Автор: Шилкова Алевтина Васильевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР №20 п.Рощино
Населённый пункт: Поселок Рощино, Сосновский район, Челябинская область
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Профилактика дислексии у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Профилактика дислексии у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей
Проблема нарушения чтения у школьников – одна из самых важных для
школьного обучения.
Актуальность данной темы заключается в том, что у многих учащихся
начальных классов наблюдаются проблемы в овладении процессов чтения,
развитии словаря и грамматического строя речи. Многие учёные указывают
на огромную роль чтения в формировании человека, как саморазвивающейся
личности. Известный психолог Б.Г. Ананьев писал, что дети сначала учатся
чтению и письму, а потом посредством чтения и письма. Своевременное
устранение чтения предупреждает возникновение нарушений письма.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. Оно осуществляется
в результате совестной деятельности зрительного, речедвигательного и
речеслухового анализаторов. Выделяется две стороны процесса чтения:
первая техническая, это восприятие буквенных знаков, соотнесение
зрительного образа, вторая – понимание прочитанного. Становление
технической стороны идёт поэтапно: от послогового к чтению целыми
словами, затем к словосочетанием и предложением. Постоянная тренировка
превращает техническую сторону в автоматизированный процесс.
Внимательный логопед при качественном обследовании ребенка в детском
саду может заподозрить возможные трудности с формированием процесса
чтения. Однако чаще всего диагноз «дислексия» родители слышат впервые,
когда у первоклассника возникают проблемы с обучением грамоте.
Дислексия - это специфическое нарушение процесса обучения чтению при
сохранении общей способности к обучению. Проявляется дислексия в
стойкой неспособности ребенка овладеть слогослиянием, чтением словами и,
как следствие, непониманием прочитанного. Дети, страдающие дислексией,
при чтении искажают слова, «глотая» целые слоги, меняя буквы местами,
пропуская звуки или, наоборот, добавляя ненужные.
Следует понимать, что дислексия не относится к нарушениям чтения и
письма, появляющимся вследствие отсталости в умственном развитии,
отклонений в развитии органов слуха и зрения. Это частичная неспособность
к освоению навыков чтения, связанная с нарушениями или недоразвитием
определённых участков коры головного мозга.
Дислексия - это наиболее распространенное расстройство, встречающееся у
детей, которое остается на всю жизнь. Степень тяжести заболевания может
быть от легкой до тяжелой. Чем раньше начинается коррекция данного
расстройства, тем лучше результаты.
Дети, страдающие дислексией, испытывают трудности при чтении, им
тяжело в процессе обучения. Причиной такого расстройства является
нарушение некоторых функций в головном мозге ребенка, таких как передача
картинки как визуального образа, на то, что человек слышит и понимает. Это
не последствие нарушения зрения или слуха, также не в результате слабоумия
или недостатка ума.
В первые годы обучения ребенка, дислексия может остаться незамеченной.
Ребенок боится трудности научиться читать, также могут возникать другие
проблемы, связанные с этим заболеванием. У ребенка могут появиться
первые признаки депрессии и низкой самооценки. Часто можно наблюдать,
что ребенок, как в школе, так и дома, ведет себя неадекватно.
Ребенок с дислексией, часто становится объектом насмешек одноклассников,
а также объектом недовольства учителей. В школе такой ребенок чувствует
себя неуютно, испытывает трудности в общении со сверстниками и
педагогами, начинает комплексовать.
Если не попытаться исправить ситуацию, то с возрастом ребенка ждут еще
большие трудности и проблемы, среди которых: дезориентация в
пространстве; дезорганизация; нарушения коордианации.
наиболее Коррекция дислексии успешна на раннем этапе ее развития.
Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить
эти расстройства.
Большинству детей невозможно поставить диагноз до 8-9 лет. Если бы была
возможность диагностировать данное заболевание на более раннем этапе –
им могла бы быть предоставлена дополнительная помощь еще до того как
дети начнут испытывать трудности в учебе. Необходимо проводить ранние
тренировки с фонемами, которые помогают дислексикам лучше читать. Это
специфический тип языковой подготовки направленный на звуковую
структуру слова, а не просто на общие навыки чтения. Существует
программное обеспечение позволяющее замедлять или растягивать звучание
слов, помогая детям практиковаться раскладывать слова на фонемы.
Кроме того, у дислексиков могут возникнуть проблемы с длинными или
новыми словами. Им трудно освоить механическое запоминание так как им
нужны контекстные ключи для того чтобы понять значение слова. Дети
страдающие дислексией, нуждаются в специальной коррекционной помощи,
так как трудности в чтении не могут быть преодолены обычными школьными
методами
Предлагаем задания и игры, которые пойдут на пользу всем детям с
дислексией. Упражнения направлены на развитие зрительного
внимания, восприятия и памяти, на обогащение словарного запаса и
улучшение навыка чтения.
1. Составление слова из начальных букв.
Выложите перед ребенком картинки, начальные буквы которых вместе
составят слово. Можно использовать игрушки или любые другие предметы.
Попробуйте предложить обратный вариант: малыш аналогичным образом
«заколдует» слово, а вы его прочитаете.
2. Слова потерялись.
«В комнате спрятались слова, которые начинаются на звук Р. Давай их
искать». Далее усложняйте задание и предложите найти предметы, которые
заканчиваются на определенный звук.
3. Письмо по памяти.
Ребенок должен прочитать слово и запомнить его, а потом написать.
Получилось? Усложняем задание и предлагаем словосочетание и
предложение.
4. Почини слово.
Предложите ребенку составить слово из набора слогов. В самом начале
обучения, если возникают трудности, покажите картинку-подсказку.
5. Слова на липучке.
«Слова «приклеились» друг к другу. Им надо помочь разделиться».
МАМАПАПАБАБУШКАДЕДУШКАСЛОВОКАРТИНКА
Впоследствии усложните задачу и предложите разделить предложение на
слова.
ЯИДУГУЛЯТЬ.МНЕКУПИЛИКРАСИВУЮКУКЛУ.ЕЕЗОВУТНАТАША.
6. Игра в слова.
Мы все играли «в города». Просто придумывайте цепочку из слов, которые
заканчиваются на последний звук предыдущего. Например: мама – альбом –
мел – луна – аквариум.
7. Найди слово.
Напечатайте на листке ряды букв, среди которых ребенок должен найти
определенное слово. Например, «сосиска». Можете для начала облегчить
задание и положить перед своим учеником карточку с потерявшимся словом.
8. Кулинарная азбука.
Дайте ребенку задание выложить «макаронные» схемы – количество
макаронин должно соответствовать количеству звуков в слове. Здорово, если
вы вместе придумаете свою именную систему обозначений звуков.
Например, макароны обозначают гласные, фасоль – твердые согласные, а
горох – мягкие. Получится необычная «продовольственная» пиктограмма.
9. Пишем, лепим, вырезаем.
Ищите вместе с ребенком предметы, напоминающие непослушные буквы,
пишите их на манке, на запотевшем стекле, выкладывайте, сравнивайте
графемы и старайтесь найти ярко выраженные отличия. Лепите, вырезайте,
выкладывайте из бисера, фасоли, макарон Вариантов множество, было бы
желание.
10. Узнай букву по описанию.
«Внимание! Пропала буква, особые приметы – две длинные ровные палочки,
между ними по серединке короткая. Объявляется срочный розыск». Пусть
ребенок попробует вам загадать загадку и своими словами опишет букву.
11. Письмо на спине.
Малыш не только будет совершенствоваться в чтении, но и получит неплохой
расслабляющий массаж, когда мама на его спине будет чертить буквы, слоги
и слова.
12. Допиши букву.
Суть задания ясна из названия. Самостоятельно изготовьте карточки с
недописанными буквами, пропустите отдельные элементы. Задача ребенка –
восстановить неполноценную графему. Упражнение направлено на развитие
зрительного внимания и воображения, а также на дифференциацию
смешиваемых букв.
13. Назови ласково.
Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.
16. Непослушные слова.
Стул – стульчик, стол – столик, дерево – деревце и пр.
16. Непослушные слова.
«Слова баловались и стали не на свои места. Интересно, что же было
написано. Давай починим предложение». Можно для помощи использовать
картинки.
Вывод.
Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс
обучения ребенка, на его психическое и речевое развитие.
При подборе заданий необходимо учитывать следующие принципы:
поэтапного усложнения заданий, большое количество упражнений,
доводимые вырабатываемые временные связи у ребенка до полной
автоматизации. Также учитываются обще дидактические принципы:
индивидуального подхода, доступности, наглядности, конкретности.
Методы коррекции дислексии
Выбор методов коррекции дислексии зависят от того, на каком этапе овладения чтением
находится конкретный ребенок. Упрочение звуко-буквенных связей При наиболее тяжелом
варианте дислексии, когда слабо усвоены даже звуко-буквенные связи, необходимо: 1.
Одновременно с развитием речевых предпосылок чтения формировать стабильный графический
образ буквы (графемы) на полианализаторной основе. Для этого широко используются
упражнения, предложенные в 1913 году М. Монтессори, такие, как: обводка пальцем контура
выпуклых рельефов букв, дермолексия (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а тот должен
опознать ее), тактильное опознание «наждачных» букв и т. п. Дополнительная опора на
кинестетический анализатор облегчает дифференциацию букв. Кроме того, по мнению D. Bakker
(1990), при Р-типе дислексии это следует делать правой рукой Нарушения письма и чтения ТЕМА
№7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа
профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 5 (стимуляция
гипоактивного левого полушария), а при L-типе
левой рукой (для стимуляции правого
полушария). 2. Для этой же цели подходит задание «Группировка стилизованных букв». Ребенку
предлагают сгруппировать одинаковые буквы. На начальном этапе овладения чтением дети с
дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Это
создает дополнительные трудности в чтении. Для преодоления этого препятствия можно
использовать: а) цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят
снеговика (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например красным); б)
целесообразно включать в занятия упражнения по делению слов текста на слоги. Ребенку дается
текст и предлагается вертикальными черточками разделить все слова на слоги. Для тренировки
навыка синтеза слов из слогов при чтении необходимо развивать способность к запоминанию
последовательных серий слогов и операции последующего синтеза их в симультанный
(одновременный) комплекс. Для этого могут быть рекомендованы следующие упражнения: а)
ребенку последовательно демонстрируются поодиночке карточки со слогами, из которых он
мысленно должен составить слово. При этом каждая следующая карточка закрывает предыдущую.
Начинать следует с двусложных слов, постепенно их удлиняя. б) синтез слов из слогов при одном
постоянном и одном сменяющемся слоге: -жа -бан -дух бал- ро -са ка -зак воз -растбул- ка -ма -лач
-чик бан- Нарушения письма и чтения ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена
Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки
«Дефектология. Логопедия» Страница 6 в) игра «Помоги Незнайке!»: «Незнайка перепутал
местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА, МУ («мука»), ДА, ВО («вода»), ЛО, МО, КО
(«молоко») и т. п. Автоматизация слогослияния В тех случаях, когда алфавит усвоен, основные
усилия сосредоточиваются на формировании и автоматизации навыков слогослияния или чтения
целыми словами. Эффективным методом достижения этого является предлагаемая ниже
методика, разработанная в 1994-1996 годах и апробированная нами более чем на 200 детях с
дислексией. Анализ результатов показывает, что при своевременном начале работы (1-2-й класс)
положительного эффекта удается достичь в 60-70% случаев тяжелой дислексии. Дети, не
владеющие слогослиянием, пытаются угадывать нужный слог, опираясь на смысловой и звуковой
контекст. Это порождает большое количество ошибок и тормозит перестройку навыка чтения.
Чтобы избежать этого, целесообразно на начальных этапах коррекции использовать
преимущественно слоговой материал. В этом случае угадывание становится невозможным.
Ребенок вынужден опираться при выполнении задания только на навык слогослияния. Опыт
работы с детьми, страдающими дислексией, показывает, что традиционными методами обучить
их слиянию довольно трудно, а иногда и невозможно. В качестве альтернативы можно
предложить полуглобальный метод. Его основное отличие от аналитико-синтетического метода
заключается в том, что ребенку создаются условия для запоминания слогов целиком, как
целостной единицы чтения, минуя процедуру слияния. Для этого используются слоговые таблицы,
аналогичные нижеприведенным. MA OK ИМ БА СО АЛ ЕЛ ME АШ РИ AM КУ ЛЕ УМ МИ ГО ЛЕ ИЛ СА
ПУ ОМ СУ BE СИ ОК ПИ КО AM МУ БУ ЛИ БЕ ЗО ТУ ОР ИМ ЛЯ УС ДО Нарушения письма и чтения
ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 7 ОС БИ ПА
АС ШИ УК РУ BE ИЛ ЧУ ХА ДИ ИК ЛИ ИР СО СЕ ПО ША РО МИ УТ Педагог в случайном порядке
называет слоги таблицы и предлагает ребенку максимально быстро указать соответствующий слог
в таблице и прочитать его. При этом слитное прочтение найденного слога облегчается
предшествующим называнием его преподавателем. Требование быстро найти слог понуждает
ребенка к глобальному его опознанию, что намного ускоряет поиск по сравнению с побуквенным
прочтением каждого слога. На начальном этапе у детей с тяжелыми нарушениями для облегчения
поиска используются 9-клеточные таблицы, позднее
16- и 36-клеточные. При дислексии средней
тяжести можно начинать сразу с 36-клеточных таблиц. В каждой таблице должны присутствовать
как прямые, так и обратные слоги того же буквенного состава (например, МО и ОМ), с мягкими и
твердыми согласными (МИ и МЫ, ЛА и ЛЯ). Обратные слоги со звонкими согласными следует
исключить, так как при произнесении они оглушаются. В течение одного занятия ребенок работает
с парой таблиц. Фиксируется время, затраченное на работу с одной таблицей (36-клеточной). Для
удобства работы заранее составляются списки (таблицы) тех же 36 слогов, входящих в
тренировочную таблицу, но расположенных в иной последовательности, по которым
преподаватель диктует ребенку слоги. Контроль выработки автоматизации осуществляется по
показателю динамики времени, затраченного на одну таблицу. В процессе ежедневной работы с
парой таблиц время поиска постепенно сокращается, а затем стабилизируется. Например: 1-й
день
5 минут, 9-й день
4 минуты 20 секунд, 15-й день
4 минуты, 25-й день
3,5 минуты, 28-й
день
3 минуты. С двадцать девятого дня уже пора переходить к новой паре таблиц аналогичной
сложности, но другого слогового состава. Нарушения письма и чтения ТЕМА №7. Коррекция
дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной
переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 8 Таблицы одного и того же уровня
сложности (в данном примере
с открытыми слогами) даются на занятиях до тех пор, пока уже в
первый день работы с новой таблицей время поиска не оказывается близким к 3 минутам (для 36-
клеточной таблицы). Это будет означать, что данный тип слогов автоматизирован и можно
перейти к тренировке более комплексных слогов. Например - к таблицам с трехбуквенными
слогами типа СГС: ШОЛ СИЛ ЖЕМ ПИТ МАЛ ТЕС ВИТ КАР ПАЧ КИМ ПОЧ КАТ ЧОП ДЫР СЕТ ФЕТ ДИС
МИХ ГАМ ПУТ ВАН РУМ БЕЛ РОЧ РИЧ СИР ЛОМ СИЕ ЛАП ФАШ ФУМ ЛАШ ТАК МУФ ЧИХ PET ЛОМ
КОЧ САР ЧИЛ ГОР ХОМ КЕТ БАН МАП ТИП ЦЫК КЕМ РАС ДЕЛ КУР САП ТАШ ЛИЧ ПИМ ВЫР ЛИЧ ВУЛ
ЛИС ТАС РУК ПИТ ШАТ ГОМ ШУК ФЕХ МОЛ ТЕК ДИМ МЕК ЛИЦ ШАТ У разных детей на освоение
одного типа слогов уходит весьма разное количество времени: от 1 мес. до 1 года. Подобные
упражнения дают хороший эффект при регулярном применении (6-7 раз в неделю). Ежедневно
работая с подобным материалом, ребенок непроизвольно запоминает слоги, входящие в
таблицы. Как только ребенок начинает справляться с очередной таблицей достаточно быстро и без
ошибок, следует переходить к следующей с новым составом слогов. Постепенно ребенок не
только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный «словарь» слогов. Если при
первичном обследовании выяснилось, что слоги типа СГ, ГС у ребенка автоматизированы,
коррекция начинается сразу с автоматизации слияния слогов типа СГС. Принципы и тактика работы
те же, что и в варианте, описанном выше. Далее последовательно отрабатываются Нарушения
письма и чтения ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО
«МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 9
открытые слоги со стечением согласных и слова со стечением согласных. Таблица со словами
используется так же. куст кран стол брак звон клен брань плот мост мрак полк сорт кровь свет
дождь пасть бант винт плоть борт кисть болт шанс горсть кость пирс кольт стан враг тост торт слет
стул бинт факт лесть Однако в этом случае менять таблицы приходится чаще, так как ребенок
быстро их выучивает наизусть и тренировочный эффект пропадает. Слоговые таблицы можно
использовать и по-другому. Ребенку предлагаются таблицы и соответствующие им слова,
состоящие из слогов, входящих в таблицу. В процессе работы педагог по очереди называет слова,
а задачей ребенка является отыскивание в таблице слогов, из которых они состоят, в правильной
последовательности (соответствующей порядку их следования в слове). ТЫ ЛИ ЖИ КИ ГА СО БЕ ШО
ГИ ME КА КО ПО СИ ВЫ РА ВИ ГО BE МУ РО ЛО СЫ ЛЕ НА ДЫ НО ВО ТА РЫ НЫ БА ЛЮ НЯ ЯБ ПА ХО
СА РЕ ПА ПИ МО камера, колесо, барыня, хорошо, сирота, канаты, вера, кора, раковина, гора, вино,
пора, берега, пара, дыра, сапоги, пироги, волосы, ворота, высота, лимоны, лисица, яблоки, яблоня,
мужики Следующий прием создает условия для целостного опознания слов, стимуляции
понимания прочитанного и развития кратковременной словесной памяти. Материал для занятий
включает текст и таблицу, составленную из слов, входящих в этот текст, но расположенных в
случайном порядке. Преподаватель читает текст вслух по одному предложению (на начальном
этапе длинные предложения можно называть в два приема), а ребенок должен отыскать в
таблице слова, входящие в прочитанное предложение в соответствующей последовательности.
Нарушения письма и чтения ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н.
НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия»
Страница 10 ТЕКСТЫ: Несла Жучка кость через мост. Видит, в воде ее тень. Решила Жучка, что в
воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту отнять. Ту не забрала, а своя ко дну
пошла. Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
Галке нельзя было достать. Она начала кидать в кувшин камушки и столько накидала, что вода
поднялась и можно было пить. Тексты целесообразно подбирать адекватные по слоговой
структуре слов относительно оперативных единиц чтения, сформированных у ребенка (состоящие
преимущественно из слогов СГ, ГС или СГС или включающие слоги ССГ, ССГС). Материал для чтения
текстов необходимо подбирать в соответствии с уровнем сложности сформированных
оперативных единиц чтения. При этом важнейшим показателем сложности текста является
ритмическая и слоговая структура слов. На необходимость учитывать этот показатель при подборе
текстов, предлагаемых детям на начальном этапе освоения чтения, указывал еще Л. Н. Толстой.
Тексты составленного им букваря являются наглядной иллюстрацией этого. По мнению Швачкина
(1948), Л. И. Румянцевой (1952), подбор текстов букваря должен производиться с постепенным
усложнением ритмической и слоговой структуры слов. Начинать следует с простых двусложных
слов с хореической (ЛЕТО, ЛУЖА) и ямбической (ЛИСА, ВОДА) ритмической структурой, затем
вводятся трехсложные слова с размером амфибрахий (КОРОВА, ПИЛИЛИ, БЕЖАЛА), затем
дактиль (ДЕРЕВО, ВЕСЕЛО) и анапест (БЕРЕГА, ПИРОГИ). В такой же последовательности вводятся
слова со стечением согласных. По данным Л. И. Румянцевой (1952), слова со структурой ГССГ
(АРКА, ОКНО, ЕЛКА) вызывают при чтении большие затруднения, чем Нарушения письма и чтения
ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 11
вышеприведенные СГСГ. Существенное значение имеет расположение стечения согласных по
отношению к ударному слогу. Наиболее легкой конструкцией являются слова, в которых стечение
согласных находится в предударной позиции. К сожалению, в учебных пособиях для чтения,
предлагаемых даже в 1-м класс, вышеуказанные характеристики практически не учитываются.
Поэтому для работы с детьми, страдающими дислексией, необходимо специально подбирать и
адаптировать тексты для чтения, согласуя их не с хронологическим возрастом и классом, в
котором учится ребенок, а с «возрастом чтения». Упражнения со слоговыми таблицами в большей
мере способствуют формированию навыка чтения «про себя». В конечном счете, этот вид чтения и
является главной целью обучения. Однако первые 3 года учебы в школе детям часто приходится
читать вслух. Поэтому этот вид чтения развивать тоже необходимо, хотя он и является лишь
промежуточной стадией в процессе овладения беглым автоматизированным чтением. Уместно
включать в общий комплекс занятий упражнения с тахистоскопом. С помощью этого аппарата
материал для чтения предъявляется на экране на очень короткое время. Чтобы успеть при этом
прочитать слово или слог, ребенок вынужден пытаться опознавать слоги или слова целиком,
глобально. В процессе тренировки следует выбирать минимальную экспозицию, при которой
ребенок еще в состоянии опознать слог. Упражнения с тахистоскопом используются одновременно
с таблицами, но материал для слайдов должен быть на порядок сложнее, чем в таблицах.
Например, если на определенном этапе ребенок работает с таблицами открытых слогов, то
слайды должны содержать закрытые слоги. В ряде случаев дети с дислексией во время чтения
теряют строку, пропускают слоги (читают последующий слог, не прочитав предыдущий),
затрудняются в выделении слогов в напечатанном слове, возвращаются Нарушения письма и
чтения ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 12 взглядом
к уже прочитанной части слова и повторяют ее. Для преодоления таких трудностей полезен прием
чтения с «окошечком» [Matejcek Z., 1972]. Существуют три модификации данного приема, которые
используются последовательно: а) листком бумаги или полупрозрачной (лучше цветной) пленки с
вырезанным в нем прямоугольным отверстием размером в слог прикрывается читаемая строка.
Ребенок (на начальных этапах это делает учитель) передвигает лист по строке и последовательно
читает слоги, появляющиеся в «окошечке», при этом темп чтения несколько замедляется, но
исчезают ошибки, связанные с трудностями определения границ слога, и те, которые являются
результатом попыток угадывания слога; б) второй вариант заключается в использовании
«окошечка», открытого влево, и позволяет оградить ребенка от интерферирующего влияния
непрочитанной части слова. Этот прием оставляет ребенку возможность при необходимости
вернуться к прочитанной части слова. По данным Т. Г. Егорова (1962), данный прием существенно
улучшает понимание прочитанного; в) третий вариант «окошечка», открытого вправо, исключает
возможность возврата к уже прочитанному, тем самым стимулируя удержание этого в памяти. При
некотором форсировании перемещения «окошечка» по строке можно стимулировать ускорение
темпа чтения. Обычно в процессе коррекции эти приемы последовательно сменяют друг друга:
сначала (а), затем (б) и после этого (в). В коррекционном курсе необходимо предусмотреть
упражнения, развивающие выразительность чтения и правильную постановку ударения. Для этого
уместно использовать чтение-инсценировку рассказов или сказок с распределением ролей между
детьми. Этому способствуют и некоторые специальные упражнения: Нарушения письма и чтения
ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ»
Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 13 а) чтение
слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической и слоговой структурой. Как показали
эксперименты Л. А. Румянцевой (1952), детям легче читать группы слов, которые имеют
одинаковую слоговую и ритмическую структуру. По мере продвижения в технике чтения даются
группы до 50 слов: двусложные, трехсложные со слогами типа СГ, ГС (ЛУНА, КУЧА, КОРОВА),
двусложные и трехсложные типа СГСГС, СГСГСГС (ВЕНОК, МОЛОТОК), односложные, двусложные и
трехсложные слова со стечением согласных (ЛИСТ, АРКА, ПОЕЗД, ВОЛКИ, СТЕНА, СТАКАН,
СТУПЕНИ, КАРТОЧКА); б) чтение, дифференциация и объяснение смысла слов, различающихся
только ударением (слов-омографов): пили – пили;мука – мука; село – село; ношу – ношу; вина –
вина; замок – замок; хлопок – хлопок; полки - полки; в) чтение и исправление предложений, где
нужное слово ошибочно заменено на слово-омограф: В мешок была насыпана мука. Саша и
Андрей пили молоко. Сережа на уроке математики вычитал из одного числа другое. И. Н.
Садовникова (1995) в своей книге приводит еще ряд упражнений, рассчитанных на постановку
выразительного чтения. Формирование понимания текста Как показывает практика, в
большинстве случаев у детей с дислексией в определенной степени нарушено полноценное
понимание прочитанного [М. Коул, 1989]. Проявляется это преимущественно в сфере
прагматического использования информации, содержащейся в тексте. При этом формальная
проверка понимания путем пересказа может дать весьма приличные результаты. При некоторых
вариантах дислексии у детей понимание прочитанного страдает серьезно. В связи с этим
специальная работа по Нарушения письма и чтения ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович
Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки
«Дефектология. Логопедия» Страница 14 развитию способности к полноценному пониманию
печатных текстов представляется необходимой во всех случаях. 1. В процессе работы обязателен
контроль понимания прочитанного путем пересказа или подбора сюжетных картинок,
соответствующих фрагменту текста или предложению. 2. М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт и И. 3.
Постоловский (1990) предлагают разработанную ими систему проверки и выработки навыков
самоконтроля понимания прочитанного при чтении «про себя». После того как дети заканчивают
чтение текста, им предлагаются проверочные задания одного из 4 типов. Проверочные задания 1-
го типа. Короткие (одно-, трех-фразные) тексты заканчиваются вопросами: «Почему?» (или
«Зачем?»). Данные для ответа на вопрос в тексте непосредственно не содержатся. Пример:
«Собака погналась за кошкой. Кошка взобралась на дерево. Собака остановилась. Почему?»
Проверочные задания 2-го типа. В коротком тексте пропущено одно слово, значение которого
становится ясным из контекста. Читающему предлагается выбрать пропущенное слово из двух
предложенных. Примеры: «Чем я буду есть суп? Дай мне...» а) вилку, б) ложку. «Почисти
картошку! Я буду...» а) есть, б) варить. Проверочное задание 3-го типа. После каждого короткого
рассказа дается контрольное предложение, которое либо согласуется со смыслом, либо
противоречит ему. Дети должны сделать правильный выбор. Пример: «Была буря. Она повалила
дерево. Дерево лежит на земле. Детям его жалко. Ведь они его посадили». Дерево было старым
(да или нет?). Дети должны обосновать свой ответ. Проверочное задание 4-го типа. После каждого
рассказа (примерно 10- 15 фраз) дается от 3 до 5 контрольных предложений, часть из которых
Нарушения письма и чтения ТЕМА №7. Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н.
НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия»
Страница 15 согласуется со смыслом рассказа, а часть нет. Часть из них (А) предназначены для
проверки понимания конкретного содержания текста, а другая (Б)
обобщенного. Пример:
«Скоро праздник. В доме уборка. Мама моет окна. Я помогаю маме. Папа красит балкон. Я
помогаю то папе, то маме. Мы закончили уборку к обеду. Вошла бабушка и сказала: «Какие вы
молодцы!» Контрольные предложения: 1. Скоро выходной. 2. Мама моет окна. 3. Папа читает
газету. 4. Бабушка хвалила нас. 5. Мы работали дружно. Нарушения письма и чтения ТЕМА №7.
Коррекция дислексии. Филипович Елена Ивановна, к.п.н. НОЧУ ВПО «МСГИ» Программа
профессиональной переподготовки «Дефектология. Логопедия» Страница 16 Список литературы 1.
Лалаева Р. И. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция / Р. И.
Лалаева, Л. В. Бенедиктова. – Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2004. – 224 с. 2. Оморокова М. И.
Преодоление трудностей. Из опыта обучения чтению / М. И. Оморокова, И. А. Рапопорт, И. З.
Постоловский.- М.: Просвещение.