организаций в этой сфере.
Деятельность контролирующего опирается на результаты систематических
исследований (педагогических, психологических, социологических), а также
на отзывы студентов о качестве организации воспитательной работы в
общежитии.
Результаты контроля за ходом реализации программы обсуждаются на
совещаниях по воспитательной работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Айнштейн В. О проблемах воспитания в вузе // Высшее образование в
России, 1998, № 3, - с.75-82.
2.Бартоломей А., Немировский М., Новикова А. Внеучебное время -
воспитанию студентов // Высшее образование в России. - 1995. - № 1. - с. 41.
3.Бовкун В. В. О воспитании чувства ответственности у студентов,
проживающих в общежитии// Воспитательная работа с учащимися в РУДН в
современных условиях: концепция, проблемы. Организация. - М. -1997. - с.
112-
4.Запесоцкий А.И. Молодежь в современном мире. Проблемы
индивидуализации и социально — культурной интеграции. М, 1996.
5.Козлов А.А. Формирование гражданского сознания молодых россиян /
НИИВО.-М., 1997 - 40с.
6.Лисовский А.В., Лисовский В.Т. В поисках идеалах. Диалог поколений.
Мурманск, 1994.
7.Лихачев Б.Ф Философия воспитания. - М.: Прометей, 1999.
8.Лутанский В. Д. Воспитатель в общежитии: Педагогические беседы об
организации досуга молодёжи. - М. - 1988. - с. 11.
9.Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества. - ЭКО, 1994, № 1.
10.Педагогика и психология высшей школы. - Ростов на Дону: Феникс, 1998.
- 457с.
11.Сериков В.В. Образование и личность.- М.: "Логос", 1999.
12.Система воспитания в высшей школе, аналитические обзоры по основным
направлениям развития высшего образования / НИИВО. - М., 1998. - Вып.6.
13.Система воспитания в высшей школе: аналитические обзоры по основным
направлениям развития высшего образования / НИИВО. - М., 1997. - Вып. 1.
14.Система воспитания в высшей школе: Сб. науч. тр. - М.: 1992, Вып.З -
36с.
15.Система воспитания в высшей школе: Сб. науч. тр. - М.: 1992, Вып.5 -
28с.
16.Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического
исследования. М., 1996.
17.Ценностно-мотивационные ориентации студентов ВУЗов в современной
России (К проблеме мониторинга качества образования). Саратов, 1996.
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕЖИТИИ
на 2017-2018 учебный год
План мероприятий на 2017-2018 учебный год в общежитии
ГАПОУ СО
“Калининский техникум агробизнеса”
№ п/п
Содержание работы
сроки
исполнители
1.Работа по адаптации студентов нового набора и развитию студенческого
самоуправления
1
Заселение студентов в общежитие.
Ознакомление с правилами
проживания, правилами пожарной
безопасности. Проведение
инструктажей в общежитии с
соответствующей надписью в
журналах у старшего воспитателя
сентябрь
Старший
воспитатель
Старикова Е.И.
общежития.
2
Индивидуальная работа со
студентами с целью создания
социально-комфортных условий для
развития личности, сохранения ее
неповторимости и раскрытия ее
потенциальных способностей.
сентябрь
Старший
воспитатель
Старикова Е.И.
воспитатели,
студсовет, социально
–психологический
сектор
3
Выбор студсовета и представителей
секторов (жилищно-бытовой,
социально-психологический,
спортивно-оздоровительный,
культурно-массовый,
профилактический сектор)
сентябрь
Старший
воспитатель
Старикова Е.И.
студсовет
4
Изучение личности: Беседа
« Адаптационный период студентов
первокурсников». Анкета «Я
познаю себя»
сентябрь
Воспитатели,
социально-
психологический
сектор
5
Беседа «Понятие буллинга и
остракизма по отношению к
личности, а также их последствий»
Профилактика уважительного
отношения к личности.
сентябрь
воспитатели
6
Изучение правил внутреннего
распорядка, прав и обязанностей,
проживающих в общежитии
сентябрь
Воспитатели,
социально-
психологический
сектор
7
Организационное собрание.
Заключение договоров о
проживании в общежитии, о работе
студсовета, о соблюдении
дисциплины и режиме общежития,
о ТБ «Соблюдение правил
проживания в общежитии-
обязанность каждого
проживающего»
сентябрь
Старший
воспитатель
Старикова Е.И.
студсовет,
администрация
ьехникума
8
Рейды по проверке санитарного
состояния комнат.
еженедельно
Воспитатели,
студсовет
9
Работа с родителями по вопросам и
проблемам.
В течении года
воспитатели
2. Работа по организации досуга и здоровьесберегающего пространства
по направлениям
1
Организация горячего питания.
Беседа о правильном питании.
Проведение инструктажа по технике
безопасности
октябрь
Администрация,
воспитатели,
соцпедагог
2
Конкурс настольного тенниса
октябрь
Воспитатели,
спортивно-
оздоровительный
сектор
3
Беседа с обсуждение «Как завести
друзей. Секреты общения»
октябрь
воспитатели
4
Посвящение в студенты. Конкурсно-
игровая программа
октябрь
воспитатели
5
Трудовой десант по уборке
территории общежития
В течении года
Воспитатели,
жилищно-бытовой
сектор
6
Организация работы санитарно-
бытового сектора. Подготовка к
зимнему сезону (оклейка и
утепление окон).
октябрь
Воспитатели,
жилищно-бытовой
сектор
7
Генеральная уборка комнат. Рейды
по проверке санитарного состояния
комнат.
ежемесячно
Воспитатели,
студсовет
8
Заседание студсовета
«Профилактика асоциальных
явлений в студенческой среде»
октябрь
Воспитатели,
студсовет
9
Собрание по профилактике
асоциальных явлений.
октябрь
Воспитатели,
студсовет, студенты
10
Встреча с работниками
правоохранительных органов
ноябрь
Воспитатели,
студенты
11
Выпуск стенгазеты, посвященной
Дню борьбы со СПИДом
ноябрь
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор
12
Мировозренческая работа-
пропаганда здорового здорового
образа жизни. Акция «Курение-
раннее старение»
ноябрь
Воспитатели,
профилактический
сектор
13
Собрание на тему: «Студенческий
коллектив глазами учащихся»
ноябрь
Воспитатели,
социально-
психологический
сектор
14
Заседание студсовета и секторов по
подготовке к Новому году
ноябрь
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
15
Участие в районном конкурсе на
лучшую новогоднюю игрушку
ноябрь
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
16
Оформление окон холла и комнат к
Новогоднему празднику
декабрь
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор
17
Праздничное представление
«Новогодняя сказка»
декабрь
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор
18
Проведение инструктажа по ТБ
декабрь
Воспитатели,
жилищно-бытовой
сектор, студсовет
19
Собрание по промежуточным
итогам конкурса «Лучшая комната»
декабрь
Воспитатели,
жилищно-бытовой
сектор, студсовет
20
Заседание студсовета и
представителей секторов с отчетами
о проделанной работе, выявленных
недостаках.
декабрь
Воспитатели,
представители
секторов, студсовет
21
Конкурсео-развлекательная
программа «Татьянин день»
январь
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор
22
Конкурсно-развлекательная
программа «Все начинается с
любви»
февраль
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор
23
Беседа-диспут «Современная семья.
Какие функции она выполняет»
февраль
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор
24
Заседание студсовета и культурно-
массового сектора по подготовке к
Дню защитника отечества и 8 марта.
1 –я неделя
февраля
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
25
Трудовой десант по очистке
территории общежития от снега
По мере
необходимости
Воспитатели,
жилищно-бытовой
сектор, студсовет
26
Собрание профилактического
характера
февраль
Студенты, Жилищно-
бытовой сектор
27
Кулинарный поединок «Самое
вкусное блюдо»
март
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
28
Конкурс «Мисс общежитие»
март
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
29
Беседа-размышление «Культура
общения»
март
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
30
Час юмора: КВН «Зажги свою
звезду»
апрель
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
31
Трудовой десант по наведению
порядка вокруг общежития
апрель
Воспитатели,
жилищно-бытовой
сектор, студсовет
32
Подведение итогов конкурса
«Лучшая комната»
май
Воспитатели,
представители
секторов, студсовет
33
Час мужества «Слава воину-
победителю»
май
Воспитатели,
культурно-массовый
сектор, студсовет
34
Собрание на тему «Подведение
итогов конкурса «Лучшая комната».
Подведение итогов работы,
определение задач на следующий
учебный год.
май
Воспитатели,
представители
секторов, студсовет,
администрация
техникума
35
Заседание секторов по итогам
проведенной работы.
май
Воспитатели,
представители
секторов, студсовет
36
Разбивка и уход за клумбами.
Май-июнь
Воспитатели,
Студенты, Жилищно-
бытовой сектор
37
Организация отъезда детей-сирот в
лагерь.
июнь
воспитатели
3. Мероприятия по организации и проведению работ по санитарному
состоянию общежития
1
Помощь в организация
самообслуживания детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей
В течение года
воспитатели
2
Генеральные уборки на этажах
В течение года
Воспитатели,
студенты
3
Рейды по проверке санитарного
состояния комнат.
еженедельно
Воспитатели,
жилищно-бытовой
сектор
4. Работа по организации к учебным занятиям
1
Ежевечерняя проверка наличия
студентов и отчет воспитателей по
результатам утреннего подъема
студентов.
В течение года
воспитатели
2
Консультации преподавателей в
период дежурства в общежитии.
По графику
преподаватели
3
Организация взаимопомощи
студентам.
В течение года
воспитатели
4
Индивидуальные беседы «Способы
организации эффективного учебного
времени»
В течение года
воспитатели
5. Организация внеучебнойдеятельености, клубов по интересам.
1.
Занятия в спортивных секциях,
кружках, досуг в комнате отдыха и
игровой.
В течение года,
по графику
воспитатели