Авторы: Минаева Ирина Романовна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы , педагог по физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Преподавание физкультуры детям с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Преподавание физкультуры детям с ОВЗ
Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются
дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить,
что специфической направленностью в работе с этой категорией детей
является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и
процесса физического воспитания.
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ
нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление
нарушений физического развития, моторики и расширение
двигательных возможностей таких детей являются главным условием
подготовки его к жизни.
Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений
моторики и недостатков физического развития подчеркивается в
работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский,
Л.В. Запорожец и др.).
Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической
культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий,
направленных на исправление недостатков в развитии человека,
является основой социальной реабилитации и поэтому между
понятиями физической и социальной реабилитации существует
диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы,
разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности,
зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода,
деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном
развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических
единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно
развивающем образовании.
Методические рекомендации по преподаванию физкультуры
Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека,
характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-
методические основы обучения физической культуре и спорту,
физического воспитания, коррекционной педагогики. Актуальность
этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора
в развитии высшей нервной деятельности и психических функций
человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике
(дифференцированном движении пальцев рук, координации движений
рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми
же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением
аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий
головного мозга, в основе которого лежит органическая патология
корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. Этим
обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре
заторможенного умственного развития человека. Устранение
двигательных нарушений или их совершенствование способствует
развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга,
интеллекта человека.
Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики,
так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту
закономерность с помощью изменения физического состояния
моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно
направленно влиять на деятельность различных систем организма,
высшие психические функции, на функции анализаторов. В свою
очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить
так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их
словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять регуляцию
темпа, ритма, координации движений и других характеристик.
Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за
движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели
и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать
сущность и необходимость занятий физической культурой,
формировать положительное отношение к ним.
Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии
физического воспитания должны быть направлены, прежде всего на
развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей
деятельности учащихся, расширение их кругозора, воспитание
потребности в здоровом образе жизни.
Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от
здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями
функционирования внутренних органов и самочувствия качественно
меняется психическое состояние.
Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние
детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной
физической культуры является: формирование потребностей занятий
физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение
трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.
Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно
необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья имеется своя особая направленность:
обеспечение духовного и физического развития, профессионально-
прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм
поведения в различных условиях, а для более физически развитых
детей из этой группы, занятия определенными видами спорта,
соответствующих их физическим и психическим возможностям и
участие в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.
Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют
исключительно важное значение.
На сегодняшний день все существующие формы физического
воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными
возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и
нозологических групп, а именно - занятия по физическому воспитанию,
ритмике, уроки по физической культуре и другое - сегодня правильнее
относить к формам адаптивного физического воспитания и называть
занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по
адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005).
Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно
значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся,
имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к
посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять
своим психофизиологическим состоянием.