Автор: Овчинников Игорь Васильевич
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№72
Населённый пункт: Ижевск
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Широкоформатность"как фактор улучшения реализации восприятия иностранных слов
Раздел: среднее образование
«ШИРОКОФОРМАТНОСТЬ» КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ИНОСТРАННЫХ
СЛОВ
Введение
1.Актуальность темы
2.Проблемная ситуация
3.Цель исследования
4.Задачи исследования
5.Метод исследования
6.Выдвижение гипотизы
Раздел 1.Методологический
1.1 Основные термины и понятия
1.2 Анализ изученности данной проблемы
1.3 Теоретический материал по теме
1.Эврика
2.Размышления о Размере
Выводы по главе 1
Раздел 2.Методический
Выдвижение гипотезы
2.1 Методы сбора первичной информации
2.2 Место, время проведения исследования
2.3 Характеристика инструментария
2.4 Выборка
2.5 Практическая значимость исследования
2.6 Анкета
2.8 Рабочий план проведения исследования
2.9 Библиография
Раздел3.Аналитический
4.Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Изучая иностранный язык, мы сталкиваемся с необходимостью расширения и пополнения
словарного запаса для выражения своих мыслей. В мире существует много способов запоминания
иностранных слов, которыми пользуются обучающиеся. На мой взгляд, например , интересен способ
использования словарных списков объединенных общей темой, существует и способ использования
слов в рассказе ,способ использования диктанта для запоминания написания и многие другие. Все
авторы этих методик используют различные психологические механизмы памяти , которые,
безусловно, определяют тот или иной метод. Разнообразие способов и методов заучивания
иностранных слов подтверждает моё мнение о том, что пока существуют в мире различные страны,
пока люди изучают иностранные языки, вопрос как лучше запомнить и выучить иностранные слова
остается открытым .
Проблемная ситуация
При работе с лексическим материалом изучаемого языка (английского языка ,в частности) , я вижу
изначально проблему только в одном – это найти самый эффективный и « минимумзатратный»
способ для запоминания иностранного слова.
Во- вторых ,предположим ,что если сейчас в школах на занятиях по иностранному языку введут мой
способ запоминания при «широкоформатном» лексическом материале, то обучение учащихся на
современном этапе будет сделать невозможным , т.к. учебники станут , «толше» в разы и
неудобными. Это станет возможным ,я считаю , только при введении в школьную программу
компьютера , при полной компьютеризации урока иностранного языка.
Цель исследования
Цель данного исследования доказать, что способ запоминания при« широкоформатном»
лексическом материале положительно влияет на память учащихся при запоминании иностранных
слов.
Задачи исследования
В данной исследовательской работе я ставлю следующие задачи:
- изучить структуру воздействия на память учащихся «широкоформатности» письма/шрифта
- через эксперимент ,анкетирование ,определить помогает ли учащимся предложенный способ в
запоминании иностранных слов
Метод исследования
Способ, помогающий достичь поставленные задачи и цели в моей исследовательской работе, я
выбрал практический вариант на основе эксперимента, сравнения и анализа, где предполагаю
рассмотреть предмет моего исследования, с учетом его особенностей.
Выдвижение гипотезы
Моя исследовательская рабочая гипотеза на первоначальном этапе заключается в следующем:
Положительным раздражителем на механизм памяти при восприятии иностранных слов является
РАЗМЕР. Я считаю, что только слова в «широком» формате запоминаются легче.
Раздел 1. Методологический
1.1 Основные термины и понятия
«Широкоформатность» - большой размер (Возможно,что определение «широкоформатный»
введённое мной не совсем удачное. Просто «широкоформатный»более благозвучнее)
1.2 Анализ изученности данной темы
При подготовке данной работы, я старался как можно больше получить информации по
интересующим меня вопросам, касающихся понятий Размера, Шрифта и Памяти из работ
специалистов и психологов. К моему удивлению ,информации по некоторым вопросам оказалось
не так много .Размер , например, рассматривается только как составляющая Памяти. А вот в
отдельном сегменте Размер рассматривается , я считаю, недостаточно.
Что касается инструментария графологии Шрифта и понятия Памяти . Информации об этом
достаточно, благодаря исследованиям художника, , психолога и исследователя «заборных»
надписей Ольге Флоренской(«Психология бытового шрифта»), ,исследователю психологу доктору
Арику Сигману («Психология шрифтов»),советскому психологу Павлу Петровичу Блонскому
(«Память и мышление») не говоря о пионере в исследовании Памяти «мэтре» Германе Эббитаузе
и его многочисленным работам .
В целом же могу сказать, что выбранная мной тема( в том ракурсе, в котором я её
представляю)не рассматривается, а если и рассматривается, то «эпизодически» и скудно.
1.3 Теоретический материал по теме
1.Эврика
В жизни случайности и закономерности встречаются повсеместно со своими «взлётами»(полёт Ю
Гагарина в космос)и «падениями»(знаменитое яблоко Ньютона).Однажды гуляя по улицам моего
города Ижевска ,я случайно обратил внимание на тот факт, что рекламные щиты, чьей конечной
целью является повлиять на запоминание всей рекламированной информации , по-разному на
меня действуют. Вполне логично ,что большие рекламные щиты с крупными надписями
воздействовали на меня более «запоминающе» чем «маленькие». Тогда- то я и подумал, что
Размер имеет значение.
2.Размышления о Размере
Почему же большая величина имеет силу влияния на психологию человека? А ведь
действительно, сами того не замечая, мы стараемся приобрести дома ,участки земли и машины
побольше - потому что это престижно ,удобно .И в своей речи мы тоже часто употребляем
величину : «Большие вложения»,» большой опыт», «большой ум», «большой человек» и т д .В
природе самцы практически всех животных устраивают бои из –за самок для продолжения
рода .И побеждает, поверьте, не «среднестатистический» олень, например ,а крупная и сильная
особь. Значит ли это, что большая величина есть нечто величественное притягивающее
неподвластное описанию, существующее вне зависимости от человеческого сознания и бытия? Я
считаю, что когда человек сталкивается с «нестандартностью» в размере ,он того не
осознавая(благодаря человеческому опыту ,что всё хорошее то, что большое)начинает «работать»
с этой величиной на подсознательном уровне. Поэтому я полагаю, что когда мы видим слово
написанное или напечатанное в большом формате , на подсознательном уровне у нас включается
в голове « механизм», который начинает «работать» с предложенной информацией
( иностранным словом).Психолог Павел Петрович Блонский считал ,что восприятие (большой)
величины предметов является сложным процессом ,в котором непосредственные зрительные
ощущения связываются с мышечно- двигательными и осязательными представлениями,
оставшиеся от прежнего опыта .Он считал, основой этого восприятия являются величина и форма
объективно существующих предметов, изображения которых получаются на сетчатке глаза (эти -
то физио – психологические изыскания исследователя Блонского ,я считаю и есть тот самый ,как я
его назвал, « механизм» в процессе восприятия Величины (или« широкоформатности»)).Другой
психолог доктор Арик Сигман в своей исследовательской работе «Психология шрифтов»
проведённой по инициативе компании Lexmark International утверждает, что величина размера
используемого шрифта играет очень важную роль в создании эффекта(запоминания),что нужно
придерживаться правила- делать логический акцент на (увеличение) Размера там, где
необходимо. Мнения психологов означимости Размера , подтверждённые исследованиями
,утвердили мои мысли об эффективном его использовании в изучении иностранного языка.
Поэтому я считаю, что предложенный мной способ использовать «широкоформатный»
лексический материала для запоминания и даёт этому дополнительный положительный импульс .
Вывод по главе :
Из всего вышесказанного можно сделать вывод,: во- первых ,что Размер имеет значение .Это
подтверждено жизнью; во-вторых, чтобы слова запоминались лучше, нужно писать(печатать)
слова крупнее в размере(не менее 10- кратного увеличения от обычного «классического» вашего
письма);в- третьих нужно принимать во-внимание что для эффективного запоминания должны
учитываться и дополнительные характеристики «широкоформатного» лексического
материала(иностранных слов) это- удобночитаемость ,ёмкость, различаемость , сложность самого
материала. И, конечно, индивидуальность памяти субъекта.
(Я сознательно не рассматривал понятия Памяти, других понятий относящихся к данной теме
считая , что в этом нет необходимости на данном этапе работы по теме. )