Напоминание

"Духовно - нравственное воспитание в условиях современной школы"


Автор: Стрельцова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ Православная гимназия
Населённый пункт: г. Гусь-Хрустальный
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно - нравственное воспитание в условиях современной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание в условиях

современной школы

Наш век сопровождается усилением внимания к сущности и

о собенно стям

человече ской

жизнедеятельно сти.

С редством

самореализации человека и основанием его жизни выступает культура.

Главная цель и назначение культуры - совершенствование души человека.

В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере

современного

общества

глобальными

преобразованиями

проблема

духовного

воспитания

подрастающего

поколения

приобретает

особую

актуальность. В отношении духовности ключевой проблемой становится

ее утрата, бездуховный способ существования людей не просто на уровне

индивида,

личности,

а

как

социальное

явление,

как

критическое

для

судьбы человечества развитие современной цивилизации.

На современном этапе развития общества особенно важно

формировать высокую культуру личности, обогащать ее духовный мир и

начинать эти преобразования нужно на ранних этапах развития ребенка.

Дети

постоянно

обогащаются

духовно,

формируют

в

себе

личные

качества в процессе образования, в котором принимают активное участие

государство,

семья,

образовательные

учреждения

и

т.д.

Так

уже

в

дошкольном детстве, приобщаясь к миру взрослых, дети направляют свою

исследовательскую

активность

на

подражание

взрослым

и

их

взаимоотношениями.

В

игре

дети

могут

проявлять

себя

сильными,

заступаются за слабых, учатся быть честными, стремятся к познанию

неизвестного,

других

слов,

тренируют

нормы

морали,

идущие

от

взрослых.

Следовательно,

игру

можно

назвать

важным

источником

духовности

человека.

В

свою

очередь,

в

игре

способности

ребенка

начинают

приобретать

социальную

направленность

и

регулируют

с

позиции нравственности и морали. В младшем школьном возрасте дети

овладевают

новой

жизненной

позицией,

приобщаясь

к

богатствам

культуры и науки в учебной деятельности через образцы действий и

поступков,

выработанных

человечеством,

ребенок

продолжает

отрабатывать грани человеческой души.

Наша задача как педагогов, работающих с данной категорией детей,

состоит в том, чтобы поддержать эти начинания и продолжить обогащать

внутренний

мир

ребенка,

формируя

духовно-нравственные

качества

личности. Именно поэтому в работе с младшими школьниками, особое

значение придается особой духовной культуре, которая рассматривается в

неразрывной связи с культурой нравственной.

Само понятие "духовность" имеет сложную многогранную структуру.

С. И. Ожегов определяет духовность как свойство души, состоящее в

преобладании

духовных,

нравственных

и

интеллектуальных

интересов

над материальными. Духовность - это также внутренняя моральная сила.

Употребив слово "мораль", обратимся к этому понятию. Мораль - это

совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение

людей

по

отношению

к

обществу,

его

институтам

и

друг

к

другу.

Религиозные

концепции

объясняют

мораль

суще ствованием

сверхчувственной

духовной

силы,

которая

обладает

фундаментальным

свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения

человека.

Соблюдение

моральных

норм

накладывает

ограничения

на

свободу

человека,

обязывает

его

сдерживать

себя,

преодолевать

собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей

социальной

системы.

К

понятиям

морали

относится

и

понятие

нравственности.

Нравственность

в

свою

очередь

-

это

внутренние

духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы;

правила поведения, определяемые этими качествами.

В.И. Даль определяет душевные и духовные качества человека,

внутреннее

чувство

понятием

душа.

Его

толковый

словарь

живого

великорусского языка провозглашает: "Относя слово к человеку, иные

разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь

плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к

небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый дух".

Итак, дух - сила души, отважность, решимость, бодрость,

самостоятельность. Дух выше души и отличает человека от животного. По

В .

И .

Да л ю,

д у ш е л юб и в ы й

ч е л о ве к

-

ч е л о в е ко л ю б и в ы й .

Душерасточительный

-

развращающий

человек.

Духовность

же

он

рассматривает

как

"состояние

духовного,

духовную

часть".

А

слово

"духовный" в его понимании

- "все относимое к душе человека, вся

умственная и нравственная силы его, ум и воля".

Если обратиться к этимологии слова "дух", то первоначально оно,

видимо

зародившись

в

мифологии

и

религии,

обозначало

некое

бесплотное,

сверхнатуральное

(сакральное)

существо,

принимающее

деятельное участие в жизни человека. Но в дальнейшем под "духом" в

жизни и литературе стали подразумевать особое внутреннее состояние,

моральную силу человека, коллектива, всего народа. Отсюда появились

выражения: "собраться с духом", "проникнуться духом народа", "боевым

духом".

Нечто сходное имело место у нас и с понятием "душа". Оно

связывалось обычно с сакральным началом, с наделением человека душой

непосредственно всемогущим Богом. Потребовалось время для осознания

неоднозначности употребления этого слова. Сейчас слово "душа" можно

толковать не только в сакрально-религиозном смысле, но и в светском,

научно-материалистическом

как

синоним

терминов

"психика",

"психическое", "психическая деятельность".

Таким образом, можно дать следующие определения понятию

духовность:

1)

личностное

качество,

проявляющееся

в

совокупности

сознания,

умственных и нравственных сил, веры и воли, направленности к добру;

2)

идеальная

потребность

человека

в

познании

сущности

своего

предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и

строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви,

добра, красоты, творчества;

3 )

ко м п л е к с

м о р а л ь н о - н р а в с т в е н н ы х

к ач е с т в

ч е л о в е к а ,

характеризующихся способностями мотивировать поведение; морально-

нравственный

суверенитет

или

морально-нравственная

несвобода

человека,

обоснованная

этапом

развития

общества

и

личностного

самосознания.

Причем

в

религиозном

смысле

-

это

система

нравственных

представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения,

тесно связанная с догматами христианского вероучения (учение о страдании-

благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и так далее).

Христианская

мораль

включает

в

себя

некоторую

совокупность

норм,

призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в среде

верующих, в обществе. Это известные ветхозаветные заповеди евангельские

«заповеди блаженства» и другие новозаветные нравственные наставления.

«То,

что

может

противостоять

всему

социальному,

телесному

и

даже

психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще

является человеком тогда, когда он как духовное существо выходит за пределы

своего телесного и душевного бытия». Духовность означает, прежде всего,

разрушение

животной

природы

в

человеке

и

раскрытие

в

нём

его

божественного сознания.

Таким образом, понятие духовности тесно связано с понятием религии и

православия.

Работая

в

православной

гимназии

и

организуя

воспитательную

деятельность с учащимися, приходится исходить не только из рекомендаций

ученых, педагогов-практиков, так или иначе связанных с духовно-нравственным

воспитанием, но и изучать православную литературу по этой теме, и в связи с

этим выбирать методы и формы, используемые в работе.

Воспитательная работа мною строится с учетом нескольких направлений:

духовное и нравственно - эстетическое (приобщение к духовной культуре и

православной вере, формирование

нравственно-этических чувств и качеств

личности),

гражданско

-

патриотическое

(воспитания

патриотизма

и

гражданственности), художественно-эстетическое, экологическое и трудовое.

Воспитательный

процесс

выстраивается

взяв

за

основу

библейские

заповеди. В план работы включаю праздники церковно-народного календаря и

провожу беседы о праздниках, классные часы, уроки чтения православной

литературы, конкурсы чтецов по тематике праздника и т.д.. Большое внимание

уделяю воспитанию патриотических чувств, почтения уважения к родителям и

взрослым, бережному отношению к окружающей природе, древним культурным

традициям

нашей

страны,

любви

и

уважении

к

человеку,

формированию

умений отличать хорошее от плохого, полезного от вредного и т.д. Знакомлю

школьников с понятиями греха и добродетели, приобщаю их к абсолютным

ценностям

-

истине,

добру,

красоте.

Вопросы

духовно-нравственного

воспитания

стараюсь

решать

не

только

во

внеурочной

деятельности

и

внеклассной работе, но и на уроках литературного чтения, русского языка,

окружающего мира, изобразительного искусства. Например, на уроках русского

языка и чтения провожу работу с текстами православного содержания. На

уроках окружающего мира рассматриваем вопросы становления мира с точки

зрения православия и т.д.

Таким

образом,

я

считаю,

что

духовное

воспитание

должно

рассматриваться не только как формирование духовно-нравственных качеств

личности, но и приобщение ребенка и семьи к православной вере. Начальная

школа дает много возможностей для этого. Детские души непосредственны и

восприимчивы. Все радостное, светлое, новое глубоко западает в сердце и

остается там навсегда. Поэтому в этом возрастном периоде нужно больше

говорить о добродетелях, ценностях жизни и вере. Школа может

и должна

стать главным звеном в православном образовании и воспитании.



В раздел образования