Автор: Климачкина Ирина Ивановна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГКУСО РО Донецкий центр помощи детям
Населённый пункт: город Донецк,Ростовская область
Наименование материала: презентация
Тема: Социальная гостиница
Раздел: среднее профессиональное
ГКУСОРО Донецкий центр помощи детям
Социальная гостиница как средство
социально-педагогической и психолого-
коррекционной поддержки выпускников
Донецкого центра помощи детям
социальный педагог
Климачкина Ирина Ивановна
«На земле всего дороже, коль имеешь про запас то
окно, куда ты сможешь постучаться в некий час»
А. Твардовский
Что такое социальная гостиница?
В самом названии «социальная гостиница» заложены основные параметры ее работы -
временность пребывания (которое может растянуться и на период более года) с целью
социальной помощи (поддержки) проживающему в ней.
«Социальная гостиница »- это круглосуточный стационар, рассчитанный на 8 мест,
организован для молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, но не старше 23 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся
в социальной адаптации с предоставлением временного круглосуточного проживания, а
также защиты их законных прав и интересов.
Цели:
предоставление помещения (койко-места) для временного проживания молодых людей из числа детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе бывших воспитанников центра;
предоставление временного проживания в каникулярное время, праздничные и выходные дни для
выпускников – студентов.
Задачи:
обеспечение временного размещения выпускников, находящихся в трудной жизненной ситуации,
выпускников-студентов в каникулярные и выходные дни;
формирование и освоение выпускниками социально – бытовых навыков в самостоятельной жизни под
руководством сотрудников гостиницы;
выявление источников и причин социальной дезадаптации выпускников интернатных учреждений;
сокращение числа выпускников асоциального поведения;
предупреждение эмоциональных срывов у выпускников, провоцирующих суицидное поведение и
стрессовые состояния;
разработка и обеспечение реализации программ социальной реабилитации выпускников,
проживающих в гостинице.
Стандарт социальных услуг, предоставляемых
клиентам социальной гостиницы
Социально-бытовые услуги
• Оценка способности клиента к самообслуживанию.
• Проведение социально-бытовой диагностики.
• Составление индивидуального плана социального обслуживания клиента.
• Оценка результатов выполнения индивидуального плана социального обслуживания.
• Предоставление жилой площади с мебелью и спального места.
• Обеспечение санитарно-гигиеническими условиями (туалет, ванная).
• Предоставление постельных принадлежностей.
• Смена постельного белья.
Социально-медицинские услуги
•
Профилактическое наблюдение за состоянием здоровья (измерение температуры тела, определение артериального
давления и др.).
• Организация индивидуальной работы по предупреждению и избавлению от вредных привычек.
• Проведение бесед, лекций по санитарно-гигиеническому просвещению.
Социально-психологические услуги
• Социально-психологическая диагностика и обследование личности клиента.
• Проведение психологической коррекции.
• Психологическое консультирование клиента.
• Профессиональная ориентация несовершеннолетних.
• Проведение социально-психологических тренингов по развитию социально-коммуникационных навыков.
Социально-педагогические услуги
- Социально-педагогическое консультирование
- Социально-педагогическая диагностика и обследование личности
- Педагогическая коррекция
- Анимационные услуги(экскурсии, посещение театров, выставок, концерты художественной самодеятельности, праздники и другие
мероприятия)
- Проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам, восстановлению личности и социального статуса.
Социально-экономические услуги
• Оказание помощи в трудоустройстве.
• Оказание помощи в получении образования.
• Взаимодействие с работодателями
.
Социально-юридические услуги
•
Оказание помощи в получении юридических консультаций.
• Повышение правовой грамотности с целью улучшения адаптации.
• Оказание помощи в оформлении документов.
• Оказание помощи в защите прав и законных интересов.
Условия проживания в социальной гостинице
Создаются:
* приближённые к домашним,
* способствующие:
• социальной реабилитации проживающих молодых людей,
• адаптации их в социальном окружении (приобретение и закрепление социально-бытовых навыков, а именно: поиск работы и формирование
трудовых качеств, приготовление пищи, уход за собой, распределение заработанных средств и пользование услугами различных социальных
учреждений);
• бытовой самостоятельности,
• индивидуальной ответственности;
• активному сотрудничеству со специалистами социальной гостиницы и службы постинтернатного сопровождения в решении своих проблем
.
Приём в социальную гостиницу
Оформляется приказом директора центра при предоставлении выпускником
следующих документов:
• личного заявления;
• документа, удостоверяющего личность;
• документов, подтверждающих статус;
• документов о состоянии здоровья на момент поступления:
• результат флюорографического исследования (срок действия 12 месяцев);
• справки от дерматолога, психиатра, нарколога;
• результат осмотра на Ф-20;
• анализ крови на RW (срок действия 6 месяцев);
• для женщин – заключение гинеколога;
• справка с места получения образования;
• путевка МОПО РО.
Не допускается содержание лиц:
• требующих активного медицинского вмешательства;
• имеющих алкогольную или наркотическую зависимость;
• с явными признаками обострения психических заболеваний;
• с венерическими и инфекционными заболеваниями;
• совершившие преступления.
Сроки пребывания в социальной гостинице определяются индивидуально (сроком до 6 месяцев), с учётом сложившейся
жизненной ситуации. Срок пребывания в социальной гостинице может быть продлён или сокращён на основании личного заявления молодого
человека и ходатайства специалиста.
Организация повседневного процесса
проживания в социальной гостинице
Общие задачи, стоящие в организации повседневного процесса:
Контроль за соблюдением клиентами правил проживания в социальной гостинице;
Помощь клиентам в планировании своего дня и составления плана на неделю;
Организация деятельности, направленная на выполнения плана;
Развитие мотивации подростков к личностному росту;
Развитие интеллектуально-познавательной и морально-нравственной сферы клиентов;
Формирование и поддержание благоприятного психологического климата среди
клиентов;
развитие у клиентов стремления к взаимодействию и сотрудничеству;
Развитие самостоятельности и самоконтроля у клиентов.
Программа работы с клиентами,
проживающими в социальной гостинице
Гигиена и здоровый образ жизни
Задача:
Cоздание условий, при которых подростки могли бы заботиться о личной гигиене и внешнем виде.
Форма работы:
Индивидуальные беседы с подростками о личной гигиене. Поскольку тема деликатная, подростки будут обсуждать ее только с тем,
кому доверяют.
«Не стоит стыдиться того, что ты не знаешь, как пользоваться теми или иными предметами только потому, что тебе никто не объяснил,
как ими пользоваться. Хуже, когда ты притворяешься Всезнайкой и можешь причинить вред себе или другим».
Предмет обучения:
• Утренний и вечерний туалет – прием душа или умывание, чистка зубов, смена одежды, использование мыла, геля для душа, шампуня,
зубной пасты, дезодоранта (виды, назначение, частота использования, и прочая информация).
• Мытье рук после улицы и посещения туалета.
• Гигиена при посещении туалета:
– пользование туалетной бумагой.
– поддержание чистоты в туалете.
• Для девушек – использование средств женской гигиены.
• Внешний вид:
– уход за волосами.
– уход за ногтями.
– прием душа/ванны.
Соблюдение гигиены дома
Задача:
Привить любовь к порядку и чистоте, научить подростков как поддерживать дом в порядке.
Форма работы:
Назначение дежурных, проведение обучающих занятий, коллективных уборок, индивидуальные
и групповые беседы.
Предмет обучения:
• использование дезинфицирующих и моющих средств, пылесоса, щетки, швабры, салфеток и проч.
• ручная стирка белья.
• машинная стирка (использование стиральной машины).
• бережное отношение и уход за личной одеждой (штопка, починка).
• глажка (использование утюга, режимов глажки).
• уборка спальных помещений, проветривание, порядок в платяных шкафах, чистое постельное
бельё.
• каждый подросток должен правильно убирать кровать, иметь пижаму/ночную рубашку,
достаточное количество одеял и чистых простыней.
Составление бюджета
Задача:
Сформировать навыки разумного распределения и использования средств, навыки планирования и
учета расходов.
Форма работы:
Обучающие игры, помощь в составлении плана расходов подростка, в организации учета
совершенных расходов.
Предмет обучения:
• Знакомство с деньгами, банковскими карточками, банковскими операциями.
• Сдача.
• Личный бюджет: приход - расход:
– приход – за неделю и за месяц.
– расход.
Кухня
Задача:
Обучить навыкам приготовления пищи, соблюдению правил гигиены и техники безопасности.
Форма работы:
Назначение дежурных по кухне, инструкции по использованию бытовой техники, организация кулинарных
поединков, конкурсов на самое вкусное блюдо, самое красивое блюдо и т.д.
Предмет обучения:
• Знакомство с бытовыми приборами.
• Правила безопасности при использовании плиты, электроприборов, столовых приборов и инвентаря.
• Продукты питания:
• Выбор продуктов – количество, дата изготовления, цена, срок годности.
• Контроль расходов на продукты, замена одних продуктов другими.
• Правильная расфасовка и хранение продуктов перед приготовлением – мясо, овощи, фрукты, молоко, сыр. Сроки
хранения в холодильнике.
• Приготовление пищи:
• Подготовка продуктов перед приготовлением блюда.
• Приготовление напитков – сок, морс, кофе, чай.
• Мытье посуды после приготовления пищи: после лука, рыбы, пригоревшая посуда, пластмассовая или стеклянная
посуда, посуда с тефлоновым покрытием. Использование губок, металлических губок, моющих средств.
Столовая
Задача:
Обучить навыкам сервировки, привить культуру приема пищи.
Формы работы:
Практические занятия по сервировке праздничного стола, ежедневной сервировке; организация конкурсов на
самый красиво сервированный стол и др.
Предмет обучения:
• Чистота, достаточная освещенность, проветривание столовой.
• Столовые приборы, салфетки, подставки, декорация.
• Правильная сервировка стола и прием пищи. Этикет.
• Сервировка – последовательность, температура блюд и напитков.
• Убираем со стола – правила, уход за скатертью.
Навыки жизни в городе
Задача:
Обучить ориентированию в городе, навыкам пользования городским транспортом, прочими
услугами.
Формы работы:
Экскурсии и прогулки по городу, групповые обучающие занятия, викторины.
Предмет обучения:
• Способы передвижения по городу.
• Использование карты города.
• Ориентирование.
• Транспорт за пределами города – расписание, покупка билетов.
• Основные городские службы: справочная информация, телефоны.
• Поиск жилья, работы, информации. Возможные риски, расходы.
выводы
За два года работы социальной гостиницы получены следующие результаты:
у всех клиентов была отмечена положительная динамика, это проявилось в формировании новых
навыков самообслуживания и ведения домашнего хозяйства, расширении диапазона общения и
способов проведения свободного времени;
качественные изменения сформированности бытовых навыков клиентов позволили уменьшить
объем предоставляемой им помощи со стороны сопровождающих;
разработан и апробирован распорядок жизнедеятельности клиентов социальной гостиницы;
разработан пакет документов для организации обучения: характеристика клиента, программа
обучения, дневник наблюдения, анкеты для опроса клиентов, формы договоров;
определена потребность клиентов в объеме посторонней помощи (от частичной до полной), что
позволило установить количество сопровождающих и время их работы;
Требуют дальнейшей разработки:
методы переноса сформированных навыков в новые условия жизни, например в собственный
дом;
законодательная база для функционирования сопровождаемого проживания.
Дальнейшее развитие проекта
На основе наработанного материала ведется совершенствование работы социальной
гостиницы с целью её дальнейшего развития.
Требуют дальнейшей разработки:
- система экспертизы готовности воспитанников центра к выпуску;
- опыт организации сопровождаемого проживания в социальной гостинице показал
необходимость включения взрослых в жизнь воспитанников не только с позиции контроля и
опеки, но и с позиции заинтересованного участия;
- увеличение сроков проживания воспитанников в социальной гостинице и включение
использование ими в этот период денежных средств.