Напоминание

"Оригами, как средство развития мелкой моторики младших школьников"


Автор: Суздорф Ирина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Кожевниковская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Томская обл.,с.Кожевниково
Наименование материала: статья
Тема: "Оригами, как средство развития мелкой моторики младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья «Оригами, как средство развития мелкой моторики

младших школьников»

Развитие

мелкой

моторики

является

одним

из

важных

задач

в

развитии

ребёнка. Проблема развития мелкой моторики волнует многих психологов и

педагогов.

Они

сходятся

во

мнении,

что

мелкая

моторика

очень

важна.

Потому

что

через

неё

развиваются

внимание,

мышление,

координация,

воображение, зрительная и двигательная память, речь.

Мелкая моторика – это способность выполнения мелких движений пальцами

и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и

костной систем. Мелкая моторика начинает развиваться с младенческого

возраста естественным образом. С возрастом моторные навыки становятся

более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые

требуют согласованных действий обеих рук. Почему же так важно развивать

мелкую моторику рук ребёнка? Моторные центры речи в коре головного

мозга находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая

речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые

центры, что и активизирует речь, общее развитие ребёнка и влияет на его

интеллектуальные способности. Наукой доказано, что одним из показателей

нормального

физического

и

нервнопсихологического

развития

ребёнка

является развитие руки, ручных умений, или, как принято говорить, мелкой

моторики.

Мелкая

моторика

это

разновидность

движений,

в

которых

участвуют

мелкие

мышцы.

Занятия

по

развитию

мелкой

моторики

руки

являются

развивающими, здоровьесберегающими и оздоравливающими.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было

известно ещё во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что

игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и

разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной

готовности

к

школьному

обучению.

Возможность

познания

окружающих

предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Известному

педагогу

В.

А.

Сухомлинскому

принадлежит

высказывание:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Аристотель говорил:

«Рука

это

инструмент

всех

инструментов»,

подразумевая

под

этим

взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Важность развития руки

отмечал и Кант: «Рука – это своего рода внешний мозг». Эти наблюдения

обязывают нас педагогов обратить самое серьёзное внимание на развитие

мелкой

моторики

пальцев

рук.

Пальцы

наделены

большим

количеством

рецепторов,

посылающих

импульсы

в

центральную

нервную

систему

человека.

На

кистях

рук

расположено

множество

акупунктурных

точек,

массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно

с

ними

связанные.

Недостаточность

движений

ручной

моторики

может

вызывать негативное отношение к обучению в школе уже на самых первых

его

этапах.

Вот

почему

работа

по

развитию

мелкой

моторики

является

важной составляющей обучения ребёнка. В процессе игр и упражнений на

развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и

зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и

учебно-практическая деятельность. Простые движения рук помогают убрать

напряжение не только с самих рук, но и

с губ, снимают умственную

усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит –

развивать

речь

ребёнка.

Развитие

тонких

движений

пальцев

рук

предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в

мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции

находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Способов, позволяющих развивать мелкую моторику детских пальцев, очень

много

это

и

пальчиковые

игры,

и

специальные

игрушки,

и

занятия

рукоделием, и игры с мячиком, упражнения с грецкими орехами, занятия с

пластилином, глиной, солёным тестом.

Одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости является

оригами – японское искусство складывания бумаги.

Оригами – это уникальная возможность развития мелкой моторики и массажа

кончиков

пальцев,

что

способствует

развитию

познавательных

процессов

младших

школьников.

Занятия

оригами

оказывают

воздействие

на

тактильную

чувствительность

и

сложную

координированность

движений

пальцев и кистей рук, что позволяет окрепнуть детской руке и без труда, в

дальнейшем, овладевать навыками письма.

Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки.

Именно

поэтому

складывание

это

полезное

занятие,

способствующее

активности как левого, так и правого полушария головного мозга, поскольку

в работу включены две руки сразу. Занятия развивают внимание, память,

воображение,

сообразительность.

Все

эти

психологические

особенности

неразрывно связаны и зависят от активности правого и левого полушария

головного мозга. Функция правого полушария головного мозга связано с

воображением, музыкальными и художественными способностями, а левое

полушарие

связано

с

логическим

мышлением,

речью,

счётом,

научными

способностями. Пластичность детского мозга и минимальное доминирование

одного полушария над другим является очень благоприятной почвой для

развития обеих половин мозга. Медики утверждают, что занятия оригами

глубоко

влияют

на

психическое

состояние

ребёнка

и

приводят

его

в

равновесие.

У

детей,

занимающихся

этим

искусством,

снижается

тревожность,

что

позволяет

им

адаптироваться

к

различным

сложным

ситуациям.

Работая с бумагой, дети упражняются в складывании, проглаживании сгибов

пальчиками, точности и чёткости движений.

Настойчиво добиваясь соблюдения главного правила оригами – точности в

совпадении

углов,

сторон,

тщательного

проглаживания

складок,

мы

улучшаем не только качество поделки, но и силу мышц пальчиков, тренируем

глазомер

и

зрительно-

моторную

координацию,

развиваем

концентрацию

внимания,

уточняем

пространственные

представления.

Выполнение

разнообразных действий с бумагой по показу педагога, а потом по устной

инструкции,

способствует

развитию

конструктивного

мышления.

Дети

практически усваивают пространственные понятия – спереди, сзади, вверху,

внизу, левый верхний угол, правый нижний угол. Словарь детей обогащается

наречиями и предлогами, обозначающими действия, производимые с бумагой

в процессе работы. Освоив какую - либо модель у детей появляется желание

поделиться

своими

знаниями,

научить

других.

Повторяя

выполнение

определённых действий, тренируется память, планирование и контроль над

своей деятельностью, а так же распределение внимания между речью и

практическим

действием.

Делясь

своим

опытом,

сопровождая

показ

изготовления

фигурки

пояснениями,

дети

преодолевают

застенчивость

и

нерешительность.

Оригами имеет одну важную, отличающуюся от других методов развития

мелкой моторики, особенность – это тренинг, оставляющий в результате

готовый

продукт

в

виде

сложенной

поделки,

которая

является

доказательством стараний и достижений ребёнка, источником его гордости и

радости, представляет для него ценность.

Чтобы собрать бумажную фигурку, необходимо сделать огромное количество

чётких мелких движений, поэтому занятия оригами идеально подходят для

развития мелкой моторики рук.



В раздел образования