Автор: Марышева Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №24
Населённый пункт: город Череповец
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Проект "Череповец-мой город родной"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №24»
Проект «Череповец – мой город родной»
(подготовительная группа)
Выполнила: воспитатель
Марышева Н.М.
г.Череповец
2018г.
Вид: познавательно-исследовательский.
Срок реализации: кратковременный (3 недели)
Участники : воспитатели, дети, родители.
Цель: формирование представлений о родном городе, развитие чувства
гордости за свой город.
Задачи:
1. познакомить детей с понятием Родина через ознакомление с родным городом,
2.пробудить у детей чувство любви к своей малой родине, учить видеть историю
вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в названиях улиц, предметах быта);
3. пробуждать интерес к историческим, культурным, географическим, природно-
экологическим особенностям и своеобразию родного края, воспитывать чувство
гордости за своих земляков,
3.формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой
деятельности.
5.воспитывать осознанное отношение к окружающему миру, родной природе.
Образовательные области:
Познавательное развитие: расширять кругозор детей, формировать интерес к
архитектуре города, знакомить с музеями.
Речевое развитие: продолжать развивать интерес детей к художественной и
познавательной литературе о родном крае, заучивать стихи местных поэтов.
Социально — коммуникативное развитие: приобщать к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми, формировать патриотические чувства на основе дидактических игр по
ознакомлению детей с родным городом, игр по краеведению; продолжать
знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города.
Художественно – эстетическое развитие: формировать эстетическое отношение
к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства местных
художников, художественно – творческой деятельности.
Физическое развитие: приобщать детей к участию в общегородских спортивных
мероприятиях и в рамках детского сада; приобщать к правилам безопасного
поведения в природе.
Формы работы с детьми:
Беседы, выставки детских рисунков, интегрированные занятия, выставки
фоторабот (совместно подготовленных с родителями), рассматривание альбомов,
плакатов, открыток, экскурсии (заочные, очные).
Методы и приемы:
Объяснительно – иллюстративные;
проблемное изложение материала;
исследовательские;
словесные;
демонстрационные;
методы формирования сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение,
этические беседы.
Проективная деятельность выражена через:
игру, как основной вид деятельности детей;
выставки картин известных художников, рассматривание фотоархивов;
интерактивные выставки;
просмотр репродукций;
совместную деятельность детей и родителей, сотворчество с педагогами и
сверстниками.
Оборудование:
Открытки, буклеты, фотографии о родном городе, крае ;
Фотографии улиц родного города;
Альбомы с видами улиц, на которых находятся знакомые всем здания;
архитектурные ансамбли, памятники;
Слайды, фильмы о памятных местах Череповца;
Художественные произведения;
Дидактические игры;
Реализация проекта:
Подготовительный этап:
-выявить уровень знаний детей о родном городе, с помощью вопросов , бесед;
- составить список информационных источников, справочников, методической
литературы, художественной литературы;
- подготовка печатных материалов;
- информировать родителей об участии детей в проекте, вовлечение их в проект;
- подборка интернет ресурсов.
План действий:
Постановка проблемы: Что мы знаем о родном городе? Что хотим узнать?
Определение предстоящей деятельности: Как нам найти ответы на вопросы?
Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств
и способов реализации проекта.
Выполнение проекта детьми и взрослыми.
Обсуждение результатов.
Предварительная работа:
С педагогами: подготовить подробную информацию о проекте с описанием
целей, задач и ходе реализации проекта;
С родителями: информирование родителей о проекте, его целях, задачах, формах
и методах работы с детьми, подготовить консультации по теме проекта.
С детьми: беседы с детьми о родном городе.
Ожидаемый результат:
- дети узнают историю своего родного города, познакомятся с его архитектурой;
-дети познакомятся с произведениями искусств местных художников, поэтов,
писателей;
- у детей будет формироваться уважительное отношение к жителям своего города,
забота о природных и культурных ценностях, уважение традиций города.
Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие.
Ситуативный разговор «Герб Череповца».
Проблемные ситуации: «Что я знаю о родном городе?», «Что нового хочу узнать
о родном городе?»
Познавательное развитие.
Беседы «Наш родной город-Череповец», « История возникновения города".
Рассматривание иллюстраций, карта Череповца, рассматривание
достопримечательностей города, ярких событий в картинках.
Беседа о животном и растительном мире нашего города.
Речевое развитие.
Рассказ воспитателя по картине В.М. Васнецова «Богатыри»
Составление рассказов по сюжетным картинкам «Что сначала, а что потом»
Игровая деятельность
Игры по краеведению:
1. « Мой город».
Цель: закрепить знания детей о родном городе, достопримечательностях,
любимых для отдыха местах.
2. «Кто быстрее доберется до реки?» (до вокзала, дойдет до библиотеки, до
школы, театра…)
Цель: закрепить умение детей ориентироваться на местности, правильно выбирать
маршрут до нужного места, развивать память, внимание.
3. «Достопримечательности родного города».
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Череповца;
развивать внимание, память, связную речь.
4. «Парные картинки»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, умение
подбирать правильно пару к своей картинке.
5. «Чтобы было, если все улицы будут без названия»
Цель: закрепить знания детей о том, что у каждой улицы должно быть название;
закрепить знания детей о том, на какой улице они живут; развивать внимание;
память.
6. Лото « Мой любимый город»
Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города, памятных
местах, местах отдыха, любимых улицах; формировать умение работать в
команде; развивать связную речь, память, мышление, внимание.
Дидактические игры: «Где находится памятник?», «Найди отличия», «Собери из
частей целое», «Пройдемся по улицам города», «Как зовут тебя,
деревце?» ,«Городской лабиринт», «Логическая цепочка: мир профессий и
организаций», «Экскурсия по городу», «Вот моя улица, вот мой дом», «Птицы
нашего города», «Что? Где? Когда?», «Бабушкин сундучок», «Карта моего
города», «Город будущего», «Мой город».
Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу», «Семья».
Художественно – эстетическое развитие
Конструирование: «Наша улица», «Наш детский сад», «Бабушкин дворик».
Рисование: «Мой двор», «Город будущего», «Кто живет в нашей реке», «Отдых на
природе», запрещающие знаки «Как нельзя вести себя в лесу на отдыхе»,
«Животные нашего леса».
Лепка: «Животные нашего леса», «Транспорт нашего города».
Аппликация: Создание альбома из газетных вырезок местной типографии.
Работа с родителями:
Консультации для родителей по теме проекта, папки передвижки «Наш город»
фото - выставка «Мой любимый уголок Череповца», пополнение родителями
уголка про Череповец картинками, иллюстрациями, фотографиями, беседы
родителей с детьми об истории города.
Заключительный этап: работа с картой родного города, выделение своей улицы и
дома, экскурсия по достопримечательностям нашего города, отчет фотографиями.
Итог проекта: Создание альбома «Мой город» и стенгазеты «Мой любимый
город» позволило закрепить знания о культурном наследии нашего города,
воспитать гордость за исторические подвиги защитников нашей Родины. Знания,
полученные в ходе создания альбома, закреплялись педагогом с помощью
разнообразных игр. Участие в проекте способствовало повышению
познавательной активности детей. Они стали задавать больше вопросов, активно
проявляя интерес к окружающему миру.