Напоминание

"Весенняя экскурсия" с детьми 6-7 лет.


Автор: Антощук Анжелика Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 119"
Населённый пункт: г. Курск
Наименование материала: Конспект природоведческой экскурсии по территории детского сада.
Тема: "Весенняя экскурсия" с детьми 6-7 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект природоведческой экскурсии по территории детского сада

«Весенняя экскурсия» с детьми 6-7 лет.

Цель: Расширение и обогащение знаний детей о весенних изменениях в

природе.

Задачи:

Образовательные:

расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе;

способствовать формированию интереса детей к природе;

формировать умение получать сведения о растениях путём проведения

опытов;

способствовать развитию основ экологического воспитания посредством

экологических игр (игр – путешествий, дидактических).

Развивающие:

развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и

действовать с природными объектами;

развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы,

замечать их изменения, устанавливать простейшие причинно-следственные

связи в природе;

способствовать усвоению детьми разных способов обследования;

развивать умение участвовать в коллективных разговорах, желание

участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные:

воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к

природе;

прививать культуру поведения в природе.

Материал:

Лупы, д/и «Чьё гнездо?», подарки для берёзы (совместная работа родителей с

детьми), корм для птиц, лоскутки, вата, нитки для гнёзд, стойки с названиями

остановок, медали для детей «Юные защитники природы».

Предварительная работа:

Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций, картинок о весне, о

природе, птицах, растениях, насекомых; чтение художественных

произведений о весне, загадывание загадок, разучивание песен,

стихотворений о весне, пословиц, поговорок о весне; беседа о правилах

поведения в природе; изготовление подарков для берёзки (совместная работа

родителей с детьми); д/и «Чьё гнездо?»; п/и «Раз, два,

три, к дереву, кусту – беги!».

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята, утром к нам в группу почтальон принёс письмо. А кто

его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт.

Дети: Весна!

Воспитатель: Что вы знаете о весне? Расскажите.

Дети: Весна – это время года, которое наступает после зимы. У весны три

месяца: март, апрель, май. Весной оживает и просыпается вся природа.

Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?

Ранняя весна – большое половодье.

Весна да осень – на дню погод восемь.

Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

Матушка весна всем красна.

Воспитатель: Весна – это удивительное время года. И сегодня Весна

приглашает нас на экскурсию. Вот какое письмо она нам прислала: «Дорогие

мои друзья! Я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по

территории вашего любимого детского садика, чтобы вы сами могли увидеть

изменения, которые произошли в природе. Ещё, я посылаю вам карту-схему,

где стрелочками указан маршрут путешествия и остановки. В конце этого

увлекательного путешествия вас ждёт сюрприз. Желаю вам удачи. Ваша

Весна.

Воспитатель: Ребята, вы готовы к путешествию?

Дети: Готовы!

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться пешком, ведь во время пеших

прогулок можно увидеть все изменения в природе, которые происходят в то

или иное время года, понаблюдать за птицами и насекомыми, внимательно

рассмотреть почки на деревьях, цветочки на земле, облака в небе. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда давайте вспомним правила, которые надо соблюдать,

чтобы не навредить природе. Дети перечисляют правила поведения в

природе:

нужно ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла

трава;

нельзя ломать деревья и кустарники;

нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не спугнуть птиц;

нельзя бросать мусор, а если увидишь мусор, надо подобрать его.

Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята! Я уверена в том, что вы во время

экскурсии не нарушите ни одно из этих правил.

Посмотрим, куда же нам идти. Мы находимся вот здесь. Стрелочка

показывает, что нужно идти вперёд! (Дети идут за воспитателем).

Первая остановка «Неживая природа».

Предложить детям посмотреть вокруг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг и скажите, что изменилось в

неживой природе с приходом весны? (Потеплело, от весеннего тепла

растаял снег).

Какая сегодня погода? (Ответы детей)

Посмотрите на небо. Какое оно весной? (Голубое, высокое).

Есть ли на нём облака? (Ответы детей)

Ребята, а вы знаете из чего состоят облака?

Дети: Из мельчайших капелек воды.

Воспитатель: Какие виды облаков вы знаете? (Кучевые, перистые,

слоистые).

Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте и скажите на что они похожи.

Ребята, а есть ли сегодня на небе солнце? (Есть).

Какое оно весеннее солнышко? (Яркое, лучистое, приветливое).

Чем отличается весеннее солнышко от зимнего?

Дети: Зимой солнце не грело землю, а только освещало её, ложилось оно

рано, а вставало поздно. Поэтому дни зимой были короткими, а ночи

длинными. Сейчас солнышко поднимается выше над горизонтом, посылает

больше лучей на землю, поэтому успевает прогреть землю. Дни стали

намного длиннее, а ночи короче, чем зимой.

Воспитатель: А как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит,

но ещё и греет?

Дети: Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза.

Воспитатель: Попробуем это сделать.

Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети: Да, солнце грело лицо.

Воспитатель: Как говорят в народе о солнышке в апреле? (Солнышко с

апрельской

горки в лето катится).

Воспитатель: Есть ли сегодня ветер? Как вы определили? А если есть ветер,

то как можно сказать о погоде? (Погода ветреная).

Ребята, вы заметили как легко нам дышится весной! Давайте подышим

свежим воздухом.

Дыхательное упражнение «Вдох и выдох» (Вдохнуть глубоко воздух через

нос и выдохнуть через рот (3 – 4 раза)).

Воспитатель: Есть ли сегодня какие-либо осадки? Какие осадки выпадают

весной?

(Ранней весной может идти снег, дождь).

Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает, в ней

накопилось много влаги от растаявшего снега).

Вот видите сколько признаков весны мы выделили в неживой природе.

Отправляемся дальше. Стрелочка на карте показывает нам, что нужно

повернуться кругом, дойти до перекрёстка, повернуть налево и идти прямо.

Вторая остановка «Деревья и кустарники»

Посмотрите вокруг и скажите: какие деревья растут у нас на территории

детского сада?

Дети: Берёзы, тополя, клёны, липы, ели, ивы, рябины, туи, белая акация.

Воспитатель: Назовите хвойные деревья. (Ель, туя). Чем отличаются

хвойные деревья от лиственных?

А кроме деревьев, что ещё растёт у нас на территории детского сада?

(Кустарники)

Назовите их. (Спирея, жёлтая акация, сирень).

Чем кустарник отличается от дерева?

Дети: У дерева один большой ствол и оно высокое, а у кустарника много

стволовых веток и он низкий.

Воспитатель: Посмотрите на деревья, кустарники и расскажите, что

происходит с ними весной?

Дети: На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки, появляются

серёжки. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои. Начинается

сокодвижение.

Воспитатель: Ребята, я хочу проверить, хорошо ли вы знаете деревья и

кустарники.

Предложить игру «Раз, два, три, к названному дереву, кусту – беги!»

(Правило: бежать к названному дереву можно только по команде «Беги!»).

Воспитатель: Деревья и кустарники ещё не покрылись листвой, как же вы их

отличали друг от друга?

Дети: По стволу, по коре, по веткам, по почкам.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы настоящие знатоки природы. И это

очень хорошо. Ведь человек не может жить отдельно от природы. Мы с вами

часть природы. Сегодня я хочу предложить вам сходить в гости к дереву,

которое растёт по всей территории нашей Родины и считается символом

России.

Загадать загадку о нём:

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (Берёза).

Воспитатель: Правильно отгадали. Предложить детям подойти к берёзе и

поздороваться с ней: «Здравствуй, берёзка», «Мы рады встречи с тобой».

Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (По белому стволу).

Сказать детям, что во всём мире нет дерева с белым стволом, кроме берёзы.

Спросить, как же называют берёзку в народе?

Дети: Белоствольной.

Наблюдение за берёзой.

Предложить детям понаблюдать за берёзой, внимательно посмотреть на её

веточки.

Спросить, что вы видите на них? (Почки).

Предложить рассмотреть почки, спросить, какие они? (Маленькие, покрытые

плотными коричневыми чешуйками).

Спросить, что скрывается в них? (Молоденькие листочки).

Сказать, что берёза украшает наш участок.

Какими ласковыми словами можно назвать берёзку? (Кудрявая, стройная,

высокая, лёгкая).

Обратить внимание детей на то, что о берёзе сложено много стихотворений,

песен, преданий – это самое красивое дерево.

Прочитать стихотворение русского поэта Александра Прокофьева:

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В зелёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

с зелёными серёжками.

Люблю её нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится

И гнётся, - но не ломится!

Спросить, ребята, а что это насыпано под берёзой? (Семена)

Откуда они появились? (Они находились в серёжках берёзы).

Правильно, на березке два раза в год вырастают серёжки. Первые появляются

уже в апреле. Посмотрите, они тонкие, коричневые и твёрдые. Это цветы

берёзки. А осенью на берёзке появляются новые серёжки, но это уже плоды,

в которых находятся семена. Посмотрите, с прошлого года остались такие

серёжки с семенами.

Предложить детям стать исследователями, взять лупы и рассмотреть семена

берёзы

Дети рассматривают семена. Спросить, какие семена? На что похожи?

(Маленькие, похожи на орешки с крылышками).

Спросить, как вы думаете, почему семена берёзы очень малы и имеют

крылышки?

(Чтобы ветру было легче разносить их).

Предложить детям проверить это и подуть на семена (дети дуют на семена).

Улетели ваши семена?

Обратить внимание детей на то, что если такое семечко упадёт на землю, то

из него вырастит новая берёзка.

Спросить, как вы думаете, сколько деревьев может вырасти из семян?

(Много)

Вот видите какая берёзка щедрая и добрая. Сколько новых берёзок она может

подарить! Ребята, а вы любите дарить подарки? (Да)

Предложить детям преподнести детям свои подарки, которые они сделали

своими руками вместе с родителями.

Дети:

Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко, ярко и согревает тебя.

Мы дарим тебе капельки воды, пусть они напоят и умоют тебя.

Мы дарим тебе птиц. Они будут тебе друзьями и спасут от гусениц.

Мы дарим тебе зелёные листочки, пусть у тебя их вырастет много,

много. Они будут шуметь, а мы придём к тебе и спрячемся под ними от

жаркого солнца.

Мы дарим тебе землю – почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит

и поит тебя.

Воспитатель: Лучшим подарком для берёзки и её подружек будет наша

забота и внимание.

Сказать детям, что нам пора двигаться дальше. Предложить попрощаться с

русской

красавицей берёзкой.

Далее сказать детям, что до следующей остановки нам будет нелегко

добраться. Но нам трудности не почём. Предложить произнести наш девиз:

«Мы в любое время года ходим тропами природы!»

Игра «Тропинка».

Дети выстраиваются друг за другом и идут змейкой по воображаемой

тропинке, выполняют команды:

Идём спокойным шагом друг за другом. Впереди большая лужа – идём

большими шагами, перешагивая лужи.

Спокойно идём по тропинке. На пути появились кочки – прыгаем с

кочки на кочку.

Снова идём спокойно. Перед нами брошенное бревно – идём

осторожно, сохраняя равновесие.

Идём спокойно. Что это? Тропинка стала мокрой от растаявшего снега.

Идём с трудом.

Идём спокойным шагом.

Сказать детям, что мы пришли.

Следующий пункт нашей весенней прогулки «Птичья столовая».

Загадать загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей»

(Кормушка).

Спросить у детей: Какое значение имеет кормушка для птиц? (Зимой птицы

прилетают к кормушке за кормом).

Какие птицы прилетали а течении всей зимы к нашей кормушке?

(Воробьи, синицы, вороны, сороки, дятлы, галки, голуби).

Какие это птицы? (Зимующие).

Ребята, а вы помогали птицам зимой? Попросить рассказать как.

(Изготавливали кормушки и насыпали в них: семечки, зёрнышки, хлебные

крошки).

А сейчас нужно продолжать подкармливать птиц? Почему? (Мало корма,

насекомых).

Воспитатель: Весна – время возвращения перелётных птиц. Назовите

перелётных птиц. (Ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.).

Прочитать стихотворение:

Под окном запрыгали воробушки,

Прилетели с юга журавли.

И запел певец весенний – скворушка

Песенки весёлые свои.

Спросить, каких птиц называют «вестниками весны»?

Дети: Грачей. Грач – это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

Воспитатель: Как говорят в народе про грачей? (Грач на горе – весна на

дворе).

Чем заняты птицы весной? (Ремонтируют старые гнёзда, строят новые).

Зачем птицы строят гнёзда? (Чтобы отложить яйца, вывести птенцов,

выкормить их).

Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок,

пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры и др.).

Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле, в

кустах).

Предложить поиграть в игру «Чьё гнездо?».

Дети по серии картинок определяют гнёзда птиц.

Воспитатель: Можно ли разорять гнёзда?

Дети: Нет, потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от

вредных насекомых. Они разносят по земле семена ягод, трав, цветов. Радуют

нас чудесным пением.

Воспитатель: Правильно, птицы дороги нам как часть чудесной природы

нашей Родины.

Трудовая деятельность.

Предложить детям помочь птичкам сделать их гнёзда теплее и уютнее. Вот я

захватила с собой коробочку с ватой, шерстяными нитками, лоскутками.

Предложить детям развесить эти предметы на кустах. (Дети развешивают

предметы на кустах и деревьях).

Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Я думаю, что птички

поблагодарят нас за такой подарок.

Сказать, что наше путешествие подходит к концу. Предложить ребятам ещё

раз внимательно приглядеться, прислушаться и назвать признаки

наступившей весны.

Дети перечисляют всё, что увидели на улице во время экскурсии:

небо стало высокое и голубое;

солнце светит ярко и пригревает;

ночи стали короче, а дни длиннее;

вся природа просыпается от зимнего сна;

на деревьях и кустарниках набухают почки;

прилетают перелётные птицы с юга;

птицы строят гнёзда и выводят птенцов.

Обратить внимание детей, что на веточки рябины висит посылка. Сказать,

что она от Весны. Она пишет, что наблюдала за нами и увидела какие вы

любознательные, добрые и ласковые защитники природы. Вы назвали все

признаки наступившей весны. И поэтому она с радостью хочет наградить вас

медалями «Юные защитники природы».

Предложить закончить наше путешествие стихотворением Владимира Орлова

«Живой букварь»:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа.

Птицы учат пению,

Паучок терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.



В раздел образования