Напоминание

"Разносклоняемые существительные"


Автор: Михайлова Вера Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа №3"
Населённый пункт: г. Фролово
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: "Разносклоняемые существительные"
Раздел: начальное образование





Назад




МКОУ «Средняя школа №3 »

городского округа город Фролово

Конспект урока русского языка

в 4 классе

«Разносклоняемые существительные»

(система РО Д Б.Эльконина –В В.Давыдова)

подготовила

Михайлова Вера Евгеньевна

учитель начальных классов

высшей категории

г Фролово

2017-2018 учебный год

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Тема урока: «Разносклоняемые существительные».

Цели:

1.Познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, их особенностями

склонения, правописания.

2.Сформировать умение находить разносклоняемые существительные в тексте, склонять

разносклоняемые существительные, умение мыслить логически, сравнивать, обобщать.

3.Обогащать и развивать речь учащихся.

4.Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: схемы-опоры, таблица, экран настроения, экран успеха , памятки с

алгоритмом ,презентация, учебно-методический комплект для начальной школы « Уроки

Кирилла и Мефодия».

Ход урока

1.Организационный момент.

1.Психологический настрой учащихся.

Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность.

Учитель приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

У: С добрым утром начат день!

Первым делом гоним лень,

На уроке - не зевать

А работать и писать.

У: Начинаем урок русского языка .(слайд №1)

2 .Рубрика «Говори правильно!» (слайд №2)

У: У каждого на парте листок со словами. Ваша задача: правильно расставить ударение

-Для чего мы это делаем?

3.Самостоятельная работа.

У: Послушайте правильный ответ и проверьте работу соседа. (взаимопроверка)

У: Поделитесь с соседом результатом работы .В каких словах допустили ошибки?

-Какие советы можно дать детям, которые сделали ошибки?

II. Актуализация опорных знаний

1.Повторение изученного материала.

У: Над какой проблемой работали на прошлом уроке?

- А что такое склонение? Сколько типов склонения в русском языке у имён

существительных?

-Какие слова относятся к 1 склонению? Приведите свои примеры.

-Какие слова относятся ко 2 склонению? Приведите свои примеры.

-Какие слова относятся к 3 склонению? Приведите свои примеры.

2 Закрепление пройденного материала.

: Какую цель ставили на этот урок?

Д: продолжить работу над определением склонения существительных и тренироваться в

правильном правописании падежных окончаний существительных.(слайд №3)

У: И так, продолжаем работать над определением склонения существительных и тренироваться

в правильном правописании падежных окончаний существительных.

.У : Перед вами слова. (слайд №4)

тень, удача, вьюга, медведь, дочь, кирпич, облако, дядя

У : Что нужно знать, чтобы выполнить это задание?

У: Ваше задание: запишите слова в 3 столбика: Допишите по одному своему слову в каждый

столбик

-Докажи свой выбор (ответы детей)

-.Оцените себя на полях на шкале успеха. Если у вас были ошибки, отметьте их на полях.

3.Парная работа

У:-А сейчас поработаем в паре.(слайд 5)

-Какое задание я предлагаю? Готовы? Приступайте к работе. (1 пара работает и объясняет у

доски)

У: Оцените работу пары. Что им пожелаем?

4. Работа с фразеологизмами.

У : Зачем мы изучаем склонение имён существительных? Где нам это пригодится?

У: Узнай фразеологизмы.(слайд 6)

У: Ею нельзя разлить неразлучных друзей (Водой)

-Его проглатывают, упорно не желая говорить (язык)

-Не ударить в это лицом (грязь)

5.Фиксация затруднения в деятельности.

У: определите склонение угаданных слов.

-У какого слова было трудно определить склонение? Почему? Что надо сделать?(слайд № 7)

.(алгоритм определения склонения имён существительных)

-Посмотрите на предложение. (слайд №8)

Зимним утр.м мы пошли в лес. Узкая тропинк. привела нас к широкой полян.

-Везде ли легко написать окончания существительных ? Почему? Какой алгоритм знаете?

У: запишите правильно предложения ,вставьте пропущенные окончания

III. Физминутка

Пальчиковая гимнастика (« Пальчики здороваются», «Колечко», «Слоник», «Хлопки»)

IV. Тренировочные упражнения .(использование учебно-методического комплекта для

начальной школы «Уроки Кирилла и Мефодия» по теме «Склонение имен существительных»

(урок № 10.)

У: Вставьте окончание у имен существительных. Что надо знать для этого?(учащиеся по

очереди выходят к интерактивной доске , вставляют и объясняют правописание окончаний

существительных).

У: Оцените работу!

У: Я вижу, что многие считают ,что уже хорошо изучили тему «Правописание окончаний имен

существительных».Я очень рада .

V. Создание проблемной ситуации

У: В Стране «Существительное» много есть тайн, которые нам предстоит отгадать и открыть.

1.Работа с учебником.

У: откройте стр.132.

– А к какому склонению относится слово путь? Почему?

– Что мы должны написать в окончании? (ученики называют Я, а на экране появляется И).

– Почему же написание окончания в этом слове не подчиняется правилу?

VI. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

1.Работа в опорной таблицей

У: Давайте решим эту задачу, используя нашу опорную таблицу, просклоняем слово путь(1

вариант), слово время (2 вариант)

Вы работаете в тетради.

– Сравните его окончания с окончаниями разных склонений. Найдите общее. Какое склонение

считаем его своим?

Д: Р., Д., П. п. склоняются по 3 скл., а Т.п. по 2 скл.

У: Можем мы отнести это слово к какому-то одному склонению?

Дети :Нет.

У :Такое слово называется разносклоняемое! Итак, мы сделали с вами открытие?

Д :Да. Мы открыли разносклоняемые существительные.

У: Слово путь не одиноко в русском языке

У: Найдите их в тексте. прочитайте. ( из диска «Уроки Кирилла и Мефодия» урок №15)

У: Всего разносклоняемых слов - 11.

VII Лексическая разминка

– Ребята, значения каких слов вам не понятно?( бремя, стремя, темя.)

– Какой словарь нам поможет выяснить лексическое значение? («Толковый словарь»).

-Объясните значение

VIII Чтение правила в учебнике стр.132

IX У: Но на этом наши открытия не закончились. Поэкспериментируем?

1. Творческая работа

Гореть синим пламе__, под брем_нем забот, без роду и плем_н__, до поры до врем н___, со

врем__н царя Гороха, называть вещи своими им_нами_, в кои-то врем на.

– Известны вам эти выражения, а как они называются?

– Ребята, чем интересны для нас эти фразеологизмы? В них есть разносклоняемые

существительные.

– Понятны ли вам их значения? Какой словарь нам поможет узнать их? Фразеологический

словарь»)

X. Рефлексия

– Ребята, проходит время, и любые открытия, даже самые смелые и необъяснимые становятся

известны всех. Давайте и мы с вами подведём итог и сообщим друг другу, какие же открытия

мы с вами сегодня совершили. (ответы детей)

– С каким настроением вы сегодня уходите с урока?

– Понравилось вам делать открытия?

– Что вам в этом помогло?

– Что было трудно выполнять?

– Думаю, мы с вами совершим открытия еще не раз. Возможно, даже при выполнении

домашнего задания.

XI. Домашнее задание

Учитель: используя таблицу, выберите 2 разносклоняемых существительных и просклоняйте

их.

У: От доброго семени -добрый поступок. .Как Вы понимаете? (ответы детей)

У: От того, как Вы работали на уроке, будет и зависеть результат вашего домашнего задания.

Удачи! Спасибо за урок!!!

Список использованной литературы

1.Е.В.Восторгова, Т.Н.Некрасова Методический комментарий к учебнику русского языка для 4

класса. Пособие для учителя начальных классов (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова) М.:

Вита – Пресс, 2011.

2.Репкин В.В, Е.В. Восторгова Т.В.Некрасова Русский язык: Учебник для 4 класса начальной

школы (Система Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова): В 2 –х кн. Кн.1. – 7 – е изд. - М.: Вита –

Пресс, 2008.



В раздел образования