Автор: Зуева Лариса Равилевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств №6
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Значение ансамблевого музицирования в музыкально-эстетическом воспитании начинающего пианиста"
Раздел: дополнительное образование
Методический доклад
преподавателя МБУ ДО ДШИ № 6
г. Ульяновска
Зуевой Л.Р.
ЗНАЧЕНИЕ АНСАМБЛЕВОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
В МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
НАЧИНАЮЩЕГО ПИАНИСТА.
Класс
ансамбля
играет
важную
роль
в
развитии
творческих
способностей
детей.
Игра
на
фортепиано
в
четыре
руки
—
это
вид
совместного
музицирования,
которым
занимались
во
все
времена,
при
каждом
удобном
случае
и
на
любом
уровне
владения
инструментом;
занимаются и по сей день.
В этом жанре писали сочинения почти все
выдающиеся мастера. Писали как для домашнего музицирования, так и для
интенсивного
обучения
и
Концертных
выступлений.
Педагогическая
ценность этого вида совместного исполнения недостаточно познана, и потому
он слишком редко используется при преподавании. Между тем игра в четыре
руки ставит перед исполнителями те же требования, что и ансамблевая игра в
других инструментальных жанрах.
Самое важное и самое прекрасное из того, что приносит исполнителю
камерная музыка — это включение в музицирующий коллектив. Чтобы стать
частью целого, нужно вслушиваться и вживаться в музыкальный процесс.
Индивидуальное
творческое
воспроизведение
каждой
отдельной
партии
объединяется с другими в объективную общность в отношении динамики,
агогики, темпа и трактовки. При этом затрагиваются и развиваются самые
различные способности, такие как качество звукоизвлечения и ритмичность
исполнения. Кроме того, мы наблюдаем, что в совместном музицировании
пианист приобретает и чисто музыкальную гибкость и свободу. Он должен не
только сконцентрироваться на целом, часть которого он составляет, но и быть
постоянно начеку на случай возможной ошибки, умелое исправление которой
требует от него навыков быстрого реагирования и импровизации.
Так, мы видим, что игра в четыре руки, если к ней относиться как к
занятиям художественной ценности, является идеальным средством обучения
ансамблевой игре, имеющим большие возможности.
Составление дуэта не представляет никакой трудности. Партнерами
могут быть преподаватель — ученик, кто-либо из членов семьи — ученик,
два ученика одного класса.
При совместной игре немалое значение имеет выбор партнера. На
уроке обычно с учеником играет преподаватель. Мы приступаем к этому
уже в самом начале обучения. Как правило, в пьесках для начинающих
первая
(верхняя)
партия
является
одноголосной,
а
вторая
—
басовая,
предназначенная для преподавателя, — содержит гармоническое дополнение
1
или
сопровождение.
Верхняя
партия
имеет
ведущее
значение
и
требует
поэтому от ученика полного звука и уверенности. Многие малолетние или
малоодаренные
ученики
привыкают
к
одновременному
звучанию
только
после
частой
совместной
игры
и
при
исполнении
пьески
полностью
уступают ведущую роль басовой партии. Музыкальному же ребенку очень
нравится роль солиста, и нередко он музицирует намного выразительнее, чем
при двухручной игре.
К
сожалению,
для
начального
обучения
имеется
очень
мало
литературы, в которой нижняя партия была бы настолько легка, чтобы ее мог
исполнять ученик .
Поэтому желательно чаще
меняться ролями. Играя
вторую
партию,
ребенок
учится
сопровождению
и
упражняется
в
приглушенном звучании и мягком исполнении басов. Чтение басового ключа
в правой руке также представляет вначале немалую трудность. Но самым
главным в таком союзе «преподаватель — ученик» является интуитивное
музыкальное
влияние
учителя,
осуществляемое
наиболее
естественным
образом.
Поскольку
первой
партии
обычно
принадлежит
ведущая
роль,
ученик в музыкальном отношении может чувствовать себя равным учителю.
Он учится слушать, включаться в ансамбль и с большей ответственностью
исполнять свою сольно-тематическую партию. Так
многие динамические
или агогические трудности (например, обширные crescendo либо небольшие
ritardando при переходах) легче преодолеваются по примеру учителя, чем это
было бы возможно при двухручной игре.
Однако
рекомендовать
следует
не
только
совместную
игру
преподавателя и ученика. Самое прекрасное, если с ребенком регулярно
музицирует кто-то из членов семьи. Это видно по той радости, какую детям
доставляет
такое
музицирование,
и
по
той
охоте,
с
которой
они
этим
занимаются.
Они
играют
свою
партию
уверенно,
ритмически
четко
и
привыкают легко преодолевать маленькие «промахи». И как хорошо, что
взрослые, с которыми играешь дома, тоже могут допускать ошибки: тут уж
необходимо быть,
предельно внимательным, а порой даже в чем-то и более
знающим, чем они!
Этот психологический фактор играет важную роль и при совместной
игре двух учащихся. Партнерами в этом случае выбираются по возможности
дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. И поскольку каждому
из них не хочется скомпрометировать себя перед другим, то тут возникает
нечто
вроде
негласного
состязания,
являющегося
стимулом
к
более
основательной и более внимательной игре.
Разучивание ансамбля начинается с того, что каждый из играющих
тщательно и сознательно прорабатывает дома свою партию. Но это только
лишь предварительное условие дальнейшей совместной игры.
При четырехручном исполнении
вначале нужно избрать медленный
темп, чтобы избежать частых запинок и остановок.
Все наиболее важное
должно
выделяться
достаточно
выпукло,
второстепенное
характеризуется
более
тихим
звуковым
уровнем.
Каждый
из
исполнителей
должен
2
внимательно и критически вслушиваться во всю многообразную динамику
ансамбля.
Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре
руки. Вначале здесь может помочь метроном, позднее необходимо достичь
такой
синхронности движений и исполнительских
приемов, которая
обеспечивает
одновременность
и
согласованность
игры.
Пока
пьеса
основательно не разучена, длительные паузы (в несколько тактов) следует
тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступлении.
Ансамблевая
техника
выдвигает
перед
исполнителями
особые
требования.
Главная
трудность
–
это
умение
слушать
не
только
то,
что
играешь сам, а одновременно общее звучание обеих партий, сливающихся в
органически
единое
целое.
Основная
задача
каждого
из
исполнителей
выявить, осмыслить, и создать в своем представлении ясный звуковой образ
всего произведения. Роль преподавателя схожа с ролью дирижера, так как у
него должен быть готов план работы над произведением, который включает в
себя как музыкальные вопросы, так и распределение работы над партиями.
Технически грамотное ансамблевое исполнение предполагает:
- синхронность при взятии и снятии звука;
-
равновесие
звучания
в
удвоениях
и
аккордах,
разделенных
между
партнерами;
- согласование приемов звукоизвлечения;
- передача голоса от партнера к партнеру;
- соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными
партнерами;
- соблюдение общности ритмического пульса;
- единство динамики и фразировки.
В наше время игра в четыре руки на одном фортепиано практикуется
главным образом в сфере домашнего музицирования и учебных занятий.
Фортепианный
дуэт
на
двух
роялях
не
случайно
получил
наибольшее
распространение
в
профессиональной
концертной
практике.
В
нем
преимущества ансамбля сочетаются с полной свободой партнеров, имеющих
в своем распоряжении каждый - свой инструмент.
Восьмиручная
игра
на
двух
фортепиано
-
еще
одна
форма
фортепианного
ансамбля.
Такое
«квартетное»
исполнение
приносит
несомненную пользу в ДМШ, способствует развитию чувства коллективной
ответственности еще в большей степени, чем игра в дуэте.
Репертуар
для
фортепианных
ансамблей
можно
разделить
на
специально созданные оригинальные сочинения и переложения.
Превосходные
сочинения
для
фортепиано
в
четыре
руки
создали
Моцарт, Шуман, Шуберт, Вебер, Рахманинов и другие композиторы. Еще
более богат и разнообразен концертный репертуар для двух фортепиано.
Кроме вышеуказанных композиторов - это Бах, Лист, Григ, Шопен, Брамс,
Дебюсси,
Стравинский,
Аренский,
Прокофьев,
Шостакович,
Хачатурян,
Глиэр, Раков и др.
3
Наряду с лучшими образцами классической музыки в классе ансамбля
ДМШ учащиеся знакомятся с современной музыкой, призванной обогащать
репертуар ансамблевой музыки.
В учебном процессе все виды фортепианного ансамбля и оба раздела
их репертуара (концертные пьесы и «клавирные» переложения) могут быть
использованы
с
равным
успехом.
Оркестровые
переложения
-
отличный
материал
для
читки
с
листа,
занятий
для
развития
навыков
быстрой
ориентации
в
нотном
тексте.
При
чтении
с
листа
в
ансамбле
ученик
оказывается в таких условиях, что он вынужден подчиняться заданному
партнером темпу, ловить партнера на ходу и т.д. Тем самым мобилизуется
внимание
и
воля
ученика,
и
неожиданно
ему
удается
то,
что
казалось
невозможным при чтении в одиночку.
Ценным в
работе
над
фортепианным
ансамблем
является'
то,
что
учащиеся
получают
удовлетворение
от
совместно
выполненной
художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых
усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного
исполнительства.
Ансамблевое
музицирование
обладает
огромным
развивающим
потенциалом всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха,
памяти, ритмического чувства, двигательно-моторных навыков; расширяется
музыкальный кругозор; воспитывается и формируется художественный вкус,
понимание стиля, формы произведения.
Развиваются
профе ссионально-психологиче ские
кач е с т ва :
наблюдательность,
критичность,
стремление
-
к
совершенствованию
собственного
звучания,
слуховой
конт роль,
р а ц и о н а л и з а ц и я
профессиональных игровых движений. Мобилизуются ресурсы, появляется
смысл занятий, ребенок ощущает успех - единственный источник внутренних
сил.
4