Автор: Ксенофонтова Нюргустана Ильинична
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №16
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Система уроков по ФГОС
Раздел: начальное образование
Выстраивание системы уроков по ФГОС
1.
Вводный урок
2.
Урок решения учебных задач (открытия новых знаний)
3.
Урок конкретизации ( для понятия) или отработки (для действия)
4.
Урок контроля 1 вида (базовый уровень)
5.
Урок коррекции (работа над ошибками)
6.
Урок контроля 2 вида (повышенный уровень выполняют те, кто справился с базовым, базовый – для тех, кто не справился)
7.
Урок рефлексивный ( для осмысления и сравнения «нового Я» с «прежним Я»
ВВОДНЫЙ УРОК.
Этапы
Цели этапа
Мотивация к учебной
деятельности
Основной целью - является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения
нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Целеполагание
Цель – формулировка цели на данный урок, для проведения рефлексии по ней.
Демонстрация ЗУН
Этап необходим для установления детьми собственного уровня владения умением, границы знания-незнания,
умения-неумения.
Цель этапа - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к овладению
учебным действием. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания,
запланированного для изучения на данном уроке.
Самооценка
Цель этапа - организовать фиксирование каждым учеником индивидуального затруднения в пробном действии.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия
или его обосновании
Постановка детьми учебных
задач
Цель этапа - Формулировка новой учебной задачи
Для этого необходимо, чтобы учащиеся сформулировали конкретную учебную задачу своих будущих учебных
действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно
построить и чему научиться); - учитель может помочь в конкретизации учебной задачи;
Построение проекта
решения данной учебной
задачи. (цель, тема, план,
сроки, способ, средство)
Основной целью этапа является определение способа и средств решения уч.задачи.
Для этого необходимо, чтобы учащиеся:
- выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно
сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение
принципиально нового знака или способа действий);
- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели,
формулы, способы записи и т.д.
Рефлексия УД на уроке
Основной целью этапа является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание
метода построения и границ применения нового способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с
элементами выбора, творчества).
1тип урока –
Урок открытия нового знания.
Цели для уроков такого типа:Содержательная цель: расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок
ученик узнает какие-то новые термины, новые правила, откроет для себя что-то новое.
Деятельностная цель: научить детей применять новые способы действия. Это значит, что уяснив новые термины и правила, ученик должен
уже на этом уроке попытаться реализовать эти знания, применить их на практике, испытать новое действие.
Этап
Микроцели этапов
1.Мотивация (самоопределение) к учебной
деятельности.
Побуждение учащихся к изучению нового учебного материала.
2.Демонстрация владения старым
изученным способом.
Активизация мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия,
аналогия и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память и т.д.)
Создание «ситуации успеха» для ребенка перед изучением нового материала.
3. Самооценка.
Определение общего уровня владения данным способом действия или знания изучаемого материала.
4. Постановка новой учебной задачи.
Выявление причин затруднений учащихся, осознание того, в чем именно состоит недостаточность их
знаний, умений или способностей и формулирование учебной задачи.
5.Решение поставленной задачи.
Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при
решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
6.Рефлексия.
Оценивание учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание применения нового
способа действия.
Для реализации этой цели:
- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их
соответствия;
- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее
задание с элементами выбора, творчества).
Этап
Содержание
Функции учителя
Действия учащихся
Результат
1.Демонстрация
владения старым
изученным способом
Самостоятельное выполнение задания, либо
ситуации демонстрирующие освоение способов
действия.
организующие
Самостоятельное
выполнение задания
2. Самооценка
Оценка степени владения
Продумывание
формы оценивания
Дети оценивают степень
владения изученного
ранее способа
Сформированность
конкретного
учебного действия
3Постановка новой
учебной задачи на
урок
Выполнение детьми задания, которое они ранее
не решали
Организует
ситуацию разрыва
Выясняют причину,
почему не могут решить
это задание одинаково
Формулирование
новой учебной
задачи.
4Решение
поставленной задачи
1.
Поиск решения поставленной задачи
2.
Совместное обсуждение вариантов способов
решения
3.
Фиксации способов решения
4.
Сравнение с культурным аналогом
5.
Применение найденного способа в конкретной
ситуации
6.
Фиксация выводного понятия способа действия
Управляющая
организующая
Высказывание
предложений, как можно
решить поставленную
задачу. Апробирование
предложений в
практическом действии.
Обсуждают, анализируют.
Найденный способ
действия.
Формулирование
правила, понятия,
алгоритма.
3 тип УРОК КОНКРЕТИЗАЦИИ (для понятий) и ОТРАБОТКИ (для действия)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью рефлексии этого типа урока является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Уроки отработки умений и конкретизации понятий имеют следующую структуру:
1).Этап мотивации
(самоопределения)
Основной целью мотивации (самоопределения) к является выработка на личностно значимом уровне
внутренней готовности к учебной деятельности, положительное отношение к изучаемому материалу.
2. Демонстрация ранее изученного
материала
Цель: создание «ситуации успеха» для ребенка перед изучением нового материала.
3. Самооценка
Основной целью этапа – определение общего уровня владения данным способом действия или знания
изучаемого материала.
4Постановка ребенком
конкретной частной учебной
Цель - -формулировка индивидуальной цели своих будущих действий (какие понятия и способы действий ему
нужно уточнить и научиться правильно применять); Для этого ученик должен локализировать индивидуальные
задачи на урок
затруднения.
5. Выполнение тренировочных
заданий
Основной целью является создание условий для применения новых умений и способов действий, осознания
учащимися потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.
Для этого необходимо:
- организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного
анализа учащимися, определений, алгоритмов, свойств и т.д.;
- активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и
т.д.);
- организовать выполнение учащимися работы (индивидуально, в паре, в группе) на применение способов
действий, запланированных для рефлексивного анализа;
- организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов
6. Рефлексия
Основной целью этапа является сравнение себя «вчера» и «сегодня»
Урок конкретизации (отработки) способа
Этап
Содержание
Функции учителя
Действия учащихся
Результат
1 .Демонстрация владения
изученного способа
1.
Выполнение задания
2.
Анализ
3.
Ситуации
Организует
Выполнение детьми
заданий.
Установление уровня
владения или создание
ситуации успеха
2. Самооценка
Оценка степени владения
Продумывание формы
оценивания
Оценивают степень
владения
Сформированность
учебного действия
3.Постановка детьми
конкретной учебной задачи
Выполняют задания (может быть
ловушка) в котором допускается
наибольшее количество ошибок.
Испытывают трудности.
Указывающая на
проблему
Выясняют причину.
Почему трудно?
Определение границы
усвоения и неусвоения.
4.
Отработка поставленной
задачи
Тренировочные учебные действия
Организация ловушек
Выполняют задания.,
контролируют
оценивают действия
Сформированность
учебного действия.