Автор: Пигилова Наталья Александровна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ФГБ ПОУ "Ульяновский фармацевтический колледж" Министерства здравоохранения РФ
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности преподавания английского языка студентам с нарушениями слуха в средних специальных учебных заведениях"
Раздел: среднее профессиональное
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Особенности преподавания английского
языка студентам с нарушениями слуха в
средних специальных учебных
заведениях
Составила: преподаватель английского языка
Пигилова Наталья Александровна
2018г.
«Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами…. Это люди,
которым судьба послала сложные испытания… Только сочувствия мало,
надо развивать их возможности…»
президент общероссийской организации «Знание»
Людмила Ивановна Швецова
Владение
иностранными
языками
определяет
кругозор
и
общий
культурный уровень личности.
Изменения последних лет в общественной и
культурной
жизни
страны, международные
интеграционные
процессы,
распространение компьютерных технологий сделали знание английского языка
требованием времени. Оно также становится необходимым для ориентации в
повседневной жизни.
Сказанное имеет прямое отношение и к лицам с нарушениями слуха,
обучающимся в
средних
специальных
учебных
заведениях.
Владение
английским языком становится одним из условий полноты их социальной
адаптации, профессиональной востребованности.
С
2011
года
иностранный
язык
входит
в
перечень,
установленный
Федеральным государственным образовательным стандартом, обязательных
общеобразовательных дисциплин и для студентов с нарушениями слуха.
В
ФГБ
ПОУ
Ульяновский
фармацевтический
колледж
на
отделении
«Лабораторная
диагностика»
в
специальных
группах
обучаются,
получая
среднее специальное образование, студенты с нарушениями слуха – глухие и
слабослышащие. Начиная
работу
с
данной
категорией
студентов
преподавателю необходимо было ответить на следующие вопросы:
1.
Какие
ограничения
в
освоении учебной дисциплины «Английский
язык» такими студентами допустимы?
Помня,
что
основную
информацию
учащиеся
получают
через
зрительный
канал,
и
что именно
зрительная
память
развита
лучше,
рассмотрим некоторые особенности аспектов обучения.
Чтобы понять говорящего эти учащиеся должны видеть артикуляцию.
Значит, в обучении аудированию использовать аутентичные аудио средства
невозможно, но можно использовать видеоматериалы. Лучше всего будет
понимание
речи
преподавателя,
так
как
в
этом
случае
возможно
регулирование темпа и громкости речи.
В
обучении
говорению,
возможно,
добиться отдельных
кратких
монологических высказываний, однако их объем должен быть значительно
уменьшен по сравнению с обычными группами.
Основное предпочтение следует отдать обучению чтению, переводу и
письму.
В
обучении
лексике
и
грамматике
трудности
могут
возникнуть
с
предъявлением материала и обратной связью.
То, что обычным учащимся
можно
рассказать,
слабослышащие
должны
прочитать
сами
и
уточнить
понимание. В связи с этим необходимо выделить лексический минимум и
четкую последовательность изучения грамматических явлений. Остальное
оставить на уровне распознавания.
2. Какие учебно-методические комплексы использовать?
Разработанных
учебно-методических
комплексов
для
учащихся
с
нарушениями слуха нет. Необходимо было его создавать самостоятельно.
Прежде всего, нужно было разрабатывать рабочую программу.
З а
о с н о ву
б ы л и
в з я т ы программно-методические
материалы
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
по
специальности
среднего
профессионального
образования
060604
Лабораторная
диагностика.
Разработанная
рабочая
программа по
ряду
параметров отличается от «Примерной программы». По объему изучаемого
языкового материала требования ФГОС не могут быть выполнены: либо из-за
отсутствия знаний по иностранному языку, либо из–за очень низкого уровня
школьных знаний и медленного, в сравнении со слышащими, темпа изучения
языка. Объем лексических знаний, не 1200-1400 лексических единиц, а 800-
1000.
«Примерная
программа»
имеет
выраженную
ориентацию
на
профессиональную деятельность. Программа для студентов с нарушенным
слухом на начальном этапе ориентирована на овладение общей медицинской
терминологией
-
профессиональная
часть
языка
изучается
только
на
последнем
курсе.
Программой
предусматривается
овладение
английским
языком студентами с нарушениями слуха на уровне "Elementary English.
В дополнение к программе было составлено учебное пособие, основная
цель которого – изучить лексико-грамматический минимум и
подготовить
учащихся
к
самостоятельному
чтению
и
пониманию
литературы
по
специальности на английском языке.
Очевидно,
что
учебное
пособие,
содержит
большое
количество
текстового
материала
и
письменных
упражнений,
снабжено
правилами,
подкрепленными образцами речи.
В специально создаваемой для слабослышащих речевой среде языковой
материал должен быть представлен в упорядоченном, систематизированном
виде.
Структурно весь материал пособия распределён по урокам, каждый из
которых
включает
грамматический
материал,
тексты
и
упражнения.
Текстовый
материал
отбирался
с
учетом
его
функциональной
и
профессиональной направленности, информативной ценности. Тексты взяты
из пособий по английскому языку. Язык учебных текстов, их содержание и
форма
изложения
упрощены
и
адаптированы
специально
для
учащихся,
начинающих изучать английский язык. Система упражнений предназначена
для закрепления нового лексико-грамматического материала.
3.
Как
учить?
Какие
формы
и
методы
работы
наиболее
эффективны?
В
сравнении
с
обучением
иностранному
языку
слышащих
принципиально иной, более высокой, является степень индивидуализации
преподавания.
Этим
определяется
необходимость
дифференцированного
обучения студентов с нарушенным слухом английскому языку в подгруппах с
однородными, по возможности, составами обучающихся.
Условиями учебного плана допускается вести обучение одной учебной
спецгруппы студентов с их разделением на две подгруппы. Сложность при
таком
разделении
состоит
в
необходимости
одновременного
учета
нескольких факторов: наличие начальных знаний языка, степень глухоты,
произносительные навыки. Компромиссное решение находится благодаря
тому, что в среднем указанные факторы не разнонаправлены (сходство по
одному
фактору,
как
правило,
означает
и
сходство
по
другим
-
глухие
студенты в подавляющем большинстве не обладают начальными знаниями).
Большое значение для компенсации нарушения слуха имеет зрительное
восприятие. Поэтому на каждом уроке используется наглядность, зрительные
опоры, памятки, наборы схем, таблицы.
О с о б о е
м е с т о
уд е л я е т с я
информационно-коммуникационным
технологиям (ИКТ), а именно: использованию на занятиях интерактивной
доски.
Она имеет ряд преимуществ:
Информация передаётся учащимся быстрее.
Увеличивается
восприятие
материала
за
счет
большего
количества
иллюстративного материала
Материал адаптируется
под конкретную аудиторию, под конкретные
задачи, поставленные на уроке.
Помогают выполнять совместную работу, решать общую задачу.
К каждой теме были составлены упражнения для закрепления лексико-
грамматического материала.
Их презентация при помощи интерактивной
доски позволяет проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем
учебном
классе,
позволяет
организовать
грамотную
обратную
связь
«учащийся - преподаватель». Главной задачей упражнений является обучение
чтению слов, узнавание знакомых лексических единиц в тексте, чтение с
общим
пониманием
содержания.
Среди
упражнений
выделены
те,
что
наиболее способствуют достижению поставленных задач.
Например:
1.
Вставьте пропущенные буквы и прочитайте слова.
2. В правой колонке найдите перевод каждого английского слова.
3 . Вставьте
недостающие
по
смыслу
слова
из
данных
ниже
и
переведите предложения.
4. Исправьте следующие предложения, если они неверны по смыслу.
5. Составьте предложения из следующих слов и словосочетаний и
прочитайте их.
6. Расположите реплики диалога в правильном порядке
.
Учитывая тот факт, что слабослышащие учащиеся получают на уроках
значительно
большую
психофизическую
нагрузку,
чем слышащие,
целесообразно активное использование упражнений занимательного характера.
Например:
Подберите
к
каждой
картинке
соответствующее
ей
предложение
.
По результатам контрольных тестов и зачетов, проводимых в конце
каждого курса обучения можно сделать вывод об успешности овладения
учащимися знаниями и умениями, предусмотренными рабочей программой.
Учащиеся с нарушениями слуха успешно переводят средние по сложности
англоязычные тексты по специальности, воспринимают обращенные к ним
внятно произнесенные фразы, содержащие изученную лексику.
Остается
ещё
много
вопросов
в
работе
по
обучению
учащихся
с
нарушениями слуха английскому языку из-за её сложности. Но полученные
результаты отчетливо указывают на её перспективность.