Напоминание

"Создание духовно- нравственного пространства для взаимодействия равноправного общения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся детей."


Автор: Русских Наталья Леонидовна
Должность: пеадгог дополнительного образования
Учебное заведение: МКОУ ДО Дом детского творчества Селтинского района Удмуртской Республики
Населённый пункт: с.Селты
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Создание духовно- нравственного пространства для взаимодействия равноправного общения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся детей."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования Дом детского творчества

Селтинского района Удмуртской Республики.

Создание

духовно-

нравственного

пространства

для

взаимодействия

равноправного общения детей с ограниченными возможностями здоровья

и нормативно развивающихся детей.

Материалы, ориентированные на духовно-нравственное воспитание детей

с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Автор материала: Русских Наталья Леонидовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

с.Селты, 2018г

Введение

Духовно–нравственное

воспитание

является

основой

любого

государства, главным и ведущим условием сохранения и поддержания

духовной

истории

народа;

традиций,

национальной

безопасности.

В

системе

духовно-нравственного

во спит ания

с о в р е м е н н о го

образовательного

учреждения

все

большее

внимание

уделяется

использованию

традиционных

культурных

ценностей,

воспитанию

ценностей

гражданственности,

формированию

национального

самосознания.

Особенно

актуален

этот

процесс

для

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

так

как

именно

они

находятся

в

наиболее

сложных

социальных

условиях

и

нуждаются

в

воспитании

таких

личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую

жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой

полноценной духовной жизнью.

Для ребенка в формировании его духовного мира огромную роль

играет

развитие

его

эмоций

и

чувств.

Наиболее

выразительным

и

эффективным

средством

развития

эмоциональной

сферы

ребенка,

его

духовного мира, нравственных представлений и творческих способностей

является дополнительное образование детей. Именно в дополнительном

образовании создается такая образовательная среда, которая позволяет

вовлечь

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

активное

социокультурное пространство, где каждый ребенок имеет возможность и

средства для самовыражения и, следовательно, приобретения социального

о

п

ы

т

а

.

1.

В

Доме

детского

творчества

Селтинского

района

Удмуртской

Республики

практика

духовно-нравственного

воспитания

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

и н в а л и д н о с т ь ю

осуществляется

на

протяжении

многих

лет.

Включение

детей

с

ограниченными

возможностями

в

массовые

мероприятия,

акции,

праздники,

занятия детских объединений

позволяет формировать

духовный

мир

и

нравственные

качества

такого

ребенка,

органично

вписаться в общество, раскрывать творческий потенциал, способствовать

воспитанию трудолюбия.

Для

внедрения

системной

модели

социализации

детей

с

ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, на

базе МКОУ ДО Дом детского творчества была разработана программа

Республиканской

экспериментальной

площадки

«Инклюзивное

образование

в

контексте

современной

социальной

практики:

воспитание, обучение детей с нарушениями развития» 2011-2014 г.г. В

эксперимент были включены

две группы детей экспериментальная и

контрольная: в первую входили 2 ребенка с ОВЗ и 8 нормативных детей,

во вторую-10 нормативных детей (7-10лет).

Цель эксперимента: создание педагогических условий для внедрения

системной модели интеграции детей с ограниченными возможностями

здоровья в образовательный процесс МКОУ ДО ДДТ.

Для того, чтобы «особые дети» могли получить дополнительное

образование,

в

Доме

детского

творчества

были

выбраны

программы

художественной

направленности

«Ворожея»

(руководитель

Русских

Наталья Леонидовна и «Юный художник» (руководитель Орлова Светлана

Вячеславовна),

разработаны

программно-дидактические

материалы

к

занятиям и выбраны диагностические карты для

выявления динамики

развития

творческих

способностей

детей

экспериментальной

группы.

2.

Стало

традицией

проводить

тематические

мероприятия

с

включением

детей

с ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидностью,

направленные

на

развитие духовно-нравственных

качеств: доброты, щедрости души, любви к окружающим и своей Родине

(День

инвалида,

День

матери,

Новогодние

представления,

концертная

программа

«С

чего

начинается

Родина?

»,участие

в

митинге

,

посвященному Дню памяти и скорби).

Приобретенный в ходе эксперимента и во время реализации программы

опыт получил распространение через:

- 2 выступления на заседаниях Республиканского методического Совета

по теме «Инклюзивное образование в контексте современной социальной

практики: воспитание и обучение детей с нарушениями развития» в 2015

году в «Институте развития образования» (АОУ ДПО УР ИРО);

-

создана

брошюра

«Практические

рекомендации

для

педагогов

художественно-эстетической

направленности, работающих с детьми с

ОВЗ» (2014 год);

- составлена статья «Разработка и апробация модели инклюзивного

образования в условиях села», которая вошла в сборник «Формирование

жизненных

компетенций

у

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

образовательном

пространстве»

- XXIII дефектологические

чтения- (материалы научно-практической конференции 28.03. 2014 года);

-

отчет

о

работе

экспериментальной

площадки

«Института

развития

образования»

по

теме:

«Инклюзивное

образование

в

контексте

современной

социальной

практики:

воспитание,

обучение

детей

с

нарушениями развития», «Мониторинг личностного развития детей с ОВЗ

в процессе освоения программы» (на расширенном заседании районного

Методического совета 16.10.2013 года);

3.

- составлены памятки и буклеты для детей и родителей: «Поиграй со

мной», «Вектор общения», «Вопросы безопасности»; (Приложение №1)

Работа

с

детьми

с

ограниченными

возможностями

требует

долгосрочного,

непрерывного

и

комплексного

подхода.

Для

изучения

более полной картины исследуемой проблемы инклюзивного образования

в условиях села, в

2016 году

на базе Дома детского творчества создана

трехгодичная программа муниципальной инновационной площадки

(далее

МИП)

«Разработка

и

апробация

системы

социализации

и

адаптации

детей

с особыми образовательными потребностями в

условиях села».

(Приложение 2)

Цель программы МИП:

создание

условий

и

оказание

помощи

детям

с

ОВЗ

в

социальной

реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе;

в духовно-нравственном развитии; поддержке родителей, воспитывающих

детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Задачи программы:

-создать нормативно-правовые, программно - методические, материально-

технические условия, необходимые для реализации программы.

- изучить теоретические

подходы к проблеме успешной социальной

адаптации

детей с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидностью

на

основе

активного

взаимодействия

всех

субъектов

социального пространства (детей-инвалидов, педагогов, родителей);

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогических

работников в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

и инвалидностью посредством проведения мастер-классов, семинаров,

издания

учебно-методических

сборников

из

опыта

реализации

программы; 4.

-обеспечить

благоприятный

нравственный

и

эмоциональный

микроклимат;

-создать условия для полноценного раскрытия творческого потенциала

детей посредством применения различных форм занятости, мероприятий

и конкурсов, выставок творческих достижений;

-

формировать

нравственные

ориентиры

и

ценностные

установки

на

основе

духовных

традиций,

повысить

уровень

нравственной

воспитанности;

-поиск взаимодействия и социального партнерства с заинтересованными

организациями;

-разработка

и

апробация

методики

измерения

уровня

социальной

адаптации

учащихся,

измерение

личностных

результатов,

оценка

коммуникативных особенностей.

Перспектива развития программы муниципальной инновационной

площадки «Разработка

и

апробация

системы

социализации

и

адаптации

детей

с особыми образовательными потребностями в

условиях села».

Основная идея программы заключается в том, что МКОУ ДО Дом

детского творчества становится площадкой для сетевого взаимодействия

образовательных учреждений района в вопросах оказания всесторонней

помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации

программ

духовно-нравственного

воспитания.

Результатом

такого

взаимосотрудничества

станет

адаптированная

система

социализации

детей с ограниченными возможностями здоровья

к условиям нашего

села.

Реализация

мероприятий

программы

позволит

в

системе

образования

района:

увеличить

охват

детей

и

расширить

спектр

применяемых технологий,

5.

вариативного

и

дифференцированного

образования

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инва лидно стью;

стимулировать

социализацию,

воспитывать

духовность,

формировать

нравственные идеалы, патриотические чувства и творческий потенциал

детей посредством применения различных форм занятости, мероприятий

и конкурсов, фестивалей и выставок творческих достижений.

Результаты реализации МИП:

1.Организация

курсовой

подготовки педагогических

кадров

через

обучение

в институте развития образования Удмуртской Республики и

районным методическим кабинетом:

-курсы

повышения

квалификации

«Организация

инклюзивного

образования

детей

инвалидов,

детей

с

ОВЗ

в

общеобразовательных

организациях» (март, 2016г)

- курсы повышения квалификации «Инклюзивное образование учащихся

в системе дополнительного образования детей» (декабрь, 2016г.)

-

курсы

повышения

квалификации

«Дополнительное

образование

в

социальной адаптации детей инвалидов и детей с ОВЗ» (октябрь, 2017)

2. Самообразование.

Методические продукты:

- «Адаптация дополнительных общеобразовательных программ с учетом

особых образовательных потребностей детей с ОВЗ»;

- «Требования к условиям реализации адаптированных дополнительных

общеобразовательных программ».

3. На основе Методических рекомендаций Министерства образования и

науки РФ от 29 марта 2016 г. по реализации АДОП разработала единый

диагностический

комплект

для

комплексного

обследования

ребёнка

с

ограниченными возможностями здоровья с учётом специфики диагноза.

6.

(«Мониторинг

развития

личности

обучающихся»,

«Оценка

коммуникативных особенностей обучающихся», «Оценка социализации

обучающихся в системе дополнительного образования»). Для родителей –

анкета

«Запросы

родителей».

Анкета

для

детей-

«Измерение

уровня

толерантности».

4. Активное сотрудничество с КЦСОН по развитию взаимодействия со

взрослым

населением

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидностью(проведение

мастер-классов,

концертов,

игровых

и

спортивных мероприятий и праздников)

В

настоящее

время

в

Доме

детского

творчества

занимается

9

обучающихся

с

ОВЗ

и

инвалидностью.

Это

дети

с

задержкой

психического развития, с синдромом Дауна, с задержкой умственного и

речевого развития, с нарушением опорно-двигательного аппарата.

С целью предоставления таким детям максимума возможностей для

развития их потенциальных творческих способностей, с учётом интересов

и

желаний

со

стороны

родителей,

на

основе

общеразвивающих

дополнительных

программ

организации,

в

2017

г. разработала

комплексную

А д а п т и р о в а н н у ю

д о п о л н и т е л ь н у ю

общеобразовательную программу «Адаптация в жизни и обществе

детей с ограниченными возможностями здоровья». (Приложение №3)

В

программу

вошли

следующие

направления

деятельности

кружков:

«Художественное»,

«Туристко-краеведче ско е»,

«Естествннонаучное».

Реализуя свои программы, педагоги, создают условия, в которых

определенные

эстетические,

нравственные

и

духовные

ценности

(различение

добра

и

зла,

прекрасного

и

безобразного,

сочувствия

и

равнодушия) реализуются в практической жизнедеятельности:

- в содержании и построении занятий;

7.

- в способах организации совместной деятельности, в характере общения

и сотрудничества взрослого и ребенка;

- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности

обучающихся.

Дополнительные программы художественной направленности

«

Тестопластика»,

«Юный

художник»,

«Технологии

рукоделия»

(Приложение №3) знакомят детей с истоками народного творчества, учат

творить

прекрасное,

красивое,

а

красота

воспитывает

нравственную

чистоту, человечность, духовность

.

В таких кружках дети воспитываются

трудом,

они

учатся

трудолюбию,

при

этом

обогащаясь

духовно.

В

обучении

изобразительному

искусству

дети

приобретают

опыт

с во б од н о го

с а м о в ы р а же н и я ,

о б щ е н и я

с

уже

и з в е с т н ы м и

художественными

материалами,

при

помощи

которых

создаются

интересные

образы.

При

таком

подходе

развивается

воображение,

эстетический вкус, обогащается и развивается внутренний мир.

Д о п о л н и т е л ь н а я

п р о г р а м м а

т у р и с т ко - к р а е в е д ч е с ко й

направленности «Пишем историю».

Краеведение – это настоящая школа

познания,

воспитания

историей

и

культурой,

общения

людей

разных

поколений.

Обучаясь

по

этой

программе

,дети

п о л у ч а ю т

исследовательские

навыки,

развивающие

определенные

качества

личности:

целеустремленность,

трудолюбие,

коммуникативность,

самостоятельность, пытливость.

Дополнительная

программа

естественнонаучной

направленности

«Юный

натуралист»

прививает

чувство

доброго

и

милосердного

отношения

к

окружающему

нас

миру;

воспитывает

любовь

ко

всему

живому, потребность к охране растительного и животного мира родного

края.

8.

Диагностика

детей

с

ОВЗ,

«включенных»

в

образовательный

процесс.

Для

успешности

воспитания

и

обучения

детей

с

ОВЗ

необходима

правильная

оценка

их

возможно стей

и

выявление

о собых

образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится

диагностике, позволяющей:

1.выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности

ребенка с ОВЗ;

2. определить оптимальный индивидуальный маршрут;

3.спланировать коррекционные мероприятия;

4.оценить динамику развития и эффективность коррекционной

работы;

5. консультировать родителей ребенка.

Таб. 1 Выявление запроса родителей (опрошено 8 из 9 родителей)

Направленность

в о с п и т а н и я

и

обучения ребенка

Увлечения

Доверительно

сть в общении

ЗУН ребенка по

мнению

родителей

умеют:

Творческая

деятельность

8

Пение и танцы

3

К маме

6

Аккуратно

выполнять

задания

3

Изобразитель

ная

8

рисование

8

К отцу

3

Умеют

пользоватьс

я

ножницами

5

Экологическо

е воспитание

3

Лепка

6

К бабушке

3

Узнают

основных

цвета

5

Приобщение к

национальной

культуре

3

Хозяйственная

работа

2

Умеют

завязывать

узелки

4

Хореография

и ритмика

8

Умеют

убирать

рабочее

место

4

9.

Анализ

анкет показал, что у «включенных» в образовательный

процесс

детей,

наиболее

доверительные

отношения

построены

с

мамами, увлекаются

дети больше творческой деятельностью; знания,

умения и навыки развиты недостаточно.

На

основе

этого

анализ

выбранных

родителями

направлений

развития

детей,

были

выбраны

общеобразовательные

дополнительные

программы для включения в адаптированную программу.

Таб.2

« Мониторинг личностного развития обучающихся в процессе

освоения адаптированной дополнительной образовательной программы»

В совокупности приведенные в таблице личностные свойства позволяют

выявить основные индивидуальные особенности детей с ОВЗ.

ФИ

воспитанник

а

Организаци

онно-

волевые

качества

Ориентацио

нные

качества

Поведенчес

кие

качества

Личностные

достижения

воспитанник

а

Средни

й балл

2016-2017 уч.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г.

Н.г. н.г.

Н.г.

Н.г.

1

Арафалов Р

1

2

1

1

1

1

2

2

11

2

Попова Д

1

2

1

1

2

2

2

2

13

3

Иванов Ж

1

2

2

2

2

3

2

2

16

4

Двинянин И

1

1

2

1

1

2

1

2

11

5

Зорина А

2

2

1

1

2

3

2

2

15

6

Румпе В

3

3

3

3

3

3

3

3

24

7

Малых Н.

2

3

2

2

2

3

2

3

19

15,4б.

2017-2018 уч.г.

1

Арафалов Р

2

2

1

2

1

2

2

2

14

2

Попова Д

2

3

1

1

2

2

2

3

16

3

Иванов Ж

2

3

2

3

3

3

2

3

21

4

Двинянин И

1

2

2

1

2

3

2

2

15

5

Зорина А

2

3

1

1

3

3

2

3

18

6

Румпе В

3

3

3

3

3

3

3

3

24

7

Малых Н.

3

3

2

2

3

3

3

3

22

18,6

1 б. - низкий уровень, 2 б – средний уровень, 3 б. – высокий.

10.

В

таблице

2,

для

чистоты

сравнения,

показан

средний

балл

семи

учащихся, которые посещают ДДТ второй год.

Из таблицы видна динамика развития личностных качеств обучающихся.

У

детей

повысилась

самоорганизация,

дисциплина,

повысился

устойчивый интерес к занятиям .

Обучающиеся

стали

более

раскрепощенными,

терпимее

к

мнению

других. Работа

по

предложенной

программе

позволяет

содействовать

личностному

росту

ребенка,

выявлять

то,

каким

он

пришел,

чему

научился, каким стал через определенное время.

таб.

3

«Методика

оценки

социализации

обучающихся

в

системе

дополнительного образования»

Социально-личностные качества

2016-2017

уч.

г.

7 уч-ся

2017

-2018

уч. г.

7 уч-ся

Принимает

и

выполняет

п р а в и л а

группового поведения

15

18

Умеет встать на позицию другого

12

18

Проявляет готовность к сотрудничеству ,

оказанию помощи

19

23

Проявляет этические чувства-стыда, вины,

совести

17

21

Способность анализировать нравственную

сторону

своих

поступков

и

поступков

других людей

16

20

Проявляет

сои

эмоции

приемлемым

способом

15

20

Способен

подчинять

свои

интересы

интересам коллектива

15

19

В общем деле видит свою ценность

15

20

Умеет

найти

область

деятельности

для

проявления своих интересов

15

20

Стремится к самовыражению

15

19

Осознает

многообразие

традиций

и

обычаев других народов и культур

13

19

В ы п ол н я е т

п р а в и л а

зд о р о в о го

и

безопасного образа жизни

16

20

Проявляет бережное отношение к природе

и окружающей среде

19

22

Средний балл

28,9

37

В

таблице

3,

для

чистоты

сравнения,

показан

средний

балл

семи

учащихся, которые посещают ДДТ второй год.

Увеличение значений показателей воспитания и социализации детей с

ОВЗ,

является

положительной

тенденцией

повышения

уровня

нравственного развития обучающихся.

4 . Тест «Изменение уровня толерантности».

Уровень сформированности толерантности у нормативных детей был

изучен с обучающимися моего кружка «Технологии рукоделия» , где были

включены дети с ОВЗ и инвалидностью.

Анализ анкетирования:

1.Знакомо

ли

тебе

понятие

«люди

с

ограниченными

возможностями

здоровья» (ОВЗ)?

2016 г. / 2017г.

40%

/100%

детей

могли

объяснить

понятие «люди

с

ограниченными

возможностями здоровья»

2. Как ты считаешь, каким образом лучше всего обучать в ДДТ детей с

ОВЗ?

10% / 0% - посчитали необходимостью отдельного обучения

60% / 90%о - обучаться вместе со всеми

40 % / 10% - затруднились ответить

3. Какие способы общения с детьми с ОВЗ ты бы предпочел?

40% / 50% - предпочли бы общаться через игры

40% /50% - общение в кружках

10% / 0% - предпочли случайное общение

10% / 0% - -не ответили

12.

4. Как ты отнесёшься к тому, если в вашем кружке будет обучаться

ребёнок с ОВЗ?

60 % / 90% - готовы обучаться совместно

10% / 0% - -отрицательно

30% / 10% - -все равно

5. Что хорошего в том, что ребенок с ОВЗ может обучаться вместе со

всеми?

40%- / 50% - общаясь с другими детьми, ребенок с ОВЗ будет активно

развиваться;

20%

/ 25 %- у него появится больше возможностей проявить свои

способности в различных видах деятельности, общения;

30%-

/

30%

-

у

него

появится

больше

возможностей

проявить

свои

способности в различных видах деятельности, общения;

6. Что плохого может быть в том, если ребенок с ОВЗ будет обучаться

вместе со всеми детьми?

30% / 20% - его здоровье может ухудшиться из-за большой учебной

нагрузки;

30% / 45% - беспокоятся, что плохое отношение со стороны сверстников;

10% / 10% - ребенок с ОВЗ не будет успевать за другими детьми, что

может способствовать снижению его самооценки, уверенности в себе;

Из цифровых показателей видно, что уровень толерантности повысился,

а уровень интолерантности снизился.

13.

Одной из форм моей работы с детьми данной категории, является

организация праздников и мероприятий, как средство эмоционального

и познавательного развития детей, положительного влияния на духовно-

нравственное воспитание, формирование умения взаимодействовать со

сверстниками. С

этой

целью

в

Доме

детского

творчества

я

провожу

различные совместные мероприятия нормативных кружковцев , детей с

ограниченными возможностями здоровья и их родителями.

Новогодние

представления, знакомство с народными Масленичными и

Пасхальными играми, изучение обычаев, обрядов русского народа, вводят

детей в круг православных праздников, знакомят с основами духовности

русского народа и традиционного уклада жизни, а также особенностями

подготовки

и

проведения

праздничных

дней.

На

все

мероприятия

приглашаются родители обучающихся.

Особенности

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья

заключается

в

том,

дети

данной

категории

в

связи

со

свойственной им неразвитостью мышления, слабостью усвоения общих

понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в

вопросах

общественного

устройства,

в

понятиях

морали

и

нравственности. Их представления о том, что хорошо и что плохо, носят

довольно поверхностный характер. Поэтому ,через игровую деятельность

и

занятия,

знакомлю

детей

с

нравственными

и

безнравственными

поступками,

объясняю

их

смысл,

даю

им

оценку.

При

подборе

методического

сопровождения

опираюсь

на

жизненный

опыт

детей,

использую материал доступный для восприятия и осознания; применяю

формы

работы,

которые

позволят

ребёнку

на

практике

применять

полученные навыки.

14.

Д л я создания

ситуации

успеха

для

детей

с

ОВЗ,

следует

подчеркнуть

острую

необходимость

предоставления

им

возможности

демонстрации окружающему миру собственных умений и способностей,

проводятся творческие

конкурсы,

выставки,

фестивали,

которые

направлены

на

развитие общей

культуры,

духовно-нравственного

гражданского, социального, и интеллектуального развития

.

Изготавливая

изделия,

знакомлю

детей

с

истоками

народного

творчества,

с

богатым

духовным

наследием

народа

через

участие

во

внутриучрежденческих,

районных,

республиканских

конкурсах,

направленных

на

поддержание

и

развитие

духовно-нравственных

ценностей

детей.

Участие

в

конкурсах

–выст авках «Пасхальный

сувенир»,

«Подарок

Деду

Морозу»,

«Институт

народной

игрушки»

,

формирует

ценностные

отношения

к

народным

традициям.

Выставки

«Зеркало

природы»,

«Противопожарная

тематика»,

«Мой

мир»

воспитывают

бережное

отношение

к

природе,

окружающей

среде.

Участие

в

благотворительных

акциях

«Рождественский

подарок»,

«Весенняя

неделя

добра»,

«Подарок

ветерану»

-

воспитают

чувства

гражданственности, патриотизма.

Творческие

достижения

детей

с

ОВЗ

кружка

«Технологии

рукоделия»(Приложение )

Название

мероприятия

Год/

уровень

результат

Ф.И.

Участника

( кол-во

участников)

в номинации «За

д о с т и ж е н и я

в

творчестве»

2013

Республиканский

Денежная

премия

«Преодоление»

Лебедев

Павел

«Пасхальный

сувенир»

2013

Районный

3 место

Румпе

Валерия,

Лебедев

Павел

К о н к у р с

п о

2 место

Румпе

противопожарной

безопасности

2014г.

Республиканский

Валерия

Конкурс

рисунков

среди

д е т е й

с

ограниченными

возможностями

«Мой мир».

2016г.

Республиканский

Дипломы

участника

5 детей

Районная научно-

практическая

конференция

2014г

Районный

Диплом участника

Лебедев

Павел

«Пасхальный

сувенир»

2014

Районный

Диплом участника

Румпе

Валерия,

Лебедев

Павел

«Мастерская

Деда Мороза»

2015

Районный

Диплом участника

Коллективная

работа

«Зеркало

природы»

2015

Районный

Диплом участника

Коллективная

композиция

«Пасхальный

сувенир»

2014

Районный

3 место

Румпе

Валерия,

Лебедев

Павел

Конкурс детского

рисунка

«Краски

Востока»

2016

Всероссийский

Дипломы

участника

Румпе

Валерия,

Лебедев

Павел

Международный

творческий

п р о е к т

« К а к

прекрасен

этот

мир»

2016г.

Международный

2 место

Румпе

Валерия,

«Экологическая

к у л ь т у р а

в

детском

творчестве».

2016

Евроконкурс

Диплом

победителя

Румпе

Валерия

Фестиваль

детского

творчества

для

2016

Международный

Дипломы

участника

4 человека

д е т е й

с

О В З

«Звезды

нового

века»

В ы с т а в к а

в

р а м к а х

I

Всероссийского

фестиваля

«Университет

народной

игрушки»

2017

Республиканский

Диплом участника

Двинянин

Иосиф,

Иванов

Евгений,

Попова Дарья

«Мастерская

Деда Мороза»

2017

Районный

3 место

Коллективная

р а б о т а

3

человека

В мае 2017года организована авторская выставка-продажа картин из

шерсти Румпе Валерии. Добровольные пожертвования жителей села были

переданы на её лечение.

Учащиеся кружка «Пишем историю» создали видеоролик о творчестве

Румпе Валерии, который принял участие в республиканском конкурсе

«Время решать», также её творчество отражено в радиопередаче, которая

участвует во всероссийском конкурсе детства, номинация «Особенное

детство: быть рядом».

Важная

функция

духовно-

нравственного

воспитания

детей

принадлежит

семье.

Проблемы,

которые

волнуют родителей,

могут

включать

вопросы

обучения

и

воспитания детей, формирования у

них

нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в

которые погружен родитель ребенка с ОВЗ.

17.

Нужно отметить активность и заинтересованность родителей в создании

комфортной социальной среды учебного кабинета кружка для развития

своих детей. Они помогают в организации мероприятий, приобретении

необходимого материала для занятий, посещают родительские собрания,

совместные и групповые мероприятия.

Активность и сотрудничество родителей сопутствует более быстрой и

безболезненной социализации их детей в большой

детский коллектив

Дома детского творчества.

Формы организации работы с семьей.

1.Родительские собрания.

2.Участие

в

проведении

занятий,

праздников

и

развлечений.

с

привлечением родителей

(«Незнайка

ищет

друзей»,

«Путешествие

в

страну семи желаний», «Тропинками Добра») стимулирует , вдохновляет

детей,

содействует

взаимопониманию.

Здесь

они

учатся

не

только содержательному взаимодействию

со

своим

ребёнком,

но

и

о с в а и в а ю т

н о в ы е

м е т о д ы

и ф о р м ы

о б щ е н и я

с

н и м.

3.Индивидуальные формы работы. Беседы, консультации.

4.Формы

наглядного

информационного

обеспечения:

Выст авки

детских работ,

освещение

работы

с

детьми

с

ОВЗ

в

СМИ

(статья

в

районной газете «Октябрь») и на сайтах учреждения.

В

результате

совместной работы

родители

учатся применять

полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять

ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях; видят, что вокруг

них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы;

убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в

р а з в и т и и

р е б ё н к а

в е д ё т

к

у с п е х у ; формируется

активная

родительская позиция и адекватная самооценка.

18.

На

данном

этапе

реализации

программы

МИП

произошли

следующие изменения в образовательном процессе:

1.увеличилось количество участвующих в программе МИП педагогов: в

2016-4 педагога, на данный момент -6 педагогов;

2.общее

количе ство

детей,

обучающихся

по

адаптированной

дополнительной программе увеличилось до 9чел.

3.адаптированы

и

опробованы

:

4

программы

художественной

направленности, 1 программа естественно- научной направленности и 1

программа туристко - краеведческой направленности;

4. возросла активность и участие детей с ОВЗ в конкурсах-выставках

различного уровня;

5. увеличилось количество мероприятий для детей с ОВЗ и совместно с

ними;

6. повысилась активность участия родителей в организации

учебно—

воспитательного процесса.

Дессиминация педагогического опыта

1.Районная конференция «Современное образование: новые требования,

новые возможности, новая ответственность» (август, 2016г.)

2. Межрайонная конференция «Профессиональный стандарт педагога как

инструмент формирования новых педагогических конференций» (октябрь,

2016г.)

3.Районный методический семинар «Инклюзивное образование в

условиях села» (март, 2017г.) и представление опыта воспитания у

детей с ОВЗ общей культуры, духовно-нравственного , личностного и

интеллектуального развития .

4.Представление опыта на районной августовской конференции учителей

«Адаптация и социализация детей в условиях села» (март, 2017г.)

19.

5.

Ежегодный

отчет

(видеоперзентация)

реализации

программы

«Технологии рукоделия» для родителей и педагогов ДДТ.(приложение)

Работа Муниципальной инновационной площадки продолжается. И

окончательный итог подводить еще рано. Однако, анализируя пройденные

этапы, которые показывают социальную активность детей с ОВЗ, рост

творческого,

духовно-нравственного

потенциала,

повышение

уровня

толерантности нормативно развивающихся детей, можно с уверенностью

подтвердить

актуальность

и

востребованность

реализации

данной

программы.

Приобретенный опыт работы с детьми с ОВЗ, позволяет сделать вывод,

что

эффективность этого направления деятельности достигается путем

каждодневной

скрупулезной

работы,

учета

индивидуальных

особенностей детей, создания благоприятных условий для формирования

нравственных ориентиров , успешной социализации.

20.



В раздел образования