Автор: Гневшева Инна Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №89 подразделение "Вечерняя школа"
Населённый пункт: ЗАТО Северск Томской области
Наименование материала: статья
Тема: Дифференцированное обучение в вечерней школе
Раздел: среднее образование
Дифференцированное обучение в вечерней школе
Автор : Гневшева Инна Николаевна
Учитель математики в МБОУ СОШ № 89
Подразделение «Вечерняя школа»
ЗАТО Северск Томской области
Я работаю учителем математики в вечерней школе уже 19 лет. И постоянно
сталкиваюсь с одной и той же проблемой : при поступлении в школу ученики за-
полняют анкету и на вопрос «Назовите учебные предметы, которые вызывают у
вас наибольшие затруднения» 98% поступающих пишут «математика»
Современная жизнь оспаривает ранее принятое педагогикой утверждение :
«все ученики равны по своим способностям» , « ребёнок – чистый лист бумаги –
на нём можно написать всё, что хочешь» . Но :.
- нет ни одного ребенка, похожего на другого. У каждого свой особый набор
умственных способностей, характера, воли, мотивации и т.д. Они развиваются,
приобретают какой-либо практический опыт, поддаются ( или не поддаются ) кор-
рекции.
- дети являются не только, да и не столько объектом педагогического влияния,
сколько субъектом индивидуальной развития. На развитие способностей к обуче-
нию (в том числе и математических) оказывает влияние окружающая среда ребён-
ка : родители, друзья, соседи и др.
В последнее время количество учащихся, входящих в группу риска, значи-
тельно увеличилось. И судя по всему, процесс накопления трудных детей будет
продолжаться. Однако в обществе нет структур, которые бы напрямую занимались
проблемной молодежью. В результате дети группы риска, имеющих перерыв в
учебе и пробелы в знаниях и умениях попадают в вечерние школы .
Работать как в обыкновенной средней образовательной школе нельзя. Одним
из выходом из создавшейся ситуации является дифференцированное обучение.
Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение,
расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Я дифференцирую учащихся класса по следующим признакам :
-- по возрастному составу (разновозрастные группы);
-- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химиче-
ские и другие направления);
-- по уровню умственного развития (уровню достижений);
Дифференциация по возрасту и интересам обязательна , так как в одном клас-
се обучаются дети разных возрастов (от 14 до 40 лет , причём верхняя возрастная
планка не ограничена) . Естественно, что у таких учеников различный жизненный
опыт , интересы , увлечения.
Ну, а дифференциация по умственному развитию просто необходима , так как
учится в вечерней школе ребята начинают заниматься с шестого класса , причём
как выше было сказано в один класс могут попасть как 14- летние , так и 25- лет-
ние ученики , математические навыки у всех разные , у многих кроме пробелов в
знаниях имеется длительный перерыв в учёбе.
В начале учебного года во вновь набранных классах я провожу входящую
дифференциацию , пробую разобраться в способностях и возможностях каждого
ученика. Школьникам предлагается математический текст ( не очень сложный для
восприятия ), в котором присутствуют математические формулы, определения,
чертежи. Пример предложенного текста представлен в приложении № 1.
Данная дифференциация позволяет разделить класс на группы :
- группа 1 : ученики имеют хорошие математические способности ( самостоя-
тельное воспроизведение текста , причём с полным пониманием прочитанного,
плодотворная работа на протяжении всего урока)
- группа 2 : ученики имеют средние математические способности ( воспроиз-
ведение текста с некоторыми ошибками , но основной смысл текста им понятен,
частичное «выпадение» во время урока)
- группа 3 : ученики имеют низкие математические способности ( невнятное
воспроизведение текста, умственная отсталость, быстрая утомляемость)
После разделения класса на группы ( причём в группе может быть даже один
человек) начинается дифференцированная работа на уроках математики.
Первый этап – домашняя работа . Каждая группа получает своё задание : 3
группа выполняет задания , соответствующие обязательному уровню обучения , 2
группа выполняет те же задания плюс 1-2 задания более сложного характера . 1
группа выполняет задние 2 группы плюс задания на применение изученного тео-
ретического материала в нестандартных ситуациях, выявление закономерностей.
Примерный текст домашнего задания предложен в приложении № 2.
Второй этап – восстановление выявленных пробелов в математических зна-
ниях , разъяснение недочётов и ошибок .
3 группа получает задания типа « применить изученные формулы для реше-
ния простых примеров»
2 группа выполняет задания типа « предложите метод, правило , теорему для
решения и решите её»
1 группа решает более сложные задания , проверяет решение 3 и 2 групп и по-
ясняет причину ошибки , если таковая имеется , дают определения используемым
в решении понятиям.
Примерный текст базового повторения дан в приложении № 3
Третий этап – проверка учителем того , как учащиеся усвоили пройденный
учебный материал. Школьники из 2 и 3 групп поочерёдно работают у доски , ре-
бята из 1 группы решают самостоятельно . Примерный текст отработки усвоенно-
го материала дан в приложении № 4
Четвёртый этап – изучение новых тем. Первые уроки проводится одинаково
для всех групп , так как тема нова для всех. На втором-третьем уроке весь класс
решает задачи , содержащие обязательный минимум знаний по предложенной
теме . Далее 1 группа переходит к эвристическим заданиям, 2 группа отрабатыва-
ет упражнения , для выполнения которых требуется хорошее знание и понимание
материала . ученики 3 группы отрабатывают обязательный минимум различными
способами ( решение задач, тесты , кроссворды и др.). Примерный текст заданий
для изучения новых тем дан в приложении № 5.
Пятый этап – самостоятельные, контрольные работы , зачёты.
Эти контрольные точки состоят из трёх частей : первую решают все ученики
( базовый уровень ), за выполнение только первой части школьник получает три
балла. Вторая часть включает в себя задания, требующие более гибкого примене-
ния изученного материала ( выполнение первых двух частей оценивается четвёр-
кой). Третья часть (1-2 задачи) повышенной сложности. ( оценка при решении
хотя бы одной из задач – 5 баллов) Примерный текст дифференцированной
контрольной работы и зачёта дан в приложении № 6.
Такие уровневые контрольные точки позволяют уменьшить стресс, сделать
ученика активным участником учебного процесса , так как он сам выбирает зада-
чи своего уровня, направить усилия школьников на творческое усвоение материа-
ла ,а не на зубрёжку. Каждый ученик получает право и возможность самостоятель-
но определять ,на каком уровне он усвоил учебный материал.
Всё вышеперечисленное позволяет ученикам ( к сожалению не всем) перейти
на более высокий уровень осмысления математики( перейти из 2-й группы в пер-
вую)
Приложение № 1
Входящее тестирование
1. Население США составляет 3,2·10
8
человек, а площадь их территории равна
9,5·10
6
кв. км. Сколько в среднем приходится жителей на 1 кв. км?
1) примерно 29,6 человека
2) примерно 3,37 человека
3) примерно 33,7 человека
4) примерно 2,96 человека
2. Решите уравнение
−4+3x=8x+5
3. Чашка, которая стоила 90 рублей, продаётся с 10%-й скидкой. При покуп-
ке 10 таких чашек покупатель отдал кассиру 1000 рублей. Сколько рублей
сдачи он должен получить?
4. Сократите дробь:
.
5. Найдите площадь трапеции, изображённой на рисунке.
6. Какие из следующих утверждений верны?
1) Если площади фигур равны, то равны и сами фигуры.
2) Площадь трапеции равна произведению суммы оснований на высоту.
3) Если две стороны треугольника равны 4 и 5, а угол между ними равен 30°, то
площадь этого треугольника равна 10.
4) Если две смежные стороны параллелограмма равны 4 и 5, а угол между
ними равен 30°, то площадь этого параллелограмма равна 10.
Приложение № 2
Домашняя работа
Квадратные уравнения
1.
Уровень 3 группы :
a)
x
x
x
9
11
11
4
2
2
b)
0
12
3
2
x
c)
0
3
2
x
x
d)
0
7
4
2
x
x
2.
Уровень 2 группы :
a)
0
25
4
2
x
b)
0
2
3
2
x
x
c)
)
3
)(
3
(
)
1
)(
9
2
(
x
x
x
x
d)
0
2
1
4
1
2
x
x
3.
Уровень 1 группы :
a)
0
4
,
0
3
2
x
b)
x
x
12
4
)
2
3
(
2
c)
0
3
2
a
x
При каком a один из корней уравнения равен 1?
d)
)
8
)(
1
(
2
a
x
a
x
. При каком значении «a» корни уравнения являются
противоположными числами?
Приложение № 3
.
Этап обобщения и систематизации знаний. (часть урока)
Тема «Квадратные корни»
Предлагаются дифференцированные задания, каждый учащийся выбирает доступный ему
уровень.
З группа
2 группа
1 группа
Сравнить.
Вычислить
Сократить дробь
Упростить выражение
Приложение № 4
Отработка навыков (часть урока)
Тема «Формулы сокращённого умножения»
На доске записаны задания, разбитые на три уровня сложности. Учащиеся вы-
бирают себе самостоятельно уровень сложности. Если, при решении заданий од-
ного из уровней ребенок понимает, что для него это очень легко, он может перейти
к более сложным заданиям.
Для группы № 3:
1)Замените заданные выражения многочленами стандартного вида.
а) (с + а)
2
; б ) (в – 3х)
2
; в) (3х – 2с)
2
;
2). Заполните пропуски, если конструирование выражений ведется по правилу,
записанному в таб
лице:
Первое вы-
ражение
Второе
выражение
К квадрату первого выражения прибавить удвоенное
произведение первого и второго выражений и приба-
вить квадрат второго выражения
a
b
8x
y
4a
2
+__________+9b
2
5x
_________+___________+y
2
16x
2
+ 8xy +__________
___________+ 30ab + 25b
2
6
__________+ 24x +_________
Для группы №2
1. Упростите выражение :
А) (х-3)
2
+ х(х +9) б) (а +3) (5 – а) – ( а – 1)
2
2. Решите уравнение :
А) ( х – 6)
2
– х ( х + 8) = 2 б) 16у( 2 – у) + ( 4у – 5)
2
= 0
3. Преобразуйте выражение в квадрат двучлена :
А) х
4
– 8х
2
у
2
+ 16 у
4
б) 9у
2
+ с
2
d
2
+ 6сdу
Для группы № 1
1. Докажите , что при любом натуральном n значение выражения :
а) (n + 1)
2
– ( n – 1)
2
делится на 4
б) (5n + 1)
2
– ( 2n -1)
2
делится на 7
2.
Выведите формулу разности кубов из формулы суммы кубов.
3.
Представьте в виде многочлена : (а(а + 2в) + в
2
) ( а ( а – 2в) + в
2
) ((а
2
– в
2
)
2
+
4а
2
в
2
)
Приложение № 5
Изучение новой темы ( часть урока)
Тема : Действия с одночленами и многочленами
Даны многочлены и одночлены: с ; х – 9; 5в ; х + 11; 5с –2а; 6ав;
8 – с;
2 + у; в
2
п; 6у
4
х
2
.
Задание учащимся первой группы : делают все задания , проверяют работы
одноклассников , выявляют и объясняют их ошибки
Задание учащимся второй группы: выбрать двучлены и возвести их в квадрат.
Задание учащимся третьей группы: выбрать одночлены и возвести их в квад-
рат.
На выполнение определяем время вместе с детьми (но не более 7 мин).
Проверять выполнение задания начинаем с учащихся третьей группы, об-
ращая внимание на правильность понимания задания и правильность возведения
одночленов в квадрат /высказаться может любой учащийся/.
После этого проверяем правильность выполнения задания второй группы.
При возведении в квадрат двучлена может быть /и была/ допущена ошибка:
(х – 7)
2
=х
2
– 49; (2а – 4с)
2
=4а
2
– 16с
2
и т.д.
Если других вариантов нет, то возвращаемся к формулировке задания: Что
нужно возвести в квадрат? Что значит: возвести в квадрат? Как проверить, пра-
вильно ли вы возвели в квадрат данные двучлены? Выполните проверку.
В обсуждении принимает участие весь класс (учащиеся анализируют соб-
ственные ошибки, анализируя, учатся на своих ошибках).
Приложение № 6
Дифференцированный зачёт
Тема: «Квадратичная функция и ее график»
Цель: научиться строить графики квадратичных функций без предварительного
построения таблицы значений функции
Для группы № 3
1.
Построить график функции у = - х² + 4
2.
Построить график функции у = -
2
1
х²
3.
Построить график функции у = (х- 6)²
4.
Построить график функции у = (х – 1 )² + 4
Для группы № 2
2
5
1
х
у
. При каких значениях х функция принимает положительные значения?
1.
3
4
1
2
х
у
. Укажите промежутки возрастания и убывания функции.
2.
Постройте график функции у=-2х². Проходит ли этот график через точку
М(3,5;- 24,5)?
3.
Постройте график функции
3
2
2
х
х
у
. Укажите промежуток, в котором
функция возрастает.
Для группы № 1
1.
Постройте график функции
5
,
2
4
2
2
х
х
у
. Какие значения принимает
функция, если -3
0
х
?
2.
Постройте график функции
3
2
3
1
2
х
х
у
и укажите ее область значений
3.
Найдите область определения функции
х
х
у
2
4
2
и постройте ее график.