Напоминание

"Общеразвивающая программа по учебному предмету музыкальный инструмент (фортепиано)"


Автор: Казакова Людмила Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Майнская детская школа искусств им. В.Н.Кашперова"
Населённый пункт: р.п. Майна Майнского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Общеразвивающая программа по учебному предмету музыкальный инструмент (фортепиано)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Майнская детская школа искусств им. В.Н. Кашперова»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

Музыкальный инструмент (фортепиано)

Разработчик программы –преподаватель по классу фортепиано МБУ ДО

«Майнская ДШИ им. В.Н.Кашперова» Казакова Людмила Александровна

р.п. Майна

2017 г.

Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка

-

Характеристика

учебного

предмета,

его

место

и

роль

в

образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

-

Объем

учебного

времени,

предусмотренный

учебным

планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

-

Описание

материально-технических

условий

реализации

учебного

предмета

II.

Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.

Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV.

Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.

Методическое обеспечение учебного процесса

VI.

Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

I. Пояснительная записка

1.1.

Характеристика

учебного

предмета,

его

место и

роль

в

образовательном процессе

Программа

учебного

предмета «Музыкальный

инструмент

(фортепиано)» разработана

на

основе «Рекомендаций

по

организации

образовательной

и

методической

деятельности

при

реализации

общеразвивающих

программ

в

области

искусств»

, утвержденных

приказом

Министерства

культуры

Российской

Федерации,

а

также

с

учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства

преподавателей Майнской ДШИ.

Обучение детей игре на фортепиано является одним из важных

направлений образовательной деятельности.

Современная музыкальная педагогика должна учитывать большую

загруженность детей в общеобразовательных школах, а также их желание

наряду с занятиями в музыкальной школе посещать танцевальные студии,

спортивные

секции,

осваивать

иностранные

языки

и

т.д.

Педагоги

должны, учитывая все эти обстоятельства, находить эффективные формы

работы,

направленные

на

то,

чтобы

уроки

по

учебному

предмету

«Фортепиано»

проходили

качественно

и

с

максимальной

пользой

для

ученика.

Исторические

корни

появления

этой

учебной

дисциплины

надо

искать

ещё

в

начале XIX

века.

Выдающийся

русский

композитор

Римский-Корсаков уже указывал на первостепенную значимость игры на

фортепиано,

как

неотъемлемую

часть

воспитания

музыканта

на

всех

этапах

обучения.

Он

писал:

«Фундамент

музыкальной

профилизации

должен закладываться с детских лет через обучение пению или игре на

инструменте (особенно фортепиано), что создаёт наиболее благоприятные

условия

для

развития

природных

музыкальных

данных

и

общей

музыкальной культуры».

Данная программа учитывает реальные возможности большинства

учащихся, не снижая требований к качеству обучения и воспитания.

Помимо

тщательной

подготовки

программы

для

публичного

выступления, в работе постоянно должны присутствовать произведения,

изучаемые

в

порядке

ознакомления

для

расширения

музыкального

кругозора, накопления репертуара и развитие основного навыка – навыка

разбора и чтения нотного текста.

1.2. Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая

программа

рассчитана

на

двухгодичный

срок

обучения. Продолжительность учебных занятий – 34 недели в год.

Программа рассчитана на детей, окончивших одно из отделений

ДШИ,

но

по

возрасту

желающих

продолжить

музыкальное

обучение.

Данная

программа

предполагает

достаточную

свободу

в

выборе

репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого

обучающегося.

Недельная

нагрузка

по

предмету «Музыкальный

инструмент

(фортепиано)» составляет 2 часа в неделю. Из них одно занятие проходит

в индивидуальной форме, второе - ансамблевое музицирование.

Эффективным способом музыкального развития детей является игра в

ансамбле, в том числе, с педагогом, позволяющая совместными усилиями

создавать художественно-осмысленные трактовки произведений, развивающая

умение слушать друг друга, гармонический слух, формирующая навыки игры

ритмично,

синхронно.

Ансамблевое

музицирование

доставляет

большое

удовольствие

ученикам

и

позволяет

им

уже

на

первом

этапе

обучения

почувствовать себя музыкантами, так как является одной из самых доступных

форм ознакомления учащихся с миром музыки. Творческая атмосфера этих

занятий предполагает активное участие детей в учебном процессе. При этом

каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, независимо от

уровня его способностей в данный момент, что способствует психологической

раскованности,

свободе,

дружелюбной

атмосфере. А

позитивные

эмоции

всегда являются серьезным стимулом в индивидуальных занятиях музыкой.

1.3.

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной

работы,

нагрузки,

Всего часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

Количество

недель

34

34

Аудиторные

занятия

Фортепиано

34

34

136

Ансамбль

34

34

Самостоятельная

работа

Фортепиано

34

34

136

Ансамбль

34

34

Максимальная

учебная нагрузка

136

136

272

1.4. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Музыкальный инструмент

(фортепиано)» при 2-летнем сроке обучения составляет 272 часа. Из них:

136 часов – аудиторные занятия, 136 часов – самостоятельная работа.

1.5. Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в индивидуальной форме

и мелкогрупповых

занятий (от 2-х человек), а также концертные выступления: конкурсы,

фестивали, внутришкольные концерты. Индивидуальная и мелкогрупповая

формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в

соответствии

с

принципами

дифференцированного

и

индивидуального

подходов.

1.6. Цель учебного предмета

Цель: развитие музыкально-творческих способностей обучающегося на

основе приобретенных

им

базовых

знаний,

умений

и

навыков

в

области фортепианного исполнительства,

эстетического вкуса и общей

культуры.

Создание условий для развивающего обучения и устойчивого

интереса

к

самостоятельной

деятельности

в

области

музыкального

искусства.

1.7. Задачи учебного предмета

– продолжить развитие общей музыкальной грамотности обучающегося

и

расширение

его музыкального

кругозора,

а

также

воспитание

в

нем

любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

владение

основными

видами

фортепианной

техники

для

создания художественного

образа,

соответствующего

замыслу

автора

музыкального произведения;

– формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры

на фортепиано

с

учетом

возможностей

и

способностей

обучающегося;

усовершенствование

владения основными видами штрихов - non legato,

legato, staccato;

– продолжить развитие

музыкальных

способностей:

ритма,

слуха,

памяти, музыкальности, эмоциональности;

овладение

основами

музыкальной

грамоты,

необходимыми

для владения

инструментом

фортепиано

в

рамках

программных

требований;

обучение

навыкам

самостоятельной

работы

с

музыкальным

материалом, чтению с листа нетрудного текста, игра в ансамбле;

владение

средствами

музыкальной

выразительности:

звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

–совершенствование

навыков

публичных

выступлений,

а

также

интереса к музицированию.

Обучение

должно

соединять

в

себе

два

главных

и

взаимосвязанных

направления.

Одно

из

них

формирование

игровых

навыков

и

приемов,

становление

исполнительского

аппарата.

Второе

-

развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе,

аккомпанирования, подбора по слуху.

1.8. Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

распределение учебного материала по годам обучения;

описание дидактических единиц учебного предмета;

требования к уровню подготовки учащихся;

формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация;

методическое обеспечение учебного процесса.

В

соответствии

с

данными

направлениями

строится

основной

раздел

программы «Содержание учебного предмета».

1.9. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

- практический (освоение приемов игры на инструменте;

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные

впечатления).

1.10. Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета

Реализация программы предмета требует наличия учебного кабинета

(класс для индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета: 1-2 фортепиано.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам

и

фондам

аудио

и

видеозаписей

школьной

библиотеки.

Во

время

самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для

сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными

изданиями, учебно-методической и нотной литературой.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 год обучения

Совершенствование

навыков

игры

на

фортепиано,

основных

приемов

игры, углубленное изучение штрихов non legato, legato, staccato. Подбор по

слуху популярных композиций, чтение с листа более сложного нотного текста,

игра

в

ансамбле.

Упражнения

на

развитие

пальцевой

т ехн и ки ,

приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.

Гаммы

диезные

мажорные

и

минорные

,по

выбору

преподавателя

в

четыре октавы. Тонические трезвучия (четырехзвучные) с обращениями двумя

руками, арпеджио короткие, ломаные, длинные, D 7, Ум вв7, хроматическая

гамма.

В течение года обучающийся должен пройти 10-12 разнохарактерных

произведений, 3-4 ансамбля. В первом полугодии проводится технический зачет

(одна гамма, один этюд, термины), академический концерт ( два произведения).

В конце учебного года проводится переводной экзамен, на котором исполняется

2-3 произведения (одно из произведений – ансамбль). Участие в конкурсах

обучающихся может приравниваться к сдаче переводного экзамена. По итогам

каждой четверти преподавателем выставляется оценка.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения:

Бах И. С. Двухголосные инвенции: до мажор, си бемоль мажор, ля минор

Бах И.С. Французские сюиты

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр.1 №1,3,5-8,11,12; Тетр.2

№1.2.3,6

Бах Ф.Э. Фантазия до минор

Гендель Г. 12 легких пьес: Сарабанда с вариациями, Куранта

Глинка М. Четыре двухголосные фуги: Фуга ля минор

Гендель Г. Каприччио соль минор, пассакалия соль минор, Сюиты Соль

мажор, ре минор, ми минор

Этюды

Беренс Г 32 избранных этюда из соч.61 и 88

Бертини А. 28 избранных этюдов соч.29 и 32

Киркор Г. Соч. 15 двенадцать пьес-этюдов №4

Лак Т. Соч.75 Этюды для левой руки

Соч.172 Этюды

Лемуан А. Соч.37 Этюды №28-30,32,33,36,37,41,44,48,50

Лешгорн А. Этюды соч.66

Майкапар С. Соч.31 Прелюдия-стаккато

Парцхаладзе М. Три пьесы: Этюд

Черни К. Избранные фортепианные этюды под ред.Гермера Г. Часть

2 №6,8,12

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано вып.2 (по выбору)

Школа фортепианной техники вып.1 сост.В.Натансон, В.Дельнова (по выбору)

Произведения крупной формы

Беркович И. Концерт Соль мажор

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор ч.2

Вебер К Сонатина до мажор ч.1

Диабелли А соч.151 Сонатина Соль мажор

Дюссек И. Сонатина соль мажор

Клементи М соч.36 Сонатины: №3 До мажор, №4 Фа мажор, №5 Соль

мажор

Кулау Ф. соч.55 №1 Сонатина До мажор

Й. Гайдн Соната по выбору

Моцарт В. Шесть сонатин: №1 До мажор, №4, Си-бемоль мажор

Чимароза Д. Сонаты: соль минор, Ми-бемоль мажор

Шуман Р. Соч.118 детская соната ч.1

Библиотека юного пианиста вып.3 сост. В.Натансон: Жилинский А. Сонатины:

соль минор, ми минор

Кабалевский Д. соч. 40 №1 Вариация ре мажор, соч. 51 Легкие вариации

на тему словацкой народной песни

Щуровский Ю. Украинская сонатина

Пьесы

Аракишвили Д. Семь кавказских народных танцев: Грузинская лезгинка

Барток Б. Вечер у скейев

Детям тетр.2 №32-37

Гладковский А. Детская сюита: маленькая танцовщица

Глиэр Р. Альбом фортепианных пьес: соч:31 №3 Колыбельная, №11

Листок из альбома; соч.34 №15 Русская песня; соч.35 №8 Арлекин; соч.43 №3

Мазурка, №4 Утро, №7 Ариетта; соч.47 №1 Эскиз.

Григ Э.

соч.12 Лирические пьесы: Вальс, Песня сторожа, Танец

эльфов, Песня родины

Даргомыжский А. Вальс ( «Табакерка»)

Дварионас Б Маленькая сюита: Вальс ля минор

Кабалевский Д Соч.14 Из пионерской жизни (по выбору)

Соч.27 Избранные пьесы: Шуточка, Скерцо

Косенко В. Соч. 15 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, Дождик,

Мазурка, Сказка, Балетная сцена

Львов – Компанеец Д. Детский альбом: Юмореска

Люлли Ж. Гавот соль минор

Майкапар С. Соч.8 Маленькие новеллетты: Мелодия

Соч.33 Элегия

Моцарт В. Жига, Престо си-бемоль мажор

Прокофьев С.

"Детская музыка" (по выбору)

Соч.22 Мимолетности (по выбору)

Смирнова Сборник «Аллегро» (кроме вып. 1)

Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Еж, Веселый клоун,

Новый Лондон, Шотландский народный танец.

Чайковский П. Соч.39 Детский альбом: Шарманщик поет, Камаринская,

Песня жаворонка, Полька, Вальс

Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс

Детская тетрадь: заводная кукла

Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества

Детские сцены

Эшпай А. Перепёлочка

Ансамбли

Балакирев М.

" На Волге", "Хороводная

Бах И. Гавот из английской сюиты соль минор

Бетховен Л.

" Контрданс". Соч.6, Соната Ре мажор в 4 руки

Бизе Ж.

" Хор мальчиков " из оперы "Кармен"

Бизе Ж. Болеро из оперы «Кармен»

Бородин А.

«Полька» в 4 руки

Блантер М. «Футбол» (спортивный марш)

Брамс И.

Ор.39 Два вальса для 2-х ф-но (авторская редакция)

Брамс И. «Колыбельная»

Вебер К.

Ор.60 Пьесы №№ 1, 24 для ф-но в 4 руки

Вебер К.

Вальс из оперы " Волшебный стрелок"

Гаврилин В.

"Часики" из цикла "Зарисовки"

Гайдн Й.

"Учитель и ученик"

Гайдн Й. «Менуэт быка»

Григ Э. «Пер Гюнт», Норвежские танцы

Григ Э. «В лесу»

Глинка М.

«Полька», " Марш Черномора" из оперы " Руслан и

Людмила"

Глиэр Р.

Ор.61 №20 "Рожь колышется" для 2- х ф-но в 4 руки

Кемпферт Б. «Путники в ночи»

Куперен Ф.

"Кукушка"

Легран М. «Французская тема»

Мак -Доуэлл Э.

"К дикой розе"

Мартини Дж. «Гавот»

Мендельсон Ф. Свадебный марш из музыки к комедии Шекспира

«Сон

в летнюю ночь»

Моцарт В.

Сонаты для ф-но в 4 руки До мажор и Си бемоль мажор

Моцарт В.

"Весенняя песня"

Моцарт В. «Колыбельная»

Прокофьев С.

Гавот из "Классической симфонии" для 2-х ф-но в 8 рук

Прокофьев С.

"Петя и волк" (для ф-но в 4 руки, перелож. В.Блока)

Равель М.

"Моя матушка-гусыня", 5 детских пьес в 4 руки

Рахманинов С.

"Итальянская полька" (1 авторская редакция) в 4 руки

Родригес Х. «Кумпарсита»

Родригес Х. «Жаворонок»

Ребиков В. « Лодка по морю плывет»

Р.-Корсаков Н.

Колыбельная из оперы “Сказка о царе Салтане”

Свиридов Г.

"Романс"

Соловьев-Седой В. «Подмосковные вечера»

Чайковский П.

"Колыбельная в бурю"

Чайковский П.

Вальс из балета " Спящая красавица"

Чайковский П.

"Уж ты, поле мое, поле чистое"

Хачатурян А.

"Танец девушек"

Шостакович Д.

"Контрданс", "Вальс", "Шарманка", "Галоп" «Романс» из

сюиты к

к/ф "Овод" (переложение для 2- х ф-но Богомолова)

Шостакович Д. «Колыбельная»

Фрид Г.

«Чешская полька» Фа мажор

Флисс Б. «Колыбельная»

Хренников Т. «Колыбельная Светланы»

Хренников Т. «Московские окна»

Шитте Л.

«Чардаш» Ля мажор

Шеринг «Колыбельная»

Шмитц «Принцесса танцует вальс»

Шуберт Ф.

Ор.61 Два полонеза в 4 руки, ор.51 Три военных марша

в 4 руки

Шуман Р. Ор.85 № 4 " Игра в прятки", №6 "Печаль" в 4 руки из

цикла «Для маленьких и больших детей"

Примеры экзаменационных программ

Вариант 1

Шитте Л. Соч.68 Этюд №3

Гайдн Й. Соната соль мажор ч.2,3

Чайковский П. Вальс

Шеринг «Колыбельная»

Вариант 2

Беренс Г. 32 избранных этюда №23

Чимароза Д. Соната соль минор

Шуман Р. соч.68 Маленький романс

Чайковский П. Вальс из балета " Спящая красавица"

Вариант 3

Черни К. Соч. 299 этюд №1

Бетховен Л. Сонатина (Легкая соната) до мажор ч.1

Барток Б. Вечер в деревне

Хренников Т. «Московские окна»

2 год обучения

Второй

год

обучения-

заключительный

в

данной

образовательной

программе.

Получая

новые

знания,

ученик

в

то

же

время

готовится

к

выпускному

экзамену.

Совершенствование

навыков

игры

в

ансамбле,

продолжение работы над совершенствованием приемов игры на фортепиано,

работа

над

упражнениями,

формирующими

правильные

игровые

навыки.

Чтение с листа.

Гаммы

бемольные

по

выбору

преподавателя

четыре

октавы

двумя

руками.

Тонические

трезвучия

(4-х-звучные)

с

обращениями

двумя

руками. Короткие, ломаные, длинные арпеджио двумя руками в четыре октавы.

В течение года обучающийся должен пройти:

– 1-2 полифонические пьесы;

– 1 произведение крупной формы;

– 3-4 этюда;

– 3-4 пьесы;

– 3-4 ансамбля.

В первом полугодии учащийся сдает технический зачет (одна гамма, один

этюд,

термины),

первое

прослушивание

выпускной

программы

(1-2

произведения). Во втором полугодии- второе и третье прослушивание (1-2

произведения).

В

конце

учебного

года

проводится

выпускной

экзамен,

на

котором исполняется 3-4 произведения (по решению преподавателя одно их

которых - ансамбль). Участие в конкурсах обучающихся может приравниваться

к

сдаче

выпускного

экзамена.

По

итогам

каждой

четверти

преподавателем

выставляется оценка.

Примерный репертуарный список

Полифонические произведения

Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги (по выбору)

Двухголосные инвенции (по выбору)

Трехголосные инвенции (по выбору)

Французские сюиты (по выбору)

Бах И.С. ХТК 1 том, на выбор

Гендель Г. Сюита соль мажор, Пассакалия

Избранные произведения для фортепиано Сост. И ред. Л. Ройзмана. Шесть

маленьких фуг: №4 Ре мажор, №5 Фа мажор, №6 До мажор.

Кабалевский Д. Прелюдии и фуги (по выбору)

Этюды

Беренс Г. Соч. 61 и 88 32 избранных этюда: №13-15, 26-29

Бертини А. 28 избранных этюдов соч.29 и 32: № 15-18, 20, 22-25

Киркор Г. Соч.15 Двенадцать пьес-этюдов: №8 Ля мажор, №9 До

мажор, №10 Ми мажор, №11 си минор

Крамер И. Соч.60 Избранные этюды №1,3,9

Лак Т. 20 избранных этюдов соч.75 и 95 (по выбору)

Лешгорн А. Соч.66 Этюды №1,15,17-19,23,25,28

Соч.136 Школа беглости (по выбору)

Мошковский М. Соч.18 Этюды№3,8,10,11

Парцхаладзе М. Этюд Ре мажор

Пахульский Г. Маленький Этюд Си-бемоль мажор

Черни К. соч.299 школа беглости №5,8,9,12,13,15,17-20

соч.337 40 ежедневных упражнений (по выбору)

Шитте Л соч.68 25 этюдов №21, 23, 25

Избранные этюды иностранных композиторов для фортепиано. Вып.5 (по

выбору)

Крупная форма

Беркович И. Вариации на тему Паганини

Бетховен Л. Соч.49 Соната соль минор ч.1

Легкая соната №2 фа минор ч.1

Сонатина Ми-бемоль мажор ч.1

Гайдн Й. Сонаты (по выбору)

Глинка М. Вариации на тему р. Н. п. «Среди долины ровныя»

Гречанинов А. соч.110 Сонатина Фа мажор

Кабалевский Д. Соч.13 Сонатина До мажор

Соч.40 Легкие вариации (по выбору)

Клементи М. Соч.26 Соната Ре мажор

Моцарт В. Сонаты №2 Фа мажор, ч2,3; №4 Ми-бемоль мажор ч.2,3 №15

До мажор, №19 Фа мажор ч.1, Рондо ре мажор, Анданте с вариациями Фа

мажор, Концет соль мажор часть 3.

Раков Н. Сонатина №3 («Юношеская»)

Сильванский Н. Пионерский концерт, Шесть вариаций для фортепиано

Чимароза Д. Сонаты: до минор, Си-бемоль мажор

Пьесы

Бетховен Л. Соч.33 Багатели №3 Фа мажор, №6 Ре мажор

Соч.119 Багатели №3 Ре мажор, №5 до минор

Глинка М. Мазурки: до минор, ля минор

Глиэр Р. Соч.1 №1 Мазурка

Соч.16 №1 Прелюдия

Соч.31 №4 Грезы, №5 Народная песня, №6 Вальс

Соч.34 №1 Маленькая поэма, №21 В мечтах

Григ Э. Соч.17: №5 Танец из Иольстера, №6 Песня невесты, №16 Я

знаю маленькую девочку

Дварионас Б. Лес в снегу, На саночках с горы

Мендельсон Ф. Соч.72 Шесть легких пьес для фортепиано: № 1-5

Песни без слов: №4 Ля мажор, №6 соль минор, №9 Ми мажор,

№ 48 До мажор

Мусоргский М. Слеза

Прокофьев С. Соч.65 Детская музыка: Тарантелла, Игра в пятнашки

Фортепианные пьесы для юношества: Скерцо, Менуэт, Вальс

Свиридов Г. Альбом пьес для детей: Марш на тему Глинки, Музыкальный

момент, Грустная песенка

Смирнова Т. Фортепианный интенсивный курс «Allegro» №7,8,9 (по

выбору)

Хачатурян А. Детский альбом: Музыкальная картина, Подражание

народному

Шостакович Д. Соч.1 "Три фантастических танца"

Соч.34 Прелюдии

Чайковский П. Соч.37 "Времена года" Песня жаворонка, Подснежник

Соч.40 №2 Грустная песня, №6 Песня без слов

Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества: Незнакомец, Зима,

Воспоминание, Отзвуки театра

Ансамбли

Балаев Современные фортепианные ансамбли

Бетховен Л. Два немецких танца

Брамс И.

"Венгерские танцы " для фортепиано в 4 руки

Вебер К.

Ор.60 № 8 Рондо для фортепиано в 4 руки

Дворжак А. Славянские танцы

Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Гайдн Й.

"Учитель и ученик" - вариации для ф-но в 4 руки

Гречанинов А.

"Весенним утром", пьеса соч.99 № 2

Григ Э.

Сюита " Пер Гюнт" в 4 руки (по выбору), Юмореска,

Норвежский танец

Дунаевский И.

Полька из к/ф "Кубанские казаки"

Новиков А.

"Дороги"

Пахмутова А. «Звездопад»

Петров А. «Зайчик» (мелодия из кинофильма)

Прокофьев С.

Марш из оперы " Любовь к трем апельсинам" в 4 руки

Прокофьев С. Пьесы из балета " Ромео и

Джульетта"

Равель М.

"Моя матушка гусыня" (по выбору)

Свиридов Г.

"Военный марш" из музыкальных иллюстраций к

повести А.Пушкина "Метель"

Слонимский С.

"Деревенский вальс"

Стравинский И. Вальс из балета «Петрушка»

Разоренов С. Негритянский танец

Глинка М. Вальс-фантазия, «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин»

Рахманинов С.

Вальс в 6 рук для одного фортепиано

Римский- Корсаков Отрывок из оперы « Сказка о царе Салтане»

Чайковский П. Вальс из балета «Спящая красавица»

Фрид Г. «Чешская полька»

Хачатурян А.

Вальс из музыки к драме М.Лермонтова " Маскарад" в

4 руки , «Танец девушек», Колыбельная, Вальс из

балета «Гаянэ»

Щедрин Р. Кадриль из оперы " Не только любовь"

(обработка В.Пороцкого для 2- х фортепиано в 4 руки)

Примеры выпускного экзамена

Вариант 1

Беренс Г. 32 избранных этюда №26

Кабалевский Д Соч. 40 №1 Легкие вариации ре мажор

Гречанинов А. Соч.37 №2 Прелюдия си-бемоль минор

Бетховен Л. Два немецких танца

Вариант 2

Лешгорн А. Соч.66 Этюд №17

Гайдн Й. Соната соль мажор №12, 1-я часть

Шуман Р. Соч.68 Альбом для юношества, Воспоминание

Мусоргский М. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка»

Вариант 3

Черни К. Соч.636 Этюд №12

Моцарт В. Рондо из сонаты до мажор №15

Чайковский П. Соч.37 Времена года, Подснежник

Разоренов С. Негритянский танец

III. Требования к уровню подготовки учащегося

Обучение

должно

привести

к

формированию

грамотного

музыканта-

любителя или профессионала и квалифицированного слушателя академической

музыки,

обладающего

сформированными

критериями,

самостоятельностью

суждений.

За время обучения учащийся должен:

владеть основными видами фортепианной техники, использовать

художественно

оправданные

технические

приемы,

позволяющие

создавать

художественный образ, соответствующий авторскому замыслу;

уметь

грамотно,

выразительно

исполнять

фортепианные

произведения основных жанров и стилевых направлений как сольно, так и в

ансамбле;

развить навыки чтения с листа;

развить

потребность

в

самостоятельном

расширении

своего

кругозора путем самостоятельного изучения музыкальных произведений;

уметь

словесно

проанализировать

фортепианное

произведение,

т.е.

сделать его анализ;

знать инструментальные и художественные особенности и возможности

фортепиано;

знать

в

соответствии

с

программными

требованиями

музыкальные

произведения,

написанные для фортепиано зарубежными и отечественными

композиторами.

Требования к уровню подготовки обучающихся по классам

1 год обучения

Учащийся должен знать:

строение инструмента, его выразительные возможности;

ноты и их расположение на клавиатуре;

основы нотной грамоты;

правила посадки за инструментом, положение корпуса, рук, ног;

основные способы звукоизвлечения.

Уметь:

правильно и удобно сидеть за инструментом;

контролировать свободу аппарата;

воспроизводить ритмические рисунки в различных музыкальных размерах;

осмысленно воспринимать, разбирать и выучивать нотный текст;

эмоционально воспринимать музыку;

передавать характер музыкального произведения.

Иметь навыки:

Совершенствование

формирования

комплекса

специальных

навыков:

звуковысотного

слуха; ладового чувства, чувства ритма.

Совершенствование формирования музыкально-исполнительских навыков;

проявление интереса к музыкальным знаниям;

культуры поведения на сцене.

2 год обучения

Учащийся должен знать:

строение музыкальных фраз, различных музыкальных форм.

понимать содержание и средства художественной выразительности для

воплощения музыкальных образов;

основные аппликатурные формулы;

основные звуковые задачи, стоящие перед пианистом.

расширение знаний фортепианного репертуара;

знать авторов исполняемых произведений и их основные произведения;

уверенное знание терминологии;

выразительные возможности фортепиано;

методы самостоятельной домашней работы над произведениями.

Уметь:

владеть комплексом художественно-технических задач;

ориентироваться в тональностях;

анализировать форму музыкальных произведений;

воплощать основные звуковые задачи, стоящие перед пианистом.

концентрировать внимание при выступлении на сцене;

развивать чувство артистизма, преодоление эстрадного волнения.

Иметь навыки:

развитие всех навыков, полученных в предшествующий период на более

сложном репертуаре;

самостоятельного творчества.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

4.1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Программа

предусматривает

текущий

контроль,

промежуточную

и

итоговую аттестации.

Формами

текущего

и

промежуточного

контроля

являются:

технический зачет, академический концерт, контрольный урок, участие в

тематических

вечерах,

классных

концертах,

мероприятиях

культурно-

просветительской, творческой деятельности школы.

Возможно применение индивидуальных графиков проведения данных

видов контроля, а также содержания контрольных мероприятий.

При

проведении

итоговой

аттестации

может

применяться

форма

экзамена. Содержанием экзамена является исполнение сольной программы

и возможное участие в ансамбле.

Ученики выступают два раза в год: технический зачет, академические

концерты во 2-ой и 4-ой четверти и выпускной экзамен в 4-ой четверти для

учащихся 2 года обучения. Программа выступлений составляется так, чтобы

выявить сильные стороны ученика.

Итоговая

аттестация

проводится

в

форме выпускного

экзамена

за

пределами

аудиторных

учебных

занятий

.

По итогам проведения выпускного экзамена выпускнику выставляется

оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

4.2.

Критерии оценки

При

оценивании

учащегося,

осваивающегося

общеразвивающую

программу, следует учитывать:

формирование

устойчивого

интереса

к

музыкальному

искусству,

к

занятиям музыкой;

наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;

овладение

практическими

умениями

и

навыками

в

различных

видах

музыкально-исполнительской

деятельности:

сольном,

ансамблевом

исполнительстве, подборе аккомпанемента;

степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств

,

которые

включают

в

себя

методы

контроля

,

позволяющие

оценить

приобретенные

знания, умения

и

навыки

.

Оценивая любое выступление учащегося, следует иметь в виду:

Качество исполнения;

Эмоциональную включенность исполнения образного содержания

произведения;

Техническую оснащенность

Различные поощрительные моменты

По итогам исполнения программы на зачете

,

академическом

прослушивании

или

экзамене

выставляется

оценка по пятибалльной

шкале:

Оценка

Критерии

оценивания

выступления

5 («отлично

»)

-

ученик

уверенно

исполняет

программу,

владеет

ис полнит е льс кой

т ехникой,

б огат с т вом

и

разнообразием

звуковой

палитры,

выступление

эмоциональное и артистичное.

4 («хорошо»)

-произведения исполняются достаточно уверенно, но

с

ограниченной

исполнительской

техникой

и

не

достаточно эмоционально

3 («удовлетворительно»)

- однообразное исполнение, неточность штрихов и

ритмического рисунка, вялая динамика. Исполнение

нестабильно.

2

(«неудовлетворительно»)

-

слабое

знание

программы

наизусть,

грубые

т е х н и ч е с к и е

о ш и б к и

и

п л охо е

в л а д е н и е

инструментом, отсутствие музыкальной образности.

«зачет» (без

оценки)

Отражает

достаточный

уровень

подготовки

и

исполнения на конкретном этапе обучения

Оценка «2» при аттестации учащегося является неудовлетворительной и

свидетельствует о его неуспеваемости по соответствующему предмету.

С

учетом

целесообразности

оценка

качества

исполнения

может

быть

дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно и

точно

оценить

выступление

учащегося.

Качество работы ученика оценивается самим педагогом за каждую четверть

и за весь год.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

5.1. Методические рекомендации преподавателям

Двухлетний срок реализации программы учебного предмета позволяет:

продолжить

обучение

по

общеразвивающей

программе,

продолжить

самостоятельные

занятия,

музицировать

для

себя

и

друзей,

участвовать

в

различных самодеятельных ансамблях. Каждая из этих целей требует особого

отношения к занятиям и индивидуального подхода к ученикам.

Занятия

в

классе

должны

сопровождаться

внеклассной

работой

-

посещением

выставок

и

концертных

залов,

прослушиванием

музыкальных

записей, просмотром концертов и музыкальных фильмов.

Общее количество музыкальных произведений, рекомендованных для изучения

в каждом классе, дается в годовых требованиях. Предполагается, что педагог в

работе над репертуаром будет добиваться различной степени завершенности

исполнения:

некоторые

произведения

должны

быть

подготовлены

для

публичного выступления, другие – для показа в условиях класса, третьи – с

целью

ознакомления.

Требования

могут

быть

сокращены

или

упрощены

соответственно

уровню

музыкального

и

технического

развития.

Все

это

определяет

содержание

индивидуального

учебного

плана

учащегося. В

индивидуальный план включаются разнохарактерные произведения русской и

зарубежной

классики,

а

также

произведения

советских

и

современных

прогрессивных зарубежных композиторов.

Важным

элементом

обучения

является

накопление

художественного

исполнительского

материала,

дальнейшее

расширение

и

совершенствование

практики публичных выступлений (сольных и ансамблевых).

С первого года обучения необходимо проводить работу над гаммами и

арпеджио и совершенствовать ее до конца обучения. Это поможет технически

развить

пианистический

аппарат

ученика.

К

техническому

развитию

надо

подходить

индивидуально,

но

желательно

определить

общие

задачи:

вырабатывание

ощущения

клавиатуры

для

правильного

звукоизвлечения,

развитие

координации

посредством

специальных

упражнений,

освоение

тональностей и простейших гармонических последовательностей в различных

тональностях.

Работа над этюдами - это продолжение работы над техникой (пальцевой

беглости, чёткости и так далее). Чёткое осознание работы над упражнениями и

этюдами

для

преодоления

технических

трудностей:

стройность

аккордов,

плавность и ровность гаммы, незаметное подкладывание первого пальца в

арпеджио и другое. Навыки, приобретённые при изучении гамм, дают полную

возможность

выбрать

для

каждого

ученика

разнообразные

по

стилю,

по

музыкально-пианистическим заданиям, этюды на разные виды техники. Ученик

извлекает наибольшую пользу из каждого этюда, если доведёт исполнение до

законченности

в

подвижном

темпе.

Этюды

помогают

развивать

в

ученике

сознательное отношение к освоению различных технических приёмов.

Работа над пьесами - важнейшее средство музыкального воспитания,

развития эстетического вкуса. Важно иметь разнохарактерные пьесы, в

которых ученик учится передавать своё отношение к произведению и пытается

донести

его

(отношение)

до

слушателя.

Работа

над

пьесами

важна

для

концертной программы, где обучающийся может показать себя с

хорошей

стороны.

Работу над пьесами с элементами полифонии следует включить на

начальной стадии обучения. Работая над полифоническими мелодиями,

ученик учится хорошо слушать себя, контролировать голосоведение, развивает

у него гармонический слух.

Работа над крупной формой учит воспринимать объёмное, разноплановое

произведение как одно целое.

Следует брать в работу сонатины, сонаты

вариации и концерты. Исполнение разных по характеру, настроению, темпу,

вариаций,

тем

и

т.д.

в

едином

ключе

учит

анализировать

произведение,

выделять

главную

мысль

и

вести

её

через

все

произведении,

добиваясь

цельности звучания.

Одним

из

важнейших

разделов

является

работа

над

ансамблем.

Обучающийся

учится

слышать

партнёра,

контролировать

соотношение

звучания партий, добиваться единства исполнения.

Очень важным является умение чтения нот с листа. Эти навыки помогают

при разборе новых произведений, концентрируют внимание,

активизируют

умственную

деятельность,

развивают

способность

схватывать

главное

в

музыкальной ткани, непрерывно вести музыкальную линию, не позволяя себе

каких-либо

поправок

и

остановок,

вырабатывается

уверенная

и

быстрая

реакция

на

нотные

знаки,

свободная

ориентировка

на

клавиатуре,

аппликатурная

находчивость.

Чтением

с

листа

необходимо

заниматься

с

учеником

на

протяжении

всего

периода

обучения,

постепенно

усложняя

музыкальный материал. Постепенно рисунок мелодии усложняется. Ученик

должен

хорошо

освоить

запись

фортепианных

пьес

на

двух

строчках,

ориентироваться

в

диезных

и

бемольных

тональностях,

различных

ритмах.

Полезно

играть

с

учеником

вместе:

он

правой

рукой,

а

педагог

левой

и

наоборот. В таком случае учение имеет возможность сосредоточиться на партии

одной руки, но прослушивать фактуру в целом. Пьесы для чтения нот с листа

должны

быть

значительно

легче

изучаемых

пьес

по

программе,

поэтому

целесообразно использовать произведения из репертуара предыдущих классов,

а также популярные пьесы.

Подбор по слуху мелодий, транспонирование способствует возникновению

чётких

музыкальных

представлений.

Подбор

в

различных

тональностях

помогает быстрее освоить клавиатуру, не бояться её и легче ориентироваться в

тональностях.

VI.

СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

6.1. Список рекомендуемой нотной литературы

Бах И. С. Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах/ М., Музыка, 2012

Бах И. С. Маленькие прелюдии и фугетты для ф-но/ М., Музыка, 2010

Бах И. С. Инвенции двухголосные и трехголосные / М., Музыка, 2011

Бах И. С. Французские сюиты, ред. Л. Ройзмана/ М., Музыка, 2011

Бах И. С. Хорошо темперированный клавир, тт.1, 2, ред. Муджеллини,

М., Музыка,2012

Бах И. С. Альбом пьес для фортепиано. Вып.2, М., Музыка, 2009

Беренс Г. Этюды для фортепиано/ М., Музыка, 2005

Бертини А. Избранные этюды / М., Музыка,1992

Бетховен Л. Альбом фортепианных пьес для детей/ М., Музыка, 2012

Бетховен Л. Контрдансы для фортепиано/ М., Музыка, 1992

Бетховен Л. Легкие сонаты (сонатины) для ф-но/ М., Музыка, 2011

Бетховен Л. Сонаты №№ 1, 2, 3, 4, 5/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л. Соната № 8, ред. Гольденвейзера/ М., Музыка, 2010

Бетховен Л. Сонаты №№ 9,10 / М., Музыка, 2006

Бородин А. Сочинения для фортепиано / М., Музыка, 2010

«В музыку с радостью» сб., сост. О.Геталова, И.Визная. СПб, «Композитор»,

2005

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.1/ М., Музыка, 2011

Гайдн Й. Избранные сонаты для ф-но. Вып.2/ М., Музыка, 2010

Гайдн Й. Концерт Соль мажор для ф-но с орк./М., Музыка, 2000

Гаммы и арпеджио для ф-но. В двух частях. Сост. Н. Ширинская/ М.,

Музыка, 2011

Гендель Г. Избранные произведения для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Глиэр Р. Пьесы для фортепиано/ М., Музыка, 2010

Григ Э. Избранные лирические пьесы для ф-но. Вып.1,2/М.,

Музыка, 2011

Дебюсси К. Детский уголок /СПб, Композитор, 2004

Дювернуа. 25 прогрессивных этюдов/М., Музыка, 1999

Кабалевский Д. 24 прелюдии для фортепиано/М., Музыка, 2011

Кабалевский Д. Легкие вариации для фортепиано/М., Музыка, 2004

Клементи М. Избранные сонаты для фортепиано/М., Музыка, 2006

Кобылянский А. Шесть октавных этюдов для фортепиано/ М.,

Музыка, 2010

Лемуан А. 50 характерных и прогрессивных этюдов. Соч.37/ М.,

Музыка, 2010

Лешгорн К. Этюды для ф-но. Соч. 65, 66/М., Музыка, 2005

Лист Ф. Нетрудные транскрипции для ф-но/ М., Музыка, 2010

Лядов А. Избранные сочинения /М., Музыка, 1999

Мендельсон Ф. Песни без слов / М., Музыка, 2011

Милич Б. Фортепиано 4-7 класс / Кифара, 2001;

Моцарт В. Шесть сонатин / М., Музыка, 2011

Моцарт В. Сонаты для фортепиано / М., Музыка, 1975

Мошковский М. 15 виртуозных этюдов. Соч. 72 / М., Музыка, 2010

Прокофьев С. Мимолетности / М., Музыка, 2003

Прокофьев С. Ромео и Джульетта. 10 пьес для ф-но/ М., Музыка, 2004

Рахманинов С. Десять прелюдий. Соч.23 / М., Музыка, 2009

Рахманинов С. Тринадцать прелюдий. Соч.32 / М., Музыка, 2009

Рахманинов С. Шесть музыкальных моментов. Соч.16 / М., Музыка, 2009

Слонимский С. Альбом популярных пьес / М., Музыка, 2011

Фортепианные вариации русских композиторов XVIII-XIX веков / М., Музыка,

2011

Хрестоматия для ф-но. Средние и старшие классы ДМШ. Сост.

Е. Гудова, В. Смирнов, С. Чернышков / М., Музыка, 2011

Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. Н. Копчевский/ М., Музыка,

2011

Чайковский П. Детский альбом. Соч.39 / М., Музыка, 2006

Чайковский П. 12 пьес средней трудности. Соч.40 / М., Музыка, 2005

Чайковский П. Времена года. Соч.37-bis / М., Музыка, 2005

Черни К. Избранные этюды. Ред. Г. Гермера / М., Музыка, 2011

Черни К. Школа беглости. Соч. 299 / М., Музыка, 2009

Черни К. Искусство беглости пальцев. Соч. 740 / М., Музыка, 2004

Шитте Ф. 25 этюдов. Соч.68 / М., Музыка, 2003

Шопен Ф. Ноктюрны для фортепиано.

Ред. Л. Оборина, Я. МильштейнаМ., Музыка, 2011

Шопен Ф. Экспромты / М., Музыка, 2011

Шопен Ф. Вальсы. Вып.1 и 2 / М., Музыка, 2010

Шуберт Ф. Четыре экспромта. Соч. 90 / М., Музыка, 2007

Шуберт Ф. Шесть музыкальных моментов. Соч. 94/ М., Музыка, 2007

Шуман Р. Альбом для юношества / М., Музыка, 2011

Щедрин Р. Юмореска. В подражание Альбенису / М., Музыка, 2007

6.2. Список рекомендуемой методической литературы

Алексеев А.

Клавирное искусство, 1 вып. /М.,1952

Алексеев А.

Методика обучения игре на фортепиано /М.,1978

Альшванг А.

Людвиг ван Бетховен. Изд. Музыка,1997

Аберт Герман

Моцарт. Монография / М., Музыка,1990

Бадура-СкодаЕ.и П.

Интерпретация Моцарта /М.,1972

Берченко Р.

В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о

"Хорошо темперированном клавире"/Классика - XXI,

2008

Браудо И.

Артикуляция. Л.,1961

Браудо И.

Об органной и клавирной музыке. Л.,1976

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном

Искусстве. М.,1966

Голубовская Н.

Искусство педализации. Музыка, Л.,1974

Гофман И.

Фортепианная игра.

Ответы на вопросы о фортепианной игре /М.,1961

Дроздова М.

Уроки Юдиной. М., Композитор, 1997

Друскин М.

Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции,

Италии, Германии 16-18 вв. Л.,1960

Зимин П.

История фортепиано и его предшественников. М.,1968

Коган Г.

Работа пианиста. 3 изд., М.,1979

Коган Г.

Вопросы пианизма. М.,1969

Копчевский Н. И. С.Бах. Исторические свидетельства и аналитические

данные об исполнительских и педагогических принципах. "Вопросы

музыкальной педагогики", 1 выпуск. М.,1979

Копчевский Н.

Клавирная музыка, вопросы исполнения. Музыка,

М.,1986

Корто А.

О фортепианном искусстве. М.,1965

Корто А.

Рациональные принципы фортепианной техники.

М.,1966

Ландовска В.

О музыке. Классика - XXI век, 2001

Либерман Е.

Творческая работа пианиста с авторским

Текстом. М.,1988

Лонг М.

За роялем с Дебюсси. М., Сов. композитор, 1985

Маккинон Л.

Игра наизусть. Л.,1967

Маранц Б.

О самостоятельной работе студента-пианиста.

Фортепиано, 2004, №№3,4

Мартинсен К.

Индивидуальная фортепианная техника. М.,1966

Метнер Н.

Повседневная работа пианиста и композитора. М.,1963

Милич Б.

Воспитание ученика-пианиста. Изд. Кифара, 2002

Мильштейн Я.

Хорошо темперированный клавир И.С.Баха. М.,1967

Мильштейн Я.

Вопросы теории и истории исполнительства. М.,1983

Мндоянц А.

Очерки о фортепианном исполнительстве и педагогике.

М., 2005

Наумов Л.

Под знаком Нейгауза. РИФ Антиква, М., 2002

Нейгауз Г.

Об искусстве фортепианной игры. Записки

педагога. М., 1982

Носина В.

Символика музыки И.С.Баха. Классика – XXI, 2006

Петрушин В.

Музыкальная психология. М.,1997

Савшинский С.

Пианист и его работа. Классика - XXI, М., 2002

Смирнова Т.

Беседы о музыкальной педагогике и многом

другом. М., 1997

Тимакин Е.

Воспитание пианиста. Методическое пособие. М.,

Советский композитор,1989

Фейнберг С.

Пианизм как искусство. М.,1969

Цагарелли Ю.

Психология музыкально-исполнительской

деятельности. СПб, Композитор, 2008

Цыпин Г.

Обучение игре на фортепиано. М.,1974

Цыпин Г.

Музыкант и его работа. Проблемы психологии

творчества. М., 1988

Швейцер А.

Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI. М., 2011

Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л.,1985

Шнабель А.

"Ты никогда не будешь пианистом".

Классика - XXI, М.,1999

Штейнгаузен Ф.

Техника игры на фортепиано. М.,1926

Шуман Р.

О музыке и музыкантах. Сборник статей. М., Музыка,

Шуман Р.

Жизненные правила для музыкантов. М.,1959



В раздел образования