Автор: Стрельцова Наталья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ЧОУ Православная гимназия
Населённый пункт: г. Гусь-Хрустальный
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно - нравственное воспитание в условиях современной школы"
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание в условиях
современной школы
Наш век сопровождается усилением внимания к сущности и
о собенно стям
человече ской
жизнедеятельно сти.
С редством
самореализации человека и основанием его жизни выступает культура.
Главная цель и назначение культуры - совершенствование души человека.
В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере
современного
общества
глобальными
преобразованиями
проблема
духовного
воспитания
подрастающего
поколения
приобретает
особую
актуальность. В отношении духовности ключевой проблемой становится
ее утрата, бездуховный способ существования людей не просто на уровне
индивида,
личности,
а
как
социальное
явление,
как
критическое
для
судьбы человечества развитие современной цивилизации.
На современном этапе развития общества особенно важно
формировать высокую культуру личности, обогащать ее духовный мир и
начинать эти преобразования нужно на ранних этапах развития ребенка.
Дети
постоянно
обогащаются
духовно,
формируют
в
себе
личные
качества в процессе образования, в котором принимают активное участие
государство,
семья,
образовательные
учреждения
и
т.д.
Так
уже
в
дошкольном детстве, приобщаясь к миру взрослых, дети направляют свою
исследовательскую
активность
на
подражание
взрослым
и
их
взаимоотношениями.
В
игре
дети
могут
проявлять
себя
сильными,
заступаются за слабых, учатся быть честными, стремятся к познанию
неизвестного,
других
слов,
тренируют
нормы
морали,
идущие
от
взрослых.
Следовательно,
игру
можно
назвать
важным
источником
духовности
человека.
В
свою
очередь,
в
игре
способности
ребенка
начинают
приобретать
социальную
направленность
и
регулируют
с
позиции нравственности и морали. В младшем школьном возрасте дети
овладевают
новой
жизненной
позицией,
приобщаясь
к
богатствам
культуры и науки в учебной деятельности через образцы действий и
поступков,
выработанных
человечеством,
ребенок
продолжает
отрабатывать грани человеческой души.
Наша задача как педагогов, работающих с данной категорией детей,
состоит в том, чтобы поддержать эти начинания и продолжить обогащать
внутренний
мир
ребенка,
формируя
духовно-нравственные
качества
личности. Именно поэтому в работе с младшими школьниками, особое
значение придается особой духовной культуре, которая рассматривается в
неразрывной связи с культурой нравственной.
Само понятие "духовность" имеет сложную многогранную структуру.
С. И. Ожегов определяет духовность как свойство души, состоящее в
преобладании
духовных,
нравственных
и
интеллектуальных
интересов
над материальными. Духовность - это также внутренняя моральная сила.
Употребив слово "мораль", обратимся к этому понятию. Мораль - это
совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение
людей
по
отношению
к
обществу,
его
институтам
и
друг
к
другу.
Религиозные
концепции
объясняют
мораль
суще ствованием
сверхчувственной
духовной
силы,
которая
обладает
фундаментальным
свойством праведности и выступает как норма, образец для поведения
человека.
Соблюдение
моральных
норм
накладывает
ограничения
на
свободу
человека,
обязывает
его
сдерживать
себя,
преодолевать
собственные недостатки, а также аморализм отдельных групп или всей
социальной
системы.
К
понятиям
морали
относится
и
понятие
нравственности.
Нравственность
в
свою
очередь
-
это
внутренние
духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы;
правила поведения, определяемые этими качествами.
В.И. Даль определяет душевные и духовные качества человека,
внутреннее
чувство
понятием
душа.
Его
толковый
словарь
живого
великорусского языка провозглашает: "Относя слово к человеку, иные
разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь
плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к
небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый дух".
Итак, дух - сила души, отважность, решимость, бодрость,
самостоятельность. Дух выше души и отличает человека от животного. По
В .
И .
Да л ю,
д у ш е л юб и в ы й
ч е л о ве к
-
ч е л о в е ко л ю б и в ы й .
Душерасточительный
-
развращающий
человек.
Духовность
же
он
рассматривает
как
"состояние
духовного,
духовную
часть".
А
слово
"духовный" в его понимании
- "все относимое к душе человека, вся
умственная и нравственная силы его, ум и воля".
Если обратиться к этимологии слова "дух", то первоначально оно,
видимо
зародившись
в
мифологии
и
религии,
обозначало
некое
бесплотное,
сверхнатуральное
(сакральное)
существо,
принимающее
деятельное участие в жизни человека. Но в дальнейшем под "духом" в
жизни и литературе стали подразумевать особое внутреннее состояние,
моральную силу человека, коллектива, всего народа. Отсюда появились
выражения: "собраться с духом", "проникнуться духом народа", "боевым
духом".
Нечто сходное имело место у нас и с понятием "душа". Оно
связывалось обычно с сакральным началом, с наделением человека душой
непосредственно всемогущим Богом. Потребовалось время для осознания
неоднозначности употребления этого слова. Сейчас слово "душа" можно
толковать не только в сакрально-религиозном смысле, но и в светском,
научно-материалистическом
как
синоним
терминов
"психика",
"психическое", "психическая деятельность".
Таким образом, можно дать следующие определения понятию
духовность:
1)
личностное
качество,
проявляющееся
в
совокупности
сознания,
умственных и нравственных сил, веры и воли, направленности к добру;
2)
идеальная
потребность
человека
в
познании
сущности
своего
предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и
строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви,
добра, красоты, творчества;
3 )
ко м п л е к с
м о р а л ь н о - н р а в с т в е н н ы х
к ач е с т в
ч е л о в е к а ,
характеризующихся способностями мотивировать поведение; морально-
нравственный
суверенитет
или
морально-нравственная
несвобода
человека,
обоснованная
этапом
развития
общества
и
личностного
самосознания.
Причем
в
религиозном
смысле
-
это
система
нравственных
представлений, понятий, норм и чувств и соответствующего им поведения,
тесно связанная с догматами христианского вероучения (учение о страдании-
благе, о всепрощении, о любви к врагам, непротивлении злу и так далее).
Христианская
мораль
включает
в
себя
некоторую
совокупность
норм,
призванных регулировать взаимоотношения между людьми в семье, в среде
верующих, в обществе. Это известные ветхозаветные заповеди евангельские
«заповеди блаженства» и другие новозаветные нравственные наставления.
«То,
что
может
противостоять
всему
социальному,
телесному
и
даже
психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще
является человеком тогда, когда он как духовное существо выходит за пределы
своего телесного и душевного бытия». Духовность означает, прежде всего,
разрушение
животной
природы
в
человеке
и
раскрытие
в
нём
его
божественного сознания.
Таким образом, понятие духовности тесно связано с понятием религии и
православия.
Работая
в
православной
гимназии
и
организуя
воспитательную
деятельность с учащимися, приходится исходить не только из рекомендаций
ученых, педагогов-практиков, так или иначе связанных с духовно-нравственным
воспитанием, но и изучать православную литературу по этой теме, и в связи с
этим выбирать методы и формы, используемые в работе.
Воспитательная работа мною строится с учетом нескольких направлений:
духовное и нравственно - эстетическое (приобщение к духовной культуре и
православной вере, формирование
нравственно-этических чувств и качеств
личности),
гражданско
-
патриотическое
(воспитания
патриотизма
и
гражданственности), художественно-эстетическое, экологическое и трудовое.
Воспитательный
процесс
выстраивается
взяв
за
основу
библейские
заповеди. В план работы включаю праздники церковно-народного календаря и
провожу беседы о праздниках, классные часы, уроки чтения православной
литературы, конкурсы чтецов по тематике праздника и т.д.. Большое внимание
уделяю воспитанию патриотических чувств, почтения уважения к родителям и
взрослым, бережному отношению к окружающей природе, древним культурным
традициям
нашей
страны,
любви
и
уважении
к
человеку,
формированию
умений отличать хорошее от плохого, полезного от вредного и т.д. Знакомлю
школьников с понятиями греха и добродетели, приобщаю их к абсолютным
ценностям
-
истине,
добру,
красоте.
Вопросы
духовно-нравственного
воспитания
стараюсь
решать
не
только
во
внеурочной
деятельности
и
внеклассной работе, но и на уроках литературного чтения, русского языка,
окружающего мира, изобразительного искусства. Например, на уроках русского
языка и чтения провожу работу с текстами православного содержания. На
уроках окружающего мира рассматриваем вопросы становления мира с точки
зрения православия и т.д.
Таким
образом,
я
считаю,
что
духовное
воспитание
должно
рассматриваться не только как формирование духовно-нравственных качеств
личности, но и приобщение ребенка и семьи к православной вере. Начальная
школа дает много возможностей для этого. Детские души непосредственны и
восприимчивы. Все радостное, светлое, новое глубоко западает в сердце и
остается там навсегда. Поэтому в этом возрастном периоде нужно больше
говорить о добродетелях, ценностях жизни и вере. Школа может
и должна
стать главным звеном в православном образовании и воспитании.