Автор: Майборода Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальныхклассов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: г. Шахты Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Технологическая карта урока
Раздел: начальное образование
Технологическая карта урока
1.
Ф.И.О. учителя Майборода Татьяна Ивановна
2.
Класс: 4-В
Дата: 13.02.2018
Предмет: русский язык
3.
Место и роль урока в изучаемой теме: комбинированный, урок-практикум
Методы обучения: деятельностный,
метод проблемного обучения
, методы контроля и
самоконтроля,
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
4. Ц
ели урока:
Образовательные: через проблемную ситуацию закрепить способы определения спряжения и правописания личных окончаний
глаголов,
обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания, закреплять понятие о спряжении (изменении глаголов по лицам и
числам).
Развивающие:
Развивать: орфографическую зоркость, чутьё, речевую активность учащихся. Обогатить активный словарь учащихся
антонимами-глаголами, фразеологизмами.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость, культуру общения, ведения диалога
4.
Дидактические средства:
для учителя – презентация, интерактивная доска проектор, , учебник М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Русский язык», раздаточный
материал, карточки с буквами «и», «е» карточки с заданиями.
для учащихся – тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы.
Характеристика этапов урока
№
Название этапа,
цель
Содержание
этапа
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Форма
работы
Результат
1
.
1.Организа-ционный момент
Самоопределение к
учебной деятельности.
Цель: мотивировать
учащихся к учебной
Приветствует
учащихся,
проверяет их
готовность к
уроку
Приветствуют
учителя,
проверяют свою
готовность к
уроку
Словесна
я
Формирование
УУД: (Р)волевая
саморегуляция
деятельности
2
.
Цель:
урок –
Наш сегодняшний
у р о к
э т о
п у т е ш е с т в и е
в
страну
по
имени
Глагол - знакомый и
незнакомый.
О н
з а н и м а е т
второе
место
после
имени
Существительное.
Немного оглянемся
назад и вспомним,
что мы узнали о
спряжении этой
удивительной
части речи.
-Какие могут
быть города в
стране Глагол?
-Какие вы думаете,
какие глаголы живут
в городе «II
спряжения»?
-Назовите глаголы
исключения
(стихотворение)
А какие жители
живут в городе «I
спряжение?»
Проводит
параллель с ранее
изученным
Фронт.
Формирование УУД:
(Р) самоконтроль:
учатся отличать верно
выполненное задание
от неверного;
осознание того, что
уже усвоено и что ещё
нужно усвоить,
осознание качества и
уровня усвоения.
(К) умение выражать
свои мысли с
достаточной полнотой
и точностью; умение
слушать и понимать
речь других.
(П) формирование
1) Актуализировать
знания
по теме глагол
материалом.
2) Актуализировать
мыслительные операции:
правильно писать
безударный гласный в
окончаниях глаголов
Презента
ция
(Слайд
№1)
Фронтальна
я
вопросы учителя.
.
.
г.I спряжения,
г. IIспряжения.
Все глаголы, которые
заканчиваются на –
ить и глаголы
исключения
Все остальные
глаголы и глаголы
брить, стелить.
(Слайд
№ 2)
.(Слайд №3)
мыслительных операций:
анализ, сравнение,
обобщение.
3
.
Проверка домашнего
задания.
Постановка
проблемы. Цель: 1)
Выявить и
зафиксировать в
речи причину
затруднений.
Проверка домашнего
задания. Упражнение
453.
-
Чем похожи все глаголы?
-А какой глагол лишний
- Почему?
- Докажите.
-Какое задание вы
выбрали?
- какие две группы вы
разделили глаголы?
Организует
подводящий к теме
диалог.
-
Все глаголы II
спряжения
Посеем.
Посеять –
заканчивается на
-ять значит глагол I
спряжения:
I группа глаголы –
исключения, II
группа остальные
глаголы..
Фрон
т.
Разноу
ровнев
ое
задание
Формирование УУД:
(Р) волевая
саморегуляция в
ситуации затруднения;
учатся работать по
предложенному учителем
плану; определять
и формулировать
цель
4
.
Чистописание
Проектирование и
фиксация нового
знания. Цель:
создать
проблемную ситуацию,
которая спровоцирует
обучающихся на
решение проблемы.
Чистописание:
ишь// ешь//
Что можно сказать об
этих сочетаниях?
-Запишите с каждым
окончанием свои
глаголы. Проверка
А теперь запишите в
этом же числе и лице
глаголы брить,
стелить
.
2)Организует обмен
мнениями.
- Какие окончания
написали?
Выделите окончания.
Организует
обсуждение
Это окончания
глаголов 2 лица
единственного
Эти глаголы имеют в
окончании букву -е-
числа
бреешь, стелешь
Запись на доске
Инте
ракти
вная
доска
Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную
деятельность.
5.
Рефлексия
Возьмите карточки и
оцените свои знания как
вы можете определять
букву в безударном
окончании
Побуждает детей
определить свою
позицию.
6
Давайте определим
тему нашего урока
Какую ошибку мы
предупреждаем,
работая по данной
теме?
- А как правильно
написать безударное
личное окончание у
глаголов?
Согласовать цель и
тему урока
Формулируют тему и
задачи урока
Безударные личные
окончания глаголов
1. продолжим учиться
писать безударные
личные окончания
глаголов.
2. будем доказывать
правильное написание
окончаний глаголов.
3. продолжим
развивать
орфографическую
зоркость.
4. будем внимательны
и чутки к словам
русского языка
В безударном
положении звук
слышится нечётко и
можно допустить
ошибку
Поставить глагол в
неопределённую
форму
регулятивные: умение
сформулировать тему, цель
урока,
коммуникативные: уметь
оформлять свои мысли
в устной форме, слушать
и понимать речь других
.
7.
Работа в группах
.
Для того, чтобы
правильно
написать безударные
личные
окончания глаголов,
нужно:
1.
______________________
____
______________________
______
2.____________________
_______
______________________
_______
3.
______________________
_____
______________________
______
4.____________________
_______
______________________
_______
У вас на столе два
вида карточек. На
одной нужно написать
алгоритм
правописания
безударных
окончаний. А на
другой вставить
личные окончания. Вы
можете сами выбрать
задание.
Сообщения групп. Что
можно добавить ещё?
Поменяйтесь
карточками и оцените
работу соседней
группы
Карточки
Задание на выбор.
Уровень сложности
разный. Составить
алгоритм
правописания -
сложнее
Расширить знания, о
способах проверки
безударного
окончания глаголов
Взаимопроверка
(рассуждение),
другие члены группы
дополняют
рассуждение
Разноу
ровнев
ые
задани
я
(Презе
нтация
Слайд
№ 4,
№5
Регулятивные:
- умение адекватно
воспринимать
оценки;
- выделение и осознание
учащимися
того, что уже усвоено.
Личностные:
- выражать
положительное отношение
к процессу познания.
Коммуникативные:
умение слушать и вступать в
диалог.
Познавательные:
- развитие умений наблюдать,
сравнивать, делать выводы и
обобщения.
8
Работа с карточками
(устно)
Закрепление
правописания безударных
личных окончаний
глаголов.
Какая буква пропущена в
глаголах. Докажите
почему пишется буква (и,
или е)
приход._м, чита._те,
встрет.шь, дыш..т, кол_т,
тон шь, закрас.шь,
дыш.шь, дремл.шь,
черт_шь.
Расширить знания, о
способах проверки
безударного окончания
глаголов
Показ букв е.и.
Карточ
ки е,и
Интера
ктивна
я доска
(шторк
а,
открыв
аю по
одному
слову
)
1
)развитие умения правильно
определять спряжение
глагола, которые стоят в
неопределённой форме, а
также соотносить глагол в
данной форме с глаголом в
неопределённой форме, не
меняя видов этих глаголов;
2)правильно писать
безударный гласный в
окончаниях глаголов
.
Лицо
I
спря
жени
е
II спряжение
ед.ч.
мн.ч.
ед.ч.
мн.ч.
1
-
-
2
3
9
.
Закрепление нового
материала.
Цель:
Закрепить
полученные знания,
применяя их в
практических заданиях
I вариант
они смотр___,
вы пляш___,
мы сверка__,
ты увид___ ,
она игра___ ,
вы раду___,
ты весел____,
они кол_т
II вариант
они дыш__ ,
ты беле__,
ты кле ___,
вы красн___,
она убира___,
мы реша___ ,
ты гон____ ,
он увид ___.
Организует
самостоятельную
работу.
1)Выполняют
самостоятельную
работу.
2)Производя
т
самоконтро
ль.
Индив
.
Формирование УУД:
(Р) оценка, контроль,
коррекция
9
Физминутка
(под музыку)
Тренировочные
упражнения
Сидим –встаём
шагаем – стоим;
руки поднимаем
– опускаем;
приседаем –
тянемся вверх;
смеёмся –
плачем;
кричим –
молчим;
стоим – садимся.
Учитель называет
глаголы, а дети
выполняют
действия, которые
они обозначают-
Какая имеется
особенность в
словах,
используемых в
физминутке?
Как их называют?
Слова обозначают
противоположные
действия
: Антонимы
Вспомн
ить
значен
ие
слова
антони
мы
1
0
.Работа с фразеологиз
мами
Отработка
алгоритма правописания
безударных окончаний
дремл
…
т,
не уме…т
плавать,
убега…т,
В 1-м столбце -
записаны глаголы.
Фразеологизм -
устойчивое
сочетание слов,
которые
используются для
Работа
со
словарё
м
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать
очень стара…
тся,
лез…т из кожи
вон, унос…т
ноги, клю…т
носом, плава…
т как топор
Во 2-м столбце -
фразеологизмы-
Что такое
фразеологизмы?
Найдите пару для
глагола и узнаем
значение
фразеологизма. -
Вставим
пропущенные
буквы. Запишем с
маленькой буквы
через черту.
названия отдельных
предметов,
признаков, действий
Фро
нтальн
ая
работа
Самооц
енка
своё предположение на
основе
работы с материалом.
2.Оценивать учебные
действия в соответствии с
поставленной
задачей.
1
1
Работа с учебником
Распредели на
две группы
Клеить,
называ.шь,
гас.шь;
дума.шь,
жар.шь,
бросить;
говор.шь,
таять, лета.шь;
лаять, чита.шь,
прос.шь;
корм.шь,
обидеть,
ката.шься
Ученики у доски
Познавательные УУД
1 Выявлять сущность,
особенности объектов.
2. На основе анализа
объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного
сотрудничества.
6
.
Рефлексия учебной
деятельности на уроке.
Чему учились
1)Формулируют
конечный результат
Фрон
т.
Формирование УУД:
на уроке ?
Продолжите
фразу:
- Я могу
похвалить себя
…
- Мне надо
ещё
поработать….
- Я смогу
рассказать
дома о том,
что…
своей работы на
уроке.
(Л) умение оценивать себя
на основе критерия
успешности. (П) умение
контролировать и
оценивать процесс и
результаты деятельности.
(К) умение выражать свои
мысли с достаточной
полнотой и точностью;
умение слушать и
понимать речь других.