Напоминание

"Из истории крепости Валуйка"


Автор: Бабкина Зинаида Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Центр детского и юношеского туризма" г. Валуйки и Валуйского района
Населённый пункт: город Валуйки, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка краеведческого занятия
Тема: "Из истории крепости Валуйка"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского и юношеского туризма»

г. Валуйки и Валуйского района Белгородской области

Номинация «Конспект учебного занятия»

Направленность краеведческая

Из истории крепости Валуйка

Методическая разработка краеведческого занятия

Автор: Бабкина Зинаида

Ивановна, педагог

дополнительного образования

МУДО «ЦДЮТур»

Валуйки, 2018 г.

Содержание

Пояснительная записка

3

Глава 1. Методические рекомендации по

подготовке и проведению занятия

4-5

Глава 2. Содержание занятия «Из истории крепости

Валуйка»

6-12

Заключение

13

Библиографический список

14

Приложения

2

Пояснительная записка

В

настоящее

время

особую

актуа льно сть

приобретает

сбалансированный

подход

к

проблеме

воспитания

у

подрастающего

поколения

уважения

к

истории, культуре, традициям, национальному достоинству.

И в этом немаловажную роль играет краеведение.

Краеведение,

изучение

истории

родного

края

всегда было актуально, так как без знаний о своей малой

родине, без воспитания уважения к своим истокам человек

не может быть истинным патриотом своего народа.

Данная

м етодиче ская

разработка

и м е е т

краеведческую

направленность

представленный

в

ней

материал

рассказывает

об

истории

возникновения

и

существования

крепости

Валуйка,

ее

роли

в

истории

Русского государства.

Поводом для создания этой разработки послужил

все

усиливающийся

интерес

обучающихся

к

истории

родного

края,

родного

города,

крепости

Валуйка.

Методическая разработка составлена в помощь педагогам

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я

и

у ч и т е л я м

общеобразовательных

учреждений

для

разработки

и

проведения занятий по расширению и углублению знаний

обучающихся

по

истории

родного

города,

занятий

по

краеведению

и

классных

часов,

приуроченных

к

знаменательным датам города, а также в системе занятий

по

авторской

программе

«История

родного

края».

В

разработке собраны и обобщены наиболее важные факты

предпосылок

возникновения

и

существования

крепости

Валуйка с конца XVI до XVIII века.

Тема занятия: «Из истории крепости Валуйка».

Цель

занятия

познакомить

обучающихся

с

предпосылками

возникновения

крепости

Валуйка,

периодом ее функционирования.

3

Задачи:

углубление

и

расширение

краеведческих

знаний обучающихся на основе конкретных

фактов из истории родного города;

развитие

интереса

к

познанию

родного

края;

воспитание

уважения

к

историческому

прошлому,

наследию

предшествующих

поколений;

сохранение исторической памяти.

Форма

проведения

занятия:

лекция–беседа,

«погружение в прошлое».

Краеведческое занятие по данной теме рассчитано

на

обучающихся

10-15

лет

с

учетом

особенности,

возможности, интереса, а также степени подготовленности

различных возрастных групп.

Глава 1. Методические рекомендации по

подготовке и проведению занятия

Проведение занятия по данной теме, как и любого

урока, начинается с постановки цели, которая должна быть

сформулирована четко и вполне конкретно. Содержание

учебного материала должно соответствовать поставленной

цели.

Форма проведения данного занятия – это лекция-

беседа и, в первую очередь, состоит в передаче знаний

исторической

информации.

Для

более

эффективного

восприятия

исторической

информации

педагог

может

применить

метод

«погружения

в

прошлое».

Этот

метод

должен

способствовать

лучшему

пониманию

истории.

«Погружаясь»

в

прошлое,

дети

совершают

мысленное

путешествие

во

времени,

более

ярко

могут

себе

представить исторический период, о котором идет речь.

4

Словесные методы, используемые на занятии (объяснение,

рассказ, беседа) должны обязательно предполагать

постановку познавательных задач. Необходимо по ходу

своего рассказа включать детей в его процесс, выявлять

знания детей по теме занятия. Обратная связь должна стать

существенным звеном объяснения, рассказа. Обратная

связь

– это обязательный элемент любого занятия, так

как способствует активизации обучающихся и успешному

усвоению материала.

Педагог должен предусматривать

ответные реакции детей, их рассуждения, выявлять знания,

которые у них имеются по данной теме. Обратная связь

поможет педагогу совершенствовать объяснение, выявить

его

слабые

стороны,

внести

коррективы

в

ход

занятия.

Обязательным

элементом

занятия

должна

стать

и

рефлексия,

направленная

на

подведение

итога,

на

выяснение степени усвоения предлагаемого материала и

правильности

его

восприятия.

Для

проверки

усвоения

изложенного

материала

в

конце

занятия

рекомендуется

провести

мини

викторину

по

его

теме.

Варианты

вопросов педагог

может составить, исходя из объема

изложенного

материала

и

учитывая

возра с тн ые

особенности обучающихся.

При проведении занятия необходимо использовать

наглядный

материал:

компьютерную

презентацию,

рисунки,

фотографии,

макеты,

музейные

предметы

из

школьного музея, которые помогут более ярко представить

исторический период, усвоить историческую информацию.

При

подготовке

к

проведению

занятия,

для

активизации

творческой

деятельности

обучающихся

целесообразно

предварительно

раздать

им

творческие

задания, тексты по теме и таким образом вовлечь их в

познавательный процесс.

5

Исходя

из

формы

проведения

данного

занятия,

лекция

беседа,

его

структура

состоит

из

следующих

этапов.

I этап: Организационный.

Задача этапа: подготовка обучающихся к работе на

занятии.

Содержание

деятельности:

организация

начала

занятия, создание психологического настроя на учебную

деятельность и активизация внимания.

II этап: Подготовительный (подготовка к новому

содержанию).

Задача этапа: обеспечение мотивации и принятие

детьми цели учебно –познавательной деятельности.

Содержание деятельности: сообщение темы, цели

учебного занятия.

III

этап:

Усвоение

новых

знаний

и

способов

действий.

Задача этапа: обеспечение восприятия, осмысления

и первичного запоминания связей и отношений в объекте

изучения.

Содержание деятельности: использование заданий

и

вопросов,

которые

активизируют

познавательную

деятельность обучающихся.

IV этап: Контрольный.

Задача

этапа:

выявление

качества

и

уровня

овладения знаниями. Самоконтроль и коррекция знаний.

Содержание деятельности: проведение викторины,

устный опрос, использование тестовых заданий.

V этап: Итоговый.

Задачи

этапа:

анализ

и

оценка

успешности

достижения цели.

Содержание деятельности: совместное подведение

итога занятия.

При разработке и проведении занятия необходимо

учитывать

возможности

и

интересы

детей

различных

возрастных групп, степень их подготовленности. Формы и

6

методы работы с каждой возрастной группой обучающихся

педагог

определяет,

учитывая

психолого-педагогические,

эмоциональные,

интеллектуальные

особенности

детской

аудитории.

Глава 2. Содержание занятия «Из истории

крепости Валуйка»

1.Организационный этап

Педагог: Сегодня мы с вами поговорим о нашей

малой

родине,

о

земле

Валуйской,

о

нашем

городе.

Вспомним историю возникновения

крепости Валуйка, с

которой и берет начало история нашего города. Проведем

занятие по краеведению.

Что же такое краеведение, кто может дать

определение этому понятию?

Ответы детей: (краеведение это изучение родного

края).

Педагог:

Да,

правильно,

краеведение

изучает

историю родного края, его культуру, традиции и обряды,

знакомит

с

жизнью

и

деятельностью

зем л яков ,

прославивших свой край. Ведь без знаний о своей малой

родине, без воспитания уважения к своим истокам, человек

не может быть истинным патриотом своей страны, своего

народа. «Чтобы любить свою Родину – писал Д.С. Лихачев

– надо знать ее историю, надо знать ее героев и их великие

п од в и г и .

Э т и

з н а н и я

н е о бход и мо е

у с л о в и е

преемственности, духовной связи поколений, воспитание

патриота и гражданина». И сейчас мы с вами вспомним

далекое

прошлое

нашего

города,

узнаем

историю

его

происхождения.

2. Подготовительный этап

Тема занятия: «Из истории крепости Валуйка».

Ц е л ь

з а н я т и я :

в ы я с н и т ь

п р е д п о с ы л к и

возникновения

крепости

Валуйка

и

ее

роль

в

истории

русского государства.

7

В ходе занятия не только будем усваивать новый

материал, но и выявлять ваши знания по данной теме по

истории нашего города, так что настраивайтесь на учебную

деятельность и активизацию внимания.

3.Усвоение новых знаний

Кто из вас может назвать дату рождения нашего

города?

Ответы детей: (конец 16 века.)

Педагог: Это 1593 год. Более четырех столетий

назад, на крутом берегу реки Валуй, по воле Московского

государства была воздвигнута крепость, которая в царских

грамотах 16 века именовалась « первым русским городом

на южной посольской дороге в Москву». Именно с 16 века

эти места стали обживаться. Это XVI век, а что же здесь

было раньше в Х, V веках? Жил ли здесь кто-нибудь и

почему

эта

территория

на

южных

границах

русского

государства называлась «Дикое поле»? Попробуем ответить

на эти вопросы. Люди в нашем крае жили уже в период

каменного

века,

о

чем

говорят

многочисленные

археологические находки, относящиеся к этому периоду, но

мы с вами будем говорить о более позднем времени, когда

здесь появились славяне.

Нижнему Поосколью, вследствие географических

особенностей, досталась судьба быть на протяжении веков

одним из бурных перекрестков истории. Эта территория

представляла собой нечто вроде «коридора», по которому

мощные потоки кочевников с нагорий Индии, Ирана, из

степей

Алтая

и

Монголии

устремлялись

лавинами

с

востока

на

запад.

В

те

периоды,

когда

ослабевал

этнический натиск с востока, усиливался другой с запада –

из

Приднестровья.

Это

были

ранние

славяне,

которые

иногда достигали Оскола и Дона. Можно с уверенностью

говорить, что славяне жили здесь в –VI - VIII веках. Об

этом

говорят

следующие

факты.

Первый

факт,

дающий

этому подтверждение – это Валуйский клад. Валуйским он

называется потому, что его нашли неподалеку от Валуек

8

при строительстве водопровода в 1905 году. Зарыт он был

так давно, когда не было не только нашего города, но и

названия такого – Валуйки не существовало. Этот клад

был закопан не 4 века назад, а почти 13 веков назад в VI

– VII веках. Какой-то славянин, опасаясь за сохранность

своих ценностей, доверил их на хранение

матушке -

земле, чтобы востребовать их потом, когда минует лихо. Но

видно так оно затянулось надолго, что хозяин не вернулся и

не забрал свое добро. Опасность заставила его уйти из

обжитого места.

Давайте

мы

с

вами

порассуждаем,

какая

же

опасность могла заставить людей покинуть свои жилища

и свое добро (рассуждения детей).

Педагог:

Скорее

всего,

нахлынула

волна

кочевников, которая все сметала на своем пути и жители, а

это были славяне, бежали, вынуждены были бежать, бросив

все

нажитое.

Предметы,

обнаруженные

в

земле,

датируются VI

– VII

веком

и

относятся

к

ранней

славянской культуре.

О

том,

что

славяне

проживали

в

нашем

крае

именно в этот период доказывает еще один аналогичный

клад,

обнаруженный

у

села

Колосково.

Клад

был

обнаружен

колосковским

жителем

Яцкиным

Иваном

Гавриловичем на своем поле восточнее села. Найденные

предметы

(украшения,

застежки

для

одежды,

медные

браслеты, наконечники копья) муж и жена спрятали самое

дорогое, что у них было – он оружие, она украшения, так

же

датируются VII

веком

и

принадлежали

славянам.

Предметы

из

Коло сковского

клада

хранятся

в

Государственном

историческом

музее

в

Москве

в

зале,

экспонаты которого рассказывают о жизни славян в VII -

VIII веках. Может быть, эти два клада случайности и мы

не можем с уверенностью говорить о том, что славяне в

нашем крае жили с незапамятных времен? Но археологи

на территории нашего края обнаружили десятки подобных

кладов

славянской

культуры.

Поэтому

и

можно

сделать

9

вывод:

славяне

жили

в

этих

краях

и

расселялись

все

дальше

на

восток.

Но

вдруг

какая-то

встречная

сила

поторопила их назад, заставила бросить обжитые места.

Они намеревались

временно укрыться, пережить лихое

время, чтобы потом вернуться. Однако этого не произошло:

или они погибли, или возвратились дальше на запад, откуда

пришли в наши края. Так клады остались без своих хозяев

и пролежали в земле несколько веков.

Итак, мы с уверенностью можем утверждать, что в

VII - VIII веках славяне на Осколе жили. Это важный факт

истории

нашего

края.

Но

мы

не

можем

связать

его

с

возникновением города Валуйки, так как город-крепость

возникнет лишь спустя 9 веков, в XVI веке. А до XVI века,

после нашествия Батыя, наше Поосколье было полностью

опустошено,

превратилось

в

«Дикое

поле».

Вот

как

описывал эту местность Московский митрополит Пимен,

проплывая в 1389 году по верхнему и среднему течению

Дона по пути в Константинополь. Взору участников этого

путешествия представлялась следующая картина: «Было же

это путешествие печально и уныло, была всюду пустыня,

не было видно там ни града, ни села. Если и были в

древности грады красивые и селения, теперь только пусто

все, только пустыня великая и зверей множество. Оттуда же

приплыли к Тихой сосне, затем и перевоз минули и там

впервые

увидели

татар,

очень

много,

как

листва

и

как

песок. И начали мы в страхе быть, потому что вошли в

землю

татарскую.

Татарских

стад

видели

мы

такое

множество, что ум не вместит».

Судя

по

этим

записям

митрополита

Пимена,

территория

нашего

края

до

границы

с

татарами,

представляла

собой

пустынное

место

и

называли

его

«Дикое поле».

Московское

государство

постоянно

испытывало

набеги

своих неугомонных соседей. Неуютно жилось населению

южных

окраин

Русского

государства.

Такая

ситуация

сложилась

в

нашем

крае

до XV

века,

когда

распалась

10

Золотая Орда. Теперь главным противником Руси стали ее

осколки - крымские татары. Огромное пространство

между

крымским

ханством

и

Русью

полно стью

обезлюдело.

Татары

постоянно

совершали

набеги

на

южные

окраины,

иногда

татарские

отряды

проникали

далеко вглубь земли русской, неся огромную беду: смерть,

пожары, пленение. Тысячи русичей были угнаны в чужие

земли. Давайте мысленно перенесемся в XV век. На сотни

верст от границ Русского государства до берегов Черного

моря раскинулась бескрайняя степь. По степи после набега

на русские земли

возвращается домой татарское войско.

Возвращается

с

богатой

добычей.

Сплетенной

из

волос

конского хвоста или кожаных ремешков веревкой татарин

связывал вереницей своих пленников, сам садился на коня

и

уводил

их

через

знойную

степь,

чтобы

продать

этот

живой

товар

на

персидских

или

турецких

базарах.

Эту

картину угона пленных в чужую землю на чужбину ярко

отобразила поэтесса Наталья Кончаловская. А сейчас мы

послушаем, как она это описала:

Педагог:

Такая

участь

могла

постичь

каждого

жителя

из

южнорусских

поселений.

Необходимо

было

защищать свою землю от набегов кочевников. Поэтому на

южных

границах

Русского

государства

была

учреждена

сторожевая

служба.

Создавались

сторожевые

дозоры,

состоявшие из 6 – 8 казаков, которые углублялись далеко в

степь, чтобы заранее обнаружить приближающиеся отряды

татар

и

предупредить

об

опасности.

Но

эти

конные

сторожевые дозоры не могли полностью контролировать

юж н ы е

г р а н и ц ы ,

и

т ат а р ы

п р од ол ж а л и

с в о и

опустошительные

набеги.

В

1571

году

произошло

трагическое

событие.

Крымский

хан

Давлет

Гирей

со

своими

ордами

прорвался

на

территорию

Русского

государства и дошел до самой Москвы, все разрушая на

своем пути. Окраины Москвы были сожжены, так как там

были сплошь деревянные строения. В этот татарский набег

в плен было уведено 100 тысяч русичей. Это событие стало

11

последней

каплей,

послужившей

принятию

решения

о

защите южных границ государства. В лесах стали строить

засеки,

в

промежутках

между

ними

земляные

валы.

В

южной

пограничной

полосе

стали

во з вод и т ь с я

оборонительные

сооружения-крепости.

первыми

из

которых были Белгород, Старый Оскол и Валуйка.

1593 год – на высоком берегу Валуя, в трех верстах

выше впадения его в реку Оскол, по указу царя Федора

Иоановича, в котором говорилось: «На поле, на Осколе,

усть реки Валуй, воеводе князю Кольцову – Масальскому,

да голове Судаку Мясному вместе собираться с людьми и

за

три

месяца

построить

город

и

крепость

Валуйку».

Крепость была построена но не за три месяца как по указу,

а за пять

1593 год – дата рождения нашего города.

(Приложение 1. Вид крепости Валуйка).

Крепость получила название Валуйка, а кто может

сказать почему?

Ответы детей: (крепость была построена на берегу

реки Валуй.)

Педагог:

Правильно.

А

что

же

означает

слово

«Валуй»? Кто знает топонимику этого названия?

Ответы

детей:

(по

берегам

реки

росли

грибы

валуи.)

Педагог:

Существует две версии этого названия.

Вот послушайте как оно объясняется.

Обучающийся зачитывает стихотворение:

В былые времена

К подножию холма

Несла река живительную влагу.

И пышно зеленели крутые берега

И гриб валуй водился по оврагам.

Кто знает какова Валуй-реки загадка?

Быть может гриб валуй её нам отгадает?

Педагог: Да существовала такая версия, но была и

другая. Послушаем какая.

Обучающийся читает стихотворение:

12

Иль в медленном течении реки найдем отгадку?

Валуй – медлительный лентяй в течении своем,

Спокойной гладью вод меж берегов петляет.

Преданьем мудрым в Валуе история живет,

Название реки в названье города вплетая.

Педагог: Вот такие версии названия реки Валуй.

Но скорее всего вторая версия более правдоподобна. По

всей

вероятности

это

название

произошло

от

слова

«валкий», то есть ленивый, спокойный, каким и является

течение реки Валуй.

Но вернемся к истории крепости Валуйка. Итак,

1593 год. На крутом берегу реки Валуй построена крепость

Валуйка.

(Приложение

2

Рисунок

первой

Валуйской

крепости

1593

год,

обнаруженный

в

архивных

делах

поместного приказа ученым краеведом П.А. Сопиным).

А как вы думаете, где могла

располагаться

крепость на территории нынешнего современного города?

В

какой

его

части?

Вот

три

варианта

ее

возможного

расположения:

1. В районе соцгородка.

2. В районе микрорайона «Раздолье».

3. В центре города.

Ответы детей: (в центре современного города).

Педагог:

Крепость

занимала

территорию

от

обрывистого

берега

Валуя

(место

расположения

МОУ

«СОШ № 1») до нынешней улицы 1 мая, от узла связи

(главпочтамт) до улицы 9 января.

Как видим крепость

располагалась

в

пределах

центральной

площади

города.

Рассмотрим

рисунок

крепости

Валуйка

1599

года,

выполненный по сохранившимся описаниям

(Приложение

3.

Крепость

1599

года).

Об

устройстве

крепости

нам

расскажет

(имя

обучающегося),

который

подготовил свое сообщение.

Сообщение обучающегося по рисунку крепости.

13

«В плане крепость имела форму трапеции, нижним

основанием

которой

служила

южная

стена.

Общая

протяженность стен города составляла 541 метр. Крепость

вытягивалась

вдоль

обрывистого

берега,

ее

длина

составляла 165 метров, ширина по средней линии – 102

метра. Стены крепости были дубовые, двойные, высота их

достигала

5 метров. Пространство между срубами по

ширине было 2 метра.

В

крепо сти

было

по строено

7

д уб о в ы х

четырехугольных башен. Высота башен

- 7 – 8 метров

(Приложение

4.

Смотровая

башня).

В

средних

башнях

были устроены двустворчатые ворота шириной 4 метра.

Они носили названия: Спасские, Никольские и Троицкие.

Из

крепости

к

реке

вел

тайный

подземный

ход,

для

снабжения

гарнизона

водой.

Длина

потайного

хода

составляла 64 метра. На территории крепости находились

воеводский двор, соборная церковь»

Педагог: Итак, вы узнали, что собой представляла

крепость Валуйка и как она была обустроена. Крепость это

оборонительное сооружение, имеет стратегическое военное

назначение и в связи с этим давайте порассуждаем, кто же

были первые жители крепости?

Рассуждения детей.

Педагог:

Конечно

же

это

были

люди,

которые

находились на военной службе. В первую зиму гарнизон

Валуйской

крепости

составлял

200

человек.

Это

были

служивые

люди:

стрельцы,

казаки,

пушкари,

ездоки,

воротники. (Приложение 5 Стрельцы-служивые люди).

В конце XVII века в Валуйках уже проживало 3560

человек. Это был уже довольно крупный город. В крепости

насчитывалось:

51 атаман;

137 ездоков;

292 казака;

247 стрельцов и пушкарей.

14

Служивые люди стали расселяться вокруг нее и старались

селиться компактно, в соответствии с родом своих занятий:

стрельцы в одном месте, пушкари в другом, казаки в

третьем. В нашем современном городе и в настоящее время

есть улицы и микрорайоны, носящие свои названия еще со

времен существования крепости Валуйка, и названные так

по роду деятельности их первых жителей. Кто из

вас может назвать

эти улицы и микрорайоны, ведущие

свои названия со времен крепости?

Ответы детей: (Стрелецкая, Казацкая).

Педагог:

Правильно.

Сейчас

у

нас

есть

улица

Стрелецкая, где первыми жителями были стрельцы. А как

называется

микрорайон

в

нашем

городе,

где

жили

пушкари?

А

район,

где

располагался

Валуйский

монастырь?

Ответы: (Пушкарка, Монастырка)

Педагог: Правильно, и хотя от крепости ничего не

осталось, но ее исторические названия напоминают о ее

прошлом.

Кроме

того,

что

крепость

имела

военное

назначение, в Валуйках располагалась таможня на границе

между

степью

и

Русью,

здесь

разменивали

пленных,

отсюда провожали послов и поэтому крепость выполняла и

экономическую и политическую роль.

Летом

1647

года

в

результате

сильного

пожара

крепость

почти

полностью

сгорела

и

царь

Алексей

Михайлович приказал с «великим поспешением» начать

строительство

нового

города-

крепости.

Это

уже

был

земляной город. (Приложение 6. Крепость Валуйка 1647г).

Об устройстве

крепости нам расскажет и покажет (имя

обучающегося, подготовившего сообщение).

Сообщение: «Новая крепость имела значительно

большую

площадь.

Земляные

стены

имели

ширину

в

основании

6

метров,

в

своде

2

метра.

Высота

стен

равнялась

4,5 метра. Общая длина стен равнялась 1129

метров. Вокруг города был выкопан ров, глубиной 3 метра,

шириной

по

верху

8

метров,

по

дну

2

метра

и

15

установлены

в

два

ряда

надолбы,

общей

длиной

1600

метров. Позже земляные стены города, в целях защиты от

размыва дождями были с обеих сторон сплошь обшиты

дубовыми бревнами».

Педагог:

Построенная

в

1647

году

крепость

Валуйка

находилась

в

строю

южных

крепо стей

Московского государства более 100 лет.

После возведения новой оборонительной черты –

Белгородской

черты

(Приложение

7.

Карта

схема

Белгородской

черты

40-х

годов

17

века)

Валуйская

крепость

оказалась

позади

укрепленной

линии.

Это

привело к утрате значения крепости как оборонительного

сооружения, но способствовало развитию города, так как

кроме службы обороны город-крепость издавна выполнял

функции

пограничного

пункта

между

Крымом

и

Московским

государством.

Крепость

Валуйка,

как

оборонительное сооружение просуществовала 172 года и

сыгра ла,

наряду

с

другими

о б о р о н и т е л ь н ы м и

сооружениями

огромную

роль

в

отражении

набегов

татарских

орд

и

защиты

южных

границ

Русского

государства. И именно поэтому крепость Валуйку называли

форпостом Отечества.

4. Контрольный этап

Итак,

мы

с

вами

познакомились

с

историей

крепо сти

Валуйка,

узнали

о

предпо сылках

е е

возникновения и ее роли как оборонительного сооружения.

А сейчас

для закрепления материала и выявления его

усвоения

мы

проведем

мини-викторину

по

истории

крепости Валуйка.

Вопросы викторины «Из истории крепости Валуйка»

1. Какие факты подтверждают версию о том, что в VI-VIII

веках на территории Поосколья проживали славяне?

2.

Почему

обширная

территория

между

Крымским

ханством и Московским государством называли « Дикое

поле»?

16

3. Каковы были предпосылки возведения оборонительных

сооружений на южных границах Московского государства?

4. Назовите дату основания крепости Валуйка.

5.Какие еще крепости кроме Валуйка, одновременно были

построены на южных рубежах Русского государства?

6.

Почему

крепость

назвали

Валуйка?

Объясните

топонимику названия «Валуй».

7. Кто являлся первыми жителями крепости?

8.

Какие

современные

названия

улиц

и

микрорайонов

города Валуйки сохранились с прежних времен, говорящие

о людях которые проживали в этих слободах ?

9. Почему в конце 17 века крепость Валуйка утратила свое

стратегическое назначение и была упразднена?

10.Какую

роль

играла

крепость

Валуйка

кроме

оборонительного сооружения?

11.Сколько лет просуществовала крепость Валуйка?

5. Итоговый этап

А

теперь

подведем

итоги

нашего

занятия.

Вы

успешно справились с заданием, правильно ответили на

контрольные вопросы и можно сделать вывод, что цель

занятия

выполнена.

Мы

узнали

историю

зарождения

крепости

Валуйка,

получили

представление

о

ее

устройстве и расположении в черте современного города, о

роли

крепости

в

защите

южных

рубежей

Русского

государства. Я думаю, что вы, проходя по улицам города,

наверное никогда не задумывались о том, кто поселился

здесь

первым

и

надеюсь,

что

после

этого

занятия,

углубившись в историю родного города, вы поняли, почему

улицы

и

районы

но сят

названия

« П у ш ка р ка » .

«Стрелецкая», «Казацкая», «Ямская».

История возникновения крепости Валуйка – это

лишь одна из страниц истории нашего города, богатого

своими событиями, традициями, замечательными людьми,

прославивших

Валуйскую

землю.

И

в

дальнейшем

на

17

краеведческих занятиях мы будем продолжать знакомиться

с историей города, в котором живем.

Заключение

П од в од я

и то г и

р а б от ы ,

п р е д с т а в л я е т с я

необходимым отметить следующее. Данная разработка это

пример вводного занятия по теме «Крепость Валуйка».

Стоит

заметить,

что

в

ходе

подготовки

и

проведения

данной

разработки

реализован

комплексный

подход

к

изложению

учебного

материала,

который

предполагает

интеграцию

формы

и

методов

подачи

учебного материала.

Д л я

н а и б о л е е

э ф ф е к т и в н о г о

у с в о е н и я

предлагаемого

материала

и

для

более

качественного

творческого

процесса

педагог

может

использовать

различные

педагогические

методы,

такие

как

рассказ,

диспут, беседа, поручение, игра, упражнение, коллективная

творческая

деятельность,

поощрение,

награждение,

викторина.

В

ходе

работы

были

проанализированы

этапы

учебного занятия, где обоснованы задачи и содержание

деятельности.

Данная методическая разработка учебного занятия

«Из истории крепости Валуйка» может быть использована

для

проведения

занятий

краеведческого

объединения,

музейного урока, классного часа.

18

Библиографический список

1.

Б е л г о р о д о в е д е н и е :

У ч е б н и к

д л я

общеобразовательных

учреждений/

Под

рек.

В.А.Шаповалова. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. –

410с.,ил.

2.

Карагодин М.И. Среднее Поосколье. Исторический

перекресток:

сборник

историко-краеведческих

научно-популярных

очерков:

в

2т.

Белгород:

Бел.Ру, 2008. – 304 с.: ил.

3.

Сухоруков М. Валуйки – форпост отечества:

Альбом-летопись. Белгород, 1999. – 216с.

4.

Щербаченко

В.И.

Валуйский

биографический

словарь. – Белгород: «Везелица», 2002. – 152с.

19

Приложение 1

20

Фотография. Макет крепости Валуйка

Приложение 2

21

Копия рисунка первой Валуйской крепости 1593 года

Приложение 3

22

Копия рисунка крепости 1599 года

Приложение 4

23

Копия рисунка крепости Валуйка 1647 года

Приложение 5

24

Сторожевая башня

Приложение 6

25

Стрельцы – первые поселенцы крепости Валуйка

Приложение 7

26

Копия карты-схемы Белгородской черты 40-е годы 17 века

27



В раздел образования