Автор: Соболева Нина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ " Сельцовская СОШ"
Населённый пункт: п. Сельцо Тосненского района Ленинградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Урок математики в 3 классе"
Раздел: начальное образование
Открытый урок по математике в 3б классе.
Тема: Закрепление знания таблицы умножения и деления.
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся при закреплении
табличного умножения и деления,
Задачи:
дальнейшее формирование вычислительных навыков устного счёта;
совершенствовать умение решать задачи разных видов;
отрабатывать умение увеличивать и уменьшать числа в несколько раз,
систематизировать навыки нахождение неизвестных компонентов при умножении и
делении.
•
развивать логическое мышление, математическую речь,
отзывчивость, взаимовыручку, желание помочь.
•
развитие математической речи на основе изучения и запоминания таблицы
умножения.
Планируемые результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
-
обучающиеся будут знать название компонентов и результата действия умножения,
понимать связь между умножением и сложением (умножение – есть сумма одинаковых
слагаемых), правильно употреблять в речи математические понятия.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная
компетентность):
Регулятивные:
- овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать
собственные представления;
-планировать свои действия в связи с поставленной задачей.
-понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
- научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке,
пользоваться учебником.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке.
Коммуникативные:
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- учиться работать в паре, группе, самостоятельно;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные:
уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной
деятельности.
Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, проектор
Ход урока:
1. Мотивация учебной деятельности:
-Здравствуйте, ребята!
Настроение, каково!
- Во!
Все такого мнения?
- Все без исключения!
Может, Вы уже устали?
- Мы - с собой таких не брали!
Может, ляжем, отдохнём?
- Лучше мы урок начнем!
Все за парты дружно сели,
Друг на друга посмотрели,
Посмотрели на гостей,
Улыбнулись поскорей,
пожелали друг другу удачи.
Мне бы хотелось, чтобы такое настроение сохранилось у вас до конца урока.
2. Актуализация знаний:
Решите задачи,
- Сколько ножек у двух сороконожек?
С) 40
З) 80
Н) 2
- Сколько лап у трёх цыплят?
А) 6
О) 3
Е) 8
- Сколько ушей у пятерых мышей?
(10)
Т) 5
П) 15
Д) 10
- Сколько хвостов у четырёх котов?
А) 4
О) 8
Е) 12
- Сколько лап у четырёх медвежат?
Ч) 16
Л) 8
К) 4
-Сколько крыльев у шести ворон?
А) 12
И) 6
Ы) 18
-Что помогло нам найти ответы в этих задачах.?
Д. знание таблицы умножения
У.Как вы думаете какая тема нашего урока?
Ученик:
Я с утра учу таблицу,
Я замучился совсем.
Ну, зачем же знать таблицу
И тебе, и мне – нам всем?
-Где могут пригодиться знания таблицы умножения? (Ответы детей)
У. Ребята, знание таблицы умножения пригодится вам в жизни. Везде, где придётся что-
нибудь считать: в магазине, на почте, а аптеке и др. – таблица умножения просто
необходима.
– Назовите цель урока?
У. Да, знания по математике нужны и в обычной жизни.. Вот мы и проверим свои умения,
способности по математике в необычной ситуации, в новой обстановке. А чтобы мы с
вами легко справились с трудностями и испытаниями, которые нас ждут впереди, работать
мы будем под девизом “Один за всех и все за одного”. Но прежде, чем отправиться в путь
ответьте на вопрос: “Кто, по вашему мнению, есть самый важный, нужный человек на
сегодняшнем уроке?»
У меня есть один сказочный предмет: вот это волшебная шкатулка. Каждый из вас,
заглянув в неё, в конце урока сможет увидеть самого важного и нужного человека на
нашем уроке, а, может быть, и в мире.
У. У нас заканчивается неделя математики и мы отправимся свами сегодня в музей. Но
чтобы отправиться- нужно поработать
Игра «День и ночь».
1.
Увеличь 9 в 3раза.
2.
Увеличь 7 на 6.
3.
Уменьши 24 в 3 раза.
4.
Уменьши 32 на 4.
5.
Найдите произведение чисел 6 и 5.
6.
Найдите частное чисел 18 и 6.
7.
Найдите сумму чисел 8 и 9.
8.
Найдите разность чисел 40 и 8.
9.
На сколько 70 больше 10?
10. Во сколько раз 5 меньше 50?
У. Всех, кто правильно справился с заданием, приглашают в музей вычислительной
техники. В этом музее есть все устройства, на которых когда-либо считали люди. А вы
хотите узнать, на чём считали люди в разные времена?
Д. Да.
У. Ребята, а вы пригласите с собой остальных детей?
Д. Да. Ведь им тоже хочется побывать в музее.
3.Обобщение и систематизация знаний.
У. Узнать историю вычислительной техники нам помогут экскурсоводы.
На слайде: картина древнего мира.
У. Входим в музей и сразу попадаем в древний мир. Люди жили тогда в пещерах. Ой, как
хочется заглянуть в пещеру и посмотреть, как считали первобытные люди. Но мы можем
это увидеть, если решим задачу.
Женщины и дети отправились за кореньями. Женщин 18, а детей в 2 раза меньше.
Д. Мы не можем решить задачу, так как в ней нет вопроса.
У. Кто поможет составить вопрос?
Д. – Сколько детей отправилось за кореньями?
– Сколько всего человек отправилось за кореньями?
– На сколько
больше отправилось женщин, чем
детей?
– На сколько
меньше отправилось детей, чем
женщин?
У. Открываем
тетради, записываем число, классная
работа и
оформляем задачу в тетрадь. Каждый
выбирает свой
вопрос и самостоятельно решает задачу.
Дети решают задачу.
У. Вы правильно справились с заданием и можете посетить 1 зал музея.
(Экскурсовод знакомит с 1 залом «Счёт на камнях»)
На доске: картина древней Греции.
У. Жизнь шла вперёд. Тогда люди изобрели устройства, помогающие считать быстрее.
Чтобы узнать о
некоторых из них, мы должны заглянуть в
древнюю
Грецию и найти потерянные числа.
У. Вы правильно справились с заданием и вас приглашают во 2 зал музея.
(Экскурсовод знакомит со 2 залом «Абаки»)
На слайде: картина замка.
У. Что мы видим? Люди стали строить красивые дворцы. Чтобы заглянуть туда и узнать о
следующем счётном устройстве вы должны выполнить следующее задание.
5. Работа в группах
- Давайте вспомним правила работы в группе.
Выберите из предложенных формул
1 группа - формулу для нахождения площади квадрата,
2 группа – формулу для нахождения периметра квадрата,
3 группа – формулу для нахождения периметра прямоугольника,
4 группа – формулу для нахождения площади прямоугольника
5 группа - найти определение квадрата;
6 группа — найти определение прямоугольника
S = а х в Р = (а + в) х 2
S = а х а Р = а х 4 Р = а х 2 + в х 2
Постройте прямоугольник со сторонами 2см и 3см. Найдите периметр и площадь
прямоугольника. Разделите одним отрезком прямоугольник на два прямоугольника. Что вы
можете сказать о площадях полученных прямоугольников, не вычисляя их?
У. Молодцы! Вас приглашают в 3 зал музея.
(Экскурсовод знакомит с 3 залом «Логарифмическая линейка»)
4. Физкультминутка.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Работа в парах Работа на карточках.
На карточках зашифровано слово, которое поможет оценить вашу работу на уроке.
Первая часть слова зашифрована у первого варианта а вторая часть слова - у второго
варианта.Вы должны работать дружно и не подводить друг друга Без одной из частей
слово не получится
1 вариант
27 : 9 х 5 15
Т
1 х 9 х 5 45
И
56 : 7 х 4 32
Л
3 х 8 : 4 6
О
2 вариант
6 х 4 : 3 8
Н
21 : 3 х 4 28
!
9 х 2 : 6 3
Ч
8 : 8 х 9 9
О
У. Молодцы! Вас приглашают в 4 зал.
(Экскурсовод знакомит с 4 залом «Арифмометры»)
На слайде: картина современной школы.
У. Мы попадаем в современный мир, в котором мы живём с вами. Но ученик у доски
испытывает трудности. Поможем ему?
Д. Да.
У. Сейчас вы должны вспомнить названия компонентов при делении и умножении и
подсказать, как их находить.
Х·4=28 Х:2=6 16: Х=8
Д.
Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный
множитель.
Чтобы найти неизвестное делимое, надо делитель умножить на частное.
Чтобы найти неизвестный делитель, надо делимое разделить на частное.
(Дети решают уравнения в тетрадях.)
У. Вы помогли ученику и теперь можете узнать, какое счётное устройство создали позже.
Вас приглашают в 5 зал.
(Экскурсовод знакомит с 5 залом «Калькулятор»)
У. Молодцы! Вас приглашают в 6 зал.
(Экскурсовод знакомит с 6 залом «Компьютер».)
Дети после 6 зала сдают таблицу умножения на тренажере. После того, как каждый сдаст
таблицу, самостоятельно в тетрадях выполняется задание
Работа с тренажером «Готовимся к Олимпиаде» на интерактивной доске.
6. Рефлексия.
У. Молодцы!
- Вам понравилась экскурсия в музей вычислительной техники?
- Что вы запомнили? Кому помогали?
- Давайте поблагодарим экскурсоводов за интересную экскурсию.
Д. Большое спасибо.
У. Ребята, учёные не перестают думать и создают всё новые и новые приборы. Я надеюсь,
что музей вычислительной техники когда-нибудь пополнится приборами и машинами,
которые создадите вы.
У. Таблица умножения
Достойна уважения
Она всегда во всём права:
Чтоб ни случилось в мире,
А всё же будет дважды два
По-прежнему четыре.
Таблицу каждый должен знать
Обязательно на «5».
У. Так без кого нельзя провести урок? Посмотрите в шкатулку. ( Там зеркало.)
Кто это?
Д. Это Я!!!
У. Конечно, какой же урок без вас !?
7. Информация о домашнем задании инструктаж по ее выполнению
- № 6 стр.76
- Рисунок вычислительной машины, которая понравилась