Автор: Усанова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МКОУДО "Юрюзанская ДШИ"
Населённый пункт: город Юрюзань, Челябинская область
Наименование материала: АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Тема: "Основы инструментального исполнительства и музыкальная грамота (Баян, аккордеон)"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Юрюзанская детская школа искусств
Катав – Ивановского муниципального района»
Челябинской области
Основы инструментального
исполнительства и музыкальная грамота
(Баян, аккордеон)
Авторская образовательная программа для детей 5 – 6 лет
раннеэстетического образования
1 (2) года обучения
г. Юрюзань
2018 г.
Авторская образовательная программа для детей 5 – 6 лет раннеэстетического
образования 1 (2) года обучения.
Разработчик: Усанова Наталья Николаевна, преподаватель высшей
квалификационной категории по классу баяна, аккордеона ДШИ, г. Юрюзань
Утверждено на заседании педагогического совета от 20.03.2018 г.
Рецензенты:
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………4
I.Содержание программы……………………………………………8
II.Требования к уровню подготовки обучающихся…………….. .17
III.Формы и методы контроля……………………………………...18
IV.Методическое обеспечение учебного процесса……………….19
Список литературы………………………………………………….25
Пояснительная записка
Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в
значительной мере затронули систему образования и культуры. Центром
музыкального воспитания и образования детей, по – прежнему, остаются
Детские музыкальные школы и Детские школы искусств, т. к. они являются
наиболее массовым звеном в системе музыкального образования.
На основании программ, разработанных Министерством Культуры СССР
(1967 г., 1988 г. и др.), прием детей в музыкальную школу в классе баяна и
аккордеона производился в возрасте 9 – 10 лет с учетом специфики
инструмента и физических данных ребенка. В настоящее время педагоги по
классу баяна и аккордеона столкнулись с проблемой обучения детей 5 – 6
летнего возраста. Это связано с желанием родителей, обучать маленьких
детей игре на таких инструментах, как баян и аккордеон. Какой – либо
литературы по обучению детей 5 – 6 лет игре на баяне и аккордеоне нет,
поэтому и возникла необходимость создания данной программы.
Программа предназначена для обучения детей 5 – 6 лет игре на баяне и
аккордеоне.
Цель данной программы – наиболее эффективно организовать учебный
процесс в соответствии с современными требованиями, предъявленными к
музыкальной педагогике.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей в
подготовительном классе:
I ЭТАП – дошкольный (музыкальное развитие детей младшего возраста).
Направление данного этапа – общеобразовательное.
Цель: создание «фундамента», на котором построится все дальнейшее
развитие ученика. Период духовного овладения музыкой (хранить в уме,
носить в душе, слышать своим ухом).
II ЭТАП – школьный (в данной программе не рассматривается).
Многолетние исследования и опыт работы показали, что обучать детей
такого возраста возможно. Еще А. Д. Артоболевская говорила, что
«приобщать детей к искусству следует с самого раннего возраста».
Для успешного обучения необходимы следующие условия:
1.Физическая готовность
2.Психическая готовность
3.Мотивационная готовность (способность ребенка переключаться в учебную
деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно –
познавательную).
Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности
можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в
страну музыки.
Основная цель обучения – общемузыкальное развитие
Сопутствующие цели:
приобщение к любительскому музицированию «игре для себя»
пробуждение интереса к прекрасному
воспитание музыкального вкуса
Задачи программы:
1.Развитие музыкальных способностей (слух, ритм, память)
2.Формирование первоначальных навыков владения инструментом (посадка,
постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения и
меховедения, воспитание аппликатурной дисциплины).
3.Освоение первоначальных теоретических знаний (ключи, ноты,
длительности нот, счет, паузы, динамика, штрихи и т. д.)
4.Приобщение к различным видам музыкальной деятельности
(самостоятельное исполнение несложных песенок, игра в ансамбле с
педагогом, пение под аккомпанемент, подбор по слуху, чтение с листа,
ритмические упражнения и т. д.)
5.Сохранить любовь к музыке и развивать интерес к музыкальным занятиям
(учить слушать и сопереживать музыку, способствовать осмысленному ее
восприятию).
Учебный план авторской программы предлагает 1 час в неделю.
Объем учебной аудиторной нагрузки в классе составляет 34 часа.
При реализации авторской программы «Основы инструментального
исполнительства и музыкальная грамота (Баян, аккордеон)» со сроком
обучения 1(2) года обучения, продолжительность учебных занятий с первого
(второго) года обучения составляет 34 недели в год.
Время, затраченное на домашнее задание, должно составлять не менее 0,5
часа в день.
Основной формой проведения урока являются мелкогрупповые занятия
педагога с учащимися. Продолжительность урока составляет 35 минут.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку,
содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы
контроля, методическое обеспечение учебного процесса, список литературы.
Пояснительная записка содержит краткую характеристику предмета, его
роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объем
учебного времени, цель и задачи предмета. Раздел «Содержание предмета»
включает в себя годовые требования, а также репертуар для учащихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся разработаны на основе
«Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области
искусства». В разделе «Формы и методы контроля» сформулированы
требования к организации и форме промежуточного и итогового контроля. В
разделе «Методическое обеспечение учебного процесса» даны
методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование
методов работы по основным направлениям. Список литературы состоит из
перечня нотной и методической литературы.
Для реализации авторской программы «Основы инструментального
исполнительства и музыкальная грамота (Баян, аккордеон)» материально –
техническое обеспечение включает в себя:
- учебные аудитории для мелкогрупповых занятий;
- стулья, соответствующие росту учащихся;
- дидактический материал;
- библиотечный фонд, укомплектованный необходимой учебной, нотной и
методической литературой, аудио- и видеозаписями;
- комплект баянов и аккордеонов для детей младшего возраста;
- концертный зал.
Оборудование аудиторий должно соответствовать санитарным и
противопожарным нормам, а также нормам охраны труда.
I. Содержание учебного предмета
Первый год обучения
Освоение правильной посадки и постановки рук, организация
целесообразных игровых движений. Изучение нотной грамоты, составных
частей баяна, аккордеона, основных приемов игры на инструменте.
К концу учебного года ученики должны освоить 15 – 20 пьес, песенок,
попевок исполняемых правой, левой и двумя руками вместе.
ансамбли с другими учениками или преподавателем разной степени
завершенности (от разбора – знакомства до концертного исполнения);
различные упражнения для обеих рук;
гамму C – dur.
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
знать:
- исторические сведения о баяне, аккордеоне;
- строение инструмента;
- нотную запись и обозначения, встречающиеся в произведениях начального
периода;
уметь:
- ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изучаемых
инструментов;
- самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение;
- разбираться в средствах музыкальной выразительности:
а) слышать динамические оттенки;
б) понимать настроение музыкальных пьес;
владеть:
- посадкой и постановкой игрового аппарата;
- приемами исполнения штрихов non legato, legato, staccato;
- элементарными навыками движения меха.
Примерные программы промежуточной аттестации
I полугодие (контрольный урок)
Детская песенка «Петушок»
Уотт Д. «Три поросенка»
II полугодие (публичное выступление)
Р. н. п. «Калинка»
Чайковский П. И. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро»
Учебный план
Наименование
учебного
предмета
Количество
аудиторных
часов в неделю
Количество
внеаудиторных
часов в неделю
Формы контроля
1-е полугодие
2-е полугодие
Основы
инструментальног
о исполнительства
и музыкальная
грамота
1
0,5
Промежуточная
аттестация
(контрольный
урок, зачет,
творческий
проект)
Итоговая
аттестация
(публичное
выступление)
Примерный репертуарный список произведений
Пьесы для правой руки
1. Р. н. п. «Андрей - воробей»
2. Р. н. п. «А я по лугу»
3. Р. н. п. «Баю, баюшки-баю»
4. Р. н. п. «Василек»
5. Р. н. п. «Веснянка»
6. Р. н. п. «Возле речки, возле мосту»
7. Р. н. п. «Во саду ли, в огороде»
8. Р. н. п. «Вниз по матушке по Волге»
9. Р. н. п. «Да, во городе»
10.
Р. н. п. «Две тетери»
11.
Р. н. п. «Жигули»
12.
Р. н. п. «Заинька»
13.
Р. н. п. «Зайчик»
14.
Р. н. п. «Калачи»
15.
Р. н. п. «Камаринская»
16.
Р. н. п. «Как под горкой, под горой»
17.
Р. н. п. «Как у наших, у ворот»
18.
Р. н. п. «Кисель»
19.
Р. н. п. «Коровушка»
20.
Р. н. п. «Ладушки»
21.
Р. н. п. «Летал голубь, летал сизый»
22.
Р. н. п. «Матушка, что во поле пыльно?»
23.
Р. н. п. «Не летай, соловей»
24.
Р. н. п. «Пойду ль я, выйду ль я»
25.
Р. н. п. «Радуга - дуга»
26.
Русская народная песня
Пьесы для левой руки
1. «Вальс»
2. «Василек»
3. «Грустиночка»
4. Грустный вальс
5. «Дождик»
6. «Марш» и «Медвежий марш»
7. «Медвежий вальс»
8. «Медведь»
9. «Ослик»
10.
«Пароход»
11.
«Плясовая»
12.
«Полька»
13.
«Русская»
14.
Упражнения для левой руки
Обработки народных песен и танцев
1. Детская песенка «Дождик»
2. Латышская народная песня «Все пляшут вместе с нами»
3. Лат. н. п. «Петушок»
4. Лат. н. п. «Птичка- трясогузочка»
5. Литовская народная песня «Два цыпленка»
6. Лит. н. п. «Про кошку»
7. Р. н. п. «Ай на горе дуб»
8. Р. н. п. «Ах, во саду, саду»
9. Р. н. п. «Ах, вы сени мои, сени»
10.
Р. н. п. «Ах ти, матушка»
11.
Р. н. п. «Ах, улица, улица, широкая»
12.
Р. н. п. «А я по лугу»
13.
Р. н. п. «Барашечки»
14.
Р. н. п. «Баю-бай»
15.
Р. н. п. «Белка»
16.
Р. н. п. «Блины»
17.
Р. н. п. «Как под горкой, под горой»
18.
Р. н. п. «Василек»
19.
Р. н. п. «Веселые гуси»
20.
Р. н. п. «Горошина»
Произведения современных композиторов
1. Бажилин К. «Весенний денек»
2. Бажилин К. «Корабль Алладина»
3. Бажилин К. «Подснежник»
4. Бажилин Р. «Дедушка»
5. Бажилин Р. «Кукольный вальс»
6. Бажилин Р. «Кукушкин вальс»
7. Бажилин Р. «Мячик»
8. Бажилин Р. «Частушка»
9. Бажилин Р. «Эхо»
10.Бирич М. «Лягушонок»
11.Блага В. «Чудак»
12. Бойцова Г. «Кукла танцует вальс»
13.Гаврилов Л. «Маленький вальс»
14.Жилинский А. «Кот - мурлыка»
15.Красев М. «Белочка»
16.Красев М. «Белые гуси»
17.Красев М. «На льду»
18.Красев М. «Топ-топ»
19.Курков А. «Голубые санки»
20.Латышев А. Детская сюита «В мире сказок»
21.
Попатенко Т. «Бобик»
22.
Попов П. «Плачет киска»
23.
Портнов Г. «Ухти-тухти»
24.
Потоловский Н. «Охотник и зайка»
25.
Стативкин Г. «Динь-дон»
26.
Тиличеева Е. «Береза»
27.
Тиличеева Е. «Гори»
28.
Шплатова О. «Колокольчик»
29.
Шплатова О. «Кошка и курица»
30.
Шплатова О. «Лягушка»
31.
Шплатова О. «Паровоз»
32.
Юхно С. «Бычок»
33.
Юхно С. «Дедушка Ежок»
34.
Юхно С. «Егорка»
35.
Юхно С. «Киска»
Пьесы для игры в ансамбле с педагогом
Обработки народных песен, танцев
1. Детская песенка «Василек»
2. Белорусская народная песня «Люли-люли»
3. Латвийская народная песня «Ай-я, жу-жу»
4. Польская народная песня «Два кота»
5. Польская народная песня «Простая песенка»
6. Р. н. п. «Ах вы, сени»
7. Р. н. п. «А я по лугу»
8. Р. н. п. «Белочка»
9. Р. н. п. «Вдоль да по речке»
10.
Р. н. п. «Вечерком красна девица»
11.
Р. н. п. «Во поле береза стояла»
12.
Р. н. п. «Во саду ли, в огороде»
13.
Р. н. п. «Вставала ранешенько»
14.
Р. н. п. «Выйди, радуга-дуга»
15.
Р. н. п. «Дождик, дождик пуще» закличка
16.
Р. н. п. «Иванушка»
17.
Р. н. п. «Калинка»
18.
Р. н. п. «Как под горкой под горой»
19.
Р. н. п. «Козлик»
20.
Русская святочная колядка «Коляда - Коляда»
21.
Р. н. п. «Котик»
22.
Р. н. п. «Кукушечка»
23.
Р. н. п. «Маки, маки»
24.
Р. н. п. «На горе-то калина»
25.
Р. н. п. «Не летай соловей»
26.
Р. н. п. «Нива золотая»
27.
Р. н. п. «Ой, при лужку»
28.
Р. н. п. «Патока с имбирем»
29.
Р. н. п. «Полянка»
30.
Р. н. п. «Радуга-дуга» закличка
31.
Русский народный танец
32.
Р. н. п. «Со вьюном я хожу»
33.
Р. н. п. «Солнышко»
34.
Р. н. п. «Там за речкой»
35.
Р. н. п. «У ворот»
36.
Р. н. п. «У меня ль во садочке»
37.
Р. н. п. «Ходит зайка по лугу»
38.
Украинская народная песня «Веселые гуси»
39.
Чешская народная песня «А я сам»
40.
Чешская детская песенка
41.
Чувашская народная песня «Колыбельная»
42.
Швейцарская народная песня «Кукушка»
Пьесы современных композиторов
1. Аглинцова Е. «Русская песня»
2. Александрова «Наша песенка простая»
3. Арман Ж. «Фугетта»
4. Барток В. «Игровая песня»
5. Березняк А. «Ручеек»
6. Блага В. «Чудак»
7. Блантер М. «Марш футболистов»
8. Ботяров Е. «Музыкальная шкатулка»
9. Витлин В. «Баю-бай»
10. Голынин Г. «Медведь»
11. Герчик В. «Бегал зайчик по болоту»
12. Дунаевский И. «Моя Москва»
13. Игнатьев В. «Ехали медведи»
14. Игнатьев В. «Индюк»
15. Игнатьев В. «Маленькая песенка о большом дожде»
16. Игнатьев В. «Саночки»
17. Калинников В. «Тень-тень»
18. Карасев В. «Цветики»
19. Красев М. «Маленькая елочка»
20. Лехтинен Р. «Летка-Енка»
21. Литовко Ю. «Веселые лягушки»
22. Лушников В. «Маленький вальс»
23. Лушников В. «Хоровод»
24. Музыкальная игра «Эхо»
25. Невельштейн С. «Машенька-Маша»
26. Островский А. «Кролик»
27. Островский А. «Спят усталые игрушки»
28. Паулс Р. «Колыбельная»
29. Попатенко Т. «По грибы»
30. Портнов Г. «Ухти-тухти»
31. Потоловский Н. «Жук»
32. Потоловский Н. «Охотник»
33. Спадавеккина А. «Добрый жук»
34. Ставицкий Г. «Две частушки»
35. Ставицкий Г. «Маленький дождик»
36. Ставицкий Г. «Старые качели»
37. Тиличеева Е. «Гармошка»
38. Тиличеева Е. «Колыбельная»
39. Тиличеева Е. «Небо синее»
40. Тиличеева Е. «Песенка - дразнилка»
41. Тиличеева Е. «Спите, куклы»
42. Тиличеева Е. «Уж я колышки тешу»
43.
Уотт Д. «Три поросенка»
44.
Филиппенко А. «Цыплята»
45.
Хиндемит П. «Песня»
46.
Чайковский П.И. «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое
озеро»
47.
Шаинский В. «Песенка про кузнечика» из к/ф «Приключения
Незнайки»
II. Требования к уровню подготовки обучающихся
Настоящие требования разработаны на основе «Рекомендаций по
организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств».
Учащиеся имеют следующий уровень подготовки:
- владеют приемами исполнения штрихов non legato, legato, staccato;
- умеют ориентироваться в нотной записи и в клавиатурах изучаемых
инструментов;
- умеют самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение;
- владеют элементарными навыками движения меха;
- знают строение инструмента;
- знают нотную запись и обозначения, встречающиеся в произведениях
начального периода;
- владеют навыками игры в ансамбле.
III. Формы и методы контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет проверочную,
воспитательную и корректирующую функции.
Виды контроля и учета успеваемости: текущий контроль, промежуточная
и итоговая аттестация.
Текущий контроль успеваемости проводится на каждом уроке, а также по
окончании полугодий в целях контроля за качеством освоения программы в
форме контрольных уроков.
Промежуточная аттестация является основной формой контроля
учебной работы обучающихся и проводится с целью определения:
- качества реализации образовательного процесса;
- качества практической и теоретической подготовки по учебному предмету;
- уровня умений и навыков, развитых у обучающихся на определенном этапе
обучения.
Формой промежуточной аттестации может быть контрольный урок, зачет,
творческий проект. На промежуточную аттестацию в середине учебного года
выносятся 2 разнохарактерных произведения. Выступление на концерте
может приравниваться к промежуточной аттестации.
Итоговая аттестация учащихся определяет уровень и качество освоения
образовательной программы. Формой итоговой аттестации является
публичное выступление, которое проводится в конце учебного года.
Учащиеся исполняют 2 произведения различные по жанру и форме.
Так как основной формой проведения урока являются мелкогрупповые
занятия педагога с учащимися, то возможно публичное исполнение в
ансамбле и с преподавателем.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации для преподавателей
Желательно, чтобы дети, обучающиеся по данной программе, обладали
музыкальными способностями: музыкальный слух, ритм, память. Но эти
показатели не являются главным критерием при обучении детей.
Преобладающим фактором должны служить: интерес и желание заниматься
музыкой. Способности ребенка развиваются в процессе активной
музыкальной деятельности. Правильно организовать и направить ее с самого
раннего детства, учитывая изменения возрастных ступеней – задача педагога.
Пятый год жизни характеризуется активной любознательностью детей.
Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями т событиями, может
сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить:
музыку веселую, радостную, спокойную
звуки высокие, низкие, громкие, тихие
в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная)
на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян).
Ребенку понятны требования:
как надо спеть песню
как двигаться в спокойном хороводе
как двигаться в подвижной пляске.
Шестой год жизни – это период подготовки ребенка к школе.
При обучении шестилеток необходимо учитывать тот жизненный и
музыкальный опыт, которым владеет ребенок к моменту своего прихода в
школу.
Алгоритм выполнения программы:
Обучение игре на инструменте начинается с так называемого донотного
периода (На первом этапе исключить раздел – знакомство с нотной
грамотой).
Содержание работы:
слушание музыки (определение характера, жанра)
сознание ритмического своеобразия жанров
пение песен с поддержкой аккомпанемента и без него
определение количества звуков, мотивов
осознание понятия относительной высоты звуков
знакомство с ладом
постановка руки и освоение штрихов
игра в ансамбле
исполнение легких пьес, этюдов. Упражнений
выполнение творческих заданий: рисунков к пьесам, сочинение
маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху.
На уроке ученики должны, прежде всего, учиться играть на инструменте.
Опыт показывает, что пьески необходимо подбирать с учетом
психологических особенностей детей дошкольного возраста.
Мелодии должны быть короткие (народные попевки, песенки и пьесы).
Объем пьес не должен выходить за рамки 8 тактов
Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только
создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять
ритмическую сторону песенки)
Музыкальное воспитание строить на русской национальной основе, на
классических образцах, на примерах фольклорного творчества других
народов.
Предпочтение следует отдавать игре non legato.
Начинать обучение нужно с игры одним пальцем и от урока к уроку с
каждой новой пьеской включать в работу все пальцы. Уже на первых
занятиях ученик должен понять закономерности аппликатуры, исходя из
естественного и удобного расположения пальцев на клавиатуре.
Убедившись в том, что малыш:
слышит высокие и низкие звуки, движение мелодии вверх и вниз;
хорошо знает строение клавиатуры, деление на октавы;
знает название клавиш;
имеет представление о том, что мелодия складывается из различных
длительностей и имеет определенный метроритм;
владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой руки,
можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам.
Обучение нотной грамоте должно быть постепенным, не форсированным.
Опыт показывает, что наилучший путь к овладению нотной грамотой –
запись учеником играемых им мелодий. Не может быть и речи о разъяснении
дошкольнику ритмических закономерностей. Ритм воспринимается ребенком
в этом возрасте на слух, зрительно, с помощью текста, путем сравнения
длинных и коротких длительностей. Незаменимыми в домашних занятиях
являются нотные прописи, в которых довольно в простой форме излагается
теоретический материал, много творческих заданий, загадок.
Приступить к первому практическому уроку можно только после
выполнения требований к посадке ученика, установке инструмента,
постановки рук:
подобрать стул нужной высоты
подготовить ремни
Часть урока посвятить упражнениям:
Сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками
вместе («Мостик», «Прыжки», «Мячик», «Классики»)
Подготавливающие игровые движения на инструменте для развития
гибкости рук
На релаксацию
Воздушным клапаном
Образное восприятие, активная работа воображения – отличительная
особенность детского мышления. Для развития образного мышления,
педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:
«Замок – молния» - для расслабления запястья. Свободное скольжение
по клавиатуре вверх и вниз.
«Перелеты птички с приземлениями» - дугообразные и волнообразные
перемещения по клавиатуре.
«Найди меня» - упражнение на развитие слуха.
«Шагающий экскаватор» - передача характера через прикосновение с 1-
го по 5-й палец с раскачиванием запястья.
«Медведь» - механическое заучивание нот в левой клавиатуре.
Исполнять в разном характере.
«Эхо» - развитие слуховых навыков.
Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать
образное мышление ученика, искать такие способы развития ребенка,
которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.
Формы работы:
Игра в ансамбле с педагогом.
Ансамбль – это вид совместного музицирования. Еще Г. Нейгауз писал по
поводу игры в ансамбле: «С самого начала, с самого первого занятия ученик
вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет
простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу
ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но
искусства. Еще не зная нот, и то, что ученики играют музыку, которая у них
на слуху, несомненно будет побуждать их как можно лучше выполнять
первые музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над
художественным образом».
Задачи преподавателя в работе над ансамблем:
развить и активизировать творческое начало личности ребенка
увлечь ученика музыкой
приобщить ребенка к творчеству
Навыки игры, приобретаемые детьми при игре в ансамбле:
знакомство с инструментом
знакомство с диапазоном, с клавиатурой
освоение ритмических закономерностей
приобретение элементарных первоначальных игровых движений
освоение динамических оттенков, штрихов
развитие звукового воображения.
Очень важно, начиная работу с детьми 5 – 6 летнего возраста, сделать
родителей соучастниками педагогического процесса. А. Д. Артоболевская
писала: «Радостным трудом для самих родителей должно быть то время,
которое они будут отдавать музыкальным занятиям. Семья может и должна
стать первой ступенью художественного воспитания».
Цели сотрудничества:
создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей
музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной,
джазовой, народной)
создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу
которого составляют:
o
полное доверие
o
доброжелательность
o
заинтересованность и общность цели.
Задачи в работе с родителями:
включение родителей в образовательный процесс
сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку в его
ежедневных занятиях дома
формирование новых интересов семьи
духовное сближение родителей и детей
формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и
усердие в занятиях музыкой.
Работа с родителями осуществляется в 2-х направлениях:
индивидуально
с коллективом родителей
Наиболее рациональные формы работы с родителями:
приглашение на уроки (особенно важен начальный этап обучения)
родительские собрания с концертом учащихся
индивидуальные и коллективные консультации
семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера,
посвященные различной тематике, на которых дети будут иметь
возможность проявить свои музыкальные способности).
Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по
различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей,
динамических оттенков, знаков альтерации и т. д.).
Список литературы
Нотная литература
1. Аккордеон. Хрестоматия 1-3 классы ДМШ / М: Кифара, 2002 г.
2. Аккордеон в музыкальной школе. Пьесы для 1-2 класса / М: Советский
композитор, 1974 г. - Вып. 16.
3. Аккордеон в музыкальной школе для 1-2 класса / Москва: Советский
композитор, 1977 г. - Вып. 24.
4. Ансамбли для баянистов и аккордеонистов / Составитель Р.И. Гречухина. -
Санкт-Петербург: Композитор, 2002 г.
5. Бажилин Р. Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне) / Москва: 2000 г.
6. Бажилин Р. Н. Школа игры на аккордеоне / Москва: Изд. Владимира
Катанского, 1999 г.
7. Баян ДМШ. Подготовительный класс / Киев: Музична Украина, 1990 г.
8. Баян ДМШ. 1 класс / Киев: Музична Украина, 1983 г.
9. Баян. 1-3 классы ДМШ Хрестоматия / под редакцией Д.Самойлова. -
Москва: Кифара, 2001 г.
10.
Бойцова Г. Юный аккордеонист / Москва: Музыка, 1994 г. – Ч. 1
11.
Бойцова Г. Юный аккордеонист / Москва: Музыка, 1994 г. – Ч. 2
12.
Брызгалин В. Я играю на баяне / Курган, 1995 г.
13.
Гречухина Р.Н. Хрестоматия для баяна младшие классы ДМШ / Санкт-
Петербург: Композитор, 2002 г.
14.
Двилянский М. Самоучитель игры на аккордеоне / Москва: Советский
композитор, 1988 г.
15.
Иванов Аз. Руководство по игре на аккордеоне / Ленинград: Музыка,
1990 г.
16.
Игнатьев В., Игнатьева Л. Я музыкантом стать хочу / Москва:
Советский композитор, 1986 г.
17.
«Кораблик» альбом детских сочинений для баяна и аккордеона. /
Санкт-Петербург: Композитор, 2001 г.
18.
Легкие пьесы для чтения с листа на аккордеоне / Москва: Советский
композитор, 1975 г.
19.
Лушников В. Школа игры на аккордеоне / Москва: Советский
композитор, 1987 г.
20.
Малыш за роялем. Учебное пособие / Лещинская И., Пороцкий В.
Москва: Советский композитор, 1989 г.
21.
Мирек А. Самоучитель игры на аккордеоне / Москва: Советский
композитор, 1982 г.
22.
Мирек А. «Школа игры на аккордеоне». Москва «Советский
композитор» 1972 г.
23.
Муравьева Е. И. Аккордеон с азов / Санкт-Петербург: Композитор, 1998
г.
24.
Наумов Г. Лондонов П. Школа игры на аккордеоне / Москва: Музыка,
1977 г.
25.
Педагогический репертуар аккордеониста 1-2 классы ДМШ /
Москва: Музыка, 1977 г. – Вып. 6.
27.
Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне / Москва: Кифара, 1996 г.
27.
Стативкин Г. Начальное обучение на готово- выборном баяне / Москва:
Музыка, 1989 г.
28.
Тирских А. Педагогический репертуар для обучения на 5-рядном
готово-выборном баяне / Иркутск, 1998 г.
29.
Хереско Л. Музыкальные картинки / ред. Н. Копчевского. - Ленинград:
Советский композитор, 1982 г.
30.
Хрестоматия аккордеониста / Москва: Музыка, 1973 г. - Вып. 1
31.
Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ / Москва: Советский
композитор, 1978 г.
32.
Хрестоматия аккордеониста 1-2 классы ДМШ / Москва: Музыка, 1991 г.
33.
Хрестоматия баяниста младшие классы ДМШ / сост. А. Крылусов. -
Москва: Музыка, 2002 г. - Вып. 2
34.
Шплатова О. Первая ступенька / Ростов – на – Дону: Феникс, 2010 г.
35.
Юный аккордеонист / ред. П. Говорушко. – Москва: Музыка, 1964 г.
36.
Юхно С. Аленкины гости. Песенки и потешки для баяна и аккордеона /
Санкт-Петербург: Союз художников, 2002 г.
Методическая литература
1. Алексеева Л. Н. Музыкальная грамота в нотных прописях. Тетрадь первая /
2-е издание - М., 1997 г.
2. Алексеева Л. Н. Музыкальная грамота в нотных прописях. Тетрадь вторая /
1-е издание - М., 1997 г.
4. Алексеева Л. Н. Музыкальная азбука. Учебник - тетрадь для
первоклассника / издание 2-е. - М: Московская государственная
консерватория им. П.И.Чайковского, 2000 г.
4. Альтерман С. 40 уроков начального обучения музыке детей 4 -6 лет.
Тетрадь 1-я и 2-я / Санкт-Петербург: Композитор, 2003 г.
5. Белорусец К.С. Музыкальный конструктор. Экспериментальное учебное
пособие / издательство Открытый мир, 1996 г.
7. Климова В. Е. Развитие мышечно-суставных ощущений и подготовка
игрового аппарата учащегося аккордеониста к овладению техническими
навыками / В. Климова. – Екатеринбург, 2002.
8. Липс Ф. Р. Искусство игры на баяне / Ф. Липс. – М., 1985.
9. Семенов В. А. Современная школа игры на баяне / В.Семенов. – М.:
Музыка, 2007.