Автор: Суздорф Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Томская обл.,с.Кожевниково
Наименование материала: статья
Тема: "Оригами, как средство развития мелкой моторики младших школьников"
Раздел: начальное образование
Статья «Оригами, как средство развития мелкой моторики
младших школьников»
Развитие
мелкой
моторики
является
одним
из
важных
задач
в
развитии
ребёнка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и
педагогов.
Они
сходятся
во
мнении,
что
мелкая
моторика
очень
важна.
Потому
что
через
неё
развиваются
внимание,
мышление,
координация,
воображение, зрительная и двигательная память, речь.
Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами
и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и
костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого
возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся
более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые
требуют согласованных действий обеих рук. Почему же так важно развивать
мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного
мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая
речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые
центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его
интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей
нормального
физического
и
нервнопсихологического
развития
ребёнка
является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой
моторики.
Мелкая
моторика
–
это
разновидность
движений,
в
которых
участвуют
мелкие
мышцы.
Занятия
по
развитию
мелкой
моторики
руки
являются
развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было
известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что
игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и
разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной
готовности
к
школьному
обучению.
Возможность
познания
окружающих
предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.
Известному
педагогу
В.
А.
Сухомлинскому
принадлежит
высказывание:
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем
больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Аристотель говорил:
«Рука
–
это
инструмент
всех
инструментов»,
подразумевая
под
этим
взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки
отмечал и Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг». Эти наблюдения
обязывают нас педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие
мелкой
моторики
пальцев
рук.
Пальцы
наделены
большим
количеством
рецепторов,
посылающих
импульсы
в
центральную
нервную
систему
человека.
На
кистях
рук
расположено
множество
акупунктурных
точек,
массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно
с
ними
связанные.
Недостаточность
движений
ручной
моторики
может
вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых
его
этапах.
Вот
почему
работа
по
развитию
мелкой
моторики
является
важной составляющей обучения ребёнка. В процессе игр и упражнений на
развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и
зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и
учебно-практическая деятельность. Простые движения рук помогают убрать
напряжение не только с самих рук, но и
с губ, снимают умственную
усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит –
развивать
речь
ребёнка.
Развитие
тонких
движений
пальцев
рук
предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в
мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции
находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, очень
много
это
и
пальчиковые
игры,
и
специальные
игрушки,
и
занятия
рукоделием, и игры с мячиком, упражнения с грецкими орехами, занятия с
пластилином, глиной, солёным тестом.
Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является
оригами – японское искусство складывания бумаги.
Оригами – это уникальная возможность развития мелкой моторики и массажа
кончиков
пальцев,
что
способствует
развитию
познавательных
процессов
младших
школьников.
Занятия
оригами
оказывают
воздействие
на
тактильную
чувствительность
и
сложную
координированность
движений
пальцев и кистей рук, что позволяет окрепнуть детской руке и без труда, в
дальнейшем, овладевать навыками письма.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки.
Именно
поэтому
складывание
–
это
полезное
занятие,
способствующее
активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку
в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память,
воображение,
сообразительность.
Все
эти
психологические
особенности
неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария
головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с
воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое
полушарие
связано
с
логическим
мышлением,
речью,
счётом,
научными
способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование
одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для
развития обеих половин мозга. Медики утверждают, что занятия оригами
глубоко
влияют
на
психическое
состояние
ребёнка
и
приводят
его
в
равновесие.
У
детей,
занимающихся
этим
искусством,
снижается
тревожность,
что
позволяет
им
адаптироваться
к
различным
сложным
ситуациям.
Работая с бумагой, дети упражняются в складывании, проглаживании сгибов
пальчиками, точности и чёткости движений.
Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами – точности в
совпадении
углов,
сторон,
тщательного
проглаживания
складок,
мы
улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем
глазомер
и
зрительно-
моторную
координацию,
развиваем
концентрацию
внимания,
уточняем
пространственные
представления.
Выполнение
разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной
инструкции,
способствует
развитию
конструктивного
мышления.
Дети
практически усваивают пространственные понятия – спереди, сзади, вверху,
внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается
наречиями и предлогами, обозначающими действия, производимые с бумагой
в процессе работы. Освоив какую - либо модель у детей появляется желание
поделиться
своими
знаниями,
научить
других.
Повторяя
выполнение
определённых действий, тренируется память, планирование и контроль над
своей деятельностью, а так же распределение внимания между речью и
практическим
действием.
Делясь
своим
опытом,
сопровождая
показ
изготовления
фигурки
пояснениями,
дети
преодолевают
застенчивость
и
нерешительность.
Оригами имеет одну важную, отличающуюся от других методов развития
мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате
готовый
продукт
в
виде
сложенной
поделки,
которая
является
доказательством стараний и достижений ребёнка, источником его гордости и
радости, представляет для него ценность.
Чтобы собрать бумажную фигурку, необходимо сделать огромное количество
чётких мелких движений, поэтому занятия оригами идеально подходят для
развития мелкой моторики рук.