Автор: Сивцев Алексей Павлович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МКОУ "Тюбинская СОШ им.М.Е. Охлопковой МО "Намский улус" РС(Я)"
Населённый пункт: С.Булус Намского улуса РС(Я)
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие технического мышления школьников"
Раздел: среднее образование
Казенное общеобразовательное учреждение
«Тюбинская средняя общеобразовательная школа
имени Марии Егоровны Охлопковой Муниципального образования
«Намский улус» Республика Саха (Якутия)»
Доклад:
«Развитие технического мышления школьников»
Выполнил: Сивцев Алексей Павлович,
учитель технологии.
2018 г.
Содержание
1.
Введение
2.
Актуальность
3.
Организация объединения
4.
Кружок «Техническое моделирование»
5.
Кружок «Авиамоделирования»
6.
Материалы, инструменты для кружка
7.
Список литературы
8.
Приложение 1 ( Результаты)
9.
Приложение 2 (Фотографии)
Введение
Дополнительное
образование
-
это
особая
подсистема
общего
образования,
обеспечивающая
развитие
интересов
и
способностей
личности,
ее
индивидуальный
образовательный
путь
на
основе
свободного
выбора
содержательной,
культурно
сообразной
деятельности,
которая
не
ограничивается
рамками
образовательных
стандартов и формами традиционной внеурочной и внешкольной работы.
Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего
индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в
занятия
по
интересам,
создание
условий
для
достижений,
успехов
в
соответствии
с
собственными
способностями.
Дополнительное
образование
детей
увеличивает
пространство,
в
котором
дети
могут
развивать
свою
творческую
и
познавательную
активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности,
которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Научно-техническая направленность деятельности в дополнительном образовании
предусматривает углубленное освоение теоретических разделов отраслей наук, развитие
навыка
практического
применения
теоретических
знаний
в
самостоятельной
исследовательской, конструкторской, творческой и трудовой деятельности. В реализации
данной направленности определены три направления:
· техническое творчество – обучение техническим знаниям;
· ремесло - обучение средствам, способам технического труда;
· технологическая культура – обучение технологиям.
Основной
целью
научно-технического
воспитания
является
формирование
целостной творческой личности во всем её интеллектуальном и эмоциональном богатстве,
наделение воспитанников определенным багажом теоретических и практических знаний
для продуктивной профессиональной и творческой деятельности.
Работа
в
данных
объединениях
реализуют
возможность
детей
в
развитии:
политехнического кругозора, конструкторских способностей, умений и навыков работы с
различными
инструментами;
проектировании
моделей
и
конструкций
разного
функционального
назначения,
навыков
конструирования
изделий
из
бумаги,
картона,
фанеры,
пластмассы;
овладение
информационными,
компьютерными
технологиями;
компьютерный дизайн, применение различных технических средств в художественном
творчестве.
Поступательное
развитие
науки
и
производства
обусловливает
динамичность
содержания
технического
направления,
расширение
его
сферы
за
счет
программ,
связанных с новейшими информационными, прежде всего компьютерными, технологиями.
Часто в кружок технического творчества приходят дети, неуспешные в школе,
неудовлетворённые
своим
положением
в
семье
и
среде
сверстников.
Иногда,
не
осознаваемая цель прихода таких детей - это желание поднять свою самооценку, изменить
отношения с родителями и ровесниками. Благодаря кружку, ребёнок видит, прежде всего,
самого
себя
в
новом
свете,
осознаёт
свои
достоинства,
свои
способности.
Ребёнок
становится увереннее, у него появляется стимул для дальнейшего личностного изменения.
Основной
и
первичной
формой
организации
коллективной
творческой
работы
учащихся в той или иной области науки, техники, технического труда является кружок.
Непременнае условие его существования - добровольность. Это относится не только к
факту вступления школьников в кружках, но и к определению конкретного содержания их
деятельности, выбору темы, объединению в группы и бригады и др.
При всем многообразии содержания работы деятельность каждого технического
кружка способствуют решению определенных педагогических задач. Функционально их
можно разделить на три группы - образовательные, воспитательные и практические.
Образовательные
-
состоит
в
том
,
чтобы
ознакомить
детей
и
подростков
в
доступной их пониманию форме со значением техники в жизни человека, с основными
направлениями научно - технического прогресса. с ведущим для. данНого экономического
района
отраслями
промышленного
и
сельскохозяйственного
производства.
Учащиеся
знакомятся с основными массовыми профессиями, с организацией и культурой труда, с
методами работы новаторов, рационализаторов и изобретателей.
Воспитательные - воспитание у детей и подростков уважения к людям труда,
стремление
следовать
примеру
передовиков
и
новаторов
производства,
вносить
свой
посильный вклад в общий созидательный труд.
Актуальность: Процесс
технического
творчества
начинается
(
с выбора темы и
постановки задачи. Оптимальная постановка технической задачи при конструировании
какого - либо объекта - один из важнейших и основных этапов технического творчества.
1.
Тема
должна
быть
как
бы
логическим
продолжением
процесса
познания
учащихся
в
направлении
дальнейшего
развития
их
политехнических
представлений. являться более углубленным продолжением овладения материалом
общеобразовательных дисциплин.
2.
Несколько опережающий темп научно - технической информации,
получаемый подростками при освоении и разработке темы, должен в перспективе
все же опираться на школьный программный материал.
3.
Избранная
тема
должна
раскрываться
понятными
учащимися
средствами. удовлетворяющими основным требованиям современной дидактики.
4.
Избранный
объект
для
конструирования
должен
при
возможном
внедрении его в производство давать какой - то экономический эффект. Однако не
следует
забывать,
что
последнее
условие,
являясь
своего
рода
апогеем
технического творчества, далеко не всегда достижимо подростками.
Гипотеза: Поиск новых форм обучения в кружковой работе, с целью привлечения
учащихся к техническому творчеству.
Научность: Новая методология образования определяет пути подготовки учителя к
успешной
деятельности
в
условиях
рыночной
экономики.
Сущность
современной
подготовки
прежде
всего
в
развитии
творческих
способностей.
формирование
потребности
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию.
Особенность
в
проектной
адаптированной
образовательной
среды
учащихся:
учитель
реально
включается
на
занятии
во
взаимосвязь
с
учащимися
и
другое
в
том
что,
учитель
занимается
исполнительной работой в своей профессиональной деятельности.
Техническое творчество учащихся рассматриваем как высшую форму активной и
самостоятельной деятельности учащихся, предусматривает исследовательский подход к
решению
задач
связанных
с
развитием
обучения,
усвоения
материала.
творчество
учащихся
рассматриваем
как
проявления
субъективных
качеств
его
личности
и
как
объективно существующих явлений. Следовательно существует необходимость в создании
условий для самореализации творческих возможностей ученика и саморегуляции его
поисковой
деятельности.
Работа
ведется
как
педагогическая
мастерская
-
форма
организации научно - методической работы учителя. Основа обучения индивидуальный
подход, к раскрытию и самосовершенствованию творческих способностей ученика.
Новизна:
Сегодня работу по проектированию и постройке новых образцов
малогабаритных
сельскохозяйственных
машин
и
механизмов
необходимо
развернуть с
новой
силой.
Создавать
еще
более
рациональные,
эффективные,
экономичные
устройства и предлагать их для внедрения промышленности. Это станет достойным
вкладом юных механизаторов в дело развития сельскохозяйственного производства.
А кроме того, в технических кружках будет полезным разрабатывать и изготовлять
всевозможные приборы: для контроля технологических процессов в сельском хозяйстве.
качества продукции, параметров почвы и атмосферы, состояния животных и др. Их
внедрение использование на полях, в садах и огородах, на фермах, в птичниках, теплицах
позволит повысить эффективность сельскохозяйственного производства, будет реальным
вкладом учащихся школ.
На
рубеже
становления
в
нашей
республике
промышленного
производства,
транспорта, связи, радиоэлектроники и приближение железной дороги поставили перед
воспитанием новые и более сложные задачи: воспитать у детей не только трудолюбие и
добросовестность, но и формирование у них активной жизненной позиции. творческое
отношение к труду; учить не только работать самому, но и помогать товарищу; воспитать
умение
работой
в
коллективе
и
для
коллектива.
Вовлечение
интереса
учащегося
к
промышленному производству, транспорту, связи, радиоэлектроники и строительству, с
последующим поступлением в эти ВУЗы.
Объект исследования: творческая
деятельность
учащихся
на
занятиях
по
техническому творчеству.
Организация объединения
Одним из принципов педагогики - принцип воспитания в деятельности, когда
трудовая
деятельность
детей
младшего
школьного
возраста
рассматривается
не
как
деятельность, дающая материальное благо, а как средство их всестороннего развития и
воспитания. Н
.
К. Крупская считала. что трудовое воспитание не может быть самоцелью.
оно является средством всестороннего развития и гражданского воспитания.
В настоящее время эти идеи имеют особенно важное значение. Стремительный
рост научно - технического прогресса, изменения в характере труда и условиях нынешней
жизни поставили перед воспитанием новые и более сложные задачи: воспитать у детей не
только трудолюбие и добросовестность, но и формирование у них активной жизненной
позиции. творческое отношение к труду; учить не только работать самому, но и помогать
товарищу; воспитать умение работы в коллективе и для коллектива. Так. формирование
инициативы
и
трудовой
активности
происходит
более
эффективно
под
влиянием
деятельности учащихся в специально организованном педагогическом процессе. Если на
занятиях
кружка
создана
обстановка
доброжелательности,
то
дети
будут
желать
потрудиться на пользу общего дела. Если у них общие цели и задачи, а вместе с тем
присутствуют элементы товарищеского соревнования и взаимопомощи, то работа станет
более активной, ответственной и более качественной.
Методология.
Если
традиционная
система
подготовки
учителя
осуществляется
с
учетом
нормативно-предписательного
характера
его
деятельности
в
условиях
стабильной
ситуации обучения, то нетрадиционная система подготовки учителя к проектированию
адаптивной образовательной
среды
и
учения
в
условиях
нестабильной
ситуации
позволяет подготовить к деятельности, существенными признаками который являются
самостоятельность, научность, творчество. В основе подготовки учителя
- деятельностный подход, цель которого создать оптимальные условия для развития
личности каждого ребенка и педагога с учетом их внутренних ресурсов и возможностей
эффективной реализации этих ресурсов. В педагогическом проектировании. посредством
-
педагогической
мастерской.
Она
создает
условия
для
творческого
развития
личности как учителя, так и ученика, в процессе
их
совместной
деятельности.
На
занятиях осуществляется, требования: теоретические - знания принципа действия узлов и
агрегатов. их значения.
Практические - развитие практических навыков ремонта. сборка техники.
1.1.
Основные критерии обучения учащихся по техническим видам.
В программах работы технических кружков необходимо правильно определить
взаимосвязь и расставить акценты (в плане содержания) между знаниями, умениями,
навыками.
Кружок «Техническое моделирование»
Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими
знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Этот род
занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и
изобретательность,
умение
работать
с
различными
инструментами
и
материалами,
развивая наблюдательность, усидчивость, точность и аккуратность.
Программа
построена
по
принципу
постепенного
усложнения
характера
деятельности учащихся на различных этапах деятельности. Программа имеет личностно-
ориентированную
направленность,
т.е.
направленность
не
только
на
возрастные
и
индивидуальные
особенности
развития,
но
и
на
весь
комплекс
индивидуальных
особенностей
личности:
потребности,
мотивы
деятельности,
интересы,
склонности,
одаренности.
Целью обучения
в
творче ском
объединении
« Н ач а л ь н о - т ех н и ч е с ко е
моделирование»
является
развитие
у
детей
тяги
к
творчеству.
Цель
реализуется
посредством
организации
совместной
коллективно-творческой
деятельности,
а
также
выполнения следующих задач:
- пробуждать любознательность и интерес к устройству простейших технических
объектов, развивать стремление разобраться в их конструкции и желание выполнять
макеты и модели этих объектов, формировать умение и навыки работы с различными
материалами и инструментами;
-
развивать
смекалку
учащихся,
изобретательность
и
устойчивый
интерес
к
поисковой творческой деятельности;
-
воспитывать усидчивость,
настойчивость
в
достижении
поставленной
цели,
аккуратность, трудолюбие и самостоятельность, чувство взаимопомощи;
- научить детей планировать свою деятельность, предвидеть результат намеченного
дела, прогнозировать этапы работы, производить анализ своей деятельности;
-
воспитывать
нравственные
качества,
формировать
правовое
самосознание
и
стремление к здоровому образу жизни;
- познакомить с новыми методами и технологиями работы с хорошо известными
доступными материалами;
- формировать художественный вкус и творческое видение.
Срок реализации программы - 2 года. Группы комплектуются из обучающихся 7 –
12 лет. Количество обучающихся – 10-12 человек. Продолжительность занятия – 2 часа.
Занятия проводятся в группах 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы.
В ходе реализации программы воспитанники первого года обучения учатся:
под руководством педагога рассматривать образец изделия. Определять назначение,
материал из которого изготовляется изделие. Использовать термины: «деталь», «форма»,
«размер».
Различать
понятия: «материал», «инструмент». Выполнять правила техники
безопасности на занятиях. Оборудовать рабочее место инструментами и материалами.
Выполнять одну за другой технологические операции. Экономно расходовать материалы.
Размечать квадрат,
сгибая
прямоугольную
заготовку и
совмещая
смежные
стороны,
отрезать
ножницами
по
расправленному
фальцу.
Размечать
по
шаблону
контуры
криволинейных
деталей
на
однослойной
бумаге,
по
половинке
шаблона
контур
симметричной
детали
на
заготовке
сложенной
пополам,
а
также
замкнутые
контуры
простых элементов. Проводить на бумаге ровные (при помощи линейки) вертикальные,
горизонтальные
и
наклонные
линии.
Складывать
квадрат,
деля
его
на
треугольники,
прямоугольники,
квадраты.
Гофрировать
заготовки,
фальцевать,
сгибать
и
соединять
кромки деталей точечным склеиванием, создавать плетением из полос бумаги плоские
изделия.
В конце второго года обучения воспитанники умеют:
рассматривать
образец
готового
изделия,
отвечать
на
вопросы:
«Из
скольких
деталей
состоит?»,
«Какой
формы?»
и
«Каких
размеров?».
Сравнивать
технические
объекты по различным признакам, делать обобщения. Планировать предстоящие трудовые
действия, подбирать материал, инструменты и приспособления для разметки, обработки и
отделки изделия. Работать в техниках: модульного оригами, папье-маше, лепки соленого
теста,
объемного
моделирования,
щелевого
соединения,
торцевания,
декупажа,
квиллинга., скрапбукинга. Заменять способ отделки деталей образца альтернативными.
Обосновывать возможность замены одного материала другим. Вырезать ножом отверстия
в заготовке по разметке. Прокалывать картон шилом. Прочно соединять детали между
собой
и
устойчиво
крепить
вращающиеся
колеса.
При
помощи
наждачной
бумаги
шлифовать деревянные рейки и прочно связывать авиационную резинку. Использовать
краски, лаки.
Проверка
знаний,
умений
навыков
обучающихся
проводится
на
занятиях
по
закреплению изученного, на итоговых занятиях в форме тестовых заданий, зачетов по
изготовлению изделий с применением изученных технологий.
Формы
подведения
итогов
реализации
программы:
участие
в
конкурсах,
внутрикружковых мини-выставках, итоговой выставки детского технического творчества.
Образовательная программа 1 год
Простые
Геометрич.
формы
Основы
черчения
Основы
архитектуры
Основы
моделировани
я
Техническ.
игрушки
Самоделк
и
Квадрат,
треугольник,
прямоугольник,
четырехугольни
к ,
к р у г
Анфас
(красный
цвет)
Трехгранная
призма,
кубик,
четырехгранная
призма
Авиация
Автомашина
Куб,
коробка,
ящик
Бумажны
е
самолеты
Упражнения
Плотный –
тонкий,
Виды
д о м о в :
рисунки,
Судно
Ракета
Строитель
ный
Пускание
броском
круглый
–
овальный
макеты
конструкто
р
упражнени
я
5.
Технические
головоломки
Образовательная программа 2 год
Сложные
Геоме
трич. формы
Осно
вы
черчения
Основ
ы
архитектуры
Основы
моделирования
Техни
ческ.
игрушки
Само
делки
Куб,
пирамида,
цилиндр,
призма
Анф
ас
(красный)
Сборн
о-разборные
макеты
домов
Техниче
ская
головоломка
Дерев
янный
конструктор
Бума
жные,
картонные
планеры
Обозн
ачения
различных
фигур
Сгиб
бумаги
Виды
построек
дома
картонн
ые
технические
модели
Техни
ческий
конструктор
Пуск
ание
планеров
Высо
кий-низкий,
широкий-
узкий,
толстый-
тонкий
Обнар
ужение
недостатков
макета
Использ
ование
двигательных
функций
Кружок «Авиамоделирования»
Данная программа рассчитана на три года обучения детей от 7 до 18 лет.
Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня
знаний и умений. Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию».
Но дети становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей
профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Вряд ли моделизм так бы
интересовал детей едва ли не с дошкольного возраста потому, что он дает возможность
практически познакомиться с элементами авиационной техники, с физическими основами
полета. Эти цели понятны взрослым, понятны и старшеклассникам, а детей привлекает не
столько познавательная, сколько игровая сторона авиамоделизма, возможность сделать
своими руками модель, летающую «совсем как настоящий самолет», запускать ее, то есть
играть
в
авиацию.
Не
будет
преувеличением
утверждение
о
том,
что
подросток,
запустивший в воздух модель самолета, мысленно управляет ею, вернее – настоящим
самолетом.
Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, с его
аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны
определённые навыки и знания.
В
кружках
авиамоделирования
увлеченно
строят
модели
ребята
разного
возраста. Модели самолетов изготавливаются от простейших, с применением бумаги и
картона, до самых сложных с двигателями. Занимаясь авиамоделированием, школьники
приобретают знания по математике, физике, черчению, географии, метеорологии. Ребята
учатся работать различными инструментами, что обязательно пригодиться в жизни. Не
один знаменитый летчик свой путь начинал с занятий в авиамодельном кружке. Из рядов
юных авиамоделистов вышло много талантливых конструкторов и ученых, выдающихся
летчиков и космонавтов. Среди них люди, чьими именами гордится вся Россия и Кубань –
Туполев, Антонов (конструкторы); летчики Громов, Покрышкин, Хрюкин.
Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для
кого-то - это путь в профессию.
Цель
программы: создание
условий
для
индивидуального
развития
творческого потенциала обучающихся через занятия авиамоделированием.
Задачи:
Образовательные:
- развитие технического мышления;
- формирование знаний в области аэродинамики;
- обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии,
технических понятий и сведений;
-
формирование
навыков
работы
с
инструментами
и
приспособлениями
при
обработке различных материалов;
-
формирование
умения
самостоятельно
решать
вопросы
конструирования
и
изготовления авиамоделей;
- мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и
общества делу.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных
задач;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное
дело;
- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
- воспитание патриотизма;
Основные
методы
проведения
занятий
в
кружке
–
практическая
работа
и
соревнования.
Ребята
закрепляют
и
углубляют
теоретические
знания,
формируют
соответствующие
навыки,
упражняются
в
запуске
моделей,
учатся
управлять
ими,
соревнуются между собой.
Практическая
работа
в
течение
всего
курса
состоит
из
следующих основных
этапов:
1.
Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
2.
Подбор инструментов и оборудования.
3.
Заготовка и первоначальная обработка материалов.
4.
Изготовление моделей по индивидуальным планам.
5.
Отделка моделей.
6.
Регулировка и пробные запуски.
7.
Устранение выявленных недостатков.
8.
Соревнования по изготовленным моделям.
По
окончании
курса
ребенок
должен
знать:
правила
ТБ;
требования
к
организации
рабочего
места;
чертежные
инструменты
и
приспособления;
условные
обозначения
на
чертежах; геометрические
фигуры; свойства различных материалов и
способы их обработки.
Уметь: правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями;
увеличивать
и
уменьшать
чертеж; делить
окружность
на
разные
части;
выполнять
различные разметки; вносить изменения в конструкцию моделей; работать с шаблонами,
выкройками; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу);
грамотно
использовать
в
речи
техническую
терминологию,
технические
понятия
и
сведения.
Тематическое распределение часов по годам обучения
№ п/п
Тема
1.
Вводное занятие.
2.
Материалы и инструменты.
3.
Парашюты.
4.
Соревнования по моделям парашютов.
5.
Воздушные змеи.
6.
Соревнования по моделям воздушных змеев.
7.
Планер «Полёт» – летательный аппарат.
8.
Соревнования по моделям «Полёт».
9.
Самолёт-планер «Октябрёнок» с мотором.
10.
Соревнования по моделям самолёта «Октябрёнок».
11.
Вертолёт – «Стрекоза», взлетающий вертикально.
12.
Соревнования по моделям «Стрекоза».
13.
Схематическая модель планера.
14.
Соревнования по схематическим моделям планеров.
15.
Заключительные занятия.
Материалы,
специальное
оборудование,
инструменты
и
станочное
оборудование, необходимое для реализации программы технического кружка.
Материалы:
1.
Древесина: рейки, пластины, бруски различного сечения из сосны, липы, бальзы,
граба; фанера строительная толщиной 3; 4; 6; 8; 10; 12 мм; авиационная древесина
толщиной 1; 1,5; 2 мм.
2.
Пенопласт: строительный 50 мм, потолочные панели 3-4 мм.
3.
Картон цветной, бумага цветная, бумага папиросная, микалентная.
4.
Плёнки: лавсановая плёнка, термоплёнка разных цветов.
5.
Металлы: листовая жесть 0,3 мм; дюралюминий 1;1,5;2 мм; свинец; проволока
ОВС диаметр 0,3; 0,8; 1; 1,5; 2; 2,5; 3 мм.
6.
Клеи: ПВА, «Монолит», БФ, эпоксидная смола.
7.
Краски: DYOLUX разных цветов, растворитель.
8.
Резина для двигателей.
Специальное оборудование:
1.
Двигатели авиамодельные с объёмом 1,5; 2,5; 3,5 кубических см.
2.
Радиоаппаратура авиамодельная FLASH – 4, FOCUS- 4.
3.
Топливо для авиамодельных двигателей.
Инструменты:
1.
Авиамодельные ножи, стамески.
2.
Лобзики с пилками, пила по дереву, пила по металлу.
3.
Рубанок большой, рубанок маленький.
4.
Молотки: большой, средний, маленький.
5.
Напильники: плоский, квадратный, полукруглый, круглый, треугольный; набор
надфилей.
6.
Дрель (коловорот), ручные тиски, набор свёрл 0,8-10 мм.
7.
Линейки, карандаши, ластики.
8.
Пассатижи, круглогубцы, длинногубцы, бокорезы, тиски, прищепки.
9.
Наждачная бумага разной зернистости.
10.
Отвёртки: плоские, крестообразные.
11.
Штангенциркуль, микрометр.
12.
Паяльник с паяльными принадлежностями.
13.
Утюг
Станочное оборудование и приспособления:
1.
Циркулярная пила.
2.
Сверлильный станок.
3.
Точило.
4.
Токарный станок.
5.
Компрессор с краскопультом (аэрограф).
6.
Терморезак.
Список литературы:
Для педагога:
1.
Володко А.М., Вертолёт – труженик и воин. – М., 1984
2.
Голубев Ю.А., Юному авиамоделисту . – М.: Просвещение, 1979
3.
Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989
4.
Журналы:
«Моделист-конструктор»,
«Юный
техник»,
«Крылья
Родины»,
«Моделяр».
5.
Никитин Г.А., Баканов Е.А., Основы авиации. – М., 1984
6.
Смирнов
Э.П.,
Как
сконструировать
и
построить
летающую
модель.
–
М.:
Просвещение, 1973
7.
Шавров В.Б., История конструкций самолётов. – М., 1985
1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.
2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.