Напоминание

"Преподавание физкультуры детям с ОВЗ"


Авторы: Минаева Ирина Романовна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы , педагог по физического воспитания
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж №10"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Преподавание физкультуры детям с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Преподавание физкультуры детям с ОВЗ

Анализируя процесс физического воспитания в классах, где обучаются

дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), надо отметить,

что специфической направленностью в работе с этой категорией детей

является ее коррекционно-компенсаторная сторона, в том числе и

процесса физического воспитания.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ

нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление

нарушений физического развития, моторики и расширение

двигательных возможностей таких детей являются главным условием

подготовки его к жизни.

Эффективность физических упражнений для коррекции нарушений

моторики и недостатков физического развития подчеркивается в

работах многих ученых (П.П. Павлов, П.Ф. Лесгафт, В.В. Ториневский,

Л.В. Запорожец и др.).

Коррекционная работа, осуществляемая адаптивной физической

культурой, и, представляющая собой систему различных мероприятий,

направленных на исправление недостатков в развитии человека,

является основой социальной реабилитации и поэтому между

понятиями физической и социальной реабилитации существует

диалектическая взаимосвязь. Здесь опорными становятся принципы,

разработанные Л.С.Выгодским (опора на сохраненные возможности,

зоны ближайшего развития), а также методы деятельностного подхода,

деловых игр, коллективного способа обучения, учение о приоритетном

развитии высших психических функций, об укрупнении дидактических

единиц, одновременном развитии всех учащихся, личностно

развивающем образовании.

Методические рекомендации по преподаванию физкультуры

Диагностика и учет исходных двигательные возможности человека,

характера двигательных нарушений позволяет разрабатывать научно-

методические основы обучения физической культуре и спорту,

физического воспитания, коррекционной педагогики. Актуальность

этого положения обусловлена важной ролью двигательного анализатора

в развитии высшей нервной деятельности и психических функций

человека. Так, известно, что нарушения в тонкой моторике

(дифференцированном движении пальцев рук, координации движений

рук и ног при ходьбе, кинестетических нарушений) определяются теми

же механизмами, что и интеллектуальный дефект - нарушением

аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий

головного мозга, в основе которого лежит органическая патология

корковых зон двигательно-кинестетического анализатора. Этим

обусловлена первичность двигательных нарушений в структуре

заторможенного умственного развития человека. Устранение

двигательных нарушений или их совершенствование способствует

развитию аналитико-синтетической функции коры головного мозга,

интеллекта человека.

Благодаря проприоцепции моторика влияет как на развитие психики,

так и на состояние вегетативных функций. Учитывая эту

закономерность с помощью изменения физического состояния

моторного анализатора и его локомоторного аппарата, можно

направленно влиять на деятельность различных систем организма,

высшие психические функции, на функции анализаторов. В свою

очередь процесс физического воспитания и обучения следует строить

так, чтобы ученики осмысленно выполняли упражнения, пытаясь их

словесно опосредовать, проанализировать, осуществлять регуляцию

темпа, ритма, координации движений и других характеристик.

Необходимо формировать у них способы контроля и самоконтроля за

движениями, использовать мотивационные факторы в достижении цели

и задач физического воспитания. Следует постоянно раскрывать

сущность и необходимость занятий физической культурой,

формировать положительное отношение к ним.

Из сказанного становится очевидным, что методы и технологии

физического воспитания должны быть направлены, прежде всего на

развитие и активизацию познавательной здоровьесберегающей

деятельности учащихся, расширение их кругозора, воспитание

потребности в здоровом образе жизни.

Особенности преподавания физкультуры детям с ОВЗ

Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от

здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями

функционирования внутренних органов и самочувствия качественно

меняется психическое состояние.

Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние

детей, является адаптивная физическая культура. Целью адаптивной

физической культуры является: формирование потребностей занятий

физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение

трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно

необходимыми. В сфере воспитания детей с ограниченными

возможностями здоровья имеется своя особая направленность:

обеспечение духовного и физического развития, профессионально-

прикладная подготовленность к труду, усвоение правил и норм

поведения в различных условиях, а для более физически развитых

детей из этой группы, занятия определенными видами спорта,

соответствующих их физическим и психическим возможностям и

участие в специальных соревнованиях и Параолимпийском движении.

Поэтому уроки адаптивной физической культуры в школе имеют

исключительно важное значение.

На сегодняшний день все существующие формы физического

воспитания, предназначенные для лиц с ограниченными

возможностями здоровья, для инвалидов всех возрастов и

нозологических групп, а именно - занятия по физическому воспитанию,

ритмике, уроки по физической культуре и другое - сегодня правильнее

относить к формам адаптивного физического воспитания и называть

занятиями по адаптивному физическому воспитанию, уроками по

адаптивной физической культуре. (С.П. Евсеев, 2005).

Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно

значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся,

имеющих отклонения в состоянии здоровья, и главное, приобщить их к

посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять

своим психофизиологическим состоянием.



В раздел образования