Автор: Персианинова Елена Юрьевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ №3
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по физике 7 класс ФГОС"
Раздел: среднее образование
Департамент образования Администрации города Новый Уренгой
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей есте-
ственных наук
Протокол № 1 от 29.08.2017г.
___________/ М.А. Параньян
«Согласовано»
Заместитель директора по УР
___________/ Е.А. Кормина
от 29.08.2017г.
«Утверждено»
приказ №___от 31.08.2017г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По физике
Уровень программы: базовый
(базовый и профильный)
Класс: 7а,б.в,г
Количество часов: в неделю 2 часа, всего 68 часов
Автор-составитель:
Учитель Персианинова Елена Юрьевна
ФИО, категория
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образова-
тельного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897; (с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря
2014 года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577),
на основепримерной программы «Физика», входящей в состав Примерной основной образовательной
программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объедине-
нием по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15), в соответствии с Поло-
жением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (утвер-
ждено приказом МАОУ СОШ № 3 № 298 от 18.04. 2016).
_____________________________________________________________________
(указать примерную программу)
.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от 31.08.20017г
2017 /2018 уч. год
Рабочая программа как часть образовательной программы основного общего образования МАОУ
СОШ №3 составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь-
ного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от
17.12.2010 № 1897;(с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки России от 29 декабря 2014
года № 1644, от 31 декабря 2015 года № 1577), на основе примерной программы «Физика», входящей
в состав Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена
Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8
апреля 2015 г. №1/15), в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения рабочих
программ учебных предметов, курсов (утверждено приказом МАОУ СОШ № 3 № 298от 18.04. 2016).
Рабочая программа ориентирована на использование линий учебников по физике под ред.
А.В. Перышкина Физика 7 класс . Дрофа 2017 г. Москва
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Реализация
рабочей
программы
направлена
на
достижение
обучающимися
личностных,
предметных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Физика». В процессе
изучения
предмета
также
обеспечиваются
условия
для
достижения
планируемых
результатов
обучающимися с ОВЗ и инвалидами.
Изучение физики в 7 классе даёт возможность обучающимся достичь следующих результатов:
Личностные результаты:
•
сформированность
познавательных
интересов,
интеллектуальных
и
творческих
способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования
достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение
к творцам науки и техники, отношение к предмету как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•
готовность
к
выбору
жизненного
пути
в
соответствии
с
собственными
интересами
и
возможностями;
•
мотивация
образовательной
деятельности
школьников
на
основе
личностно
ориентированного подхода;
•
формирование
ценностных
отношений
друг
к
другу,
учителю,
авторам
открытий
и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
включают освоенные обучающимися межпредметных понятий :
работа по формированию и развитию основ читательской компетенции, навыки работы с
информацией,
учебно-исследовательская
и
проектная
деятельность
учащихся
и
универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий
в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее
решения;
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
ана логии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно-
коммуникационных
технологий
(далее
-
ИКТ
компетенции);
развитие
мотивации
к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Изучение предмета «Физика» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения,
освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения
практического применения научных знаний физики в жизни основано на межпредметных связях с
предметами:
«Математика»,
«Информатика»,
«Химия»,
«Биология»,
«География»,
«Экология»,
«Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Литература» и др.
Предметные результаты:
знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла
физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
умения
пользоваться
методами
научного
исследования
явлений
природы,
проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на
применение полученных знаний;
умения
и
навыки
применять
полученные
знания
для
объяснения
принципов
действия
важнейших
технических
устройств,
решения
практических
задач
повседневной
жизни,
обеспечения
безопасности
своей
жизни,
рационального
природопользования
и
охраны
окружающей среды;
формирование
убеждения
в
закономерной
связи
и
познаваемости
явлений
природы,
в
объективности
научного
знания,
в
высокой
ценности
науки
в
развитии
материальной
и
духовной культуры людей;
развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты,
различать
причины
и
следствия,
строить
модели
и
выдвигать
гипотезы,
отыскивать
и
формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов
и теоретических моделей физические законы;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие
источники информации.
ученик научится:
соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
понимать
смысл
основных
физических
терминов:
физическое
тело,
физическое
явление,
физическая величина, единицы измерения;
распознавать
проблемы,
которые
можно
решить
при
помощи
физических
методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
ставить
опыты
по
исследованию
физических
явлений
или
физических
свойств
тел
без
использования
прямых
измерений;
при
этом
формулировать
проблему/задачу
учебного
эксперимента;
собирать
установку
из
предложенного
оборудования;
проводить
опыт
и
формулировать выводы.
понимать роль эксперимента в получении научной информации;
проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем,
сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока; при
этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки
погрешностей измерений.
проводить
исследование
зависимостей
физических
величин
с
использованием
прямых
измерений:
при
этом
конструировать
установку,
фиксировать
результаты
полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать
экспериментальную
установку,
следуя
предложенной
инструкции,
вычислять
значение
величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;
анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление
изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их
объяснения;
понимать
принципы
действия
машин,
приборов
и
технических
устройств,
условия
их
безопасного использования в повседневной жизни;
использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических
явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
ученик получит возможность научиться:
осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об
окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств
выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
сравнивать
точность
измерения
физических
величин
по
величине
их
относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
самостоятельно
проводить
косвенные
измерения
и
исследования
физических
величин
с
использованием
различных
способов
измерения
физических
величин,
выбирать
средства
измерения
с
учетом
необходимой
точности
измерений,
обосновывать
выбор
способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных
результатов;
воспринимать
информацию
физического
содержания
в
научно-популярной
литературе
и
средствах
массовой
информации,
критически
оценивать
полученную
информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе
нескольких
источников
информации,
сопровождать
выступление
презентацией,
учитывая
особенности аудитории сверстников.
Механические явления
ученик научится:
распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основ-
ные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное
движение,
равномерное
прямолинейное
движение,
относительность
механического
движения, инерция, взаимодействие тел, передача давления твердыми телами, жидко -
стями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел, имею-
щих закрепленную ось вращения,
описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические ве-
личины: путь, перемещение, скорость, масса тела, плотность вещества, сила (сила тя -
жести, сила упругости, сила трения), давление, кинетическая энергия, потенциальная
энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с
использованием простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать
физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, нахо-
дить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вы-
числять значение физической величины;
анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импуль-
са, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную форму-
лировку закона и его математическое выражение;
решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемир -
ного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохране -
ния импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие
физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление,
кинетическая
энергия,
потенциальная
энергия,
механическая
работа,
механическая
мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, коэффициент трения):
на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические
величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оце-
нивать реальность полученного значения физической величины.
ученик получит возможность научиться:
использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохране -
ния здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; при-
водить примеры практического использования физических знаний о механических яв-
лениях и физических законах; примеры использования возобновляемых источников
энергии; экологических последствий исследования космического пространств;
различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных зако -
нов (закон Гука, Архимеда и др.);
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппа -
рата, так и при помощи методов оценки.
Контроль и оценка планируемых результатов освоения обучающимися учебного предмета.
Оценка достижения планируемых результатов реализуется путем оценки предметных, метапредмет -
ных результатов.
Оценочные процедуры: стартовая диагностика, текущее оценивание, тематическое оценивание, про -
межуточное (итоговое) оценивание.
Методы и формы оценки: стартовые диагностические работы на начало учебного года,
устный
опрос, проекты, стандартизированные устные и письменные работы, тесты, физический диктант,
проекты, самостоятельная работа, самооценка, наблюдения за ходом групповых и индивидуальных
исследований и проектов, итоговые контрольные работы, портфолио.
Основным предметом оценки
в соответствии с требованиями ФГОС ООО является способность
обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изу-
чаемом материале. Оценка предметных результатов ведется учителем в ходе процедур текущей, тема-
тической, промежуточной и итоговой оценки.
Оценка достижения блока «Ученик научится» ведется с помощью заданий базового уровня.
Формы промежуточной аттестации: комплексная контрольная работа в формате ОГЭ в соответствии
с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся.
Содержание учебного предмета
1.Вводный инструктаж по технике безопасности. Кабинет физики и его оборудование (1ч)
2. Введение (4 ч)
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы.
Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.
Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.
Демонстрации
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические
приборы
Лабораторные работы
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
3.Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)
Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей
и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.
Демонстрации
Сжимаемость газов.
Диффузия в газах и жидкостях.
Модель хаотического движения молекул.
Модель броуновского движения.
Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Сцепление свинцовых цилиндров
Лабораторная работа
Измерение размеров малых тел.
4. Взаимодействие тел (20 часов)
Механическое
движение.
Относительность
механического
движения.
Траектория.
Путь.
Прямолинейное
равномерное
движение.
Скорость
равномерного
прямолинейного
движения.
Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов.
Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило
сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы.
Динамометр. Графическое изображение силы. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой
тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя.
Демонстрации
Равномерное прямолинейное движение.
Относительность движения.
движение.
Явление инерции.
Взаимодействие тел.
Зависимость силы упругости от деформации пружины.
Сложение сил.
Сила трения.
Лабораторные работы
Измерение массы тела на рычажных весах
Измерение объема твердого тел
Измерение плотности твердого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей
силы.
5. Давление твердых тел, газов, жидкостей (20 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-
кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды.
Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.
Атмосферное
давление.
Опыт
Торричелли.
Методы
измерения
давления.
Барометр-анероид.
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.
Закон Паскаля.
Гидравлический пресс.
Закон Архимеда.
Простые механизмы.
Лабораторные работы
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
6. Работа и мощность. Энергия.(12 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Простые механизмы. Условия
равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия
тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия. Выяснение условия равновесия
рычага.
Измерение
КПД
при
подъеме
тела
по
наклонной
плоскости.
Кинетическая
энергия
движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в
другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Демонстрации:
Простые механизмы Исследование условий равновесия рычага.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Вычисление КПД наклонной плоскости.
Измерение кинетической энергии тела.
Измерение изменения потенциальной энергии тела.
Лабораторные работы
Выяснение условия равновесия рычага.
Определение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
Повторение Итоговый контроль (4ч)
Подведение итогов учебного года(1ч.)
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой
темы
Учебное содержание курса физики в 7 классе сконструировано следующим образом:
№ Наименование разделов и тем
Количество
часов
Виды учебной деятельности
1.
Вводный инструктаж по технике
безопасности. Кабинет физики и
его оборудование
1 час
Ознакомление с инструкциями по ТБ и
охране труда в кабинете физики,
спецификой предмета, основными
требованиями к обучению
2.
Введение
Физика -наука о природе.
Наблюдение и описание
физических явлений. Физический
эксперимент - источник знаний и
критерий их достоверности.
Моделирование явлений и объектов
природы. Физические величины.
Международная система единиц.
Измерение физических величин.
Погрешности измерений.
Роль и место механики в физике.
Физические законы.
4 часа
Приводить примеры объектов изучения фи-
зики (физических явлений, физических тел,
веществ).
Наблюдать и анализировать физические яв-
ления, описывать их свойства.
Объяснять смысл физических величин.
Приводить примеры практического исполь-
зования знаний о природе, понимать место и
роль физики в изучении законов природы,
связи физики с другими естественными нау-
ками
Познакомиться
с
методами
исследования
природы и методом моделирования. Прово-
дить
прямые
измерения
физических
ве-
личин: длины, промежутков времени; объяс-
нять причины появления погрешностей из-
мерений.
Приводить примеры основных и производ-
ных единиц Международной системы еди-
ниц.
Определять основные характеристики
измерительных приборов: предел
измерения, цена деления шкалы.
3.
Первоначальные
сведения
о
строении вещества.
Строение
вещества.
Диффузия.
Взаимодействие
частиц
вещества.
Модели строения газов, жидкостей и
твердых
тел
и
объяснение
свойств
вещества на основе этих моделей.
6 часов
Проводить
прямые
измерения
физических
величин: длины, промежутков времени; объ-
яснять
причины
появления
погрешностей
измерений.
Приводить примеры основных и производ-
ных единиц Международной системы еди-
ниц.
Определять основные характеристики изме-
рительных
приборов:
предел
измерения,
цена деления шкалы.
4
Взаимодействие тел
М е х а н и ч е с к о е
д в и ж е н и е .
Относительность
механического
движения.
Траектория.
П у т ь .
П р я м ол и н е й н о е
р а в н о м е р н о е
движение.
Скорость
равномерного
п р я м о л и н е й н о г о
д в и ж е н и я .
Неравномерное
движение.
Явление
инерции.
Масса
тела.
Измерение
массы
тела
с
помощью
весов.
Плотно сть
веще ства.
Метод ы
измерения
массы
и
плотно сти.
Взаимодействие тел. Сила. Правило
сложения
сил,
действующих
по
одной прямой. Сила упругости. Закон
Гука.
Методы
измерения
силы.
Д и н а м о м е т р .
Г р а ф и ч е с к о е
изображение
силы.
Явление
тяготения.
Сила
тяжести.
Связь
между силой тяжести и массой. Вес
т е л а .
С и л а
т р е н и я .
Т р е н и е
скольжения, качения, покоя.
20 часов
Определять механическое движение, поня-
тия:
равномерное прямолинейное движе-
ние, скорость равномерного прямолинейно-
го движения.
Наблюдать и объяснять относительность ме-
ханического движения..
Определять и объяснять основные свойства
прямолинейного равномерного движения.
Познакомиться с понятиями: путь при пря-
молинейном движении, Определять и объяс-
нять основные свойства прямолинейного не-
равномерного движения, понятия: средняя
скорость.
Понимать и объяснять основные свойства
явлений: механическое действие, движение
по
инерции,
взаимодействие
тел,
инерт-
ность.
Описывать
взаимодействие
тел,
используя
физические величины: масса, сила, исполь-
зовать единицы СИ.
Проводить прямые и косвенные измерения
физических
величин:
масса,
плотность,
сила.
Находить
равнодействующую
двух
сил,
направленных вдоль одной прямой.
Понимать и объяснять свойства изучаемых
сил, отвечать на четыре вопроса о силе.
Различать силу тяжести и вес тела, силы
трения покоя и силы трения скольжения.
Наблюдать и объяснять явления невесомо-
сти, перегрузки.
Измерять
модули
сил
упругости,
трения
скольжения, веса тела с помощью динамо-
метра с учётом погрешности измерения.
Представлять результаты измерений и вы-
числений в виде таблиц и графиков и выяв-
лять на их основе зависимость силы упруго-
сти от удлинения пружины, силы трения от
силы нормальной реакции опоры.
Проводить самостоятельный поиск инфор-
мации с использованием различных источ-
ников
(учебных
текстов,
справочных
и
научно-популярных изданий, компьютерных
баз
данных,
образовательных
интернет-
ресурсов), её обработку, анализ в целях вы-
полнения
проектных
и
исследовательских
работ по механике
5
Давление твердых тел, газов,
жидкостей
Давление.
Давление
твердых
тел.
Давление газа. Объяснение давления
на основе молекулярно-кинетических
представлений.
Закон
Паскаля.
Давление
в
жидко сти
и
г а з е .
Сообщающиеся
сосуды.
Шлюзы.
Г и д р а в л и ч е с к и й
п р е с с .
Гидравлический тормоз.
Атмосферное
давление.
Опыт
Торричелли.
Методы
измерения
д а вл е н и я .
Б а р о м е т р - а н е р о и д .
Изменение атмосферного давления с
высотой. Манометр. Насос.
Закон Архимеда. Условие плавания
тел. Плавание тел. Воздухоплавание
20 часов
Понимать и объяснять основные свойства
явлений: атмосферное давление, гидроста-
тическое давление, передача давления жид-
костями и газами, плавание тел.
Понимать и объяснять смысл законов Паска-
ля, Архимеда.
Применять закон Паскаля для объяснения
действия гидравлических механизмов.
Экспериментально
исследовать
давление
твёрдых тел, жидкостей и газов.
Изучать устройство и действие технических
объектов: гидравлический пресс, жидкост-
ный манометр, барометр-анероид.
Измерять атмосферное давление с помощью
барометра-анероида.
Наблюдать действие архимедовой силы.
Решать
задачи
на
использование
законов
гидро- и аэростатики.
Измерять модуль архимедовой силы с помо-
щью динамометра с учётом погрешностей
измерений.
6
Работа и мощность. Энергия
Работа
силы,
действующей
по
н ап ра вле н и ю
дв и же н и я
т е л а .
Мощность.
Простые
механизмы.
Условия равновесия рычага. Момент
с и л ы .
Р а в н о в е с и е
т е л а
с
закрепленной осью вращения. Виды
равновесия
тел.
«Золотое
правило»
механики.
Коэффициент
полезного
действия.
Выяснение
у с л о в и я
равновесия рычага. Измерение КПД
при
подъеме
тела
по
наклонной
плоскости.
Кинетическая
энергия
движущегося
тела.
Потенциальная
энергия
тел.
Превращение
одного
вида механической энергии в другой.
М е т о д ы
и з м е р е н и я
р а б о т ы ,
мощности и энергии.
12 часов
Понимать и объяснять понятия: механиче-
ская работа, кинетическая энергия тела, си-
стема
тел,
потенциальные
силы,
потенци-
альная энергия системы тел, внутренние и
внешние силы, механическая энергия систе-
мы тел, мощность; давать определения дан-
ным понятиям.
Использовать физические величины: меха-
ническая работа, кинетическая энергия тела,
потенциальная энергия системы тел, меха-
ническая энергия для объяснения изменения
механической энергии системы тел, закона
сохранения механической энергии, при ре-
шении задач.
Формулировать закон сохранения механиче-
ской энергии и объяснять его содержание на
уровне взаимосвязи физических величин.
Решать задачи на вычисление работы сил,
мощности, кинетической энергии тела, по-
тенциальной энергии системы тел и на при-
менение
закона
сохранения
механической
энергии
Объяснять смысл физической модели: абсо-
лютно твёрдое тело; физических величин:
плечо силы, момент силы.
Применять условия равновесия рычага для
объяснения действия различных инструмен-
тов, используемых в технике и в быту.
Выполнять экспериментальные исследова-
ния с целью: нахождения центра тяжести
плоского тела, изучения условий равновесия
рычага.
Решать задачи на условия равновесия твёр-
дых тел, вычисление мощности и КПД про-
стых механизмов.
Понимать
и
объяснять
принцип
действия
простых механизмов, смысл «золотого пра-
вила механики».
Повторение. Итоговый контроль
4 часа
Подведение итогов учебного года
1 час
итого
68
Программой предусмотрено проведение: лабораторных работ – 10; контрольных работ – 5. Типы
уроков построены в соответствии системно – деятельностного подхода: урок «открытия» нового
знания, урок рефлексии, урок общеметодологической направленности, урок развивающего контроля,
комбинированный урок, урок решения физических задач. При организации процесса обучения в
рамках данной рабочей программы предполагается применение следующих педагогических
технологий обучения, в том числе при обучении детей с ОВЗ и детей инвалидов:
•
ИКТ;
•
обучение в сотрудничестве;
•
исследовательские методы обучения;
•
метод проектов;
•
здоровьесберегающие технологии;
•
игровые методы обучения.
Приложения к рабочей программе: календарно-тематическое планирование, контрольно-
измерительные материалы; темы проектов, инструкция по выполнению лабораторных работ по
физике
Приложения к рабочей программе: календарно-тематическое планирование, контрольно-измеритель -
ные материалы; темы проектов.
Приложение 1
Инструкция по выполнению лабораторных работ по физике
Лабораторный эксперимент является одним из основных методов обучения физике в обще-
образовательных учреждениях. В учебном процессе он выполняет три основных функции:
- является источником новых знаний, фундаментальным основанием теорий;
- средством наглядности, «живым созерцанием», иллюстрацией изучаемых явлений;
- критерием истинности полученных знаний, средством раскрытия их практических примене-
ний.
Кроме того, лабораторный эксперимент является эффективным средством воспитания и разви-
тия учащихся; развития у них физического мышления, познавательной самостоятельности, творче-
ских способностей, интеллектуальных и практических умений.
Письменная инструкция в учебнике содержит номер и название работы, ее цель, перечень
оборудования, содержание, метод и порядок выполнения работы, рисунки и схемы установок,
таблицы для записи результатов измерений и вычислений, способы расчета погрешностей
измерений и контрольные вопросы.
Предлагаемые лабораторные работы имеют разный уровень сложности: они могут быть как
простыми, требующими минимального оборудования так и достаточно сложными. В целом работы и
последовательность их представления соответствуют Государственному стандарту образования и
изложению материала в учебнике.
Для выполнения лабораторных работ ученик должен иметь отдельную тетрадь, ручку,
карандаши, линейку, калькулятор.
Лабораторная работа предполагает выполнение следующего:
1.
Формулировка цели выполняемой работы.
2.
Выбор и указание в отчете необходимого при работе оборудования.
3.
Запись результатов измерений в таблице.
4.
Обработка результатов измерений в виде расчетов, графиков, таблиц.
5.
Расчет погрешностей измерений (для 10-11 классов)
6.
Выводы по итогам выполненной работы и ответы на контрольные вопросы.
Перед проведением лабораторной работы учащихся необходимо познакомить с техникой без-
опасности при выполнении данной работы.
Результат деятельности учащихся при выполнении лабораторных работ оценивают на основе
трех основных критериев:
1)
степень подготовленности и самостоятельности при выполнении лабораторных работ;
2)
знание учебного материала, уровень экспериментальных знаний и умений, правильность по-
лученных результатов наблюдений, измерений и выводов;
3)
содержание и качество отчета.
Подробное содержание каждого критерия необходимо предварительно объяснить учащимся. При
этом особое внимание следует уделить раскрытию содержание уровня экспериментальных знаний
и умений учащихся 7-8 и 9-11 классов, которыми они должны овладеть в процессе выполнения
различных лабораторных работ и каждой из них в отдельности
Примерные уровни знаний и умений учащихся по физическому эксперименту:
№п/
п
Знания и умения учащихся по физическому эксперименту
Клас-
сы
1 уровень
Знания
1
Цель и ход наблюдений, измерений или опытов
7-11
2
Название и назначение приборов, с которыми выполняются наблю-
дения, измерения или опыты
7-11
3
Условные обозначения электрических приборов
8-11
4
Правила безопасности труда
7-11
Умения
1
Читать и вычерчивать простые схемы электрических цепей
8-11
2
Собирать простые установки для выполнения наблюдений, измере-
ний или опытов по их схемам или рисункам с помощью учителя
7-11
3
Выполнять простые наблюдения, опыты или прямые измерения по
подробной письменной или устной инструкции с показом отдель-
ных операций учителем
7-11
4
Пользоваться измерительными приборами: определять цену деле-
ния шкалы, пределы измерения, снимать показания и др.
7-11
5
Вычислять искомые величины при косвенных измерениях
7-11
6
Записывать результаты прямых и косвенных измерений с указанием
единиц измерения
7-11
2 уровень
Дополнительно к 1 уровню
Знания
1
Правила обращения с приборами
7-11
2
Способы измерения данной физической величины
7-11
Умения
1
Самостоятельно выполнять наблюдения, опыты, прямые и косвен-
ные измерения по краткой письменной или устной инструкции
7-11
2
Пользоваться справочными таблицами физических величин
7-11
3
Самостоятельно анализировать полученные результаты и делать
выводы
7-11
4
Составлять краткий отчет о проделанной работе
7-11
3 уровень
Дополнительно к 1 и 2 уровням
Умения
1
Объяснять наблюдаемые физические явления
7-11
2
Составлять отчет о работе (с таблицами, графиками, чертежами и
рисунками)
9-11
3
Владеть культурой учебного труда
7-11
Приложение 2
Приложение 3.
Примерные темы проектных и исследовательских работ
Введение
1. «Физические приборы вокруг нас» (возможная форма: презентация, изготовление прибора,
макета, демонстрация опытов).
2. «Физические явления в художественных произведениях (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонто -
ва, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)» (возможная форма: презентация, эссе, реферат, зарисовки).
3. «Нобелевские лауреаты в области физики» (возможная форма:
презентация, составление сравнительной таблицы, реферат).
Первоначальные сведения о строении вещества
1. «Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества» (возможная форма: пре -
зентация, схема, опыты, изготовление моделей).
2. «диффузия вокруг нас» (возможная форма: презентация, опыт, компьютерная анимация).
З. «Удивительные свойства воды» (возможная форма: презентация, опыт, диаграмма, виктори-
на).
Взаимодействие тел
1. «История зарождения Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы нашей страны» (вид
спорта, период выберите самостоятельно) (возможная форма: презентация, настольная игра,
викторина, аналитическая таблица).
2. «Инерция в жизни человека» (возможная форма: презентация, опыт, кроссворд).
З. «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы» (возможная форма: презен -
тация, викторина, таблица).
4. «Сила в наших руках» (возможная форма: презентация, кроссворд, викторина, таблица,
изготовление прибора, макета).
5. «Вездесущее трение» (возможная форма: презентация, ролевая игра, викторина).
давление твёрды тел, жидкостей и газов
1. «Тайны давления» (возможная форма: презентация, реферат, викторина, изготовление моде-
лей, макетов, приспособлений: поилки для птиц, умывальника, фонтана).
2. «Нужна ли Земле атмосфера» (возможная форма: презентация, викторина).
3. «Зачем нужно измерять давление (возможная форма: презентация, викторина, изготовление
прибора, макета (барометра), опыты).
4. «Выталкивающая сила» (возможная форма: презентация, опыт, изготовление модели, маке-
та (воздушный фонарик, воздушный змей)).
Мощность. Р
1. «Рычаги в быту и живой природе» (возможная форма: презентация, опыты, макеты, фото -
альбом, викторина).
2. «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю» (возможная форма: презентация, опыты,
фотоальбом, викторина).