Автор: Есмухамбетова Камиля Рахишовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сеитовская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Сеитовка Астраханской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Мцыри" как романтическая поэма"
Раздел: среднее образование
«”Мцыри” как романтическая поэма»
(урок литературы в 8 классе).
Учитель русского языка и литературы
МБОУ "Сеитовская ООШ"
Есмухамбетова Камиля Рахишовна;
Астраханская область.
Поэма “Мцыри” как
романтическое
произведение
Цель:
- ученик должен научиться характеризовать поэму как романтическое
произведение.
Задачи:
1. Актуализировать знания о романтизме, особенностях романтического
характера. Выявить способы раскрытия романтического характера в поэме.
2. Развивать навыки аналитической работы с текстом.
3. Воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность,
потребность образно выражать свои мысли. Прививать любовь к
произведениям русской классической литературы.
Универсальные учебные действия: работа с текстом произведения,
цитатное заполнение схемы, монологические высказывания, работа с
репродукциями, составление синквейна.
Метапредметные ценности: развитие ценностных представлений (свобода –
неволя, сила духа).
Планируемые результаты
Ученики научатся:
- характеризовать образ юноши-мцыри, привлекая для ответа текст поэмы и
иллюстрации художников;
-комментировать иллюстрации к поэме,созданные разными художниками;
- использовать элементы причинно-следственного и структурно-
функционального анализа;
- извлекать необходимую информацию из литературного текста и переводить
её из одной знаковой системы в другую (из текста в диаграмму);
- координировать личную деятельность с другими участниками в совместной
работе.
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой
деятельности.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.
Оборудование: текст М.Ю. Лермонтова «Мцыри», компьютерные
презентации(кроссворд, фишбоун, аудиозапись отрывка из поэмы М.Ю.
Лермонтова «Бой с барсом»).
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Приветствие учителя;
подготовка рабочих мест учащихся.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся:
Звучит кавказская мелодия,
под эту мелодию на экране
проецируются картины кавказской природы.
Учитель: Ребята, мы с вами прочитали, проанализировали красивую поэму
М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
На какие мысли навевает услышанное и увиденное вами на экране?
Учащиеся: Действие поэмы “Мцыри происходит на Кавказе.
Учитель: Сейчас выразительно прочитает вам стих Лермонтова “Кавказ”.
Созвучны ли строфы этого стихотворения с видами Кавказа , которые вы
увидели на экране?
Учащиеся: Да, созвучны. Читая поэму, мы буквально наслаждались
красотой Кавказа, его природой.
Учитель: Ребята, все, о чем мы сейчас говорили, повествует о том, что
поэма “Мцыри” – произведение романтизма, романтическая поэма. Давайте
разберемся, что же это такое.
Вам было дано опережающее сегодняшнюю тему домашнее задание: Какое
это задание?
Учащиеся: прочитать статью учебника “Начальное представление о
романтизме” (стр. 253-255) и выявить признаки, особенности романтизма.
Учитель: Дайте определение романтизму.
Учащиеся: Романтизм – это художественное направление в искусстве и
литературе стран западной Европы и России , выражающее идею разлада
мечты, идеала и действительности, возникшее в конце XVIII века.
Учитель: Ребята, вы должны были составить тезисный план статьи,
пунктами которого будут признаки романтизма. Что у вас получилось?
Учащиеся: зачитывают и комментируют пункты плана.
Учитель: А теперь ознакомьтесь с таблицей “Признаки романтизма”
(проецируется на экране) и сопоставьте свои записи с записями в таблице.
Учитель: А теперь наша задача – проследить , как проявляются эти признаки
в поэме “Мцыри”. Ведь это романтическая поэма.
Сюжет поэмы кажется привычным романтизмом. Вкратце расскажите , как
развиваются события в поэме.
Учащиеся: пересказывают сюжет поэмы.
Учитель: Итак , в центре поэмы романтический герой Мцыри, гордый,
свободный и сильный человек, для которого «свобода» и «родина» означают
одно и то же.Таким образом, исключительный герой пребывает в
исключительных обстоятельствах.
Учитель: В поэме автор выбирает форму исповеди героя.Исповедь Мцыри
занимает почти все текстовое пространство поэмы ( 3-26 главы). Как вы
думаете, ребята, почему.
Учащиеся: Форма исповеди помогает Лермонтову психологически
правдоподобно раскрыть внутренний мир героя, его переживания.
Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним:
монастырскую неволю, радость свободы, упоение от битвы с барсом,
отчаяние оттого, что не попал в родную страну; безнадежность, когда вновь
возвращается к своей тюрьме.
Таким образом, читатель видит все происходящее с героем только его
глазами, что способствует характерной для романтического повествования
субъективности.
Учитель: А теперь , ребята, послушайте отрывок из поэмы «Битва Мцыри с
барсом» ( главы 16-18) –аудиозапись ( или читает ученик ).Этот эпизод
является кульминацией в развитии сюжета.
Учитель: Каким мы видим Мцыри в этом эпизоде.
Учащиеся: В этом эпизоде Мцыри показан как воин и охотник. Он говорит: «
Что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов».
Работа с иллюстрациями.
Учитель: Ребята, у вас на партах высказывание известного литературного
критика В.Г.Белинского:
« Что за огненная душа, что за могучий дух , что за исполинская натура у
этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии
тени его собственной личности».
Скажите , ребята, соответствует ли эта характеристика тому образу, который
создал Лермонтов.
Учащиеся: Да, соответствует.
Учитель: События поэмы рисуются на фоне красивой, экзотической
природы, что является одним из признаков романтического произведения.
Ребята, у вас на партах высказывание В.Г.Белинского. Давайте прочитаем его.
Учащиеся (читают высказывание). (В это время на экране проецируются
виды Кавказа ).
«Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова.
Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими,
благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был
колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и
после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные
впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов».
Учитель: Для подтверждения этой мысли давайте прочитаем выразительно
отрывок из поэмы – описание природы « Кругом меня цвел Божий сад;…»
(глава 11).
Учитель: Этот эпизод, да не только этот эпизод, но и вся поэма говорит о
том, что это высокохудожественное произведение, в котором каждое слово,
каждая глава – это целая картина. А этому способствовует язык поэмы.
Давайте поработаем над языком поэмы. Для этого разделимся на 2 группы
1 группа работает с главой 11(стр.240) , 2группа
работает с главой (
Задание: выписать художественно- выразительные средства, тропы, которые
использует автор, чтобы показать картины происходящего.
Учащиеся: выписывают тропы.
Учитель: А теперь давайте сделаем вывод об особенностях романтизма,
проявившихся в поэме «Мцыри».(К аждая группа записывает свой вывод, а
затем зачитывает его).
Вывод: В целом и форма изложения (поэма- исповедь), и экзотическая
обстановка, и характер главного героя, и лирически приподнятый язык
поэмы- всё это свидетельствует чисто романтическим традициям.
Заключение.
Учитель: Ребята, мы много говорили о жизни поэта, о его личности, о его
идеалах.
Перед вами картина «Парус». Она принадлежит кисти самого поэта. Строки
какого стихотворения вспоминаются вам.Учащиеся: Стихотворение «Парус».
Учитель: Кто прочитает нам это стихотворение
Ученик: (читает выразительно стихотворение).
Учитель: На какие мысли навевают это стихотворение и эта картина
Учащиеся: Лермонтов так же , как и его герой, был очень одинок в жизни.В
этом он сродни своему герою.Так же ,как и его герой, не смирившись с
действительностью, молодым уходит из жизни.Так же , как и его герой, он
противостоит «позорно- равнодушному поколению « смиренных рабов».
Домашнее задание ( по группам).
На экране проецируется высказывание Ю.И.Айхенвальда:
«Жизнь важна и ценна не в своём количестве, а в своей напряжённости, и две
тихие жизни променял бы Мцыри на одну, «но только полную тревог».
Лермонтов глубоко любит это обаяние правительственной тревоги и
беспокойства, эти молнии души, напряжённую страстность минуты».
Написать сочинение-эссе «Чем, по-вашему, измеряется ценность жизни?»
Рефлексия.
Незаконченные предложения:
Задание: закончить предложения.
В группе работать было ………….
Помогал мне ……………
Легко было……………..
Трудно было…………….
Больше всего мне понравилось ……………………….
Оценивание учащихся.