Напоминание

"Мцыри" как романтическая поэма"


Автор: Есмухамбетова Камиля Рахишовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сеитовская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Сеитовка Астраханской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Мцыри" как романтическая поэма"
Раздел: среднее образование





Назад




«”Мцыри” как романтическая поэма»

(урок литературы в 8 классе).

Учитель русского языка и литературы

МБОУ "Сеитовская ООШ"

Есмухамбетова Камиля Рахишовна;

Астраханская область.

Поэма “Мцыри” как

романтическое

произведение

Цель:

- ученик должен научиться характеризовать поэму как романтическое

произведение.

Задачи:

1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического

характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.

2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.

3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность,

потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к

произведениям русской классической литературы.

Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения,

цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с

репродукциями, составление синквейна.

Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода –

неволя, сила духа).

Планируемые результаты

Ученики научатся:

- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и

иллюстрации художников;

-комментировать иллюстрации к поэме,созданные разными художниками;

- использовать элементы причинно-следственного и структурно-

функционального анализа;

- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить

её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);

- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной

работе.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой

деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные

презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю.

Лермонтова «Бой с барсом»).

Ход урока.

1.

Организационный момент.

Приветствие учителя;

подготовка рабочих мест учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся:

Звучит кавказская мелодия,

под эту мелодию на экране

проецируются картины кавказской природы.

Учитель: Ребята, мы с вами прочитали, проанализировали красивую поэму

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

На какие мысли навевает услышанное и увиденное вами на экране?

Учащиеся: Действие поэмы “Мцыри происходит на Кавказе.

Учитель: Сейчас выразительно прочитает вам стих Лермонтова “Кавказ”.

Созвучны ли строфы этого стихотворения с видами Кавказа , которые вы

увидели на экране?

Учащиеся: Да, созвучны. Читая поэму, мы буквально наслаждались

красотой Кавказа, его природой.

Учитель: Ребята, все, о чем мы сейчас говорили, повествует о том, что

поэма “Мцыри” – произведение романтизма, романтическая поэма. Давайте

разберемся, что же это такое.

Вам было дано опережающее сегодняшнюю тему домашнее задание: Какое

это задание?

Учащиеся: прочитать статью учебника “Начальное представление о

романтизме” (стр. 253-255) и выявить признаки, особенности романтизма.

Учитель: Дайте определение романтизму.

Учащиеся: Романтизм – это художественное направление в искусстве и

литературе стран западной Европы и России , выражающее идею разлада

мечты, идеала и действительности, возникшее в конце XVIII века.

Учитель: Ребята, вы должны были составить тезисный план статьи,

пунктами которого будут признаки романтизма. Что у вас получилось?

Учащиеся: зачитывают и комментируют пункты плана.

Учитель: А теперь ознакомьтесь с таблицей “Признаки романтизма”

(проецируется на экране) и сопоставьте свои записи с записями в таблице.

Учитель: А теперь наша задача – проследить , как проявляются эти признаки

в поэме “Мцыри”. Ведь это романтическая поэма.

Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом. Вкратце расскажите , как

развиваются события в поэме.

Учащиеся: пересказывают сюжет поэмы.

Учитель: Итак , в центре поэмы романтический герой Мцыри, гордый,

свободный и сильный человек, для которого «свобода» и «родина» означают

одно и то же.Таким образом, исключительный герой пребывает в

исключительных обстоятельствах.

Учитель: В поэме автор выбирает форму исповеди героя.Исповедь Мцыри

занимает почти все текстовое пространство поэмы ( 3-26 главы). Как вы

думаете, ребята, почему.

Учащиеся: Форма исповеди помогает Лермонтову психологически

правдоподобно раскрыть внутренний мир героя, его переживания.

Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним:

монастырскую неволю, радость свободы, упоение от битвы с барсом,

отчаяние оттого, что не попал в родную страну; безнадежность, когда вновь

возвращается к своей тюрьме.

Таким образом, читатель видит все происходящее с героем только его

глазами, что способствует характерной для романтического повествования

субъективности.

Учитель: А теперь , ребята, послушайте отрывок из поэмы «Битва Мцыри с

барсом» ( главы 16-18) –аудиозапись ( или читает ученик ).Этот эпизод

является кульминацией в развитии сюжета.

Учитель: Каким мы видим Мцыри в этом эпизоде.

Учащиеся: В этом эпизоде Мцыри показан как воин и охотник. Он говорит: «

Что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».

Работа с иллюстрациями.

Учитель: Ребята, у вас на партах высказывание известного литературного

критика В.Г.Белинского:

« Что за огненная душа, что за могучий дух , что за исполинская натура у

этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии

тени его собственной личности».

Скажите , ребята, соответствует ли эта характеристика тому образу, который

создал Лермонтов.

Учащиеся: Да, соответствует.

Учитель: События поэмы рисуются на фоне красивой, экзотической

природы, что является одним из признаков романтического произведения.

Ребята, у вас на партах высказывание В.Г.Белинского. Давайте прочитаем его.

Учащиеся (читают высказывание). (В это время на экране проецируются

виды Кавказа ).

«Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова.

Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими,

благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был

колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и

после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные

впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».

Учитель: Для подтверждения этой мысли давайте прочитаем выразительно

отрывок из поэмы – описание природы « Кругом меня цвел Божий сад;…»

(глава 11).

Учитель: Этот эпизод, да не только этот эпизод, но и вся поэма говорит о

том, что это высокохудожественное произведение, в котором каждое слово,

каждая глава – это целая картина. А этому способствовует язык поэмы.

Давайте поработаем над языком поэмы. Для этого разделимся на 2 группы

1 группа работает с главой 11(стр.240) , 2группа

работает с главой (

Задание: выписать художественно- выразительные средства, тропы, которые

использует автор, чтобы показать картины происходящего.

Учащиеся: выписывают тропы.

Учитель: А теперь давайте сделаем вывод об особенностях романтизма,

проявившихся в поэме «Мцыри».(К аждая группа записывает свой вывод, а

затем зачитывает его).

Вывод: В целом и форма изложения (поэма- исповедь), и экзотическая

обстановка, и характер главного героя, и лирически приподнятый язык

поэмы- всё это свидетельствует чисто романтическим традициям.

Заключение.

Учитель: Ребята, мы много говорили о жизни поэта, о его личности, о его

идеалах.

Перед вами картина «Парус». Она принадлежит кисти самого поэта. Строки

какого стихотворения вспоминаются вам.Учащиеся: Стихотворение «Парус».

Учитель: Кто прочитает нам это стихотворение

Ученик: (читает выразительно стихотворение).

Учитель: На какие мысли навевают это стихотворение и эта картина

Учащиеся: Лермонтов так же , как и его герой, был очень одинок в жизни.В

этом он сродни своему герою.Так же ,как и его герой, не смирившись с

действительностью, молодым уходит из жизни.Так же , как и его герой, он

противостоит «позорно- равнодушному поколению « смиренных рабов».

Домашнее задание ( по группам).

На экране проецируется высказывание Ю.И.Айхенвальда:

«Жизнь важна и ценна не в своём количестве, а в своей напряжённости, и две

тихие жизни променял бы Мцыри на одну, «но только полную тревог».

Лермонтов глубоко любит это обаяние правительственной тревоги и

беспокойства, эти молнии души, напряжённую страстность минуты».

Написать сочинение-эссе «Чем, по-вашему, измеряется ценность жизни?»

Рефлексия.

Незаконченные предложения:

Задание: закончить предложения.

В группе работать было ………….

Помогал мне ……………

Легко было……………..

Трудно было…………….

Больше всего мне понравилось ……………………….

Оценивание учащихся.



В раздел образования