Автор: Савочкина Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Брединская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: п. Бреды
Наименование материала: статья
Тема: "Преподавание математики в условиях ФГОС в 6 классе"
Раздел: среднее образование
Учитель математики
МКОУ «БСОШ №1»
Савочкина С.Н.
Преподавание математики в условиях ФГОС в 6 классе
1. Состав УМК
В УМК входят:
а)
учебник «Математика 6 класс»
б)
тетрадь – тренажёр (рабочая тетрадь, основные разделы которой:
работа с текстом, работа с моделями, освоение алгоритмов, ана-
лиз и рассуждение, выполнение итогового теста по теме);
в)
поурочное тематическое планирование;
г)
электронное приложение
Элементы комплекта дополняют друг друга, имеют современный красоч-
ный дизайн, выдержаны в едином стиле.
Все задания, распределяются по категориям или сочетают в себе комби-
нацию нескольких:
1) знание/понимание: владение терминами, использование специальных
языков математики (символьного, геометрического) и др.
2) применение алгоритма: решение основных типов задач.
3) рассуждение: умение распознавать верные и неверные утверждения,
оценивать логическую правильность рассуждений;
4) решение текстовой задачи;
5) применение знаний в жизненных, реальных ситуациях.
УМК отвечает всем требованиям, предъявляемым к современному
образовательному процессу в соответствии с Федеральными государственны-
ми образовательными стандартами.
Для того чтобы получить хорошие и высокие результаты обучения, нуж-
но использовать ресурсы УМК в комплексе; и учебник, электронное прило-
жение и тренажер.
1
Для этого все составляющие продуманы для комфортного труда учите-
ля и, самое главное, для учения с увлечением наших детей. Это тот учебно-
методический комплект, который позволяет в изучении математики сделать
ключевым слово «интересно».
2.
Методика изложения материала
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов вто-
рого поколения?
В качестве примера приведем технологическую карту урока математики
в 6 классе по теме «Признаки делимости», а также рассмотрим отличия изу-
чения этой темы в 6 классе (Виленкин).
2
№
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учи-
теля
Деятельность уча-
щихся
УУД
Отличие от урока
по Виленкину
1
Организационный
этап
Создание благо-
приятного на-
строения на ра-
боту
Приветствие, про-
верка готовности к
уроку
Включаются в дело-
вой ритм урока
Л: мотивация учения
Р: организация своей учеб-
ной деятельности
К: планирование сотрудни-
чества с учителем и од-
ноклассниками
нет
2
Информация о до-
машнем задании
Обеспечение по-
нимания детьми
содержания и
способов выпол-
нения д/з
Объявление д/з, по-
яснения к выполне-
нию д/з
Записывают в днев-
ник д/з
нет
3
Актуализация зна-
ний
Актуализация
опорных знаний
и способов дей-
ствий
Организация устно-
го счета, опрос по
понятиям: делите-
ли, кратные, про-
стые и составные
числа
Участвуют в работе
по повторению: бе-
седа с учителем, от-
веты на вопросы
Л: оценивание собствен-
ных знаний
Р: контроль процессов и
результатов деятельности
К: организовывать и пла-
нировать учебное взаимо-
действие с учителем и од-
ноклассниками
П: структурирование соб-
ственных знаний
нет
4
Постановка целей и
задач урока, моти-
вация учебной дея-
тельности учащихся
Обеспечение
мотивации уче-
ния детьми, при-
нятие ими целей
урока
Мотивирует уча-
щихся, определяет
цель урока, акцен-
тирует внимание
учащихся на значи-
мость темы
Записывают дату,
тему урока
Р: целеполагание
К: постановка вопросов
П: самостоятельное выде-
ление познавательной
цели, формулирование
проблемы
Тему урока, а также
учебные задачи
должны вывести
самостоятельно в
ходе диалога с учи-
телем
5
Изучение нового
Знакомство с
Комментирует при-
Отвечают на по-
Л: желание приобретать
Существенное от-
3
материала
признаками де-
лимости н а10,
на 5, на 2, на 9 и
на 3
меры, выведенные
на доску с исполь-
зованием проекто-
ра, задает наводя-
щие вопросы для
того, чтобы учащи-
еся самостоятельно
смогли вывести
признаки делимо-
сти. В процессе ра-
боты над презента-
цией
проводится первич-
ное обобщение и
систематизация но-
вого учебного мате-
риала
ставленные вопро-
сы по содержанию
презентации с необ-
ходимыми поясне-
ниями. Высказыва-
ют предположения
о признаках дели-
мости, выводят
признаки делимо-
сти
новые знания, умения, со-
вершенствовать имеющие-
ся
К: умение слушать, вос-
принимать речь других,
умение оформлять свои
мысли в устной форме
П: извлечение нужной ин-
формации, понимание ин-
формации
личие в том, что на
одном уроке уча-
щиеся изучают все
признаки делимо-
сти, работают в ма-
лых группах, стара-
ются самостоятель-
но найти законо-
мерности и выве-
сти признаки дели-
мости
6
Применение знаний
и умений в новой
ситуации
Овладение уме-
нием применять
признаки дели-
мости
Организация и
контроль за процес-
сом решения задач
Выполняют задания
из учебника в тетра-
дях, работают в па-
рах, обсуждают ре-
шение
Л: формирование готовно-
сти к самообразованию,
внимательности и аккурат-
ности в вычислениях
Р: планирование своей де-
ятельности для решения
поставленной задачи и
контроль полученного ре-
зультата
К: контроль, коррекция,
оценка действий партнера
П: закрепление навыков и
умений применять призна-
Учащиеся в основ-
ном работают в па-
рах, самостоятель-
но, решение задач
практически не вы-
носятся на доску
4
ки делимости
7
Контроль усвоения,
обсуждение допу-
щенных ошибок и
их коррекция
Дать качествен-
ную оценку ра-
боты класса и
отдельных уча-
щихся
Выявляет качество
и уровень усвоения
знаний, а также
устанавливает при-
чины выявленных
ошибок
Выражают вслух
свои затруднения и
обсуждают пра-
вильность решения
задач, а также обсу-
ждают трудности
при выполнении за-
дания
Л: формирование позитив-
ной самооценки
Р: умение самостоятельно
адекватно анализировать
правильность выполнения
действий и вносить необ-
ходимые коррективы
К: уметь оформлять свои
мысли в устной форме,
слушать и понимать речь
других
Каждое задание
комментируется
учителем или уча-
щимися, задания,
вызвавшие сложно-
сти выносятся на
доску
8
Рефлексия
Подведение ито-
гов работы
Задает вопросы по
новой теме, раздает
карточки самооце-
нивания
Отвечают на вопро-
сы учителя, анали-
зируют свою работу
Р: оценивание собствен-
ной деятельности
К: умение выражать свои
мысли
На этом этапе у
учащихся появляет-
ся возможность
провести самооцен-
ку с использование
«Карточки самоо-
ценивания»
5
3.
6
4.
Достоинства и недостатки
В условиях введения новых стандартов самым главным становится раз-
витие личности ребенка, а не «получение знаний». Система образования
отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде
знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные
виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, ме-
тапредметных и предметных результатов.
Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процес-
се познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,
непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от иг-
ровых — к выполнению работы под непосредственным руководством учите-
ля — к самостоятельной работе в группах. Затем максимально самостоя-
тельная учебная работа в группах и индивидуальная самостоятельная работа
творческого характера.
Не все дети 6 класса могут быть самостоятельными, очень многие ну-
ждаются в контроле. Самостоятельность формируется годами. Важно сделать
учащихся 6 класса участниками научного поиска: рассуждая вслух, выска-
зывая предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются
в деятельность, которая носит исследовательский характер.
Внедрение стандартов нового поколения требует серьезной методиче-
ской подготовки учителя. На самом деле учителю трудно резко перестроить
свою работу и в кратчайшие сроки модернизировать ее. Поэтому уроки в 6
классе по ФГОС не значительно отличаются от стандартных уроков, но при-
сутствует большее количество наглядного материала. Направленность уроков
на метапредметность позволяет учащимся понимать важность дисциплины, а
также переносить математические модели на реальные жизненные задачи.
Благодаря этому со стороны учащихся проявляется заинтересованность, они
7
активно придумывают различные жизненные ситуации, в которых могут при-
менить те или иные математические знания.
Не всегда возможно строить урок так, чтобы он отвечал ФГОС ООО. Наибо-
лее актуально это на уроках изучения нового материала.
Обучение
по
новым
стандартам
предполагает
большое
количество
контроля учащихся со стороны учителя (тесты, математические диктанты,
самостоятельные работы, том числе и обучающего характера, контрольные
работы как домашние, так и классные). Не все учащиеся готовы к такой на-
грузке, дети не знакомы с различными формами контроля. В связи с этим,
возникают сложности при выполнении работ.
Для полноценного внедрения ФГОС необходимо хорошее техническое
обеспечение, чтобы была возможность проводить контроль усвоения знаний
с помощью компьютерного тестирования, проводить одновременно лабора-
торные работы всем учащимся класса, к сожалению оснащение школ нахо-
дится в бедственном положении. В идеале, для обучения по новым стандар-
там необходимо уменьшить наполняемость класса до 10-15 человек, или воз-
можность проведения некоторых уроков по подгруппам.
8