Напоминание

"Преподавание математики в условиях ФГОС в 6 классе"


Автор: Савочкина Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Брединская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Бреды
Наименование материала: статья
Тема: "Преподавание математики в условиях ФГОС в 6 классе"
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель математики

МКОУ «БСОШ №1»

Савочкина С.Н.

Преподавание математики в условиях ФГОС в 6 классе

1. Состав УМК

В УМК входят:

а)

учебник «Математика 6 класс»

б)

тетрадь – тренажёр (рабочая тетрадь, основные разделы которой:

работа с текстом, работа с моделями, освоение алгоритмов, ана-

лиз и рассуждение, выполнение итогового теста по теме);

в)

поурочное тематическое планирование;

г)

электронное приложение

Элементы комплекта дополняют друг друга, имеют современный красоч-

ный дизайн, выдержаны в едином стиле.

Все задания, распределяются по категориям или сочетают в себе комби-

нацию нескольких:

1) знание/понимание: владение терминами, использование специальных

языков математики (символьного, геометрического) и др.

2) применение алгоритма: решение основных типов задач.

3) рассуждение: умение распознавать верные и неверные утверждения,

оценивать логическую правильность рассуждений;

4) решение текстовой задачи;

5) применение знаний в жизненных, реальных ситуациях.

УМК отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному

образовательному процессу в соответствии с Федеральными государственны-

ми образовательными стандартами.

Для того чтобы получить хорошие и высокие результаты обучения, нуж-

но использовать ресурсы УМК в комплексе; и учебник, электронное прило-

жение и тренажер.

1

Для этого все составляющие продуманы для комфортного труда учите-

ля и, самое главное, для учения с увлечением наших детей. Это тот учебно-

методический комплект, который позволяет в изучении математики сделать

ключевым слово «интересно».

2.

Методика изложения материала

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов вто-

рого поколения?

В качестве примера приведем технологическую карту урока математики

в 6 классе по теме «Признаки делимости», а также рассмотрим отличия изу-

чения этой темы в 6 классе (Виленкин).

2

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учи-

теля

Деятельность уча-

щихся

УУД

Отличие от урока

по Виленкину

1

Организационный

этап

Создание благо-

приятного на-

строения на ра-

боту

Приветствие, про-

верка готовности к

уроку

Включаются в дело-

вой ритм урока

Л: мотивация учения

Р: организация своей учеб-

ной деятельности

К: планирование сотрудни-

чества с учителем и од-

ноклассниками

нет

2

Информация о до-

машнем задании

Обеспечение по-

нимания детьми

содержания и

способов выпол-

нения д/з

Объявление д/з, по-

яснения к выполне-

нию д/з

Записывают в днев-

ник д/з

нет

3

Актуализация зна-

ний

Актуализация

опорных знаний

и способов дей-

ствий

Организация устно-

го счета, опрос по

понятиям: делите-

ли, кратные, про-

стые и составные

числа

Участвуют в работе

по повторению: бе-

седа с учителем, от-

веты на вопросы

Л: оценивание собствен-

ных знаний

Р: контроль процессов и

результатов деятельности

К: организовывать и пла-

нировать учебное взаимо-

действие с учителем и од-

ноклассниками

П: структурирование соб-

ственных знаний

нет

4

Постановка целей и

задач урока, моти-

вация учебной дея-

тельности учащихся

Обеспечение

мотивации уче-

ния детьми, при-

нятие ими целей

урока

Мотивирует уча-

щихся, определяет

цель урока, акцен-

тирует внимание

учащихся на значи-

мость темы

Записывают дату,

тему урока

Р: целеполагание

К: постановка вопросов

П: самостоятельное выде-

ление познавательной

цели, формулирование

проблемы

Тему урока, а также

учебные задачи

должны вывести

самостоятельно в

ходе диалога с учи-

телем

5

Изучение нового

Знакомство с

Комментирует при-

Отвечают на по-

Л: желание приобретать

Существенное от-

3

материала

признаками де-

лимости н а10,

на 5, на 2, на 9 и

на 3

меры, выведенные

на доску с исполь-

зованием проекто-

ра, задает наводя-

щие вопросы для

того, чтобы учащи-

еся самостоятельно

смогли вывести

признаки делимо-

сти. В процессе ра-

боты над презента-

цией

проводится первич-

ное обобщение и

систематизация но-

вого учебного мате-

риала

ставленные вопро-

сы по содержанию

презентации с необ-

ходимыми поясне-

ниями. Высказыва-

ют предположения

о признаках дели-

мости, выводят

признаки делимо-

сти

новые знания, умения, со-

вершенствовать имеющие-

ся

К: умение слушать, вос-

принимать речь других,

умение оформлять свои

мысли в устной форме

П: извлечение нужной ин-

формации, понимание ин-

формации

личие в том, что на

одном уроке уча-

щиеся изучают все

признаки делимо-

сти, работают в ма-

лых группах, стара-

ются самостоятель-

но найти законо-

мерности и выве-

сти признаки дели-

мости

6

Применение знаний

и умений в новой

ситуации

Овладение уме-

нием применять

признаки дели-

мости

Организация и

контроль за процес-

сом решения задач

Выполняют задания

из учебника в тетра-

дях, работают в па-

рах, обсуждают ре-

шение

Л: формирование готовно-

сти к самообразованию,

внимательности и аккурат-

ности в вычислениях

Р: планирование своей де-

ятельности для решения

поставленной задачи и

контроль полученного ре-

зультата

К: контроль, коррекция,

оценка действий партнера

П: закрепление навыков и

умений применять призна-

Учащиеся в основ-

ном работают в па-

рах, самостоятель-

но, решение задач

практически не вы-

носятся на доску

4

ки делимости

7

Контроль усвоения,

обсуждение допу-

щенных ошибок и

их коррекция

Дать качествен-

ную оценку ра-

боты класса и

отдельных уча-

щихся

Выявляет качество

и уровень усвоения

знаний, а также

устанавливает при-

чины выявленных

ошибок

Выражают вслух

свои затруднения и

обсуждают пра-

вильность решения

задач, а также обсу-

ждают трудности

при выполнении за-

дания

Л: формирование позитив-

ной самооценки

Р: умение самостоятельно

адекватно анализировать

правильность выполнения

действий и вносить необ-

ходимые коррективы

К: уметь оформлять свои

мысли в устной форме,

слушать и понимать речь

других

Каждое задание

комментируется

учителем или уча-

щимися, задания,

вызвавшие сложно-

сти выносятся на

доску

8

Рефлексия

Подведение ито-

гов работы

Задает вопросы по

новой теме, раздает

карточки самооце-

нивания

Отвечают на вопро-

сы учителя, анали-

зируют свою работу

Р: оценивание собствен-

ной деятельности

К: умение выражать свои

мысли

На этом этапе у

учащихся появляет-

ся возможность

провести самооцен-

ку с использование

«Карточки самоо-

ценивания»

5

3.

6

4.

Достоинства и недостатки

В условиях введения новых стандартов самым главным становится раз-

витие личности ребенка, а не «получение знаний». Система образования

отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде

знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные

виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.

Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, ме-

тапредметных и предметных результатов.

Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процес-

се познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,

непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от иг-

ровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учите-

ля — к самостоятельной работе в группах. Затем максимально самостоя-

тельная учебная работа в группах и индивидуальная самостоятельная работа

творческого характера.

Не все дети 6 класса могут быть самостоятельными, очень многие ну-

ждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами. Важно сделать

учащихся 6 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, выска-

зывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются

в деятельность, которая носит исследовательский характер.

Внедрение стандартов нового поколения требует серьезной методиче-

ской подготовки учителя. На самом деле учителю трудно резко перестроить

свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать ее. Поэтому уроки в 6

классе по ФГОС не значительно отличаются от стандартных уроков, но при-

сутствует большее количество наглядного материала. Направленность уроков

на метапредметность позволяет учащимся понимать важность дисциплины, а

также переносить математические модели на реальные жизненные задачи.

Благодаря этому со стороны учащихся проявляется заинтересованность, они

7

активно придумывают различные жизненные ситуации, в которых могут при-

менить те или иные математические знания.

Не всегда возможно строить урок так, чтобы он отвечал ФГОС ООО. Наибо-

лее актуально это на уроках изучения нового материала.

Обучение

по

новым

стандартам

предполагает

большое

количество

контроля учащихся со стороны учителя (тесты, математические диктанты,

самостоятельные работы, том числе и обучающего характера, контрольные

работы как домашние, так и классные). Не все учащиеся готовы к такой на-

грузке, дети не знакомы с различными формами контроля. В связи с этим,

возникают сложности при выполнении работ.

Для полноценного внедрения ФГОС необходимо хорошее техническое

обеспечение, чтобы была возможность проводить контроль усвоения знаний

с помощью компьютерного тестирования, проводить одновременно лабора-

торные работы всем учащимся класса, к сожалению оснащение школ нахо-

дится в бедственном положении. В идеале, для обучения по новым стандар-

там необходимо уменьшить наполняемость класса до 10-15 человек, или воз-

можность проведения некоторых уроков по подгруппам.

8



В раздел образования